Научная статья на тему 'Формирование исследовательской культуры педагогов учреждений образования'

Формирование исследовательской культуры педагогов учреждений образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорец Виктория Владимировна

Статья рассматривает проблемы организации исследовательской деятельности педагогов учреждений образования. Подробно представлены результаты педагогического эксперимента по формированию исследовательской культуры педагогов. Изучены затруднения педагогов при организации педагогического исследования. Обоснованы организационно-педагогические и методические условия, раскрыта методика формирования исследовательской культуры педагогов учреждений образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шорец Виктория Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the organization problems of research activity of the teachers of educational establishments. The results of the pedagogical experiment on formation of teachers’ research culture are presented in detail. Difficulties of teachers while organization of pedagogical research are studied. Pedagogical organization and method conditions are proved. The technique of formation of teachers’ research culture in educational establishments is revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской культуры педагогов учреждений образования»

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

145

УДК 378.14

В. В. Шорец

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья рассматривает проблемы организации исследовательской деятельности педагогов учреждений образования. Подробно представлены результаты педагогического эксперимента по формированию исследовательской культуры педагогов. Изучены затруднения педагогов при организации педагогического исследования. Обоснованы организационно-педагогические и методические условия, раскрыта методика формирования исследовательской культуры педагогов учреждений образования.

Введение

Инновационные процессы, происходящие в последнее десятилетие в социально-экономической жизни общества, создали ситуацию, в которой современный учитель должен обладать способностью к исследованию. Приметой современного учреждения образования является разработка концепции и программы развития, проектирование модели учебного заведения и образовательного процесса в нём. Эта деятельность требует достаточного уровня подготовки педагогов и администрации к исследовательской деятельности.

Учитель сегодня - это не столько предметник и методист, способный транслировать знания и опыт, накопленные человечеством, сколько исследователь, который должен видеть и понимать интересы, особенности и перспективы развития своих воспитанников, анализировать свои возможности и достижения, обобщать и внедрять положительные результаты работы других учителей в свою деятельность, изучать эффективность тех или иных нововведений.

В качестве причин, по которым педагоги обращаются к исследовательской деятельности, ученые называют следующие факторы:

- решение проблем учебно-воспитательной работы школы;

- стремление найти новые, ранее не известные педагогам средства, правила;

- решение новых педагогических задач, еще не освоенных ни в теории, ни в практике [1, 139-140].

Однако, как показывает анализ ситуации в образовании, большинство педагогов обладают

низкой исследовательской культурой, многие из них не представляют себе процесс педагогического исследования, не знают его характерных особенностей, что затрудняет осуществление самой педагогической деятельности, так как педагогический труд изначально носит творческий, исследовательский характер [2]. Вступление традиционной системы подготовки в противоречие с изменившимися потребностями общества означает, что необходимы разработка и внедрение инновационных методов подготовки учителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Нами на протяжении 2005-2008 гг. проводилось исследование на базе Мозырского филиала учреждения образования «Гомельский областной институт развития образования» с целью научного обоснования организационно-педагогических и методических условий формирования исследовательской культуры педагогов учреждений образования (ИКП). В качестве испытуемых выступали слушатели вышеназванного института - педагоги учреждений образования Полесского региона со стажем педагогической деятельности от года до 20 лет. Объем выборки составил 167 человек.

Констатирующий эксперимент по формированию исследовательской культуры педагогов нами был проведен на базе учреждения образования «Г омельский областной институт развития образования» (в рамках программы целевых курсов для директоров, заместителей директоров школ по учебной и воспитательной работе), учебно-методического кабинета отдела образования Ельского райисполкома. В ходе данного этапа был произведен анализ общего состояния готовности педагогов учреждений образования к исследовательской деятельности (ИД): выявлены трудности, с которыми встречаются в процессе ИД педагоги учреждений образования; изучены представления педагогов о сущности исследовательской деятельности; выявлено отношение и определены доминирующие мотивы педагогов к ИД; установлен уровень владения педагогами учреждений образования исследовательскими умениями и уровень ИКП.

При разработке диагностического инструментария нами использовались представления Т. В. Гуляевой о структуре и содержании ролевой функции педагога-исследователя в современных условиях [3,83]. Предметом исследования были выбраны те аспекты педагогической деятельности, которые предусматривают владение технологией педагогического исследования.

Изучение и анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, дали возможность выделить наиболее сложные области, связанные с организацией исследовательской деятельности: создание своей творческой лаборатории, технология педагогического эксперимента и др. (таблица 1).

