Научная статья на тему 'Формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее'

Формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
852
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МУЗЕЙ КАК АГЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Нуттунен Е. А.

. Рассматривается проблема формирования исторической культуры и социализации детей младшего школьного возраста в краеведческом музее. Анализируются разные подходы к осмыслению данного феномена, что обеспечивает формирование социального опыта детей младшего школьного возраста средствами социокультурной деятельности музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование исторической культуры и социализация детей младшего школьного возраста в краеведческом музее»

УДК 379.822 ББК Ч819

ГСНТИ 14.25.01; 14.25.19

Код ВАК 13.00.02

Е. А. Нуттунен

Санкт-Петербург

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формирование исторической культуры; социализация детей младшего школьного возраста; историческое сознание; музей как агент социализации.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования исторической культуры и социализации детей младшего школьного возраста в краеведческом музее. Анализируются разные подходы к осмыслению данного феномена, что обеспечивает формирование социального опыта детей младшего школьного возраста средствами социокультурной деятельности музея.

E. A. Nuttunen

Saint Petersburg

THE FORMATION OF THE HISTORICAL CULTURE AND SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL AGE CHIDREN IN THE MUSEUM

KEY WORDS: formation of historical culture; socialization of primary school age children; historical consciousness; the museum; the agent of socialization.

ABSTRACT. The article posed the problem of the formation of historical culture and socialization of primary school age children in the museum. The author analyzes different approaches to understanding this phenomenon, which ensure the formation of the social experience of primary school children by means of socio-cultural activities of the museum.

С

тержневая проблема общественного развития — гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, т. е. ее социализация. Социализация подрастающего поколения является одной из ведущих функций любого общества.

В различные периоды истории на ведущие места в системе агентов социализации выходили семья, государство, ученые, педагоги, а также различные учреждения: детские клубы, театры, дворцы, кружки. Одним из таких учреждений является музей, деятельность которого направлена на формирование у школьников определенной системы ценностей, системы взглядов с целью адаптации их к жизни в современном обществе. Формирование исторической культуры в краеведческом музее есть процесс самоопределения детей младшего школьного возраста в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной сферах деятельности, в развитии индивидуальности каждого ученика и воспитании его как субъекта социализации. Предметом нашего исследовательского интереса не случайно явились дети младшего школьного возраста. Именно в это время ребенок формирует образ своей личности, учится понимать самого себя, определяет свои возможности. В этом возрасте ребенок погружается в социальное пространство окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которого яв-

ляется процесс взросления и вхождения в социальный мир взрослых.

В психолого-педагогических исследованиях Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, С. Ю. Ивановой, А. А. Реана, Д. Б. Элькони-на подчеркивается, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллектуальные, социальные и нравственные качества. В этот период возрастает потребность ребенка в восприятии и познании окружающего мира, что проявляется в развитии познавательных интересов, помогает понимать сущность некоторых исторических явлений, вскрывать их причины. У младшего школьника вырабатываются навыки общественного поведения, такие, как ответственность за поступки, взаимопомощь. Выявленные особенности позволяют определить младший школьный возраст как наиболее сензитивный для осмысления, прочувствования и принятия исторических фактов, исторических знаний, что обусловливает на их основе формирование исторической культуры.

Вопросы исторической культуры привлекали внимание историков, философов, культурологов, психологов, педагогов, музееведов прошлого и настоящего. Особенности функционирования и развития исторической культуры нашли отражение в трудах Н. А. Бердяева, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, Н. Я. Данилевского, М. Ю. Лотма-на, В. М. Межуева. Работы данных авторов определяют историческую культуру как

© Нуттунен Е. А., 2012

важнейший элемент внутренней структуры исторического мировоззрения, позволяющий ориентироваться в мире духовной культуры общества, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности. Принципиальный подход к исторической культуре как к предмету исследования был осуществлен в коллективном труде историков под руководством Л. П. Репиной. В нем представлено комплексное исследование феномена исторической культуры. Исходя из исследований Р. Бернса, Н. Ф. Головановой, Л. И. Божович, И. С. Кона, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейна и др., мы рассматриваем деятельность музея как важный фактор формирования исторической культуры и социализации детей младшего школьного возраста. На основе исследований в области социализации (Н. Ф. Голованова, А. В. Муд-рик, И. С. Кон) выявлены возможности краеведческого музея как социализирующей среды в его содержательном аспекте, определен воспитательный потенциал в системе социального опыта ребенка.

