Научная статья на тему 'Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в музейном пространстве'

Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в музейном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1189
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкова Анастасия Петровна

Статья посвящена музейно-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На основе анализа двух разделов музейно-педагогической программы Русского музея «Здравствуй, музей!» и авторского курса Е.Г. Вансловой «Музей и культура», а также материалов, основанных на практическом опыте ряда российских музеев, сделана попытка собрать воедино и осмыслить основные принципы работы с детской аудиторией в рамках музейного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museum Educational Programs for Kids and Primary School Pupils

The article reports on museum pedagogy for preschool children and primary school pupils. For analyzing, the author chose a part of educational program and a course of E.G. Vanslova «A Museum and a Culture». There was also used knowledge about actual pedagogical practice of some Russian museums. The goal of this work was an attempt to formulate common principles of museum pedagogy for the youngest children.

Текст научной работы на тему «Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста в музейном пространстве»

В рамках современной культурно-образовательной деятельности в музейно-туристическом комплексе соблюдается также принцип индивидуально-личностного подхода к посетителю. Особенно этот подход применим к молодому, подрастающему поколению. В этом случае музейный педагог выступает в качестве посредника, максимально сводя на нет свою активность во встрече ребенка с музеем-воспитателем, он играет роль «переводчика» в увлекательном диалоге, который развертывается у него на глазах [3]. Это непривычная для массовой практики позиция, в которой все внимание приковано к интересам и потребностям собеседника. Но по отношению к музею они у каждого свои. Кого-то привлекут конкретные предметы, фактическая информация о людях, событиях, которую предлагает музей. Для кого-то гораздо более важным станет особая атмосфера помещений, где царит дух прошедших эпох, великих людей. Одних переполняют воспоминания о прошлом посещении. Других привлекает возможность задать вопросы и получить исчерпывающие ответы. Кто-то будет очарован личностью экскурсовода. А для некоторых посещение музея — всего лишь возможность отключиться от жизненных забот и час побыть совсем в другом мире. Создание необходимых для каждого посетителя условий — это залог успешной работы музея.

Применение новых форм культурно-образовательной деятельности позволяет завоевать внимание и активность массового культурного потребителя к музейным событиям и мероприятиям. Благодаря созданию комфортной атмосферы для проведения семейного досуга, дифференцированному подходу к различным группам посетителей, растет количество людей, желающих посетить наш музей.

Список использованных источников

1. Музееведение — культурно-образовательная деятельность музеев. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedeme/kultumo-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeev (дата обращения: 26.03.2014).

2. Воропаева Ю.А., Богачева М.А. Театрализованная экскурсия как новый вид в культурно-до-суговой сфере // Междунар. студенческая электронная науч. конференция: студенческий науч. форум. — 15 февраля — 31 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scienceforum. ru/2013/U7/6154 (дата обращения: 08.04.2014).

3. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998. — С. 1-7.

4. Тарасова А.Н. Интерактивные технологии в деятельности школьного музея // Интерактивное образование: науч. электронная газета. — Февраль 2012. [Электронный ресурс]. — URL: http:// io.nios.ru/index.php?rel=39&point=14&art=1635 (дата обращения:26.03.2014).

А.П. Быкова, г. Новосибирск Научный руководитель: Е.А. Мальцева

Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста

в музейном пространстве

Аннотация

Статья посвящена музейно-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На основе анализа двух разделов музейно-педагогической программы Русского музея «Здравствуй, музей!» и авторского курса Е.Г. Вансловой «Музей и культура», а также материалов, основанных на практическом опыте ряда российских музеев, сделана попытка собрать воедино и осмыслить основные принципы работы с детской аудиторией в рамках музейного пространства.

Ключевые слова: музейная педагогика, дошкольный возраст, начальная школа, музейно-пе-дагогическая программа.

На сегодняшний день как родители, так и педагоги все чаще проявляют интерес к музею как к учреждению с большим образовательным и воспитательным потенциалом. В 2013/2014 учебном году в Музей Октябрьского района г. Новосибирска поступили предложения о сотрудничестве из нескольких образовательных учреждений. Широкий возрастной диапазон аудитории становится очевидным при упоминании среди них не только школ Октябрьского района и Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева, но и детских садов №173, №234 «Кроха», №449 «Солнечный». Разумеется, каждая возрастная группа требует к себе индивидуального подхода. Более того, для достижения положительных результатов нужно учитывать и другие факторы помимо возрастного. Прежде чем приступать к практической деятельности, необходимо проделать теоретическую подготовку.

