В рамках современной культурно-образовательной деятельности в музейно-туристическом комплексе соблюдается также принцип индивидуально-личностного подхода к посетителю. Особенно этот подход применим к молодому, подрастающему поколению. В этом случае музейный педагог выступает в качестве посредника, максимально сводя на нет свою активность во встрече ребенка с музеем-воспитателем, он играет роль «переводчика» в увлекательном диалоге, который развертывается у него на глазах [3]. Это непривычная для массовой практики позиция, в которой все внимание приковано к интересам и потребностям собеседника. Но по отношению к музею они у каждого свои. Кого-то привлекут конкретные предметы, фактическая информация о людях, событиях, которую предлагает музей. Для кого-то гораздо более важным станет особая атмосфера помещений, где царит дух прошедших эпох, великих людей. Одних переполняют воспоминания о прошлом посещении. Других привлекает возможность задать вопросы и получить исчерпывающие ответы. Кто-то будет очарован личностью экскурсовода. А для некоторых посещение музея — всего лишь возможность отключиться от жизненных забот и час побыть совсем в другом мире. Создание необходимых для каждого посетителя условий — это залог успешной работы музея.
Применение новых форм культурно-образовательной деятельности позволяет завоевать внимание и активность массового культурного потребителя к музейным событиям и мероприятиям. Благодаря созданию комфортной атмосферы для проведения семейного досуга, дифференцированному подходу к различным группам посетителей, растет количество людей, желающих посетить наш музей.
Список использованных источников
1. Музееведение — культурно-образовательная деятельность музеев. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.madrace.ru/muzeevedenie/kurs-muzeevedeme/kultumo-obrazovatelnaya-deyatelnost-muzeev (дата обращения: 26.03.2014).
2. Воропаева Ю.А., Богачева М.А. Театрализованная экскурсия как новый вид в культурно-до-суговой сфере // Междунар. студенческая электронная науч. конференция: студенческий науч. форум. — 15 февраля — 31 марта 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.scienceforum. ru/2013/U7/6154 (дата обращения: 08.04.2014).
3. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб., 1998. — С. 1-7.
4. Тарасова А.Н. Интерактивные технологии в деятельности школьного музея // Интерактивное образование: науч. электронная газета. — Февраль 2012. [Электронный ресурс]. — URL: http:// io.nios.ru/index.php?rel=39&point=14&art=1635 (дата обращения:26.03.2014).
А.П. Быкова, г. Новосибирск Научный руководитель: Е.А. Мальцева
Воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста
в музейном пространстве
Аннотация
Статья посвящена музейно-педагогической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. На основе анализа двух разделов музейно-педагогической программы Русского музея «Здравствуй, музей!» и авторского курса Е.Г. Вансловой «Музей и культура», а также материалов, основанных на практическом опыте ряда российских музеев, сделана попытка собрать воедино и осмыслить основные принципы работы с детской аудиторией в рамках музейного пространства.
Ключевые слова: музейная педагогика, дошкольный возраст, начальная школа, музейно-пе-дагогическая программа.
На сегодняшний день как родители, так и педагоги все чаще проявляют интерес к музею как к учреждению с большим образовательным и воспитательным потенциалом. В 2013/2014 учебном году в Музей Октябрьского района г. Новосибирска поступили предложения о сотрудничестве из нескольких образовательных учреждений. Широкий возрастной диапазон аудитории становится очевидным при упоминании среди них не только школ Октябрьского района и Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева, но и детских садов №173, №234 «Кроха», №449 «Солнечный». Разумеется, каждая возрастная группа требует к себе индивидуального подхода. Более того, для достижения положительных результатов нужно учитывать и другие факторы помимо возрастного. Прежде чем приступать к практической деятельности, необходимо проделать теоретическую подготовку.
Целью нашего исследования мы видим выявление основных актуальных принципов работы с посетителем дошкольного и младшего школьного возраста в современной музейной практике. Чтобы достичь данной цели, мы решили следующие задачи:
— изучили литературу по истории и теории музейной педагогики, уделяя особое внимание вопросам методики;
— ознакомились с материалами, основанными на музейно-педагогической практике отдельных зарубежных и российских музеев;
— проанализировали отдельные музейно-педагогические программы, ориентированные на дошкольников и младших школьников;
— на основе изученных материалов вывели относительно актуальные принципы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в музейном пространстве.
По определению таких специалистов, как Б.А. Столяров и Б.А. Бойко, под музейно-педагогиче-ской программой следует понимать «научно и методически выверенную последовательность педагогических действий, построенных с учетом особенностей образовательного процесса, возрастной специфики аудитории, коллекции музея и используемых педагогических средств».
