Научная статья на тему 'Этнос и место этнического самосознания в процессе формирования этнополитической общности'

Этнос и место этнического самосознания в процессе формирования этнополитической общности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
325
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КАЗАХСТАНСКОЕ ОБЩНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ETHNIC POLICY / NATIONAL IDENTITY / THE KAZAKH COMMUNITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нурканов А. А.

В статье рассмотрены вопросы государственной этнополитики в процессе формирования гражданского единства и тенденции в развитии национальной и гражданской идентичности в условиях демократизации общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic groups and ethnic consciousness place in the formation of community ethnopolitical

The issues of state ethnic policy in the process of formation of civil unity and trends in the development of national and civic identity in the conditions of democratization of public life are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Этнос и место этнического самосознания в процессе формирования этнополитической общности»

Политология (Political science)

УДК 323.1

Нурканов А. А. Этнос и место этнического самосознания в процессе формирования этнополитической общности

Ethnic groups and ethnic consciousness place in the formation of community

ethnopolitical

Нурканов Алмас Аманжолович

ассистент профессора Казахская головная архитектурно-строительная академия

Nurkanov A.A.

Kazakh Leading Academy of Architecture and Civil Engineering

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы государственной этнополитики в процессе формирования гражданского единства и тенденции в развитии национальной и гражданской идентичности в условиях демократизации общественной жизни.

Ключевые слова: этнополитика, национальное самосознание, казахстанское общность, национальное идентичность, патриотизм

Abstract: The issues of state ethnic policy in the process of formation of civil unity and trends in the development of national and civic identity in the conditions of democratization of public life are considered in this article.

Keywords: ethnic policy, national identity, the Kazakh community, national identity, patriotism

В настоящее время для совершенствования межнациональных (межэтнических) отношений растет потребность выработки новой концепции генезиса национальной психологии, поэтому изучение проблемы политического развития национальной психологии как фактора единения общества и формирования этнополитической общности имеет огромное социально-политическое значение, ибо общечеловеческое и национальное (этническое) постоянно находится в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Следовательно, есть потребность в выработке концепции национальной (этнической) психологии для совершенствования национальной политики.

Таким образом, изучение этнопсихологических особенностей людей несомненно помогает глубже знать и правильно понимать человека, этническую группу, социально-этническую общность. Оно также позволяет вскрыть характерные закономерности развития национальной психологии. Знание особенностей этнической психологии — огромная сила, способная вовремя вскрыть противоречия внутри этноса и между этносами в различных ситуациях достичь межэтнического (межнационального) согласия. Ибо межэтническая совместимость проявляется: на межкультурном, менталитетном и межличностном уровнях. Только совместимость способствует совместной жизнедеятельности людей и, в конечном счете, обеспечивает стабильность общества.

И это понятно. За годы суверенитета и независимости произошел существенный психологический перелом в сознании граждан Республики Казахстан. На базе демократических преобразований в нашем полиэтническом обществе народ стал осознавать себя как гражданскую и этнополитическую общность казахстанцев. Это еще раз подтверждает правильность принципа государственной идентичности в стране, отраженного в Основном законе Республики: «Мы — народ Казахстана» и «единственным носителем суверенитета и источником государственной власти является народ» /1/.

Почти все исследователи национальных (этнических) проблем едины в том, что этническое объединение казахстанского народа вовсе не означает исчезновение национальных (этнических) различий. Преодоление национальных различий — весьма сложный, длительный и многогранный процесс, и что такое объединение предполагает чувство единства и солидарности всех граждан Республики Казахстан. Поэтому, пожалуй, прав исследователь Р.Б.Абсаттаров,

когда указывает, что формирование и развитие этнополитической общности народов Казахстана происходит «...в результате демократических преобразований, интернационализации национальной жизни, связанных с развитием наций, народностей, национальных и этнических групп на основе совокупности общественных отношений, сохраняющих свои национальные черты и особенности, имеющих общие: Родину — Казахстан, территорию, экономику, социально-классовую структуру, унитарно-правовое государство и общую цель — построение цивилизованного общества. На этой основе — все более развивающихся многообразных общечеловеческих черт в морали, быту, социально-экономической жизни, языковой сфере, свойственных различным национальностям, — происходит объединение их и осознание ими единства» /2/.