Социализация представляет собой многоаспектный процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром. Социализацию имеет смысл рассматривать как двухсторонний процесс в силу единства спонтанного и целенаправленного влияния на все процессы становления человека как субъекта общественных отношений. Выделяют две формы социализации подрастающего поколения: направленную (целенаправленную) и ненаправленную (спонтанную) социализацию.

Направленная форма социализации — это специально разработанная определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная, форма социализации — это автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении [1. С. 96]. Социализация младших школьников характеризуется новизной социального статуса ребенка, впервые вступившего в систему ответственных взаимосвязей. В этот период начинают формироваться собственное видение отношений, свои критерии оценок поступков и поведения окружающих, возникают требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к социальному миру. Социализация детей осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.

В процессе социализации происходят осмысление и оценка ценностей, созданных предшествующими поколениями в историческом развитии, при помощи агентов социализации. По характеру воздействия агентов социализации выделяют первичную и вторичную социализацию:

- агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на ребенка: родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т. д.;

- агенты вторичной социализации: администрация школы, средства массовой информации, социальные институты, в том числе музеи [4. С. 60-61]. Любой агент социализации может воздействовать на ребенка как целенаправленно, так и спонтанно. Агентом первичной социализации может выступать семья. Семья как центральный фактор социализации ребенка обусловливается культурным уровнем, социальным положением и психологической атмосферой. Уже в простейших обществах семейное прошлое выступало в качестве основы для социальной дифференциации, родовая история стала играть доминирующую роль в определении социального статуса индивида. Формирование исторических представлений, складывающихся в результате в историческую культуру личности, начинается с песен, сказок, рассказов старших членов семьи о знаменитых людях, героях, умельцах.

Одним из вторичных агентов социализации школьника может быть музей. Как отмечал психолог Л. С. Выготский, «все в нас социально, но это отнюдь не означает, что решительно все свойства психики отдельного человека присущи и другим членам данной группы [2. С. 20]. Процесс социализации личности проходит в основном под влиянием группового опыта, в результате чего ребенок принимает на себя роли других и пытается оценивать свое поведение и свой внутренний мир как бы со стороны.

Историческая культура воспитывается под влиянием множества факторов и является, с одной стороны, компонентом личностной идентичности ребенка, а с другой — результатом его социализации. Формирование исторической культуры — это ступень к историческому сознанию, которое во многом предопределяет духовную жизнь человека, и в первую очередь его гражданские качества. Особое место в формировании исторического сознания, исторической культуры принадлежит музейным учреждениям, которые хранят и экспонируют достоверные, первичные источники познания истории и культуры. Опираясь на на-

ционально-культурные раритеты, музеи могут воссоздать исторические реалии, вовлечь человека в мир ожившей истории, вызвать высокие чувства сопричастности к значимым событиям минувшего времени.

Такие исследователи, как С. Н. Иконникова, В. Исаченко, В. Лисовский, В. П. Макса-ковский, М. Б. Пиотровский, Л. М. Шляхти-на, рассматривают музей в качестве культурного центра и социального инструмента. Музей включен в педагогический процесс общества. Процесс социализации ребенка невозможен в отрыве от использования культурно-исторических знаний, культурноисторической среды, в которой он проживает и воспитывается как личность. Необходимо осмысленно подходить к организации и включенности ребенка в этот социум.

