4. Nikitin P.V. Formirovanie predmetnyh kompetencij v oblasti informacionnyh tehnologij buduschih uchitelej informatiki na osnove mezhdisciplinarnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2013.
5. Panyukova S.V., Gostin A.M., Kulieva G.A., Samohina N.V. Sozdanie i vedenie veb-portfolio prepodavatelya: uchebnoe posobie. Ryazan', 2014.
Статья поступила в редакцию 15.11.15
УДК 373.1
Kuprina L.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Primary and PreSchool Education, Institute of Psychology and Pedagogy, Tyumen State University (Tyumen, Russia), Е-mail: [email protected]
FORMING ECOLOGICAL CULTURE IN YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN SOCIAL AND ENVIRONMENTAL CONDITIONS.
The author explains the importance of the use of game teaching technologies by teachers in an environmental education of younger students. The work shows experience of educational and extracurricular eco-regional studies, organized in a social and natural environment. The researcher shows the specifics of methods, techniques and organizational forms that help the development of environmental competencies in children. The author analyzes the results of pedagogical experiment on the formation of environmental competencies and capabilities, shaping children's scientific knowledge about the world and skills of ecologically-oriented recreational activities. The author pays attention to the specifying the contents of environmental competencies, provides guidelines of how to form and develop them in younger students and how to teach to use the acquired knowledge and skills for the study and protection of the social and natural environment.
Key words: ecological culture, primary school children, educational technology, social and natural environment.
Л.Е. Куприна, канд. пед. наук, доц., доц. каф. педагогики и методики начального и дошкольного образования,
институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИОПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
В статье даётся обоснование необходимости использования игровых педагогических технологий в экологическом образовании младших школьников. Приводится опыт учебной и внеучебной эколого-краеведческой деятельности, организованной в условиях социоприродной среды. Раскрывается специфика методов и приёмов, организационных форм, способствующих развитию у детей экологических компетенций. Анализируются результаты педагогического эксперимента по формированию экологических компетенций и раскрываются возможности пришкольной территории в формировании у детей научных знаний об окружающем мире, умений и навыков экологически ориентированной рекреационной деятельности.
Автор уделяет внимание раскрытию содержания экологических компетенций, даёт методические рекомендации по формированию у младших школьников способности применять знания, умения по изучению и охране социоприродной среды.
Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, педагогические технологии, социоприродная среда.
Большую роль в экологическом образовании учащихся начальных классов оказывает эколого-туристская деятельность. В силу особенности их физической подготовленности, этот вид деятельности «привязан» к ближайшему социоприродному окружению и основан на краеведческом принципе, позволяющем использовать знания о крае таких дисциплин, как окружающий мир, литературное чтение, история. Она также обусловлена психологическими особенностями детей данного возраста (17-11 лет): активной познавательной деятельностью, тягой к романтике, путешествиям [1, с. 11].
Туристско-краеведческая деятельность детей и младших подростков территориально распространена в пределах 10-50 км от населенного пункта, то есть это примерный радиус охвата рекреационной зоны. В пределах этой зоны ребята совершают походы выходного дня, поездки, просто загородные прогулки и экскурсии. Или вместе со своими родителями в воскресные дни выезжают на отдых, сбор «даров» природы в окрестности города, посёлка.
В пределах же рекреационной зоны (зоны отдыха) происходит знакомство учащихся на учебных экскурсиях по природоведению с природными комплексами (природными сообществами, биогеоценозами), типичными для своей местности. На примере антропогенных ландшафтов изучается вопрос взаимодействия природных компонентов и хозяйственной деятельности человека [1, с. 12].
