Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). Образование и здравоохранение. Вып. 3. С. 159-164.
УдК 37.061 ББК 20.1:74.58
экологически ориентированная рекреационная деятельность детей и подростков В СОЦиОПРиРОдНОЙ среде: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Л. Е. Куприна
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия
Рассмотрены теоретические вопросы рекреационной деятельности в социоприродной среде, педагогический опыт по организации экологически ориентированной рекреационной деятельности младших школьников и подростков, результаты опытно-экспериментального исследования.
Ключевые слова: экологически ориентированная рекреационная деятельность, экологическая компетентность, социоприродная среда.
На сегодняшний день формирование экологической культуры школьников становится актуальной проблемой не только в связи с острой необходимостью в сохранении окружающей природной среды, но и в связи с тем, что сама природная среда становится фактором, оказывающим огромное влияние на развитие личности ребёнка в целом. Большое значение в формировании экологической культуры играет непосредственное общение детей с объектами живой и неживой природы. Это происходит как в процессе учебных экскурсий, практических занятий на местности, так и во время отдыха детей на природе.
Для городских детей основное место отдыха и свободного времяпровождения является пришкольная территория, пространство близлежащих парков, скверов и бульваров. Все названные территории города представляет собой не только природную (относительно), но социокультурную, этнокультурную, образовательную среду. При этом важное значение приобретает установление связей городской школы с объектами социопри-родной среды.
Несмотря на определённый уровень теоретической и практической разработанности [1; 2; 11; 12], недостаточно, на взгляд автора, рассмотрены особенности формирования основ экологически ориентированной рекреационной деятельности (ЭОРД) младших школьников и младших подростков в условиях социоприродной среды. В связи с этим видится необходимость дать определения тем ключевым словам, что заявлены в теме статьи. «...такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие, в реальных усло-
виях зачастую не так-то просто различимы» [9]. Понятие рекреационная деятельность включает в себя такие виды и формы деятельности как: расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека; любая игра, развлечение и т. п., используемые для восстановления физических и умственных сил; наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд и др. [4].
Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что наиболее популярными типами рекреационной деятельности среди детей и подростков являются экскурсии и прогулки. Во время экскурсий в рамках программ «Окружающий мир» (начальная школа), «География» и «Биология» имеются возможности для формирования экологической компетенции при организации ЭОРД.
Раскроем понятие «экологически ориентированная рекреационная деятельность», которое, на взгляд автора, созвучно с понятием «эколого-ту-ристская деятельность», понимаемым как «целенаправленный процесс формирования экологических знаний, умений, ценностных ориентации и норм поведения в природном окружении, базирующийся на активной туристско-краеведческой деятельности обучающихся» [6].
В ходе последующих исследований автора по проблеме формирования экологической культуры средствами туризма и краеведения для обеспечения непрерывности и преемственности в системе общего и дополнительного образования границы понятия «эколого-туристская деятельность» определились как составная часть более ёмкого
понятия «экологически ориентированная рекреационная деятельность». Это объясняется тем, что рекреационная деятельность включает в себя туристскую деятельность, которая проходит не только в природной, но и в социальной среде, т. е. в социоприродной среде [7].
Социоприродная среда объединяет три взаимосвязанных подсистемы:
- естественную природную среду (неживая и живая природа);
- искусственную природную среду (преобразованная человеком природа и техносфера);
- социальную среду (общество со всеми его подсистемами — экономической, политической, культурной и т. д.) [5]. Окружающая пришкольная территория; близлежащие к школе парки, скверы, бульвары; рекреационная зона вокруг города — всё это входит в границы понятия «социоприродная среда». При моделировании ЭОРД детей и подростков автором были предложены пространственно-временные модели рекреационных систем социоприродной среды, определённые продолжительностью отдыха и типом рекреационной деятельности [8]:
- «микро»деятельность на школьной перемене, учебной экскурсии: подвижные игры на улице, прогулки на воздухе;
- «мезо»отдых в выходные дни: развлечения; любительские занятия на открытом воздухе (огородничество); прогулки (сбор грибов и ягод, пикник); спортивный туризм (поход выходного дня);
- «макро»отдых в школьные каникулы: рыбалка, спортивный туризм (некатегорийный многодневный поход, поход выходного дня); экскурсии (пешеходные, автобусные); собирательство.