Известно, что человек рождается без представления о времени. Поэтому музей с его предметностью и конкретностью может оказать помощь в понимании истории уже в раннем детстве. Дети младшего школьного возраста лучше воспринимают информацию посредством осязания, и в этот период важно поддержать возникший интерес к истории, а шире — к исторической культуре.

Классик педагогической науки К. Д. Ушинс-кий активно развивал идею применения наглядности в обучении. Именно она послужила стимулом для создания школьных музеев. Работа с детьми в музее строится так, чтобы они сами открывали мир музея для себя. В музее есть уникальная возможность наглядного постижения истории и культуры на материалах его экспозиций и фондов, формирования у подрастающего поколения целостного представления о вековых традициях культуры русского народа, богатстве его духовной жизни. Обращение к культурно-историческому пространству способствует приобщению к истории культуры, а через нее и к общественной жизни в целом, что приводит к взаимодействию ребенка с социумом, а в целом он учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.

Школьники адаптируются к социальнокультурному пространству через апробацию традиционных норм поведения в музейном пространстве, ориентацию на исторические ценности как фактор понимания и закрепления поведенческих тенденций личности в социуме.

Феномен исторической культуры влияет на процесс социализации ребенка. Он возможен при условии построения определенной системы воздействия на ребенка с целью формирования исторической культуры. Одной из основных функций музея является трансляция накопленного опыта но-

вым поколениям. Музей стремится обеспечить успешную социализацию личности, передавая ей культурный опыт и ценности для полноценного выполнения различных социальных ролей.

Сегодня музейное пространство должно способствовать формированию духовного образа своего «Я», открытости собственного внутреннего мира ребенка, предоставлять ему возможность разобраться в таких понятиях, как прекрасное и безобразное, добро и зло, когда ребенок познает ценности и антиценности.

Перечислим особенности деятельности краеведческого музея как агента социализации школьника.

1. Музей представляет собой центр научного документирования региона. Именно в нем сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутентичную) информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

2. Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности региона, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требует серьезной исследовательской деятельности и полученные результаты часто являются научными открытиями (пусть местного характера), проливающими свет на развитие культурных или природных процессов, происходящих в «пространстве музея».

3. Кроме того, музей — это учреждение культурного представительства региона, так как помещенные в экспозиции экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою очередь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующие в обществе в данное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.

4. Документальная, научная и культурная ценность музея дает возможность считать его образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды [7. С. 44].

Речь идет о музейной деятельности, одним из видов которой выступает аксиологическая, или ценностно-ориентационная, деятельность, направленная на качествен-

ное осмысление социальных и общечеловеческих ценностей мира. Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов [5. С. 135].

С точки зрения коммуникативного межличностного взаимодействия в музее дети младшего школьного возраста проходят этапы социализации через принятие исторической информации и социальных ролей исторических персонажей. Опыт и уроки истории служат целям освоения настоящего и прогнозирования будущего.

Школьник социализируется через

функциональное использование ценностей

истории. Таким образом, функции исторической культуры заключаются:

- в выработке социального самопознания различных общностей людей, превращении индивида в личность (в индивидуальной памяти проявляется часть исторического сознания);

- социальной потребности общества в

создании условий для культурного, социально-этнического самоопределения народов (общезначимая социальная память);

- социальном воспитании через образцы социально значимого поведения.

В краеведческом музее процесс социализации ребенка может быть осуществлен только на смысловом понимании исторических реалий, в ориентации на исторические ценности. Важной составляющей механизма становления социализации ребенка является его деятельность в музее, которая направлена на формирование исторической культуры и обеспечена специальными педагогическими условиями:

- воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

- вызывать личную заинтересованность ребенка в понимании им социальной значимости результатов своей деятельности. Известно, что общественные ценности

автоматически не становятся личностными. Задача музея в том и состоит, чтобы научить подрастающее поколение понимать и принимать ценности, которые на протяжении многих веков формировали и воспитывали не одно поколение россиян. Многие аспекты исторического опыта отражают развитие ценностных оснований жизни в историческом измерении.

