Научная статья на тему 'Оптимизация процесса социализации в рамках музейно-педагогической деятельности'

Оптимизация процесса социализации в рамках музейно-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ И ФОРМЫ МУЗЕЙНОЙ РАБОТЫ / АУДИТОРИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / MUSEUM / MUSEUM PEDAGOGICS / SOCIOLOGY / SOCIALIZATION / OPTIMIZATION / METHODS AND FORMS OF MUSEUM ACTIVITY / JUNIOR SCHOOL AGE VISITORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова А. Л.

Рассматриваются возможности оптимизации методов и форм музейно-педагогической деятельности, направленной на социализацию посетителей младшего школьного возраста. Выводы сделаны на основе исследования, проведенного на экспозиции исторического музея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION IN MUSEUM AND PEDAGOGIC ACTIVITY

The author considers possible ways for optimization of methods and forms of museum and pedagogic activity directed at junior school age visitors. Conclusions are made on the basis of the research conducted at the history museum.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процесса социализации в рамках музейно-педагогической деятельности»

Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 344-348

УДК 22.00.04

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2010 г. А.Л. Виноградова

Санкт-Петербургская академия управления и экономики [email protected]

Поступила в редакцию 15.09.2009

Рассматриваются возможности оптимизации методов и форм музейно-педагогической деятельности, направленной на социализацию посетителей младшего школьного возраста. Выводы сделаны на основе исследования, проведенного на экспозиции исторического музея.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, социология, социализация, оптимизация, методы и формы музейной работы, аудитория младшего школьного возраста.

Современный музей осуществляет свою деятельность в различных направлениях. В ряду научных работ и публикаций современников [1-6] он рассматривается как социальный институт, выполняющий определенные функции. Образовательно-воспитательная функция относится к области просветительской деятельности музея и направлена на развитие и социализацию аудитории, особенно детскую и молодежную категории посетителей.

Термин социализации является широко употребляемым, но единого определения его не существует. В рамках общего понимания социализацию можно определить как процесс становления личности в определенном обществе, принятие его норм и установок, ценностей и образцов поведения, усвоение личностью социального опыта. В различных областях науки социализация трактуется в соответствии с особенностями изучения и применения, в рамках образовательно-воспитательной функции музея она является целенаправленной, носит образовательный и развивающий характер.

Одним из методов повышения эффективности процесса социализации является исследование, нацеленное на оптимизацию музейнопедагогической деятельности. В рамках работы экспозиции «Улица времени» Государственного музея истории Санкт-Петербурга было проведено исследование, сосредоточенное на изучении аудитории младшего школьного возраста. Оно было направлено на определение эффективности форм и методов работы, включающих применение сравнительно новых и спорных приемов.

Для проведения эксперимента были подготовлены четыре занятия, посвященные отдель-

ным темам в истории Санкт-Петербурга XVIII-XX веков. Целью занятий было заинтересовать детей, способствовать формированию бережного отношения к культурному наследию города, развивать навыки общей и музейной культуры. Участниками эксперимента стали 128 учеников младших классов разных школ города. Они посетили музей четыре раза с периодичностью в две-три недели.

В первую очередь, при подготовке программы занятий учитывались психолого-возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Внимание музейных педагогов было направлено на создание мотивации аудитории, яркость изложения материала занятий, составление образного и понятного текста программы, чередование теории и практики. Дети должны не только усвоить факты и понятия, но и почувствовать атмосферу времени, заинтересоваться историей города и занять активную исследовательскую позицию по ее изучению.

Занятия были выстроены по хронологии и объединены сюжетом, поэтому после первого посещения музея в дальнейшем дети продолжали знакомство с жизнью города, а не начинали заново. Экскурсовод и экскурсанты стали участниками происходящих событий, которые предусматривали проведение исторического расследования на протяжении всех занятий. Сам по себе прием детективной игры, конечно, не нов, но он прекрасно срабатывает, заставляя участников активно размышлять, строить версии, высказывать догадки. Повышается мотивация восприятия музейной экспозиции, а сам процесс восприятия становится активным и осознанным.

В программе максимально использовался прием музейной театрализации, несмотря на

100

80

60

40

20

0

1-е зан. 2-е зан. 3-е зан. 4-е зан.

Рис. 1. Динамика интереса к занятию

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

04

■ Класс 2 «а» □ Класс 3 «1»

■ Класс 2«а» □ Класс 3«1»

Предв. 1-е зан. 2-е зан. 3-е зан. 4-е зан. этап

Рис. 2. Активизация познавательного интереса

то, что вопрос о его применении в музейнопедагогической деятельности является спорным. На каждой экскурсии появлялись театрализованные персонажи - представители рассматриваемой эпохи. Этот прием увел проект от традиционных музейных форм работы с посетителем. Экскурсия превратилась в игру, цель которой - решить какую-либо задачу.