Л.П. Симонова в работе «Как учить экологии в начальной школе» (1999) отмечала, что «важной особенностью психологического развития младшего школьника является его обостренная чувствительность к активному присвоению общечеловеческих ценностей и нормативов, которые определяют развитие его самосознания и позволяют ориентироваться в мире людей, людских отношений и мире природы. Социальное назначение детства - адаптация ребёнка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое поведение, поступки перед собой, своими сверстниками, родителями и другими людьми, животными и растениями» [2, с. 21]. Л.П. Салеевой-Симоновой предла-
гаются учебные задания, имеющие интегрированный и игровой характер [3].
При организации экологического образования младших школьников, педагогу следует учитывать природные особенности детей возраста «почемучек»:
- новизна, первичность систематического и планомерного введения ребёнка в мир научных знаний о человеке - обществе - природе;
- целостность мировоспитания;
- сущностное освоение языка в терминах-понятиях;
- приоритет наглядно-образного мышления в сочетании с теоретическим;
- потребности в игровой деятельности;
- повышенная эмоциональность младших школьников, первичное зарождение экоотношений к людям и природным обитателям в сфере эмоций и чувств [4].
Обновления содержания образования в начальной школе затронули и педагогические технологии экологического образования. Что же вкладывают педагоги в понятие «педагогическая технология»? Педагогическая технология - наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личностным достоянием, будучи уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.
Вот перечень направлений развития современных педагогических технологий экологического образования в начальной школе:
- комплексные экскурсии и экспедиции,
- этические беседы,
- экологические сказки,
- проекты и модели [4],
- дидактические и ролевые игры,
- творческая и практическая деятельность,
- задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся.
Названные формы обучения и воспитания достаточно тра-диционны в практике начальной школы, однако эти формы в
Таблица 1
Пространственно-временные модели рекреационных систем (ПВМРС) и экологически ориентированная рекреационная
деятельность (ЭОРД) младших школьников [5, с. 208]
ПВМР Продолжительность отдыха. Тип рекреационной деятельности ЭОРД: экологические компетенции, состав
о еъ Школьная перемена, учебная экскурсия: - пассивные занятия в помещении, - подвижные игры в помещении, на улице, - прогулки на воздухе, Обращения с животными: подкормка птиц зимой; хождения в социоприродном окружении
М Отдых после занятий: - пассивные занятия, - прогулка, - игры на воздухе. Обращения с животными: подкормка птиц зимой.
МЕЗО Выходные дни: - пассивные занятия в помещении, - развлечения, - водные процедуры (посещение бани); - любительские занятия на открытом воздухе (огородничество), - прогулки (сбор грибов и ягод, пикник), - спортивный туризм (поход выходного дня) Побочного природопользования: сбор дикоросов, любительская охота и рыбалка; сельский туризм: отдых в деревне с работой на огороде, в саду. Жизнеобеспечивающие: выбор места для костра, туристского бивака. Рекультивационные: утилизация отходов.
МАКРО Школьные каникулы: - охота, рыбалка, - спортивный туризм (поход выходного дня), - экскурсии (пешеходные, автобусные), - собирательство, - водные процедуры (отдых на море), - бальнеолечение, Побочного природопользования: сбор дикоросов, отдых в деревне. Жизнеобеспечивающие: выбор места для костра, туристского бивака. Рекультивационные: утилизация бытовых отходов.
современной школе претерпели значительные изменения, как в целевой направленности, так и в содержании и методике их проведения.
Как показал опыт, наиболее популярными типами рекреационной деятельности среди младших школьников являются экскурсии и прогулки. Во время экскурсий в рамках программ «Окружающий мир» имеются возможности для формирования экологических компетенций при организации экологически ориентированной рекреационной деятельности (табл. 1).
Проанализировав таблицу, можно заключить, что, прилегающая к школе территория и зелёные насаждения около школы имеют немаловажное значение в формировании у младших школьников экологических компетенций. Особенно таких, как обращения с животными, рекультивационные действия. Возможности ближайшей социоприродной среды как образовательной среды не ограничены. В связи со спецификой учебного предмета «Окружающий мир» пришкольная территория и близлежащий сквер (парк) могут стать и прекрасным средством обучения. Младшим школьникам недостаточно теоретических знаний об окружающей среде, полученных на уроках и на занятиях кружка. Им необходимо почувствовать себя включенными в окружающую социоприродную среду, быть активными исследователями
компонентов этой среды. Этому способствуют имитационные игры, в частности, игры-путешествия, проводимые как закрепление после экскурсии.
