УДК 37.015.31
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ
Толстов Сергей Николаевич д.психол.н., д.мед.н., профессор
Шмелева Елена Александровна к.пед.н., доцент
Шуйский государственный педагогический университет, г. Шуя, Россия
В статье осуществляется анализ современных ключевых понятий образовательной практики: инновационного потенциала и образовательной среды. Обосновывается тезис об акмеологическом характере инновационного потенциала и акмеориенти-рованности образовательной среды
Ключевые слова: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, АКМЕОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
UDC 37.015.31
INNOVATION POTENTIAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS ACMEOLOGICAL RESOURCES OF DEVELOPMENT
Tolstov Sergey Nikolayevich Dr.Sci.Psychol., Dr.Sci.Med., professor
Shmeleva Elena Alexandrovna
Cand.Ped.Sci., associate professor
Shuya State Pedagogical University, Shuya, Russia
The article discusses the key concepts of modern educational practice: innovative capacity and the educational environment. The authors prove that the innovative potential has acmeological character, and the educational environment has acmeological orientation
Keywords: INNOVATION POTENTIAL, CREATIVITY, ACMEOLOGY, EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Непрерывное образование обретает в качестве одной из основных целей воспитание инновационно активной личности. Ни теория, ни практика образования до сих пор напрямую не сталкивались с проблемой проектирования и реализации такой образовательной среды, которая была бы непосредственно направлена на подготовку «инновационной личности». Инновационную личность отличает развитая мотивация к инновационной деятельности, высокий потенциал самореализации, готовность к изменению сложившихся поведенческих стереотипов, толерантность к неопределенности и другие качества, которые входят в инновационный потенциал личности. Понятие инновационный потенциал стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности» [1].
Наиболее ярко термин «потенциал» прозвучал в работах Б.Г. Ананьева, который специально выделял потенциалы индивидуально-
психического развития, связывая их с такими «ресурсами и резервами» че-
ловеческой личности, как одаренность, специальные способности, работоспособность, трудоспособность и т.д. [2].
Понятие инновационного потенциала, по мнению наиболее близко подошедших к его сущности и структуре В.Е.Клочко, Э.В.Галажинского,
О.М. Краснорядцевой, относится до сих пор к ряду неоперационализиро-ванных понятий психологии, оно недостаточно разработано, не определена структура инновационного потенциала, нет столь необходимых сегодня программ его оценки [3,4]. Вместе с тем есть попытки определить данное понятие:
- как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности [5];
- как способность к восприятию новой информации; к приращению своих профессиональных знаний; к выдвижению новых конкурентоспособных идей; к нахождению решений нестандартных задач и новых способов решения стандартных задач (глоссарий т).
Инновационный потенциал личности с позиции антропологического подхода рассматривается как некий набор социально-антропологических качеств и потенций, формирующих новую, сверхадаптивную природу человека. Набор этих качеств обеспечивает максимальную самореализацию человека и его включенность в инновационную деятельность. Инновационный потенциал с позиции социально-психологического подхода - это набор социально-психологических качеств, тесно связанных с личностной самодиагностикой, самоконтролем, самоуправлением самодисциплиной, а также с решением внешних социальных проблем. Инновационный потенциал личности с позиции социологического подхода - это процесс функционирования социальных механизмов, регулирующих инновационную
деятельность, а также особенности появления инновационного потенциала личности в рамках определенной организации [6].
Под инновационным потенциалом представители системной антропологии, понимают интегральную системную характеристику человека, определяющую его способность: генерировать новые формы поведения и деятельности, используя те возможности, которые открываются ему в сложной динамике ценностно-смысловых измерениях его жизненного пространства, а также обеспечивать режим саморазвития как стратегический фактор жизнеосуществления [4].
Модель инновационных потенциалов личности и группы, в структуру которой входят профессиональные компетенции, креативность, предприимчивость, предлагает А.Д.Карнышев. В число слагаемых инновационных потенциалов он вводит общие компетенции, важные при разработке инноваций; элементы креативности в непосредственной их разработке; предприимчивость как ресурс их продвижения [7].