Целью нашего исследования мы видим выявление основных актуальных принципов работы с посетителем дошкольного и младшего школьного возраста в современной музейной практике. Чтобы достичь данной цели, мы решили следующие задачи:

— изучили литературу по истории и теории музейной педагогики, уделяя особое внимание вопросам методики;

— ознакомились с материалами, основанными на музейно-педагогической практике отдельных зарубежных и российских музеев;

— проанализировали отдельные музейно-педагогические программы, ориентированные на дошкольников и младших школьников;

— на основе изученных материалов вывели относительно актуальные принципы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в музейном пространстве.

По определению таких специалистов, как Б.А. Столяров и Б.А. Бойко, под музейно-педагогиче-ской программой следует понимать «научно и методически выверенную последовательность педагогических действий, построенных с учетом особенностей образовательного процесса, возрастной специфики аудитории, коллекции музея и используемых педагогических средств».

В ходе работы мы ознакомились с материалами, основанными на практическом опыте музеев различного профиля: художественного, историко-краеведческого, естественнонаучного, а также специализированных детских музеев. Особенно пристально мы рассмотрели разделы «Мы входим в мир прекрасного» и «Мир музея» музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» и авторский курс Е.Г. Вансловой «Музей и культура». От частных случаев мы перешли к общим выводам и акцентировали свое внимание на основных принципах работы с детской аудиторией в рамках музейного пространства.

Специалисты в области педагогики и музейного дела пришли к выводу о том, что знакомство человека с музеем целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно с 3 до 6 лет закладываются основы характера и личности в целом. Ребенок начинает познавать мир с познания отдельных предметов, уделяя особое внимание мелкой пластике и проявляя едва ли не большую чем у взрослых способность к зрительному переживанию. Но одного только зрительного переживания для детей недостаточно: они лучше усваивают информацию о новых предметах, осязая их. Поэтому для занятий с детьми удобно иметь под рукой экспонаты-копии или новоделы, модели, игрушки. Кроме того, речь должна постоянно опираться на визуальный образ. Хорошо воспринимаются экспонаты, продемонстрированные по принципу контраста (большой — маленький, темный — светлый). Более 7-10 экспонатов для одного показа отбирать не рекомендуется. Если речь идет об экскурсии по музейным залам, не рекомендуется также задерживаться у одной витрины более 1-3 минут.

Если дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания образа предмета, то в среднем дошкольном возрасте в процессе зрительного восприятия начинает осуществляться активная познавательная деятельность, события и образы эмоционально переживаются.

Для профилактики детской утомляемости следует четко распланировать время занятия. При занятии в 45 минут всю самую важную информацию нужно излагать за 15-20 минут, а во вторую часть занятия внести элементы действия. Дидактические игры и творческие задания не только предотвращают усталость, но и способствуют закреплению пройденного материала. Выбор творче-

ского задания предпочтителен еще и тем, что в дошкольном возрасте человек ориентирован более на собственную творческую деятельность, чем на деятельность кого-либо другого. До заключительной практической части материал может быть закреплен посредством загадок, хорового повторения, постоянного открытого диалога. Вопросы, адресованные дошкольной аудитории, должны носить не риторический, а конкретный характер, при этом вопросам на знание лучше предпочесть вопросы на воображение. Главная цель вопросов — побудить к детальному рассматриванию.

К 5-6-ти годам психические процессы (внимание, память) в основном непроизвольны. Способность планировать свою деятельность только развивается. Как следствие, довольно много времени на занятиях уделяется поддержанию дисциплины, которая в итоге становится основой для воспитания музейной культуры.

Непроизвольным и неустойчивым вниманием характеризуется также возраст младшего школьника. Его мышление приобретает вербально-логические черты, знания упорядочиваются, познавательный процесс становится более глубоким и осмысленным, чем раньше. Образы и характеры пока воспринимаются однозначно (хороший — плохой, злой — добрый). Важную роль в восприятии играет сюжет. При проведении занятий и экскурсий у младших школьников можно делать больший, чем для дошкольников, акцент на словесные формы. К детальному рассматриванию предмета добавляется высказывание собственных впечатлений и обсуждение. Общие сведения не рекомендуется предоставлять аудитории для обсуждения без конкретного зрительного образа. Игровой и творческий виды деятельности остаются в данном возрасте доминантными.