Экологическое образование (ЭО) осуществляется через все звенья учебно-воспитательного процесса и в пределах всех систем социоприрод-ной среды. Особое же значение имеют учебные занятия, проводимые на пришкольной территории.
За последние годы происходит повышение требований общества к качеству образования, в нашей стране идёт обновление общего ЭО: от описательной, природоохранной модели к проектной модели образования, предусматривающей направленность ЭО на объяснение причин экологических проблем и путей их решения, формирование представлений о необходимости сбалансированного развития природы и общества, освоение способов проектирования экологически безопасной деятельности в окружающей социоприродной среде [10].
По мнению автора, большее внимание стоит обратить на учебные дисциплины, содержание которых раскрывает сущность экологических проблем и пути их решения и способствует формированию экологической компетенции. Нельзя не согласиться с высказыванием учёных, что «экологическая компетенция пронизывает все ключевые компетенции, формируемые в общем образовании. экологическая компетенция не утрачивает своей самостоятельности, а выступает ключевым, интегративным результатом общего образования, его общекультурным показателем» [3].
Материалы и методы исследования. В ходе опытно-экспериментального исследования (20022013 гг., МАОУ СОШ № 70 г. Тюмени) у младших школьников и младших подростков формировалась экологическая компетенция, включающая следующие виды экологически ориентированной рекреационной деятельности:
- обращение с животными: подкормка птиц зимой;
- побочное природопользование: сбор дикорастущих растений, рациональное использование растений;
- жизнеобеспечивающие: выбор места для костра, туристского бивака;
- рекультивационные: утилизация бытовых отходов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Результаты опытно-экспериментального исследования рассмотрим на примере формирования у учащихся 3-х классов экологически целесообразных норм и правил побочного природопользования. Исследование проводилось в течение 10 лет (с 2003 по 2013 г., табл. 1).
Проверочные срезовые работы включали в себя разного типа задания. Для оценки личностной экологической компетенции использовался метод учебной ситуации, отражающий реальную ситуацию природопользования (рисунок).
Задания к рисункам: А). Как бы ты назвал данный рисунок? Б). Выскажи своё отношение к происходящему на рисунке. Составь краткий рассказ.
Исходя из объёма и глубины ответов, отражающих сформированность экологической компетенции, были разработаны следующие градации (табл. 2):
1 — видят экологическую ситуацию, высказывают своё отношения к действиям других (осуждают их) (поведенческие умения в конкретной ситуации), предлагают пути решения экологической ситуации;
Таблица 1
Опытно-экспериментальное исследование, МАОУ СОШ № 70 г. Тюмени (2003-2013 гг.)
Год, класс Учитель начальных классов Дата проведения проверочных работ Формы экологически ориентированной рекреационной деятельности (формирующий эксперимент)
2003/04 3 «в» Н. Г. Плесовских I срез: 28.04.2004 II срез: 24.05.2004 Занятия эколого-туристского кружка. Экологическая игра «Их осталось мало» (23.03.2004), игра-путешествие на местности «Лесная школа» (Робинзонада-2004, май). Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», защита экологических проектов: «Лишайники — индикаторы загрязнения атмосферного воздуха в городе», «Растения-целители» и др. (май)
2004/05 3 «б» Л. В. Чепикова I срез: 18.04.2005 II срез: 23.05.2005 Занятия: «В мире растений» (конкурсы краеведов), «Зеленая аптека» (15.11.2004, 06.12.2004)
2012/13 Н. Г. Плесовских 3 «г» (экспериментальный) I срез: 21.09.2012 II срез: 04.10.2012 Игра-путешествие на местности «Осенний марафон» (02.10.2012), конкурс творческих работ (рисунков) «Турист — друг природы»
Е. Н. Неустроева 3 «в» (контрольный) I срез: 28.09.2012 II срез: 08.10.2012 Изучение растений по программе учебной дисциплины «Окружающий мир»
Учебная ситуация: 1 — к срезу I; 2 — к срезу II
2 — видят экологическую ситуацию, высказывают своё отношение к действиям других (осуждают их) (поведенческие умения в конкретной ситуации);
3 — видят экологическую ситуацию, но одобряют или не осуждают экологически нецелесообразное поведение других;
4 — видят экологическую ситуацию, не анализируют действия других;
5 — затрудняются в ответе: не видят экологи-
ческой ситуации, нет анализа поведения;
6 — нет ответа.