В ходе работы мы ознакомились с материалами, основанными на практическом опыте музеев различного профиля: художественного, историко-краеведческого, естественнонаучного, а также специализированных детских музеев. Особенно пристально мы рассмотрели разделы «Мы входим в мир прекрасного» и «Мир музея» музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» и авторский курс Е.Г. Вансловой «Музей и культура». От частных случаев мы перешли к общим выводам и акцентировали свое внимание на основных принципах работы с детской аудиторией в рамках музейного пространства.
Специалисты в области педагогики и музейного дела пришли к выводу о том, что знакомство человека с музеем целесообразно начинать с дошкольного возраста, поскольку именно с 3 до 6 лет закладываются основы характера и личности в целом. Ребенок начинает познавать мир с познания отдельных предметов, уделяя особое внимание мелкой пластике и проявляя едва ли не большую чем у взрослых способность к зрительному переживанию. Но одного только зрительного переживания для детей недостаточно: они лучше усваивают информацию о новых предметах, осязая их. Поэтому для занятий с детьми удобно иметь под рукой экспонаты-копии или новоделы, модели, игрушки. Кроме того, речь должна постоянно опираться на визуальный образ. Хорошо воспринимаются экспонаты, продемонстрированные по принципу контраста (большой — маленький, темный — светлый). Более 7-10 экспонатов для одного показа отбирать не рекомендуется. Если речь идет об экскурсии по музейным залам, не рекомендуется также задерживаться у одной витрины более 1-3 минут.
Если дошкольники младшей группы воспринимают изображение на уровне узнавания образа предмета, то в среднем дошкольном возрасте в процессе зрительного восприятия начинает осуществляться активная познавательная деятельность, события и образы эмоционально переживаются.
Для профилактики детской утомляемости следует четко распланировать время занятия. При занятии в 45 минут всю самую важную информацию нужно излагать за 15-20 минут, а во вторую часть занятия внести элементы действия. Дидактические игры и творческие задания не только предотвращают усталость, но и способствуют закреплению пройденного материала. Выбор творче-
ского задания предпочтителен еще и тем, что в дошкольном возрасте человек ориентирован более на собственную творческую деятельность, чем на деятельность кого-либо другого. До заключительной практической части материал может быть закреплен посредством загадок, хорового повторения, постоянного открытого диалога. Вопросы, адресованные дошкольной аудитории, должны носить не риторический, а конкретный характер, при этом вопросам на знание лучше предпочесть вопросы на воображение. Главная цель вопросов — побудить к детальному рассматриванию.
К 5-6-ти годам психические процессы (внимание, память) в основном непроизвольны. Способность планировать свою деятельность только развивается. Как следствие, довольно много времени на занятиях уделяется поддержанию дисциплины, которая в итоге становится основой для воспитания музейной культуры.
Непроизвольным и неустойчивым вниманием характеризуется также возраст младшего школьника. Его мышление приобретает вербально-логические черты, знания упорядочиваются, познавательный процесс становится более глубоким и осмысленным, чем раньше. Образы и характеры пока воспринимаются однозначно (хороший — плохой, злой — добрый). Важную роль в восприятии играет сюжет. При проведении занятий и экскурсий у младших школьников можно делать больший, чем для дошкольников, акцент на словесные формы. К детальному рассматриванию предмета добавляется высказывание собственных впечатлений и обсуждение. Общие сведения не рекомендуется предоставлять аудитории для обсуждения без конкретного зрительного образа. Игровой и творческий виды деятельности остаются в данном возрасте доминантными.
Стоит принять во внимание опыт специалистов, работающих с дошкольниками по специальному разделу программы «Здравствуй, музей!» под названием «Мы входим в мир прекрасного». Согласно материалам международной конференции, посвященной юбилею Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея, сотрудничество с дошкольным образовательным учреждением на основе данной программы позволило выявить следующие содержательные ориентиры:
— чаще всего внимание детей дошкольного возраста привлекают предметы и произведения, броско выделяющиеся своими размерами или цветами;
— дошкольники живо реагируют на предметы, знакомые или схожие с ранее виденными;
— хорошо воспринимаются произведения «близкой» тематики: для старших дошкольников это, как правило, жанровая живопись, сказочные образы и бытовые сценки, реалистические натюрморты со знакомыми детям предметами, портреты и анималистическая живопись;
— дошкольники сложно устанавливают связь между средствами выразительности и замыслом, поэтому не следует делать глобальной целью изучение средств выразительности;
— посещение музеев развивает интерес детей к коллекционированию;
— воспитанникам проще описать знакомое им произведение, чем назвать его, но они часто хорошо классифицируют произведения по видам и жанрам;
— правила поведения в музее лучше всего не заучивать, а «проигрывать» вместе с воспитанниками, моделируя различные ситуации;
— хороший способ заинтересовать детей музеем — создать антураж тайны и секретности, подчеркивая, что детям подвластно раскрытие этих тайн и секретов;
— воспитанники часто испытывают затруднения с различением цветовых оттенков, поэтому необходимо обогащать цветовую картину мира с помощью тренингов, творческих этюдов, обследования объектов на их цвет, фактуру, материал;
— только в процессе собственной деятельности ребята обращают внимание на те детали изучаемого предмета, которые ранее не замечали;
— в работе над тем или иным вопросом необходимо создавать ситуацию совместного поиска.
