Научная статья на тему 'Деятельностный и научный аспекты прогнозирования развития высшей школы народных искусств как сетевого вуза'

Деятельностный и научный аспекты прогнозирования развития высшей школы народных искусств как сетевого вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / СЕТЕВОЙ ВУЗ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НАУКИ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александрова Н. М.

В статье раскрывается значение прогностической функции науки для развития вуза, даны характеристики закономерностей его практической деятельности и выделены теоретические основания профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Предложены направления методологических и теоретических исследований в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства, выдвинуты приоритеты развития науки об образовании в сфере традиционного прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александрова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельностный и научный аспекты прогнозирования развития высшей школы народных искусств как сетевого вуза»

Н.М. Александрова, Высшая школа народных искусств (институт)

Деятельностный и научный аспекты прогнозирования развития Высшей школы народных искусств как сетевого вуза

Построение и налаживание функционирования сетевого вуза - Высшей школы народных искусств (ВШНИ) - являются первым этапом длительной эффективной сетевой работы вуза в целом. Любой вид деятельности и работа ВШНИ, первого вуза в России, реализующего подготовку художников в области традиционного прикладного искусства, как сети постоянно и постепенно изменяется. Скорость этих преобразований зависит от множества факторов, таких как образовательная политика государства, эффективность работы вуза, региональные условия существования филиалов вуза, кадровый потенциал учреждения и других. Иными словами нет застывшей сетевой системы вуза. Она движется и развивается. Это не просто сеть, а единый, все время возобновляющийся и обновляющийся цикл деятельности. При этом внешнее окружение сетевого ВШНИ выступает как необходимый и постоянно влияющий на развитие ВШНИ фактор или условие. Так, например, неналаженная интернет связь в поселках или городах, где есть филиалы ВШНИ, не позволит эффективно внедрять дистанционное обучение гуманитарным, экономическим, профессиональным дисциплинам, эффективно организовывать учебный, научно-исследовательский и художественно-творческий процесс.

Наука и образование являются стержнем современной цивилизации [3]. Отсюда, перспективы сетевого развития вуза, конечно, еще лежат и в плоскости науки. Как будет развиваться научно-исследовательская деятельность ВШНИ (речь идет обо всей совокупности исследований), такой и будет общая направленность работы. Наука имеет в своем методологическом арсенале прогностическую функцию. Отсюда, научные исследования, проводимые каждой кафедрой и филиалом вуза, выполняют свою прогностическую функцию.

Поэтому в ВШНИ сохраняются и развиваются уже сложившиеся там научные исследования, которые касаются истории и географии традиционного прикладного искусства; поиска и восстановления утраченных или почти утраченных народных промыслов и традиционных прикладных искусств; развития инструментария, техник и технологий обработки дерева, кости; поиска новых форм и возможностей применения произведений традиционного прикладного искусства; повышения качества художественного выполнения произведений искусства; увеличения качества не только художественного выполнения кружевных и вышитых изделий, а их текстильных характеристик и др. Научные исследования в рамках сетевого вуза в настоящее время охватывают не только то, что написано выше, но и научные исследования в конструкторско-технологической сфере (например, подготовка кости к художественной резьбе), в гуманитарной и образовательной сферах. Так в рамках научных исследований в гуманитарной сфере развиваются исследования в философии традиционного прикладного искусства. А в рамках педагогики - художественная педагогика, а точнее ее раздел, касающийся профессионального образования в традиционном прикладном искусстве.

Научные исследования раскрывают перед вузом способности познания в различных направлениях деятельности на основе отображения того, что есть, показывают объективные возможности преобразования действительности и тем самым открывают дорогу ее реальному практическому преобразованию [2,3].

Чтобы определить и спрогнозировать развитие в нужном направлении имеющегося опыта в традиционном прикладном искусстве, научные исследования должны использовать все богатство и историю традиционной культуры, общественной практики, социального опыта в целом и отражение этого опыта в научном знании. С этих позиций прогнозирование в науке строится на практике. Оно дает научное предвидение (а это тоже знание). Академик Российской академии образования Краевский В.В. говорил о прогнозировании, как о консервах, рассчитанных на длительный период хранения, в которых заключен соответствующим образом переработанный урожай с полей знаний [2,53].