При сравнении результатов проверочных работ 1-го (2003/04 учеб. года) и 2-го (2004/05 учеб. года) эксперимента можно заключить, что при более системном подходе и преемственности между содержанием и всеми видами ЭОРД (1-й эксперимент) результаты намного выше. Дети 3 «в» класса не только хорошо определяют растения из «Красной книги» и лекарственные растения края,
Таблица 2
Результаты опытно-экспериментального исследования, МАОУ СОШ 70, г. Тюмень (2003-2013 г, %)
Год, класс, Срез Ответы (градации)
количество человек 1 2 3 4 5 6
2003/04 I 15 70 10 0 5 0
3 «в», 20 чел. II 25 65 5 5 0 0
2004/05 I 10 50 0 20 10 10
3 «б», 10 чел. II 10 70 0 0 10 10
2012/13 I 7 61 14 3,5 11 3,5
3 «г» (экспериментальный), 28 чел. II 11 67,5 11 0 7 3,5
2012/13 I 13 47 0 7 30 3
3 «в» (контрольный) 30 чел. II 7 53 0 16,5 16,5 7
но и знают и выполняют экологически целесообразные нормы природопользования, предлагают пути решения сложившихся экологических ситуаций.
В 3-м эксперименте (2012/13 учеб. год) участвовали учащиеся экспериментального 3 «г» класса и контрольного 3 «в» класса. Результаты ещё раз подтвердили что, при более системном подходе и преемственности между содержанием и видами деятельности учащихся их деятельность становится более осознанной, действия к объектам природы становятся экологически целесообразными, рекреационная деятельность носит экологически ориентированный характер.
Мы убеждены, что младшим школьникам и младшим подросткам недостаточно теоретических знаний об окружающей среде, полученных на уроках «Окружающего мира», «Биологии» и «Географии» и даже на занятиях эколого-турист-ского кружка. Им необходимо почувствовать себя включёнными в окружающую социоприродную среду, быть активными исследователями компонентов этой среды. Этому способствуют имита-
ционные игры, в частности, игры-путешествия. Игра-путешествие — одна из самых универсальных форм организации учебной деятельности, которая может использоваться для информации детей; как средство отработки организаторских коммуникативных умений, решения экологических задач и др.; как средство контроля экологокраеведческих знаний, умений. Используются игры-путешествия и для организации планирования деятельности коллектива.
Опыт показывает, что социоприродная среда в организации экологически ориентированной рекреационной деятельности школьников не только связывает все «звенья» учебно-воспитательного процесса, но и способствует формированию познавательного интереса у учащихся; усилению мотивации учения и деятельностного подхода; закреплению экологических компетенций. Педагогу необходимо более активно использовать возможности социоприродного окружения школы, как эффективного средства в экологическом образовании для устойчивого развития.
Список литературы
1. Аргунова, М. В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредмет-ное направление модернизации школьного образования : дис. ... д-ра пед. наук / М. В. Аргунова. М., 2010. 381 с.
2. Дагбаева, Н. Ж. Экологическое образование школьников в условиях изменения социоприродной среды : дис. ... д-ра пед. наук / Н. Ж. Дагбаева. Улан-Удэ, 2004. 385 с.
3. Захлебный, А. Н. Экологическая компетенция — новый планируемый результат экологического образования / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Эколог. образование: до шк., в шк., вне шк. 2007. №
3. С. 3-8.
4. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма : справочник / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. М. : Финансы и статистика, 2000. 368 с.
5. Игнатова, В. А. Естествознание : учеб. пособие / В. А. Игнатова. М. : Академкнига, 2002. 254 с.
6. Куприна, Л. Е. Экологическое образование учащихся V-VII классов в процессе туристско-краеведческой деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Л. Е. Куприна. М., 1990. 175 с.