146

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Таблица 1 - Затруднения педагогов-практиков при организации педагогического исследования

Аспекты педагогической деятельности Степень затруднений

Испытываю сильные затруднения Испытываю незначительные затруднения Не испытываю затруднений Могу поделиться опытом

Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %

Поиск инновационных путей организации образования и воспитания детей 61 36,53 70 41,92 34 20,36 2 1,19

Изучение и обобщение передового педагогического опыта 31 18,56 78 46,71 55 32,93 3 1,80

Анализ собственного опыта, выделение в нем эффективных способов организации обучения и воспитания детей, создание авторской дидактической и воспитательной системы 50 29,94 85 50,90 28 16,77 4 2,39

Создание своей творческой лаборатории 100 59,88 57 34,13 7 4,19 3 1,80

Знание теории проведения опытно-экспериментальной работы 73 43,72 80 47,90 14 8,38 - -

Планирование эксперимента, составление его методики 74 44,31 71 42,52 21 12,58 1 0,58

Формулирование цели, задач и гипотезы исследования 61 36,53 85 51,49 20 11,98 - -

Обработка и оформление результатов исследования 70 41,92 55 32,94 40 23,95 2 1,19

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

147

Интерпретация данных позволила выделить причины испытываемых затруднений и разделить их на две группы: субъективные и объективные. К субъективным причинам мы можем отнести:

- отсутствие теоретических знаний о сущности исследовательской деятельности и методике ее проведения;

- недооценка педагогами роли исследовательской деятельности в решении проблем практики;

- проведение научно-исследовательской работы без учета реальных возможностей педагогов;

- отсутствие практических навыков организации и проведения прикладного исследования в условиях учреждения образования;

- недостаточная подготовка конкретного педагогического исследования.

В числе объективных причин можно выделить:

- отсутствие специальной исследовательской подготовки в педагогическом вузе;

- отсутствие организованной системы своевременного информирования педагогов о достижениях науки и практики в области теории и методики прикладного педагогического исследования;

- недостаточное количество литературы методического характера, раскрывающей проблемы организации опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования;

- слабое материальное обеспечение исследовательской деятельности.

Программа формирующего эксперимента предусматривала апробацию методики формирования исследовательской культуры педагогов в государственном учреждении образования «Дошкольный центр развития ребенка г. Мозыря» и средних общеобразовательных школах г. Ельска [4, 27-42]. При этом выровнять начальные уровни сравниваемых групп было практически невозможно, поэтому для увеличения надежности результата экспериментальной бралась заведомо слабая группа.

В основу эксперимента было положено предположение, что исследовательская культура педагогов учреждений образования будет сформирована при обеспечении следующих организационно-педагогических условий: направленности содержания и форм научно -методической работы педагогов на интеграцию теоретических знаний и исследовательских умений; организации научно-практического взаимодействия и сотрудничества всех субъектов учебно-воспитательного процесса и преобразовательной деятельности: педагогов, администрации, ученых; обеспечении теоретической и практической подготовки педагогов к реализации исследовательской деятельности.

Методика формирования исследовательской культуры педагогов включала три этапа (подготовительный, начальный, базовый), каждый из которых характеризовался наличием цели, специально отобранного содержания учебного материала, четкой системой методов и форм.

В рамках формирующего этапа эксперимента осуществлялось формирование положительного эмоционального отношения педагогов к исследовательской деятельности (мотивационной обеспеченности ИКП), формирование исследовательской грамотности и технологической умелости посредством спецкурса «Формирование исследовательской культуры педагогов учреждений образования, работающих в инновационном режиме»; участие педагогов в исследовательской деятельности, формирование опыта ИД. Приведем примерное тематическое планирование вышеназванного спецкурса (таблица 2).

Таблица 2 - Тематический план спецкурса «Формирование исследовательской культуры педагогов учреждений образования, работающих в инновационном режиме»

Название темы Количество часов

Лекции Практич.

1. Педагог-исследователь в современном учреждении образования 2 -

2. Основы методологии и методики педагогического исследования 2 -

3. Этапы и логический аппарат исследования 2 2

4. Разработка программы исследования - 2

5. Методы научно-педагогического исследования 1 2

6. Изучение, обобщение и оформление передового педагогического опыта 1 2

7. Обработка и оформление результатов педагогического исследования 2 2

Всего: 10 10

148

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Основная цель спецкурса заключалась в формировании исследовательской культуры педагогов, элементами которой являются знания о методологии и технологии педагогического исследования, система исследовательских навыков и умений, опыт исследовательской деятельности, выражающийся в готовности к ней, система нравственной, волевой, эмоциональной воспитанности, представляющая этику педагога-исследователя. Основу экспериментальной методики составляла система активных методов обучения, адаптированная к поставленным задачам и возрасту обучающихся.

