УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ КАРНАВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Е.А. Семенова
Аннотация. На основе анализа природы искусства автором рассматривается карнавальный потенциал личности, являющийся базовым в профессиях, связанных с искусством и культурой. В теории и практике отечественной педагогики практически формирование карнавальной культуры студентов художественных вузов не осмыслено педагогикой, что выражается в отсутствии методик по развитию карнавального мышления студентов в русле их будущей профессии. В связи с этим, автор предлагает опосредованные, альтернативные пути для выявления и формирования карнавального потенциала студентов еще в период обучения в вузе. В статье приводится результаты эксперимента по освоению студентами МГУКИ профессии режиссера театрализованных представлений и массовых праздников средствами искусства клоунады.
Ключевые слова: карнавальная культура студентов, карнавальный потенциал, режиссура театрализованных представлений и праздников, искусство клоунады, уличный театр, вузы искусства.
THE FORMATION OF THE CARNIVAL CULTURE OF STUDENTS IN THE UNIVERSITY AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
E.A. Semenova
Abstract. Based on analysis of the nature of art is considered the author of Carnival potential of the individual, which is the base in the professions related to art and culture. In theory and practice of domestic pedagogics formation almost carnival culture of students of art schools are not comprehended pedagogy, which is reflected in the absence of procedures for the development of the carnival thinking of students in line with their future profession. In this regard, the author suggests consequential, alternative ways to identify and form carnival potential of students in the period of study at the university. The article presents the results of an experiment on the development of the profession by students MGUKI director of theatrical performances and mass holidays through art of clowning.
Keywords: carnival culture of students, carnival potential Directing theatrical performances and festivals, the art of clowning, street theater, art colleges.
На сегодняшний день «карнавальная культура» проявляет себя в двух формах: массовой и индивидуальной. Именно со второй формой связано появление в культуре такого явления как карнавализация. Мы разделяем мысль М.М. Бахтина о том, что карнавализация «представляет собой своеобразную, достаточно гибкую форму художественного видения, некий эвристический принцип, который позволяет открывать новое, до сих пор не изведанное». Но если карнавализация становится массовой, то есть, используется в качестве «схемы», которая накладывается на готовое содержание, то в этом случае из карнавализа-ции исчезает ее творческая, индивидуальная, личностная природа, и она проявляет себя как деградирующая в сторону безликости, и массовости, следуя готовым клише и заданным усредненным стандартам.
Карнавальная культура разоружает официальную культуру за счет развенчания ее смехом (придания страшному и опасному объекту смешных черт, ассоциаций, формы гротескной образности), в результате чего рождается «нестрашное страшилище» (М.М. Бахтин) и за-
вершаются такие взаимоотношения кульминацией в виде рождения новой жизни, новой идеи, прорыва вперед, переоценки ценностей, коренным переворотом, выходом из кризиса.
Про отечественную культуру можно сказать, что она, не имея карнавальной традиции, откликнулась карнавализацией в эпоху глобализации. Это означает, что Российская культура, уже изначально обладает «карнавальной (игровой) природой», значит «...имманентно содержит потенциал для своего дальнейшего развития и обновления» [5,6]. Но карнавализа-ция в культуре, когда многие критерии, нормы и ценности размыты и унифицированы, настолько перемешана с псевдокарнавализацией, что их трудно отличить. Понятие «псевдокар-навализация» перекликается с понятием А. Гринштейна «квази - или псевдокарнавального» образа» (образа-обманки) [4]. Это образ, который снаружи имеет карнавально обличье, а наполнение имеет совершенное иное (декар-навальное) (термин А.Г. Козинцева). Это возникает часто в культуре, в которой нет карнавальной традиции, а есть поспешное подражание западным ее оригиналам. Подобные квази-
карнавальные образы наблюдаются в отечественной современной зрелищной культуре. Еще Ги Дебор назвал такой тип культуры «обществом спектакля».
Современные студенты - это поколение, которое во многом сформировалось в соприкосновении с формами псевдо-карнавальности (Ж. Бодрийяр). Исторически, в России не сложилась карнавальная традиция (М.М. Бахтин), но силен «карнавальный инстинкт» (В.В. На-зинцев). Свидетельство тому - дошкольное детство и студенческая молодежь, которые обладают всеми качествами «карнавального человека» (термин В. Гореловой) в силу сензи-тивности возраста к карнавальным проявлениям.
«Карнавального человека», по мнению В. Гореловой [3], выделяют фамильярность в общении, эксцентричность, профанации, увенчания-развенчания, оборотничество и др. Он проявляет себя, как в профанной среде (в быту), так, и в сакральной (в искусстве, в субкультурных сообществах), часто как квазикарнавальный человек, то есть выдает себя за такового, не являясь им на самом деле. Часто это происходит тогда, когда дети и студенты подражают представителям какой-нибудь субкультуры, взрослым, чтобы выразить как свою сопричастность к ней, так и определиться со своей идентичностью. Поэтому зачастую, поведение таких юношей и девушек выглядит очень неестественно, вычурно, коряво, а часто просто вызывающе и вульгарно. Но все эти перекосы в карнавальном поведении молодежи неизбежны и естественны. Студенчество часто пугается спонтанных вспышек собственной карнавализации, принимая их, то за невроз, то за физическую болезнь, или вспышки агрессии.