Следует также подчеркнуть, что общая историческая судьба этнических групп, населяющих Республику Казахстан, отразилась на менталитете народа, способствующая формированию общих идеалов и ценностей. Происходит также трансформация общественного сознания и появляются предпосылки формирования общенационального самосознания народов Казахстана. Понятие «общенациональное самосознание» связано с понятиями «национальное сознание» и «национальное самосознание». Поэтому смысл понятия «общенациональное самосознание» можно понять лишь в системе «сознание — самосознание», на основе которой формируется общественное (общенациональное) самосознание. Однако, во избежание неправильной трактовки следует различать термины: «национальное самосознание» и «национальное сознание». «Национальное самосознание», которое широко употребляется при определении (чаще всего при переписи населения) национальной (этнической) принадлежности, является реальностью и может рассматриваться в качестве признака нации, но более сложного, чем

экономические связи, язык и территория. Национальное самосознание не может существовать как самостоятельный признак нации наряду с другими признаками нации, а определяется ими.

Тесная связь между нациями, утверждение господства принципов межнационального согласия и взаимопонимания предполагает реальную возможность появления нового типа самосознания — общенационального самосознания, являющегося более высоким типом самосознания, чем национальное или этническое. Но при этом оба уровня самосознания предполагают выделение и отличие своей общности от всех других. Следовательно, общенациональное самосознание — это осознание массами единства определенной общности (например, казахстанского общества): осознание отличия ее от других общностей (общественных систем) как многонациональных, так и мононациональных; представление об общности исторического прошлого народов Казахстана; о территориальной общности («родной Земле»), то есть если национальное самосознание — это самосознание одной определенной (казахской, русской, узбекской и т.п.) нации, этнической общности, то общенациональное самосознание — это самосознание общности многонациональной, полиэтнической по структуре, интернациональной по сути и патриотической по духу.

Известно, что общенациональное самосознание отнюдь не служит для характеристики любого многонационального государства, как раз напротив: оно может иметь смысл только в отношении такого многонационального общества, как Казахстан, которое представляет собой прочное единство наций, формирующееся как результат естественно-исторического развития отношений между равноправными и едиными в своих устремлениях народами, и сам процесс формирования не затрагивает основы национального в их бытии.

Одной из кардинальных проблем формирования этнополитической общности казахстанцев является превращение идеи гуманизма и подлинного интернационализма, т.е. интернационализма «на деле» в глубокое убеждение каждого гражданина многонациональной, полиэтнической Республики Казахстан. Но решение этой задачи зависит от подлинно научной обоснованности в деталях исторической необходимости демократических преобразований казахстанского общества на принципах построения гражданского, правового, суверенного государства, где основной ценностью является человек, гармоничные, честные, гуманные взаимоотношения различных социальных, национальных (этнических) групп, составляющих единое общество.

Для достижения единой цели — построения гражданского, демократического общества необходимо преодоление различных форм национализма (космополитизм, шовинизм, национальная обособленность), ибо национализм в любой форме — это болезненное состояние национального чувства. Но национальное чувство, возникшее на благородной почве, находит своей выражение в патриотизме и интернационализме, которое способствует формированию единой этнополитической общности казахстанцев, ибо обратной стороной национального чувства является предрассудок об «особых» моральных качествах собственной нации.

В социально-политическом плане проявление национального (этнического) чувства зависит от политической ситуации. Так, например, если в 30-х годах многие американцы характеризовали японцев как «умных», «прогрессивно настроенных» и «трудолюбивых», то в 40-х годах, когда между Японией и США шла война, их называли «хитрыми» и «коварными». Аналогично этому гитлеровские расисты, создавая расовую «теорию» о превосходстве арийцев, по тем же политическим соображениям утверждали, что японцы по цвету кожи

должны были бы рассматриваться как народ низшей расы. Но идейная близость японских империалистов заставила гитлеровских «ученых» выдавать за установившуюся истину ложное представление о так называемых «белых айнах», якобы когда-то «вливших свою кровь в японскую расу» /3/.