Остановимся на опыте проведения учащимися МАОУ СОШ-70 г. Тюмени орнитологических экскурсий 4 в классе, студенты также провели экскурсию «Этот удивительный окружающий нас мир» в сквер Берёзовая роща, что расположен совсем рядом со школой.
Для определения усвоенности материала в классах (4 в, 12.03.2009; 4 в, 11.03.2012 - организованы орнитологические экскурсии) были проведены срезовые проверочные работы. Как видно из таблицы 2, при анализе ответов по правилам организации подкормки зимующих птиц, данные учащимися, что есть несоответствие ответов 1-го среза, когда они сообщают те виды корма, которые используются ими при подкормке птиц и выбора корма из предложенных вариантов (2-й срез). Особенно это прослеживается в 4-в классе (2012 г.) (табл. 2).
Экскурсия, проводимая в условиях городского парка (сквера) помогает в формировании знаний о природных объектах: внешнем виде, образе и среде обитания. Для формирования же навыков природоохранной деятельности, в нашем случае -подкормка птиц: выбор правильного корма; заготовка корма для
Таблица 2
Овладение основами экологической грамотности (элементарными правилами подкормки зимующих птиц). Учащиеся 4-х классов МАОУ СОШ-70 г. Тюмени; 2009, 2012 гг. (кол-во чел./%)
Класс, дата проведения работы, количество чел. Ответы
Правильный выбор Неправильный выбор Нет ответа
1 срез («кормили» - со слов), к-во чел./ %
4-в, 12.03. 2009, 22 чел 21/95 - 1/5
4-в, 13.03.2012, 27 чел 25/93 - 2/7
2 срез (выбор из предложенных вариантов), кол-во чел./ %
4-в, 13.03. 2009, 22 чел 18/82 4/18 -
4-в, 14.03.2012, 27 чел 5/19 22/81
зимующих птиц; изготовление кормушек и выбор места для их установки и т. д. - необходима система занятий, дополняющих и углубляющих содержание курса «Окружающий мир». В этом «звене» ведущее место должно отводиться систематическим формам внеклассной деятельности, проводимой на пришкольной территории и близлежащих скверах, и парках, что подтвердила работа туристско-краеведческого кружка «Рюкзачок-здоро-
Библиографический список
вячок» (руководитель: Л.Е. Куприна, учитель: Н.Г. Плесовских, 4 в класс, 2008-2009 учебный год).
Проведённый анализ показал, что при формировании экологической культуры детей можно и нужно использовать возможности социприродного окружения школы. При этом наиболее эффективными, на взгляд автора, являются экскурсии, проводимые в игровой форме - игре-путешествии.
1. Куприна Л.Е. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.
2. Симонова Л.П. Как учить экологии в начальной школе. Пособие для учителя. Москва: «Тобол», 1999.
3. Салеева Л. П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальных классах. Начальная школа. 1998; 3: 43 - 46.
4. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. Москва: Педагогическое общество РФ, 2000.
5. Куприна Л.Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков. Вестник ТюмГУ. Науки о Земле. 2011; 4: 207 - 212.
References
1. Kuprina L.E. Formirovanie 'ekologicheskoj kul'tury mladshih Shkolnikov v processe turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti: monografiya. Tyumen': Izdatel'stvo Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2011.
2. Simonova L.P. Kak uchit' 'ekologii v nachal'noj shkole. Posobie dlya uchitelya. Moskva: «Tobol», 1999.
3. Saleeva L. P. Uchebnye zadaniya po izucheniyu i ohrane prirody v nachal'nyh klassah. Nachal'naya shkola. 1998; 3: 43 - 46.