Немалую роль в этом играет отсутствие в психолого-педагогическом тезаурусе понятия «карнавальный потенциал молодежи» и как следствие не разработаны критерии этого потенциала. Поэтому индивидуальная карнавальная культура студенчества представляет собой черный ящик. Этот феномен можно назвать «карнавалом в одиночестве», это то, что М.М. Бахтин считал невозможным во времена средневековья, и то, что стало возможным и даже нормой в наше время.
Сегодня стали доступными для наблюдения проявления индивидуальной карнавальной культуры, которая обнаруживает себя на различных пространствах, куда личность вторгается со своим внутренним миром (в виртуальный мир, визуальные искусства, улицу, метро, шоу-индустрию). Личности транслируют свои
очень разнообразные карнавальные миры, часто инкогнито. Главные действующие лица на этом пространстве - молодежь, причем думающая ее часть, а потому, возможно, замыкающаяся в «карнавале в одиночестве».
«Элитарная» молодежь, которая не пойдет за карнавалом на площадь, следует одному из главных принципов клоуна В.И. Полунина, это, «когда сначала вы идете на карнавал, а потом, карнавал оказывается внутри вас... и идти никуда не надо. все идут к вам. Этому не научить, это интуитивное знание» [7]. В большинстве случаев, карнавальные выявления молодежи или стихийны, или подражательны, или, что самое опасное, пугливы и непредсказуемы.
На сегодняшний день формирование индивидуальной карнавальной культуры личности студентов в условиях вуза представляет все больше не столько педагогическую, сколько проблему философского характера. Ведь, если карнавальная природа личности не проявляет даже в период ее биологического расцвета, который совпадает с периодом обучения в вузе, когда, казалось бы, развитие карнавального потенциала могло бы обрести подпитку в виде обучения, насыщения информацией, по отношению к которой, в первую очередь, и должен и проявиться карнавальный «бунт» в форме «а лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли.», то, возможно, к карнавальному потенциалу личности неприменимы законы карнавальной культуры. Скорее для его выявления уместна логика «Человека из-подполья» (Ф.М. Достоевский), когда личность только тогда личность, когда она вечно «незавершенная, пребывающая в непрерывном становлении, развивающаяся только в точке несовпадения с самой собой.» [2].
По итогам эксперимента, мы сформулировали один из выводов: художественно -карнавальный потенциал студентов вузов искусства может быть реализован только в процессе осуществления специфической карнавально-эстетической деятельности личности при условии чуткого педагогического руководства.
Нами были намечены основные этапы формирования карнавальной культуры студентов в условиях образовательного пространства вуза:
1) Формирование начального уровня индивидуальной карнавальной культуры личности;
2) Освоение детской карнавальной игры;
3) Создание художественного образа искусства клоунады.
На начальном этапе теоретического исследования мы опирались на психофизиологические предпосылки развития способности личности к карнавализации, выявленные уже у ребенка, в той или иной степени, представленные в отечественных исследованиях Д. Родари, К. И. Чуковского, О.М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Рылевой, С. Зубарева, А.Г. Козинцева, Л.С. Выготского, а также в зарубежных А. Валлона, Ж. Пиаже. Нами был исследована проблема развития способности к карнавализации, со всей яркостью проявляющаяся у ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте, и в подавляющем большинстве угасающая уже в возрасте 11-14 лет.
По нашему убеждению, очень важную роль в создании целостного представления у студентов о профессии режиссера театрализованных представлений и праздников имеет такая область изучения как «природа радости», наиболее проявляющаяся в мире детства, и в специфических видах искусства (например, в искусстве поэтико-романтической клоунады).
Нами был сделан следующий вывод: отсутствие компетентности педагогов вузов искусства в вопросах культуры карнавального художественного мышления студентов, а также, подчас устаревшие, усредненные узко ориентированные представления о профессии режиссера объясняют отсутствие карнавального аспекта в обучении. Это во многом объясняется советской традиционной школой режиссуры, и особенностями ментальности русского смеха. С.С. Аверинцев в своей статье «Бахтин и русское отношение к смеху» отмечает, что «Смехотвор-ство» и поныне фигурирует в уставном каталоге грехов, в которых православный должен приносить покаяние. Далее С.С. Аверинцев пишет о том, что в России смеются, когда нельзя, но «не смеяться сил никаких нет» [1]. Советская вузовская школа никогда не рассматривала режиссера массовых празднеств сквозь призму смеховой карнавальной культуры, (в качестве трикстера, клоуна), поэтому смеховая сторона профессии никак не осмыслена. Никак не представлен в вузах искусства опыт уличного театра. По мнению многих исследователей, художник 21 века - это особый карнавальный архетип. Нами были проанализированы теории и подходы, раскрывающие специфику карнавализации профессии режиссура.