Отдельно следует упомянуть некоторые «общие» замечания и рекомендации опытного музейного педагога Елены Геннадьевны Вансловой по вопросу о воспитании детей:
— ребенок лучше воспринимает информацию в форме личностных переживаний;
— с малых лет следует формировать у человека гуманистическую систему ценностей;
— в ребенке должно пестовать исследовательское начало;
— главная задача воспитания ребенка начальной школы в том, чтобы «открыть его творческие клапаны».
Обобщая имеющиеся данные, можно сказать, что главная цель музейной педагогики по отношению к детям — когнитивное (формирование знаний, умений и навыков), креативное (раскрытие творческого потенциала) и сенсорное (обогащение чувственной сферы) развитие личности, а ее первейшие задачи — освоение содержания и проблематики конкретного музея; воспитание культуры общечеловеческой и музейной в частности. Под музейной культурой можно понимать осознание человеком ценности музея, наличие потребности его посещения, бережное отношение к историко-культурному наследию, визуальную грамотность, умение формулировать и высказывать собственное мнение. Более кратко это понятие можно сформулировать, исходя из рассуждений Е.Г. Вансло-вой: музейная культура есть часть общей культуры Человека, выражающаяся в его отношении к предметному миру в целом.
Список использованных источников
1. Ванслова Е.Г. Культура и дети: взгляд музейного педагога (Серия «Музей и подрастающее поколение»). — М.: ООО Агентство «Мегаполис», 2012. — 216 с.
2. Воронович В.М. Музейная педагогика [Электронный ресурс] // Отдел образования администрации ГО Карпинск: [сайт]. [2014]. — URL: http://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika (дата обращения: 08.03.2014).
3. Воспитательный потенциал художественного музея: учеб. пособие для студентов гуманитарных вузов и музейных педагогов / авт.-сост.: Б.А. Столяров, А.Г. Бойко, Ю.Н. Протопопов; Гос. АН РФ, РАО, Ин-т худож. Образования, Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. — М., СПб.: ГРМ, 2010. — 68 с.
4. Колесникова И.А. О феномене музейной педагогики // Художественный музей в образовательном процессе. — СПб.: СпецЛит, 1998. — С. 6-15.
5. Медведева Е. Формы работы Государственного художественного музея Алтайского края с юным зрителем // Музей и юный зритель: сб. докл. на науч.-практ. конф. (13-15 декабря 2001 г.). — Челябинск: Изд-во «Челябинский Дом печати», 2001. — С. 63-70.
6. Музей и образование в новом социокультурном измерении: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной двадцатилетию Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея: сб. ст. / Вступ. слов. Н.М. Кулешовой; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ, РАО, РГПУ им. А. И. Герцена, Союз музеев России. — СПб.: ГРМ, 2010. — 276 с.
7. Соколова М.В. Музейная педагогика: монография. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. — 75 с.
8. Столяров Б.А. Музейная педагогика: история, теория, практика: учеб пособие. — М.: Высшая школа, 2004. — 216 с.
9. Фортунатова В.А. Музейная педагогика в государственных музеях Нижегородской области [Электронный ресурс] // Министерство культуры Нижегородской области: сайт. — URL: http://minkult-nnov.ru/index.php/znachimoe/nauchnye-pubNkatsii/100-muzejnaya-pedagogika-v-gosudarstvennykh-muzeyakh-nizhegorodskoj-oblasti (дата обращения 12. 02. 2014).
10. Шляхтина Л.М., Мастеница, Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России: исторические очерки. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств., 2006. — 272 с.
11. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учеб. пособие по музейной педагогике. — М.: Мин-во культуры РФ. Рос. Ин-т культурологии, 2001. — 224 с.