Для характеристики перспектив развития сетевого вуза в первую очередь необходимо учесть реальные возможности и закономерности практической деятельности ВШНИ. К подобным возможностям можно отнести:

- развитие образовательной деятельности в филиалах ВШНИ в рамках высшего образования по профилям исторически сложившимся в данных местах, регионах;

- развитие производственной деятельности в рамках ВШНИ, для организации практик студентов и мастерских, производств как мест работы будущих выпускников;

- расширение научно-исследовательской деятельности вуза для открытия новых профилей подготовки выпускников вуза; для нахождения новых технологий и конструкторско-технологических решений для переработки сырья в формы, используемые в лаковой миниатюрной живописи, художественной резьбе по кости, художественной росписи по металлу и другое; для развертывания научно-педагогических исследований в области художественной профессиональной педагогики, а точнее ее раздела «образование в области традиционного прикладного искусства»; для углубления исследований истории развития традиционных прикладных искусств, а в связи с этим поиск, восстановление и включение в обучение потерянных видов народных искусств, а также исследование реновационных видов художественно-творческой деятельности (их технологии воссоздания произведений на основе современных материалов для их выполнения) и др.;

- расширение просвещенческой музейной деятельности, которая бы обеспечивала будущих выпускников компетенциями музейного дела (собрания коллекций традиционного прикладного искусства, хранения уникальных произведений народного искусства, представления коллекций на выставках, рекламирования выставок и экспонатов, составления каталогов и др.); позволяла бы проводить им в будущем занятия со студентами по организации музеев традиционного прикладного искусства; просвещала население различных регионов нашей страны и других стран в достижениях традиционного прикладного искусства;

- развитие художественно-творческой деятельности студентов и преподавателей вуза, что эффективно влияет на повышение качества подготовки выпускников и показатели деятельности вуза;

- активизация процесса повышения квалификации педагогов основного вуза и филиалов по различным направления, в том числе информационному, методическому, организационно-управленческому, музейно-выставочному, научно-исследовательскому.

Закономерностями деятельности ВШНИ, которые влияют на перспективы его развития, в настоящее время можно считать следующие: взаимосвязь образовательной и научной деятельности по всем профилям подготовки; влияние художественно-творческой исследовательской деятельности преподавателей на образовательный процесс студентов; обогащение профессиональных знаний студентов и профессорско-преподавательского состава изучением творчества знаменитых художников-педагогов, работавших в учебных заведениях, в том числе филиалах ВШНИ; взаимосвязь и взаимовлияние теоретической и практической исследовательской деятельности студентов (через СНО) и профессорско-преподавательского состава (через аспирантуру и научно-образовательный инновационный центр).

Важным перспективным научным исследованием, которое объединяет и

будет объединять всех ученых и педагогов ВШНИ является создание

теоретических основ профессиональной педагогики в области традиционного

прикладного искусства, реализующихся в монографических трудах, а также

дидактическое обеспечение учебного процесса вуза через создание учебников и

учебных пособий по направлениям традиционного прикладного искусства. В

настоящее время уже имеются практические результаты теоретических и

прикладных научных исследований (создана концепция образовательной

политики вуза, коллективная монография «Высшая школа народных искусств:

инновационная модель непрерывного профессионального образования»,

учебники по материаловедению и технологии художественного кружевоплетения,

учебное пособие по обучению реновации произведений художественного

кружевоплетения, учебное пособие «Философия и традиционное прикладное

6

искусство России» и др. Имеется 10-летний опыт и педагогические достижения профессорско-преподавательского коллектива ВШНИ, его кафедр, факультетов, а также 8-ми филиалов. За истекшие годы впервые были созданы и реализованы по требованиям к высшей профессиональной школе учебные планы и программы обучения художественному кружевоплетению, художественной росписи по ткани, художественной росписи по металлу и папье-маше, лаковой миниатюрной живописи, иконописанию, художественной вышивке, художественной резьбе по кости, выполнению художественных изделий из металла. Накоплен уникальный учебно-наглядный дидактический материал, который активно используется профессорско-преподавательским составом на занятиях со студентами -будущими специалистами и бакалаврами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Активное взаимодействие основного вуза с филиалами в образовательной, научной,

Рисунок. Схема перспектив развития ВШНИ как сетевого вуза Выше изложенное позволяет создать некую общую схему перспектив развития ВШНИ как сетевого вуза (см. рисунок).