7. Куприна, Л. Е. Формирование культуры рекреационного природопользования в системе современного образования / Л. Е. Куприна // Научно-методическое и кадровое обеспечение на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы : материалы Всерос. науч-практ. конф., Тюмень, 18-19 марта 2010 г. Тюмень : ТюмГУ, 2010. С. 144-147.
8. Куприна, Л. Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков / Л. Е. Куприна // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2011. № 4. Науки о Земле. С. 207-212.
9. Кусков, А. С. Рекреационная география : учеб.-метод. комплекс / А. С. Кусков, В. Л. Голубева, Т. Н. Одинцова. М. : Флинта, 2005. 496 с.
10. Проект концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития. М. : ИСМО РАО, 2007. 8 с.
11. Скопицкая, Т. А. Формирование ценностно-мотивационной деятельности старшеклассников по сохранению социоприродной среды : автореф. . канд. пед. наук / Т. А. Скопицкая. Великий Новгород, 2012. 24 с.
12. Халудорова, Л. Е. Социоприродная среда как фактор формирования экологической культуры школьников: на примере национального природного парка «Тункинский» : дис. ... канд. пед. наук /Л. Е. Халудорова. Улан-Удэ, 2003. 214 с.
Сведения об авторе
Куприна Лидия Ефимовна — кандидат педагогических наук, доцент Тюменского государственного университета, Тюмень, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 4 (333).
Education and Healthcare. Issue 3. P. 159-164.
ECOLOGICALLY ORIENTED RECREATIONAL ACTIVITY OF CHILDREN AND TEENAGERS IN SOCIONATURAL ENVIRONMENT: THEORY AND PRACTICE
L. E. Kuprina
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Tyumen State University, Tyumen, Russia. [email protected]
The article deals with theoretical problems of recreational activity in socionatural environment, pedagogical experience in organization of ecologically oriented recreational activity of junior pupils and teenagers, results of an experimental study.
Keywords: ecologically oriented recreational activity, environmental competence, socionatural environment.
References
1. Argunova, M. V. Ecology education for sustainable development as a subjickte direction of the modernization of school education : dis. ... Dr. ped. sciences / M. V. Argunova. M., 2010. 381 p.
2. Dagbaeva, N. J. Ecology education of schoolchildren in a changing social-nature environment : dis. ... Dr. ped. sciences / N. J. Dagbaeva. Ulan-Ude, 2004. 385 p.
3. Zahlebnyj, A. N. Ecological competence is a new planned results environmental education / A. N. Zahleb-nyj, E. N. Dzyatkovskaya // Environmentalist. Education: pre-school, school, outside of school. 2007. № 3. P. 3-8.
4. Zorin, I. V. Encyclopedia of tourism : guide / I. V. Zorin, V. A. Kvartalnov. M/ : The finance and statistics, 2000. 368 p.
5. Ignatova, V. A. Natural history : stud. Manual / V. A. Ignatova. M. : Academic books, 2002. 254 p.
6. Kuprina, L. E. Ecological education students V-VII classes in the tourist-local history : dis. ... cand. ped. sciences / L. E. Kuprina. M., 1990. 175 p.
7. Kuprina, L. E. Culture of recreational nature use in the system of modern education / L. E. Kuprina // Scientific-methodical and staffing at the present stage of innovational development of economy and social sphere: material off science. conf. Tumen, 18-19 March 2010. TSU, 2010. P. 144-147.
8. Kuprina, L. E. Simulation of ecological oriented recreational activities for children and adolescents / L. E. Kuprina // Vestnik of Tumen SU. 2011. № 4. P. 207-212.
9. Kuskov, A. S. Recreational geography study method. Complex / A. S. Pieces, V. L. Golubeva, T. N. Odintsova. M. : Flinta, 2005. 496 p.
10. The draft of the concept of general environmental education for sustainable development. M. : ISMO RAO, 2007. 8 p.
11. Skopitskaya, T. A. Formation of value-motivation of high school seniors to maintain social-nature environment / T. A. Skopitskaya. Veliky Novgorod, 2012. 24 p.
12. Haludorova, L. E. Social-nature environment as a factor in the formation of ecological culture of school children: the case of the national natural park “Tunkinsky: diss. ... cand. ped. Sciences / L. E. Haludorova. Ulan-Ude, 2003. 214 p.