Для смены деятельности детям предлагались различные интерактивные задания. Научные сотрудники учитывали необходимость закрепления материала, выполнения творческих заданий, обратной связи с посетителями. Для этого после каждого занятия детям выдавались музейные издания.

Кроме подготовки и проведения занятий эксперимент включил в себя разработку программы исследования, наблюдение, опросы детей и преподавателей, анализ проделанной работы.

В качестве метода опроса детей было выбрано анкетирование. Вопросы и задания были достаточно простыми. Дети заполняли анкеты в школе, часть заданий самостоятельно выполня-

ли дома. На начальном этапе исследования был предусмотрен предварительный опрос. Он осуществлялся до посещения музея. Школьников просили ответить на вопросы, целью которых было выяснить, посещают ли дети музеи, и если да, то какие. Важно было узнать, какое место в досуге семьи занимает посещение музеев, нравится ли ребенку бывать в музеях, в чем видят школьники предназначение музея, какое значение придают старинным предметам. Необходимо было понять, побуждает ли посещение музея детей к творчеству или научно-поисковой работе. Последний вопрос анкеты был предназначен для фиксации начального уровня знаний по истории Санкт-Петербурга. Ответы на этот вопрос и перекликающийся с ним вопрос в последующих анкетах, заполняемых детьми после посещения занятий, позволили выявить динамику изменения уровня знаний ребенка.

Вторым этапом исследования были промежуточные опросы. После каждого занятия школьники получали анкеты, целью которых было зафиксировать степень усвоения информации, посмотреть, каким образом влияет на детей посещение музея.

100

80

60

40

20

■ До посещения занятия □ После посещения занятия

1-е зан.

2-е зан.

3-е зан. 4-е зан.

Рис. 3. Изменение уровня знаний класса 2«а» школы № 275

100п

80

60

40

20

■ До посещения занятия □ После посещения занятия

1-е зан.

2-е зан. 3-е зан.

4-е зан.

Рис. 4. Изменение уровня знаний класса 3«1»школы № 278

Диаграммы, представленные на рис. 1-6, выражают общие тенденции влияния музея на социализацию посетителей младшего школьного возраста. Рассмотрим результаты анализа на примере двух классов (2« а» школы № 275 и 3«1» школы № 278), что в данном случае является достаточным и позволяет определить основные направления, способствующие оптимизации процесса социализации музейно-педагогической деятельности.

Интерес к занятию - первый критерий, который учитывался музейными педагогами. При отсутствии интереса ребенок откажется принимать активное участие в занятиях. От этого зависит его отношение к посещению музея, уровень усваиваемой информации. Диаграмма на рис. 1 свидетельствует, что занятия были интересными для большинства детей.

В дальнейшем было важно выяснить воздействие занятий на активизацию познавательного интереса. В каждую из анкет, заполненных респондентами после посещения занятий, был включен вопрос, который помогал определить, возникло ли у детей желание узнать что-то еще по рассмотренной тематике. По количеству и уровню дополнительных вопросов определялось влияние музейных занятий на изменение уровня познавательного интереса школьников. Диаграмма на рис. 2 показывает, что уровень

познавательного интереса достаточно высокий. Следует обратить внимание, что его рост у учеников второго класса стабилен, показатели учеников третьего класса после посещения первого занятия ниже, чем на предварительном этапе. Ученики третьего класса прежде посещали разные музеи, новая для них форма занятий, вероятно, показалась больше игровой, чем образовательной. Но уже на втором занятии дети серьезно включились в новую форму работы. Влияние музея на активизацию познавательного интереса выявляется и в ответах на один из вопросов заключительной анкеты: куда или к кому обратятся дети, если у них возникнут вопросы по истории города. В музей с этой целью придут 33% учеников 2 «а» класса школы № 275 и 70% учеников 3«1» класса школы № 278. Указанные выше особенности следует учитывать при создании и проведении музейно-педагогических занятий.

Уровень изменения знаний учащихся был одним из важнейших критериев, который интересовал создателей проекта (рис. 3, 4).

Занятия в музее способствовали росту уровня знаний. Следует отметить, что перед посещением музея дети приводили в ответах отдельные единичные ассоциации по теме занятия: имена, предметы, объекты, др. После посещения ответы становились более полными,

0

0

Предв. 1-е зан. 2-е зан. 3-е зан. 4-е зан. этап

■ Класс 2«а» □ Класс 3«1»

Рис. 5. Изменение уровня творческого потенциала

100

80

60

40

20

0

■ 2а □ 3 "1"

Предв. 1-е зан. 2-е зан. 3-е зан. 4-е зан. этап

Рис. 6. Изменение уровня активности ценностных суждений

дети запоминали экспонаты, особенности эпохи, события, персонажей, о которых говорилось на занятии.