На рисунке имеются обратные связи между обобщенными блоками перспектив развития ВШНИ. Это не случайно, весь процесс развития вуза как сетевого представляет собой систему. Именно она обеспечивает его развитие как сети. Связи указывают на необходимые коммуникационные взаимодействия всех участников сети ВШНИ.

Далее позволим себе остановиться на основных положениях прогнозирования, которые указывают на сложность и значимость этого процесса для ВШНИ.

Наука в настоящее время имеет тенденцию к междисциплинарности как новой отрасли научного знания и ее основанием является взаимодействие и синтез наук. Если говорить о профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства, то теоретическим основанием этого образования является методологические функции теории профессиональной деятельности, системное представление объекта изучения - профессионального образования, теория интеграции, реализации ее как мировой тенденции развития систем, процессов, явлений. Уже сегодня в профессиональной педагогике осуществлен синтез нескольких подсистем: «человек - природа», «человек - техника», «человек -человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»; методологических и теоретических знаний; организационного и предметного аспектов концепций профессиональной деятельности и профессионального образования, разрабатываемых различными разделами профессиональной педагогики; научно обоснованы различные теории и концепции.

В процессе будущих исследований в профессиональном образовании в области традиционного прикладного искусства предполагается обосновать и выстроить:

1. методологию и теорию развития профессионального образования в этой области (для этого нужно научиться пользоваться методологией и теорией прогнозирования, проектирования и моделирования инновационных интенсивных систем образования);

2. методологию и теорию сетевого многоуровневого непрерывного

8

профессионального образования в области традиционного прикладного искусства;

3. методологию и теорию развития интенсивных педагогических систем (для интенсификации подготовки педагогических кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук);

4. методологию и теорию междисциплинарного синтеза наук в области профессионального образования традиционного прикладного искусства. Под этим, прежде всего, подразумевается анализ и синтез систем деятельности «художник - художественный образ», «преподаватель - студент», «конструктор -художник», «технолог - художник», «организатор - художник». Именно указанные выше системы деятельности заявлены в видах деятельности по ФГОС по направлению 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» по степени квалификации «бакалавр»;

5. профессионально-педагогическую технологию, программу формирования инфраструктуры профессионального образования ВШНИ, систему профессионального обучения, профессионального становления, воспитания, формирования и развития специалиста-профессионала.

Общеизвестно, что главной тенденцией развития науки является синтез теоретического и эмпирического научного знания. Идея единства познания находит многообразное представление и реализацию в конкретных проявлениях деятельности ВШНИ (творческие союзы единомышленников, культурологические связи, связи между производством и образованием); в углублении поиска методологии социально-философского, социально-педагогического, личностно-деятельностного, личностно ориентированного подходов; в обосновании новых методологических подходов (образовательно-творческого, интегративно-системного, культурологического и др.).

В программу научных исследований в перспективе может войти:

- определение философских предпосылок разработки теоретической модели процесса профессионального образования в области традиционного прикладного искусства;

- установление общенаучных основ моделирования процесса профессионального обучения по профилям традиционного прикладного искусства;

- разработка теоретических основ профессионального образования в области традиционного прикладного искусства (художественно-творческого, исторического, социального, педагогического, конструкторско-технологического);

- экспериментальные исследования моделей профессионального обучения по профилям традиционного прикладного искусства в целях создания интенсивных педагогических систем.

