Научная статья на тему 'Формирование картографических умений у студентов-туристов: эколого-компетентностный подход'

Формирование картографических умений у студентов-туристов: эколого-компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ТУРИЗМ" / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / STUDENTS ENROLLED IN THE DIRECTION OF "TOURISM" / CARTOGRAPHIC SKILLS / COMPETENCE / ECO-COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Лидия Ефимовна

Приводится опыт ведения авторского курса «Туристская картография» и формирования у студентов-туристов картографических умений, анализируется результат опытно-экспериментального исследования по выявлению эффективности активных форм обучения в развитии у студентов профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CARTOGRAPHIC SKILLS IN STUDENTS-TOURISTS: ECO-COMPETENCE APPROACH

The article presents the author’s experience of the course “tourist cartography” and the formation of students, tourist’s cartographic skills, analyze the results of an experimental study to identify the effectiveness of active learning in the development of students’ professional skills.

Текст научной работы на тему «Формирование картографических умений у студентов-туристов: эколого-компетентностный подход»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 57-61.

УДК 378.147 ББК 75.8

формирование картографических умений У СтУдЕНтОВ-тУРиСтОВ: эколого-компетентностный подход

Л. Е. Куприна

ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия

Приводится опыт ведения авторского курса «Туристская картография» и формирования у студен-тов-туристов картографических умений, анализируется результат опытно-экспериментального исследования по выявлению эффективности активных форм обучения в развитии у студентов профессиональных компетенций.

Ключевые слова: картографические умения; студенты, обучающиеся по направлению «Туризм»; компетенции; эколого-компетентностный подход.

Выпускник вуза должен уметь применять полученные им знания и умения в реальной ситуации. На это особое внимание обращает Национальная доктрина образования и концепция образования в России [10]. На современном этапе необходим переход от знаниевого обучения к деятельностному, что требует от педагога творческого подхода к процессу обучения студентов. Анализ научно-методической литературы показал, что педагоги вуза используют такие инновационные технологии как: технологии коллективной и групповой деятельности, проблемная и игровая технологии, имитационные методы активного обучения, метод проектов, обучение в сотрудничестве, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-диспут, проблемная лекция [13; 14]. Интересен опыт использования заданий для семинарских и практических занятий: заданий для дискуссии, тестов и кроссвордов для самоконтроля; заданий и упражнений по глоссарию; практических заданий; мини-кейсов, деловой игры [2].

В профессиональной подготовке студентов-ту-ристов немалое значение имеет развитие у них практических навыков работы с географическими картами, в частности, умение проводить анализ и оценку туристско-рекреационного потенциала территории, составлять схемы туристских маршрутов. В связи с усиливающимся воздействием туризма и рекреации на ландшафт возникла необходимость в изучении степени рекреационной нагрузки от различных видов деятельности. В этом видится также необходимость в экологизации содержания картографического

образования студентов-туристов — в эколого-компетентностном подходе.

Компетентностный подход — технология моделирования результатов образования и их представление как норм качества образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [11].

В контексте представленной статьи, эколого-компетентностный подход видится автору как самоопределение и социализация личности в её становлении как гражданина, ответственного за сохранение туристско-рекреационных ресурсов края, а его рекреационная деятельность имеет экологически ориентированный характер.

Материалы и методы исследования. С 2008 г. на кафедре социально-культурного сервиса и туризма Тюменского государственного университета автором велась работа по определению содержания и педагогических технологий по формированию у студентов картографических умений. Как показало опытно-экспериментальное исследование, важное место в подготовке студентов занимает дисциплина «Туристская картография» [5], которая является дисциплиной по выбору профессионального цикла и базируется на таких дисциплинах, как «Введение в специальность», «География», «Организация туристской деятельности», «Основы туризма». В то же время знания и умения, полученные при изучении дисциплины «Туристская картография», как показали результаты исследования, пригодились студентам в последующем обучении. В этом видятся межпредметные связи с дисциплинами «Активный туризм», «Технология разработки туристских маршрутов» [6; 7], «Экологический туризм» и др.

Методологической основой при формировании содержания курса «Туристская картография» явились работы ведущих ученых-картографов [1; 4; 12], в выборе педагогических технологий подготовки студентов-туристов — диссертационные исследования Е. Н. Ильиной, В. Б. Моисеева,

Н. Н. Наумовой [3; 8; 9].

Констатирующий эксперимент, проводимый на базе Тюменского государственного университета в период с 2008 по 2010 г., позволил определить содержание и структуру учебного пособия

«Туристская картография» и наметить план проведения обучающего и контрольного экспериментов (2011-2013 гг.). В основу диагностики сфор-мированности картографических умений легли методы тестирование, наблюдение, проверочные работы. Проверочные работы — основной метод диагностики. Срезовые проверочные работы проводились в начале и в конце изучения курса «Туристская картография».