Музейные педагоги исследовали еще два критерия: изменение уровня творческого потенциала и уровня активности ценностных суждений (рис. 5, 6). Показатели диаграмм не иллюстрируют стабильного роста в изменении уровней. Отмечены колебания, которые сильно зависят от актуальности темы и особенностей занятия. Уровень активности ценностных суждений после посещения занятий выше, чем на предварительном этапе. Безусловно, музей оказывает воздействие, но для стабильности роста показателей следует сосредоточить внимание на поиске методов, способствующих оптимизации процесса. Необходимо проведение дополнительного исследования.

Показатели диаграмм и комментарии к ним выявляют общие тенденции влияния музея на аудиторию младшего школьного возраста. Но следует отметить, что фактор индивидуальности в данном случае имеет очень большое значение как среди разных классов, так и среди отдельных учеников одного класса.

Кроме опроса детей исследование включало в себя наблюдения и опрос экспертов (преподавателей младших классов), которые были направлены на определение эффективности не только деятельности в целом, но и конкретных форм и методов работы и поэтому были очень важны для исследования. Опираясь на наблюдения и ответы экспертов, были сделаны следующие выводы.

Эксперты отметили эффективность проекта и необходимость создания программ, подготовленных специально для детей младшего школьного возраста. Посещение музея является важным для развития и социализации детей.

Демонстрирует свою эффективность, по сравнению с разовыми посещениями музея, цикл занятий, подготовленный по разным темам, но объединенный одним сюжетом.

Эффективным оказался выбранный нетрадиционный подход к роли экскурсовода и форма проведения занятий. Для детей было важно, что экскурсовод являлся непосредственным участником сюжета занятия. Экскурсовод должен уметь найти общий язык с аудиторией, обладать

теоретической подготовкой высокого уровня, излагать информацию живым доступным языком, поставленным голосом, быть артистичным.

Эффективным в работе с младшими школьниками является прием театрализации. Он позволяет осуществлять динамичную смену деятельности, создавать наглядные образы, помогает детям более точно представить исторические персонажи, о которых идет речь на занятии. По результатам анализа работ видно, что при этом запоминаются не только общие понятия, но и детали костюма, внешнего облика (костюмы актеров были современными, сделанными по эскизам подлинных образцов). Благодаря возможности диалога с персонажами лучше запоминаются их обязанности, особенности времени. Важно, чтобы театрализация проводилась на профессиональном уровне.

Как эффективные были отмечены конкретные приемы работы: использование большего количества объектов показа, вспомогательного информационного фонда, в том числе аудио- и видеозаписей, интерактивных заданий для детей.

Рост показателей, наблюдение и оценка экспертов свидетельствуют, что выбранные для проведения исследования формы и методы эффективны. Показатели изменения уровней активизации познавательного интереса, творческого потенциала и ценностных ориентаций учащихся

младших классов выявили воздействие музея на аудиторию и возможные недоработки исследования, для исправления которых следует провести дополнительное исследование. Выводы по данному исследованию могут служить практическими рекомендациями для музейных педагогов и других лиц, заинтересованных процессом оптимизации музейно-педагогической деятельности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: кн. для учителя. СПб.: Просвещение, 1991. 90 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психология ребенка. СПб.: Союз, 1997. 91 с.

3. Пищулин Ю.П. Музей и посетитель. Вопросы социологического исследования в области музееведения. М.: Полиграфист, 1978. 151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Титов Б.А. Социализация детей, подростов, юношей в сфере досуга / С.-Петерб. гос. акад. культуры, Рос. акад. образования, Центр соц. педагогики. СПб.: СПбГАК, 1996. 275 с.

5. Ядов В. А. Общая социология, теория и прикладные исследования. СПб.: СПб. фил. общество, 2001. 436 с.

6. Исследования и материалы // Труды Государственного музея истории СПб. СПб.: Издательский отдел музея, 2007. Вып. 16. С. 32-46.

OPTIMIZATION OF THE PROCESS OF SOCIALIZATION IN MUSEUM AND PEDAGOGIC ACTIVITY

A.L. Vinogradova

The author considers possible ways for optimization of methods and forms of museum and pedagogic activity directed at junior school age visitors. Conclusions are made on the basis of the research conducted at the history museum.

Keywords: museum, museum pedagogics, sociology, socialization, optimization, methods and forms of museum activity, junior school age visitors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.