И научные исследования, и образование в сетевом вузе являются не только социальными, культурологическими, педагогическими,

общепрофессиональными категориями, но и теми направляющими тенденциями, с которыми связано развитие общественного интеллекта и современной художественной культуры людей. В этом смысле научные исследования, проведенные и внедренные в обучение учеными-педагогами в Высшей школе народных искусств, позволят повлиять на культурные ценности общества, а также выявить сущностные и ценностные характеристики профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. При этом данный вид профессионального образования можно рассматривать как сочетание факторов (историко-социальных, экономических, региональных, культурологических, демографических, психологических, технических, технологических, физиолого-медицинских, профессиональных), отраженных в образовательной политике, идеологии, методологии, теории и технологии образования, обучения, воспитания и развития будущего профессионала художника в традиционном прикладном искусстве.

Развитие науки об образовании в сфере традиционного прикладного искусства характеризуется следующими приоритетами и генетическими основаниями:

- элементами научного знания являются факты (исторические,

10

эволюционные, художественные и др.), законы, закономерности, принципы, теории профессиональной педагогики;

- научное знание об образовании в сфере традиционного прикладного искусства должно сочетать в себе ориентированность на новации и жесткий консерватизм, представляющий собой надежную преграду против введения в область традиционного прикладного искусства скороспелых, необоснованных новаций;

- к продуктам образования в сфере традиционного прикладного искусства относятся не только знания, но и методы, средства добывания знаний; научный рационализм деятельности; систематичность и обоснованность (как большая социально-культурологическая ценность); профессиональная этика ученых, честность и объективность научно-исследовательской деятельности.

Исследования, проводимые в области профессионального образования традиционного прикладного искусства, подчеркивают их прогностическую функцию для культурологического и исторического развития традиционного прикладного искусства и художественного образования. Так, О.В. Долженко констатирует, что образование обусловлено логикой культурно-исторического развития, характерного для современного состояния социума. Оно аккумулирует в себе особенности конкретно-исторической судьбы нации, развивается в соответствии с менталитетом данного народа. Образование - это своеобразная личностно ориентированная биография конкретного общества, а не общества вообще [4].

Б.С. Гершунский обращает внимание на то, что именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом [1, 18].

В заключение хочется остановиться на выделенных учеными

закономерностях, которые влияют на развитие прогнозного фона системы

образования в России в начале XXI века и поэтому при прогнозировании

11

функционирования ВШНИ являются приоритетными [5]. К этим закономерностям можно отнести следующие:

- циклическое развитие мировой и национальной экономики и образования;

- увеличение удельного веса новых технологических способов производств;

- возрастание роли науки как фактора повышения образования;

- непрерывное увеличение затрат на образование, превышение темпов роста затрат на образование над темпами экономического роста, увеличение наукоемкости образования;

- наращивание процессов глобализации образования;

- ускорение процессов морального старения и обновления педагогических технологий.

Указанные закономерности создают перспективные возможности для профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Эти перспективы можно реализовывать не только в педагогике, но и в технологическом направлении, так как в современное время быстро наращиваются темпы развития и внедрения новых технологий. Существует, по мнению ученых-аналитиков основа для VI технологической волны (уклада), то есть совокупности технологий, характерных для определенного уровня развития производства. Происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным в связи с научным и научно-технологическим прогрессом.

Список литературы:

1. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века: В поисках

практико-ориентированных образовательных концепций / Б.С. Гершунский

- М.: Интер-Диалект+, 1997. - 697 с.

2. Краевский, В.В. Методология научного исследования /В.В Краевский.-

СПб: СПбГУП, 2001. Вып. 17. - 148 с.

3. Максимович, В.Ф. Пути обновления профессионального образования в

традиционном прикладном искусстве // Вопросы Культурологии, 2013, №

8.- С.8-17.

4. Долженко, О.В. Очерки по философии образования: Учеб. Пособие / Г.М. Добров - М.: Компания кворум; Промо-Медиа, 1995. - 239 с.

5. Афонин, К.Ю. Прогнозирование новых профессий и специальностей. // Профессиональное образование. Столица. Приложение «научное исследования в образовании: педагогика. Психология, экономика». 2012, № 6. С. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.