Таким образом, через активное освоение музейного пространства можно приобщить ребенка к важнейшим историческим

этапам и событиям его малой Родины, к природе родного края, к явлениям общественной жизни, науки и искусства. Усвоение ценностных ориентаций в музее обеспечивает становление индивидуальности школьника, которая проявляется в качествах человека, в его позициях, нормах, регулирующих социальное поведение.

Через исторические персонажи, через образы, созданные литературой и искусством, школьник стремится познать свое «Я», окружающих его людей, сформировать свою линию поведения, приобрести жизненный опыт. Школьник усваивает через музейное пространство социальный опыт предыдущих поколений, входя в социальную среду прошлых лет, в систему социальных связей, и таким образом социальные связи сегодняшнего дня изменяются за счет активного вхождения в среду молодого поколения. Отсюда ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающий мир. Во многом влияние же окружающего мира на ребенка зависит от его развития и в немалой степени от его исторической культуры.

П. Г. Постников выделяет различные виды деятельности по накоплению, изучению, систематизации исторических фактов, которые формируют историческую культуру в контексте социализации школьника.

Первое направление связано с включением учащихся в различные виды деятельности по накоплению, изучению, систематизации исторических фактов. Это может быть создание музейного кружка, сбор устных свидетельств и создание исторических источников, участие в исторических конкурсах и олимпиадах.

Второе направление связано с показом значимости истории для понимания современной общественно-политической жизни и активного участия в ней. Для его реализации необходимо показать школьникам, что история учит анализировать социальноэкономические проблемы на каждом этапе развития общества, выясняет зависимость сегодняшнего дня от вчерашнего и будущего от современности.

Третье направление связано с детализацией важных исторических фактов, показом духовного мира личностей и мотивации их существенных поступков. Для этого можно использовать методы художественной и научно-популярной литературы, концентрирующей внимание на исторических личностях. Это и будет наиболее глубокий анализ истории, одновременно дающий возможность не только понять, но и эмоционально пережить исторические события

[5. С. 145—146].

Краеведческий музей имеет большие возможности в предоставлении доказательной базы, которая не только вербальна, но и творчески преобразована через квазиисто-рическую обстановку музейных залов, мифологичную глубину истории. Поэтому краеведческий музей выступает для ребенка концентрированным, наглядно-образным выразителем особенностей местной культурно-исторической среды и воспитывает понимание важности каждого изучаемого события.

Современная парадигма образования определила в качестве приоритетной цели — формирование исторической культуры детей младшего школьного возраста. Сегодня

остаются неразрешенными проблемы как социокультурного, так и социального воспитания детей. Благодаря коммуникативной деятельности в краеведческом музее происходит гармонизация мира ребенка в культурно-исторической среде, что способствует накоплению им социального опыта.

Таким образом, выявление возможностей исторической культуры в процессе социализации младшего школьника отвечает задачам и требованиям современной социальной жизни в быстро меняющихся условиях окружающей среды, а также интегрирует способности ребенка к успешной жизнедеятельности в качестве субъекта общественных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. БОЧАРОВА В. Г. Социальная педагогика : учебник для вузов. М. : Проспект, 2004.

2. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Лекции по психологии. СПб. : СОЮЗ, 1997.

3. КЛЮКИНА А. И. Естественнонаучные музеи в духовной жизни России. СПб. : Речь, 2009.

4. МУХАЕВ Р. Т. Социология. Конспект лекций : учеб. пособие. М. : Проспект, 2012.

5. ПОСТНИКОВ П. Г. Профессиональное поведение учителя истории в контексте технологической

культуры / Нижнетаг. гос. соц.-пед. академия. Нижний Тагил, 2011.

6. ФРОЛОВ С. С. Общая социология : учебник. М. : Проспект, 2011.

7. ШЛЯХТИНА Л. М. Основы музейного дела : теория и практика : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Выс-

шая. школа, 2009.

Статью рекомендуют д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева, канд. пед. наук, доц. Е. А. Ильинская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.