Таким образом, этническое предубеждение не есть порождение природы, а результат социально-политической ситуации. Но мало знать, что в межэтнических отношениях существуют определенные предубеждения, т.е. неверные, преднамеренные суждения, а очень важно найти пути их преодоления. В научно -теоретическом и практическом плане пока отсутствуют эталон, образец преодоления предубежденности людей, как между разными этническими общностями, так и внутри одной этнической общности. Здесь главным препятствием служит социальное расслоение общества, так же как и социальное расслоение людей внутри одной этнической общности. Чувство классовой солидарности часто пробивает себе дорогу сквозь завесу расовых, национальных и этнических предубеждений, подозрительности и даже эгоизма.

Однако с переходом на рельсы демократических преобразований преодоление этнических предубеждений не решается автоматически. В новых исторических условиях национальное чувство приобретает новое содержание, соответствующее новой действительности, т.е. национальное чувство тоже подвержено изменениям. Поэтому познание сущности национального (этнического) чувства и умение со знанием дела направлять в нужное русло имеет огромное практическое значение. Сейчас как и прежде в мире достаточно сильны тенденции к использованию национальных чувств в целях противопоставления народов и государств. Многие политики пытаются объяснить объективные сложности (экономические, политические и др.) действиями другого народа. Но в

условиях нашей республики, которую и прежде называли «лабораторией дружбы народов» такой тенденции не существует.

Итак, что такое национальное чувство?

Не может быть человека, не принадлежащего ни к какому этническому образованию или «стопроцентного космополита». Раз так, то каждый отдельный человек так или иначе является носителем специфических этнических черт и признаков, которые свойственны данной этнической общности. Даже мангурты, маргиналы или любой другой нормальный человек независимо от того, как он себя называет, составляет частицу определенной этнической общности, хотя с юридической точки зрения допустимо, что каждый отдельный человек волен причислять себя к той или иной национальности.

Человек определенной этнической общности, «записавшийся» членом, носителем ценностей другого этнического образования, если он даже был «принят» другой общностью в действительности, он «не становится» другим. Ибо его особенности в системе «сознание — самосознание» сохраняются в течение нескольких поколений, т.е. до полной ассимиляции с другой общностью, до полного исчезновения всех свойств прежнего качества, свойственное первоначальному основанию, ибо сознание — самосознание вырабатывается, формируется у людей в процессе длительного исторического развития.

Социальная сущность и национальные черты характера человека, его чувства формируются под воздействием общественных условий, в которых протекает его жизнь. Поэтому единственным критерием, позволяющим правильно понять и научно оценить природу национальных чувств служат социальная и этническая среда. И в этом плане национальное (этническое) чувство народов Казахстана не составляет исключение. Формирование этнической общности казахстанцев — закономерное явление в процессе развития национальных (этнических)

общностей. Следовательно, национальное чувство (кроме пяти внешних чувств) в основном формируется на духовной и практической формах чувств.

Термин национальное (этническое) чувство возникло значительно раньше, чем современные нации. В толковом словаре русского языка чувство относительно к обществу означает способность осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений, впечатлений. Историчность понятия чувства (национальное, этническое) в социально-политическом плане тем более означает, что люди, образующие ту или иную этническую группу, имели определенную территорию, идентичный образ жизни, понятий для всех членов общности, язык, традиции, быт, культуру, на основе которых формируются национальное (этническое) чувство в форме осознания и переживания за судьбу этнических ценностей. Однако национальное чувство не следует сводить к одной лишь любви или привязанности к своему этносу, так как любая этническая обособленность носит относительный характер. Ни одна родо-племенная общность не была в абсолютной изоляции, ибо как свидетельствует история, только соприкосновение (общение) с другими этническими группами дало возможность для сопоставления своих этнических ценностей с ценностями других этнических общностей.

В научной литературе существует ряд определений национального чувства. Среди них наиболее распространенным является определение Отто Бауэра. Он писал, что «то своеобразное чувство, которое сопровождает национальное сознание — познание своеобразия своей и различия других национальностей — мы называем национальным чувством» /4/. В данном определении особо подчеркивается связь национального чувства с национальным самосознанием, но чувство рассматривается Бауэром как нечто изначальное, неизменное, основу которого следует искать в бессознательном инстинкте и пробуждение чувства объясняет случайным фактором — знакомством с чужими нациями, которое,

дескать, нередко вызывает любовь к своей собственной нации /5/. Такого рода определение сущности национального самосознания никак не может играть какую-то прогрессивную роль в процессе объединения, консолидации наций (этнических общностей). Такая трактовка национального чувства может очень вредно (отрицательно) отразиться в сознании людей, особенно в полиэтническом обществе, т.е. такая концепция позволяет оправдывать любое проявление национальной замкнутости и ограниченности, национальной нетерпимости и вражды.