Инновационный потенциал человека В.Е.Клочко, Э.В.Галажинский, О.М.Краснорядцева рассматривают как личностный ресурс, который при соответствующих условиях может проявить себя в качестве базального основания для инициации инновационного поведения [8]. Одним из таких условий выступает модальность эмоционально-установочного комплекса, позволяющая человеку включаться в режим саморазвития, когда в окружающей среде открывается возможность перехода в такой режим. В инновационный потенциал они включают:
1. Личностные качества: толерантность к неопределенности, способность к оправданному риску, ответственность, потребность в самореализации, мотивация достижения, рефлексивность, креативность (качества интеллекта, интеллектуальная инициатива).
2. Проектную, коммуникативную, информационную компетенции.
3. Витальность (особенности ценностно-смысловой организации жизненного мира, жизнестойкость, суверенность, трудоспособность, мобилизационный потенциал, уровень саморегуляции, ориентация человека на определенное качество жизни).
К факторам инновационного поведения человека, помимо возможностей человека и готовности к их реализации, авторы относят среду, отвечающую этим возможностям, т.е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация [8].
На основе проведенного Ю.А.Власенко психологического анализа инновационного потенциала личности получены следующие выводы: как сущностная категория инновационный потенциал характеризует способность человека к осмысленному, дифференцированному восприятию инноваций в образе мира, с которым он взаимодействует. Как динамическая характеристика инновационный потенциал отражает генерализированное свойство личности осуществлять активно-преобразовательный способ взаимодействия с миром. Процесс актуализации инновационного потенциала автор представляет как единство потенции к обнаружению новой информации, потенции к адекватной оценке нового явления, потенции к инновационной деятельности, рассматривая их на разных уровнях взаимодействия - с природой как средой, с социумом, в рамках культуры и в организации человеком собственной жизни [9].
Новизна и преобразование как сущностные черты инновационности являются главными признаками творчества. Л.С. Выготский называл творчеством «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, жи-
вущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [10]. Обратим внимание, что Л.С.Выготский не связывает результат творчества с его практическим использованием.
Проводя сопоставление творчества и креативности, Т. А. Самойлова, О.С. Шуклина отмечают, что креативность и, далее - инновационный потенциал, предполагают получение определенного результата, решение определенной задачи, сформулированной еще на этапе определения решаемой проблемы. Авторы рассматривают инновационный потенциал как совокупность личностных качеств, способствующих принятию нестандартного решения с помощью имеющихся возможностей личности, а креативность - как средство преобразования имеющегося явления с целью его необычного, оригинального представления, что, в свою очередь, приводит к появлению инноваций [11].
Инновационный потенциал во многом зависит от творческого потенциала. Для инновационной деятельности необходимо применить креативное мышление, нестандартный подход, найти новое качество в уже существующем продукте. Следовательно, креативность представляет собой способность к творчеству, направленную на выполнение конкретной практической цели, предполагающей получение определенного социальноэкономического эффекта.
Связь инновационного потенциала с творчеством, креативным мышлением, свидетельствует о его сложной структуре, вбирающей в себя основные элементы личностного потенциала. Экономика знаний «выдвигает на первый план творческие потенции человека, его профессионализм и эрудицию» [12]. Творческий потенциал является одной из основных характеристик управленческой деятельности руководителя, которая определяет его способность к инновациям [13].
Творческий потенциал личности рассматривается как системное качество личности быть субъектом творчества в профессиональной деятельности, общении и самопознании. Творческий потенциал, проявляющийся в прогрессивной инновационной деятельности, творческом поиске, умении принимать нестандартные эффективные решения, прямо связан с уровнем профессионализма личности и деятельности [14].
В качестве характеристик творческого потенциала исследователями выделяются: созидательная направленность профессиональных интересов; потребность в новаторской деятельности; склонность к инновациям; высокий уровень общего и некоторых специальных видов интеллекта; самостоятельность; развитая профессиональная Я - концепция; способность к формированию сложных ассоциативных связей; развитая рефлексивная культура; сильная волевая регуляция поведения и деятельности; развитое воображение; умение управлять своими состояниями, в том числе стимулировать свою творческую активность. Понятие "творческий потенциал личности" тесно связано с понятиями "самоактуализация", "самосовершенствование", "самореализация". Сам процесс развития творческого потенциала проходит и осознается личностью как процесс самосовершенствования, а результатом этого процесса является самореализация личности [15].