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты отражены на рисунке и в табл. 1.

Таблица 1

Оценка проверочных работ по общему количеству набранных баллов, %

Учебный год № группы, кол-во чел. Оценка (кол -во набранных баллов), %

Срез «5» (22-26) «4» (17—21) «3» (16—12) «2» (11—7) «1» (6—1)

Специалитет. Социально-культурный сервис и туризм 100103.65

2011/12 № 794 1 — 10 30 40 20

10 чел. 2 30 40 20 10 —

Бакалавриат. Туризм 100200.62

2012/13 № 704 1 10 50 20 20 —

10 чел. 2 20 40 40 — —

Бакалавриат. Туризм 100400.62

2013/14 № 25Т114 1 — 6 78 16 —

18 чел. 2 — 16 34 50 —

45 Й? 40

8 35 | 30 О 25

0

со 20 ф 15

1 ю

£ 5

0

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

54

321

Оценка

2013-2014 уч.год

□ 1 срез

□ 2 срез

О 50

5 4 3 2 1

Оценка

■ 11

5 4 3 2 1

Оценка

90

80

40

30

20

10

Оценка результатов проверочных работ по «Туристской картографии», %

Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что наиболее эффективна «модель» обучения в 2011/12 и 2012/13 учебных годах. Эти «модели» проанализируем в сравнении (табл. 2, 3).

В табл. 2 и 3 отражён анализ выборочных заданий проверочных работ. Данные задания направлены на выявление уровня сформированно-сти картографических умений у студентов.

Выводы.

Дисциплина «Туристская картография» занимает очень важное место в подготовке студентов к составлению проекта туристского маршрута. При изучении этой дисциплины студенты работают с разнообразными видами туристских карт,

учатся сами составлять не только картосхемы (общие туристские карты), но и оценочные карты, а это уже специализированные туристские карты.

При предваряющей практической работе на местности во время летней учебной практики студенты, изучающие на основе специальных туристских карт туристско-рекреационный потенциал местности, замотивированы к изучению курса «Туристская картография» (табл. 3 — гр. № 704), студенты более успешны в составлении плана местности.

Проведение интегрированных занятий-практикумов при объединении учебных предметов «Туристская картография» и «Активный туризм» способствует формированию у студентов более

Таблица 2

Анализ проверочных работ

Задание: Оцените, какую из площадок, обозначенных на карте цифрами, лучше выбрать для строительства туристского объекта, повлияет ли это на экологическое состояние местности? Свой выбор обоснуйте.

Учебный № группы, Срез Баллы, %

год кол-во чел. 3 2 1 0

Специалитет. Социально-культурный сервис и туризм 100103.65

2011/12 № 794 1 20 — 80 —

10 чел. 2 40 60 — —

Бакалавриат. Туризм 100200.62

2012/13 № 704 1 20 40 10 20

10 чел. 2 - 50 50 —

Таблица 3

Анализ проверочных работ

Задание: На основе текста составьте топографический план местности (по топографическому плану местности составьте текст).

Учебный № группы, Срез Баллы, %

год кол-во чел. 10 8—9 6—7 4—5 1—3

Специалитет. Социально-культурный сервис и туризм 100103.65

2011/12 № 794 1 — 10 30 40 20

10 чел. 2 10 40 30 20 —

Бакалавриат. Туризм 100200.62

2012/13 № 704 1 20 20 50 — 10

10 чел. 2 20 40 30 — 10

глубокого понимания экологической ситуации при анализе карт (табл. 2 — гр. № 794).

Автору видится необходимость в дальнейшем совершенствовании практической направленности курса — в подготовке для студентов

«Практикума по туристской картографии», включающего методические указания к выполнению студентами практических заданий и самостоятельных работ, с включением эколого-картогра-фических заданий.

Список литературы

1. Берлянт, А. М. Картография : учебник / А. М. Берлянт. 2-е изд., испр. и доп. М. : КДУ, 2010. 328 с.

2. Иванычева, Т. А. Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теория организации» / Т. А. Иванычева // Соврем. проблемы науки и образования. 2009. № 1. С. 70-71.

3. Ильина, Е. Н. Педагогические аспекты подготовки студентов к предпринимательской деятельности в процессе обучения туроперейтингу: дис. ... канд. пед. наук / Е. Н. Ильина. М., 1998. 284 с.

4. Грюнберг, Г. Ю. Картография с основами топографии : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «География» / Г Ю. Грюнберг, Н. А. Лапкина, Н. В. Малахов, Е. С. Фельдман. М. : Просвещение, 1991. 368 с.

5. Куприна, Л. Е. Туристская картография : учеб. пособие / Л. Е. Куприна. М. : Флинта : Наука, 2010. 280 с.

6. Куприна, Л. Е. Активный туризм : учеб. пособие / Л. Е. Куприна. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень : ТГУ, 2012. 312 с.