Стоит принять во внимание опыт специалистов, работающих с дошкольниками по специальному разделу программы «Здравствуй, музей!» под названием «Мы входим в мир прекрасного». Согласно материалам международной конференции, посвященной юбилею Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением на основе данной программы позволило выявить следующие содержательные ориентиры:

— чаще всего внимание детей дошкольного возраста привлекают предметы и произведения, броско выделяющиеся своими размерами или цветами;

— дошкольники живо реагируют на предметы, знакомые или схожие с ранее виденными;

— хорошо воспринимаются произведения «близкой» тематики: для старших дошкольников это, как правило, жанровая живопись, сказочные образы и бытовые сценки, реалистические натюрморты со знакомыми детям предметами, портреты и анималистическая живопись;

— дошкольники сложно устанавливают связь между средствами выразительности и замыслом, поэтому не следует делать глобальной целью изучение средств выразительности;

— посещение музеев развивает интерес детей к коллекционированию;

— воспитанникам проще описать знакомое им произведение, чем назвать его, но они часто хорошо классифицируют произведения по видам и жанрам;

— правила поведения в музее лучше всего не заучивать, а «проигрывать» вместе с воспитанниками, моделируя различные ситуации;

— хороший способ заинтересовать детей музеем — создать антураж тайны и секретности, подчеркивая, что детям подвластно раскрытие этих тайн и секретов;

— воспитанники часто испытывают затруднения с различением цветовых оттенков, поэтому необходимо обогащать цветовую картину мира с помощью тренингов, творческих этюдов, обследования объектов на их цвет, фактуру, материал;

— только в процессе собственной деятельности ребята обращают внимание на те детали изучаемого предмета, которые ранее не замечали;

— в работе над тем или иным вопросом необходимо создавать ситуацию совместного поиска.

Отдельно следует упомянуть некоторые «общие» замечания и рекомендации опытного музейного педагога Елены Геннадьевны Вансловой по вопросу о воспитании детей:

— ребенок лучше воспринимает информацию в форме личностных переживаний;

— с малых лет следует формировать у человека гуманистическую систему ценностей;

— в ребенке должно пестовать исследовательское начало;

— главная задача воспитания ребенка начальной школы в том, чтобы «открыть его творческие клапаны».

Обобщая имеющиеся данные, можно сказать, что главная цель музейной педагогики по отношению к детям — когнитивное (формирование знаний, умений и навыков), креативное (раскрытие творческого потенциала) и сенсорное (обогащение чувственной сферы) развитие личности, а ее первейшие задачи — освоение содержания и проблематики конкретного музея; воспитание культуры общечеловеческой и музейной в частности. Под музейной культурой можно понимать осознание человеком ценности музея, наличие потребности его посещения, бережное отношение к историко-культурному наследию, визуальную грамотность, умение формулировать и высказывать собственное мнение. Более кратко это понятие можно сформулировать, исходя из рассуждений Е.Г. Вансло-вой: музейная культура есть часть общей культуры Человека, выражающаяся в его отношении к предметному миру в целом.

Список использованных источников

1. Ванслова Е.Г. Культура и дети: взгляд музейного педагога (Серия «Музей и подрастающее поколение»). — М.: ООО Агентство «Мегаполис», 2012. — 216 с.

2. Воронович В.М. Музейная педагогика [Электронный ресурс] // Отдел образования администрации ГО Карпинск: [сайт]. [2014]. — URL: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika (дата обращения: 08.03.2014).

3. Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / авт.-сост.: Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т худож. Образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. — М., СПб.: ГРМ, 2010. — 68 с.

4. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб.: СпецЛит, 1998. — С. 6-15.

5. Медведева Е. Формы работы Государственного художественного музея Алтайского края с юным зрителем // Музей и юный зритель: сб. докл. на науч.-практ. конф. (13-15 декабря 2001 г.). — Челябинск: Изд-во «Челябинский Дом печати», 2001. — С. 63-70.

6. Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея: сб. ст. / Вступ. слов. Н.М. Кулешовой; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО, РГПУ им. А. И. Герцена, Союз музеев России. — СПб.: ГРМ, 2010. — 276 с.

7. Соколова М.В. Музейная педагогика: монография. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. — 75 с.

8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.

9. Фортунатова В.А. Музейная педагогика в государственных музеях Нижегородской области [Электронный ресурс] // Министерство культуры Нижегородской области: сайт. — URL: http://minkult-nnov.ru/index.php/znachimoe/nauchnye-pubNkatsii/100-muzejnaya-pedagogika-v-gosudarstvennykh-muzeyakh-nizhegorodskoj-oblasti (дата обращения 12. 02. 2014).

10. Шляхтина Л.М., Мастеница, Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России: исторические очерки. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств., 2006. — 272 с.

11. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. — М.: Мин-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 2001. — 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.