Э.В.Галажинский формулирует представление о мотивации к инновационной деятельности как интегральной характеристике человека, обусловливающей инициацию (порождение) инновационной деятельности и включающей в себя две составляющие: инновационный потенциал личности и мотивационную готовность к инновационной деятельности.
Мотивационная готовность к инновационной деятельности определяется как способность человека к изменению устоявшихся форм поведения в условиях вариативной социально-экономической среды. Психологи-
чески это проявляется в инициировании инновационной деятельности в тех условиях, когда в среде открываются возможности, соответствующие инновационному потенциалу человека, т.е. личностному ресурсу, выступающему в качестве базального основания возникновения побуждения к инновационной деятельности [16]. Автор основывает необходимость системного рассмотрения мотивационной готовности к инновационной деятельности и инновационного потенциала. Э.В.Галажинский обобщает, что в феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность, т.е. заявляет о себе процесс саморазвития человека.
Подготовка специалиста для инновационно-ориентированной системы образования приобретает особое значение, поскольку профессиональная деятельность сегодня основана на самостоятельной активности в определение оптимальных образовательных сред и способов самореализации. Необходимо такое понимание сути инноваций в образовании, в т.ч. профессионально-педагогическом, которое позволяет рассматривать их в контексте антропологических оснований проектной и инновационной деятельности. Сегодня важное значение имеет вопрос о проектировании образовательных сред, в которых актуализируется инновационный потенциал личности.
Одной из ключевых задач Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года выступает развитие среды, благоприятной для инноваций. Перед системой образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания, методов и технологий обучения стоит задача ориентации на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [17].
Созданию инновационной образовательной среды в вузе содействует реализация акмеологического подхода, который определяет стратегию преобразования наличного уровня сформированности образовательной среды в оптимальный, ориентирующий на формирование у будущего специалиста установки на наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию в образовательной среде.
Акмеологический подход обосновывает образовательную среду как:
- потенциальную возможность оптимизации процесса личностнопрофессионального развития будущего специалиста в её составе и границах;
- сочетание акмеологических условий и факторов профессионального и личностного развития специалистов, имеющих потенциал для интеграции в глобальную образовательную среду;
- совокупность акмеологических механизмов формирования, поэтапно дополняемых в системе подготовки специалистов [18].
Можно сделать предположение об акмеинновационном потенциале как интегральной характеристике психических возможностей (интеллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) самореализации личности в профессиональной деятельности. По своей природе акмеиннова-
ционный потенциал личности выступает результатом всей ее жизнедея-
тельности (труда, познания и общения), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он
складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо значимых для него обстоятельств. Для системы профессионального образования является важным осознание этого факта и принятие на себя социальной функции проектирования индивидуальных образовательных сред, оптимально соотносимых с мотивами, интересами установками личности [19].
Инновационная среда выступает механизмом оптимизации инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в т.ч. педагогического, развития инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере.
Инновационная образовательная среда вуза является главным условием реализации содержания подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности. Целью инновационной среды является обеспечение условий формирования компетенций инновационной деятельности, становление личности и реализация инновационного потенциала субъектов образования, приобретения личного опыта участия в разработке, распространении и внедрении инноваций; расширение возможностей самообразования, профессионального роста, интеграция научной и деловой активности в области инноваций; практическая реализация перспективных инновационных проектов.
Акмеологическая среда как структурно-функциональное образование обладает всеми признаками развивающей среды. Доказательно подтверждена акмеологическая закономерность взаимозависимости уровня сформированности среды и личностно-профессионального развития её субъекта. С точки зрения М.И. Плугиной акмеологическая среда, пред-
ставленная совокупностью условий, возникающих и создаваемых в процессе функционирования каждого ее структурного компонента: профессионального, образовательного, акмеологического сопровождения, и находящихся под влиянием мега-, макро- и микрофакторов, обеспечивает личности возможность продуктивно осуществлять каждый этап профессионального становления, реализовывать себя в профессии, достигать вершин профессионализма [20].