Опишем содержание работы на примере темы «Изучение, обобщение и оформление передового педагогического опыта» [5], [6]. В содержании темы нами рассматривались такие вопросы, как: понятие и признаки передового педагогического опыта, классификация НПО, этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта, описание НПО. Данная тема, на наш взгляд, помогает ознакомить педагогов с передовым педагогическим опытом как исторически обусловленной категорией, которую нельзя рассматривать в отрыве от социальных процессов, происходящих в обществе. Передовой опыт представляет собой успешное решение специальных задач, стоящих перед учреждением образования на каждом из этапов его развития. Безусловно, социальный заказ должен успешно решаться всей массовой практикой, в то время как передовой педагогический опыт выступает в роли «маяка».

Практическое занятие проводились в форме деловой игры «Выявление педагогического опыта».

Цель деловой игры заключалась в формировании профессиональных умений по выявлению, краткому описанию и оценке педагогического опыта, представленного слушателями.

- выбор темы игры, формулирование цели и задач;

- определение структуры игры (сценария, ролей и правил, содержания инструктажа, методического обеспечения и др.).

Ход игры:

- сообщение целевого назначения игры, формирование игровых групп (по 6-7 человек) и распределение ролей: ведущий - руководитель, секретарь, новатор, консерватор, критик, конформист, эксперт;

- работа групп в соответствии с полученным заданием (составить описание педагогического опыта);

- работа в группах по передаче и оценке опыта;

- работа групп по анализу и оценке педагогического опыта членов других групп. Межгрупповая дискуссия;

- представление педагогического опыта группой. Схема разыгрывания игровых ролей: новатор - конформист - консерватор - конформист - критик - конформист - новатор;

- предъявление и защита результатов. Освоение культурной формы межгрупповой коммуникации;

- выступление групп. Работа экспертов, оценка представленных материалов.

Заключительный этап:

- формулирование выводов, рекомендаций;

- подведение итогов игры;

- оценка и самооценка работы ведущего и участников. Анализ и рефлексия.

На контрольном этапе эксперимента производился анализ динамики сформированности ИКП, определялась эффективность методики формирования исследовательской культуры педагогов, определялась совокупность педагогических условий, необходимых для формирования ИКП. Оценку качественного роста уровней сформированности исследовательской культуры педагогов мы производили с помощью методов математической статистики (критерий %2 - хи-квадрат). При этом значения критерия %2 оказались следующими (таблица 3):

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

149

Таблица 3 - Значения критерия %2

Г руппа Мотивационная обеспеченность Исследовательская грамотность Технологическая умелость Исследовательская культура

%эмп. % кр. %эмп. % кр. % эмп. % кр. %эмп. % кр.

ЭГ 6,4 5,991 8,581 5,991 11,87 5,991 7,83 5,991

КГ 4,938 3,841 4,88 3,841 4,339 3,841 4,938 3,841

Данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, являются статистически значимыми. Поскольку %2эмп. > %2кр. (0,05), подтверждается экспериментальная гипотеза.

Выводы

Внедрение показало эффективность предложенной методики, позволило выделить комплекс организационно-педагогических и методических условий процесса формирования исследовательской культуры педагогов. Проведенное исследование позволяет утверждать, что в учреждениях образования возможно успешное формирование исследовательской культуры педагогов.

Литература

1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого -педагогического исследования / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцов ; под ред. Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2008. - 319 с.

2. Шорец, В. В. Организация педагогического исследования в современной общеобразовательной школе / В. В. Шорец // Беларуская пачатковая школа: праблемы i перспектывы развіцця : матэрыялы VI Міжнар. навук.-практ. канф., 17-18 кастр. 2007 г. / Мазырскі дзярж. пед. ун-т імя I. П. Шамякіна ; адк. рэд. Б. А. Крук, А. В. Солахаў. - Мазыр : УА МДПУ імя I. П. Шамякіна, 2007. - С. 112-144.

3. Гуляева, Т. В. Профессиональная адаптация молодого учителя в послевузовский период : дис. ... канд пед. наук : 13.00.08 / Т. В. Гуляева. - Минск, 1998. - 143 с.

4. Психолого-педагогические аспекты формирования профессионализма педагогов дошкольного образовательного учреждения : материалы из опыта работы Центра развития ребенка, ДУ № 32 г. Мозыря / УО «ГГОИПК» ; сост. В. В. Минина, Н. А. Мойсеенко. - Гомель, 2005. - 43 с.

5. Левитес, Д. Г. Практика обучения: современный образовательные технологии / Д. Г. Левитес. -М. : Изд-во «Ин-т практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1998. - С. 254-258.

6. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе / Д. В. Чернилевский. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 176-189.

Summary

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the organization problems of research activity of the teachers of educational establishments. The results of the pedagogical experiment on formation of teachers’ research culture are presented in detail. Difficulties of teachers while organization of pedagogical research are studied. Pedagogical organization and method conditions are proved. The technique of formation of teachers’ research culture in educational establishments is revealed.

Поступила в редакцию 25.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.