4. Cvetkova I.V. 'Ekologicheskoe vospitanie mladshih Shkolnikov: Teoriya i metodika vneurochnoj raboty. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo RF, 2000.
5. Kuprina L.E. Modelirovanie 'ekologicheski orientirovannoj rekreacionnoj deyatel'nosti detej i podrostkov. Vestnik TyumGU. Nauki o Zemle. 2011; 4: 207 - 212.
Статья поступила в редакцию 28.11.15
УДК 37.017.92
Razgonov V.L., colonel, Head of Novosibirsk Higher Military Command School (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
VALUES OF OFFICERSHIP AND CONDITIONS OF FORMING THEM IN CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. The paper describes goals of professional education of cadets in a military university from a standpoint of an axiological approach. The author considers the role of values in regulation of military-professional work of an officer. The research characterizes pedagogical conditions that would facilitate forming of the value-based attitude of students to key ideas and ideals of the military service. Due to the analysis, conducted on professional education of students, the author makes a conclusion about the priority of the axiological approach in the education of future officers of the Russian army. The paper formulates the basic pedagogical conditions and ways of formation of the value attitude of students to the ideals of military-professional activity of officers. The significance of the development of values of the officer corps of the cadets of military higher education institutions is determined by the fact that they act as a regulator for the military profession, motivate behavior and making best professional decisions.
Key words: values, ideas, ideals, officer, cadets of military higher education institutions, professional education.
В.Л. Разгонов, полковник, начальник Новосибирского высшего военного командного училища, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
ЦЕННОСТИ ОФИЦЕРСКОГО КОРПУСА И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
В статье раскрываются цели профессионального воспитания курсантов военного вуза с позиции аксиологического подхода, рассматривается роль ценностей в регулировании военно-профессиональной деятельности офицера, характеризуются педагогические условия формирования ценностного отношения курсантов к ключевым идеям и идеалам военной службы. В основе анализа, проведенных по проблемам профессионального воспитания курсантов, исследования автор делает вывод о приоритетности аксиологического подхода в воспитании будущих офицеров российской армии. Сформулированы основные педагогические условия и пути формирования ценностного отношения курсантов к идеалам военно-профессиональной деятельности офицеров. Значимость формирования ценностей офицерского корпуса у курсантов военных вузов определяется тем, что они выступают регулятором военно-профессиональной деятельности, мотивируют поведение и принятие оптимальных профессиональных решений.
Ключевые слова: ценности, идеи, идеалы, офицер, курсанты военного вуза, профессиональное воспитание.
Современная военная наука ведёт активный поиск путей и способов развития личности офицера не просто в соответствии с постоянно возрастающими требованиями профессии, но и с учетом перспективы, при которой личность прогрессивного офицера сама становится фактором развития военного дела. Важными при такой постановке вопроса становятся ценностно-смысловые основания военно-профессиональной деятельности офицера, формируемые в профессиональном воспитании курсантов.
Военные исследователи проблемы профессионального воспитания очень часто касаются его аксиологических задач. Э.Х. Карсанов [1], например, раскрывает профессиональное воспитание как инновационную деятельность командования и профессорско-преподавательского состава военного вуза, по
наращиванию интеллектуального и нравственного потенциала курсантов, которые по своей сути представляют скрытые, не актуализированные возможности личности в развитии профессионально важных качеств. Автор особо подчеркивает, что профессиональное воспитание будущего офицера следует сосредоточить на формирование нравственных ценностей и готовности к нравственно-ценностному поведению. О.Г. Заец [2], в свою очередь, рассматривает профессиональное воспитание курсантов как целенаправленный и системный процесс, в ходе которого курсанты овладевают социальными, культурными и профессиональными компетенциями, а также побуждаются к самовоспитанию личностных качеств. Проводя исторические параллели, автор показывает, что инвариантной задачей профессионального