В качестве примеров для теоретико-практического анализа были выбраны результаты практической творческой деятельности в области карнавализации различных видов искусства как всемирно-признанных художников, таких как В.И. Полунин (в области клоунады),
С. Дали (в области живописи), Д. Кейдж (в музыке), П. Бауш (в хореографии), Д. Дешамп (в комедии и драме), так и совершенно неизвестных авторов. Например, назовем несколько проектов В.И. Полунина, в которых он проявился в качестве режиссера-хулигана, режиссера-философа-романтика-ребенка-клоуна-художника: «Караван мира», «Бабы-дуры», «Дураки на Волге», «Новый карнавал», «Конгресс дураков», «Мим-парад», «сНежное Шоу», «Катастрофа», «Цветной карнавал», «Пуховый сад» и т.д. Искусство клоунады дает философское понимание профессии режиссера, потому что «прикинувшись ребенком или клоуном, ты можешь очень многое сделать в этой жизни», считает В.И. Полунин [7]. Феномен В.И. Полунина в качестве клоуна-режиссера театрализованных представлений и праздников, свидетельство тому, что Клоунское сознание, коренится в основе сущности природы художника, и во многом - универсальный компонент творческой натуры. Мы считаем, что «мир глазами клоуна» может стать целым направлением в изучении профессии студентов-режиссеров отделения театрализованных представлений и праздников. Данный подход в этой программе -это взгляд на художника, который мыслит карнавальными категориями.
Практическая деятельность студентов во время эксперимента строилась в двух направлениях. Первое направление представляло процесс амплификации программ по специальности карнавальным содержанием. Второе направление представляло собой чисто экспериментальную деятельность вне вуза на базе Культурно-Образовательного центра «Деревенский театр» в деревне «Крест» Речанского с.п. Торопецкого района Тверской области, на основе специально разработанной программы в форме летних, весенних и осенних межсессионных занятий.
Для студентов поставленные задачи явились опытом анализа различных проявлений карна-вализации, в качестве авторских форм режиссерского видения, мышления, что дало им возможность «почувствовать» карнавальную среду, интегрированную в пространство вуза, как процесс карнавализации, который они могут моделировать сами и послужило для нас отправной точкой в определении дальнейшей перспективы проектирования обновленного предметного содержания обучения студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников за счет осмысления карнавальной среды, как формы уличного театра, функционирующей на стыке искусства и реальности.
Литература:
1. Аверинцев С.С, М.М. Бахтин и русское отношение к смеху (От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского). - М., 1993. - С. 341-345.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. - 362 стр.
3. Горелова, В.Н. Принципы карнавальности в философии и эстетике М.М.Бахтина // Гуманитарные проблемы России. - Пермь, 1995.
4. Гринштейн, А.Л. Квазикарнавальные мотивы и образы в литературе XX века / А.Л. Гринштейн // Россия и Запад. Диалог культур. - М., 1996.
6. Загибалова М.А. Феномен границы в современной культуре // Культурология, 2012. - №5.
7. Полунин В.И. Клоуны - это самые свободные существа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/interactivity/2010/06/100 616_polunin_interview. shtml?print=1.
References:
1. Averincev S.S. M.M. Bahtin i russkoe otnoshe-nie k smehu (Ot mifa k literature: Sbornik v chest' 75-letija E. M. Meletinskogo) - M., 1993. - S. 341-345.
2. Bahtin, M.M. Problemy pojetiki Dostoevskogo. M.: Sovetskij pisatel', 1963. - 362 str.
3. Gorelova, V.N. Principy karnaval'nosti v filoso-fii i jestetike M.M. Bahtina // Gumanitarnye problemy Rossii. - Perm', 1995.
4. Grinshtejn, A.L. Kvazikarnaval'nye motivy i ob-razy v literature XX veka / A.L. Grinshtejn // Rossija i Zapad. Dialog kul'tur. - M., 1996.
6. Zagibalova M.A. Fenomen granicy v sovremen-noj kul'ture // Kul'turologija, 2012. №5.
7. Polunin V.I. Klouny - jeto samye svobodnye sushhestva [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http ://www.bbc.co .uk/russian/interactivity/2010/06/100 616_polunin_interview. shtml?print=1.
Сведения об авторе:
Семенова Елена Александровна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, докторант, научный сотрудник лаборатории интеграции, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и Культурологии» Российской Академии Образования, e-mail: semenova05@list.ru
Data about the author:
Semenova E.A. (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, doctoral candidate, research fellow of the Federal State Research Institution «Institute of art education» of the Russian academy of education, e-mail: semenova05@list.ru