В национальном чувстве выражается эмоционально-психологическая оценка тех или иных общественных событий, фактов, ситуаций, идейных принципов . с позиций интересов определенной нации, т.е. все зависит от того, насколько оценка явлений соответствует действительности. В этой связи мы считаем, что среди множества определений национального чувства особого внимания заслуживает определение Н.Джандильдина, который писал: «... Правильнее будет характеризовать национальное чувство как сложный комплекс многосторонних, направленных не только на свой собственный, но и на другие народы, специфических проявлений человеческой психики, изменяющихся в зависимости от изменения характера общественного бытия. Источником возбуждения этих проявлений являются внешние факторы, в первую очередь явления социальной жизни, имеющие прямое или косвенное отношение к судьбе, чести и достоинству данной этнической общности, к ее жизненным интересам и ее взаимоотношениям с другими народами» /6/. Национальное чувство, понимаемое в таком плане действительно, верно отражает его сущность и современную действительность в межнациональных (межэтнических) отношениях и реальность суверенного Казахстана в этой сфере общественной жизни.

Итак, национальное самосознание означает то, что человек направляет свое сознание на себя, на оценку своего места в обществе, своих возможностей, характера чувств, мыслей и поступков. Но оценить все это он может в сравнении с другими людьми, вступая с ними в определенные отношения. Как справедливо отмечал К.Маркс, человек «родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есть Я», то человек сначала смотрится как в зеркало в другого человека» /7/. Следовательно, человек познает свое место, роль и свою среду (социальную, этническую, ...) по системе: «я» и «он»; «мы» и «они». Поскольку у каждого человека есть множество «мы» и «они», его самосознание будет тем яснее, чем яснее он поймет соотношение различных социальных этнических групп, наций и т.п. Это дает возможность каждому человеку найти свое «Я» в сложной системе отношений с другими людьми. В этой связи самосознание выступает в качестве жизненно важного средства самоконтролирования и саморегулирования личности.

Таким образом, следует отметить следующие особенности национального (этнического) самосознания:

— национальное самосознание не сводится только к познанию этнической принадлежности;

— более сложный тип этноса — нация — включает в себя сознание этнической общности;

— приверженность к национальным ценностям: языку, территории и

культуре;

— сознание социально-государственной общности;

— патриотизм, чувство национальной гордости и чести;

— сознание общности в необходимости преобразования социально-экономической и культурной жизни и т.д..

В процессе формирования этнополитической общности казахстанцев наличествуют все особенности национального (этнического), которые, разумеется, под руководством независимого, суверенного государства Республики Казахстан, казахстанцы достигнут основной цели — создания гражданского, демократического и правового общества.

Таким образом, специальное изучение проблемы этнического самосознания и его роли в процессе формирования этнополитической общности казахстанцев показывает, что, несмотря на сложность содержания самого понятия «этнос» и «самосознание», этническое самосознание занимает важное место в консолидации единого казахстанского народа. Но формирование этнополитической общности казахстанцев в отличие от идей американских исследователей «плавильного котла» и «новой исторической общности — советского народа», основанной на принципе насильственной ассимиляции, происходит в условиях сохранения и развития каждой этнической группой — своей самобытности, то есть этнополитическая общность казахстанцев, хотя не означает исчезновения национальных различий, она идет по пути преодоления имеющихся различий.

Библиографический список

1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 1995 г., статья-3, п.1, 48 с.

(4).

2. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. Алматы, «±ылым», 1995, 248 с. (122-123);

3. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, изд-во «Казахстан», 1971 г., 304 с. (166-167).

4. Отто Бауэр. Национальный вопрос и социал-демократия СПБ, 1909 г., 145

а

5. Отто Бауэр. Национальный вопрос и социал-демократия СПБ, 1909 г., 167

а

6. Джандильдин Н.Д. Природа национальной психологии. Алма-Ата, изд-во «Казахстан», 1971 г., 304 с. (177).

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.23, 62 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.