7. Куприна, Л. Е. Технология разработки туристских маршрутов : учеб. пособие / Л. Е. Куприна. Тюмень : ТГУ, 2013. 164 с.

8. Моисеев, В. Б. Инновационные технологии обучения в высшем профессиональном образовании: дис. . д-ра наук / В. Б. Моисеев. М., 2003. 288 с.

9. Наумова, Н. Н. Экологическое образование в туристском вузе : дис. ... д-ра наук / Н. Н. Наумова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М., 2006. 383 с.

10. О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 4 окт. 2000 г. № 751.

11. Педагогический словарь : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. И. Загвязин-ский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова. М. : Академия, 2008. 352 с.

12. Салищев, К. А. Картография : учеб. для геогр. специальностей ун-тов / К. А. Салищев. 3-е изд.,

перераб. и доп. М. : Высш. шк., 1982. 272 с.

13. Сахарчук, Е. С. Подготовка кадров для туризма в России: актуальное состояние и перспективы в контексте интеграции в европейском академическом пространстве / Е. С. Сахарчук // Сфера туризма и гостеприимства в эпоху глобализации : сб. ст. междунар. науч.-практ. форума (Пермь, 15-17 мая 2013 г.) / отв. ред. А. С. Кусков, П. С. Ширинкин. Пермь : Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. С. 222-233.

14. Черкасов, М. Н. Инновационные методы обучения студентов [Электронный ресурс]. URL: http:// sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40

Сведения об авторе

Куприна лидия Ефимовна — кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).

Education and Healthcare. Issue 3. P. 57-61.

FORMATION OF CARTOGRAPHIC SKILLS IN STUDENTS-TOURISTS: ECO-COMPETENCE APPROACH

L. E. Kuprina

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]

The article presents the author’s experience of the course “tourist cartography” and the formation of students, tourist’s cartographic skills, analyze the results of an experimental study to identify the effectiveness of active learning in the development of students’ professional skills.

Keywords: cartographic skills, students enrolled in the direction of “Tourism”; competence; eco-competence approach.

References

1. Berlyant, A.M. Cartography : textbook / A. M. Berlyant. 2nd ed., rev. and add. Moscow : KDU, 2010. 328.

2. Ivanycheva, T. A. Tasks for independent work of students on the subject “Organization Theory” / T. A. Ivanycheva // Modern problems of science and education. 2009. № 1. P. 70-71.

3. Ilina, E. N. Pedagogical aspects of preparing students for entrepreneurial activity in the learning process turopereyting : the thesis on competition of a degree of the candidate of pedagogical sciences / E. N. Ilyin. M., 1998. 284.

4. Grunberg, G. Yu. Mapping topography with the basics : Proc. allowance for stud. ped. in-tov on spec. “Geography” / G. Yu. Grunberg, N. A. Lapkina, N. Malakhov, E. S. Feldman. M. : Education, 1991. 368.

5. Kuprina, L. E. Travel cartography : Proc. Benefit / L. E. Kuprina. M. : Flint : Nauka, 2010. 280.

6. Kuprina, L. E. Active tourism : studies. Benefit / L. E. Kuprina. 2nd ed., rev. and add. Tyumen : TSU, 2012. 312.

7. Kuprina, L. E. Technology development of tourist routes : Proc. Benefit / L. E. Kuprina. Tyumen : TSU. 2013. 164 p.

8. Moiseev, V. B. Innovative learning technology in higher professional education : diss. Dr. ... Sciences / V. B. Moiseev. M., 2003. 288 p.

9. Naumova, N. N. Environmental education in tourist high school : diss. Dr. ... Sciences / N. N. Naumova. M., 2006. 383 p.

10. On the National Doctrine of Education in the Russian Federation : Russian Federation Government Resolution of October 4, 2000. № 751.

11. Pedagogical dictionary : studies. allowance for stud. vyssh . Textbook. institutions / V. I. Zagvyazinsky, A. F. Zakirova, T. A. Strokova. M. : Academy, 2008. 352 p.

12. Salishchev, K. A. Mapping : a textbook for geographical specialties University Comrade / K. A. Salish-chev. 3rd ed., Rev. and add. M. : Higher. School, 1982. 272 p.

13. Sakharchuk, E. S. Training for tourism in Russia : current situation and prospects in the context of integration into the European academic space / E.S. Sakharchuk // Scope of tourism and hospitality in an era of globalization : Sat Art. Intern. scientific-practical. Forum (Perm , 15-17 May 2013) / Br. Ed. A. S. Kuskov, P. S. Shirinkin. Perm : Perm. Reg. Acad. Arts and Culture, 2013. P. 222-233.

14. Cherkasov, M. N. Innovative methods of teaching students. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5010-2012-11-26-13-41-40 (date of access : 23.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.