Мотивом формирования инновационной активности является потребность в осуществлении инновационной деятельности, осознание необходимости в ее овладении и применении в создаваемых в условиях обучения ситуациях и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности. Действия по формированию готовности к инновационной деятельности направлены на профессиональную идентификацию обучающихся, на ориентацию их профессиональных и личностных качеств в контексте современных требований к профессиональной подготовке. Результатом формирования является готовность к осуществлению инновационной деятельности, показателями которой выступают мотивы, знания, культура творчества, позиционирование «Я-носитель инновационной потенциала».
Сегодня необходима разработка и реализации таких психологообразовательных программ и технологий, которые обусловливают возможность личного участия человека и влияния на свое образование; обеспечивают формирование и формулирование им своих образовательных установок, образовательных инициатив и их реализацию в образовательной, профессиональной, исследовательской деятельности; создают условия для образовательного выбора и определения индивидуальной образовательной траектории; обеспечивают подготовку к инновационной деятельности; формируют навыки и компетенции, необходимые для инновационной деятельности в профессиональной сфере.
Н.В.Сербиновская и Б.Ю.Сербиновский для раскрытия потенциала и внутренних ресурсов, повышения личной эффективности, целенаправленного саморазвития, самосовершенствования и формирования компетенций, недостающих для достижения поставленных целей и решения задач интеллектуального и профессионального роста используют коучинг1. Авторы обращаются к трудам У. Т. Голви, который считал, что коучинг - методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной эффективности, которая больше помогает личности обучаться, нежели учит [21]. Коучинг созвучен инновационной культуре, он может рассматриваться как особый инструментарий преодоления сопротивления инновационным переменам, его целесообразно использовать в преподавании дисциплин, формирующих инновационные компетенции [22].
Для развития инновационного потенциала личности И.В.Пахно и Т.А.Терехова предлагают социально-психологический тренинг. Структура тренинга отражает характер инновационного процесса и состоит из четырех фаз: генерации, концептуализация, оптимизации и исполнения. Тренинг предусматривает интерактивные имитационные игры, ролевые игры, активные лекции, дискуссии, моделирование стимулирует развитие творческих, организационных, коммуникативных и личностных умений и навыков [23].
В качестве акмеологической технологии, ориентированной на созидание продукта в личности и деятельности студентов-педагогов, нами предлагается практико-ориентированное обучение проектированию авторских систем деятельности. Проект авторской системы деятельности, создаваемой в процессе овладения основами мастерства и профессионализма, выступает тем продуктом, который реализуется студентом в непосредст-
1 Коучинг - это технология, которая заостряет внимание не на поиске недостатков и слабых сторон человека, а помогает ему развивать свои ресурсы, позитивные стороны и силы, направлять в будущее для развития и приобретения новых возможностей.
венном педагогическом процессе. Создание интеллектуального продукта в виде проекта авторской системы деятельности характеризует акмеологиче-ские технологии с точки зрения инновационной направленности. Проект авторской системы деятельности студента - это теоретическая и экспериментальная модель его практической деятельности, которую он проектирует сам под руководством преподавателя на основе сравнительного наблюдения, анализа и оценки высоко-, средне- и малопродуктивных реальных систем деятельности преподавателей именно в той специальности и профессии, которую он осваивает в вузе. В процессе проектирования авторских систем деятельности на основе синтеза теоретической и практической готовности и возможности использовать знания и опыт их применения в процессе решения имитационно-моделируемых и реальных профессионально-педагогических задач происходит раскрытие инновационного потенциала и формирование инновационных компетенций студентов.
Системообразующей характеристикой инновационного цикла является процесс от производства идеи до получения серийного продукта. Авторские программы, которые студенты разрабатывают по заявкам субъектов рынка образовательных услуг: организаций, предприятий и других партнеров, выступают именно тем продуктом, который будет реализован ими в непосредственной работе с детьми. Те профессионально-значимые новообразования, которые приобретают студенты при работе с детьми, реализуя инновационные образовательные и воспитательные услуги, свидетельствуют о формировании и развитии инновационных компетенций [24, 25]. Студенты получают возможность в реальной практической деятельности применить свои знания, приобрести организационные навыки и инновационные компетенции, накапливать не только опыт самостоятельного решения отдельных вопросов (работая в стабильных коллективах), но и опыт работы, общения в различных коллективах, приобретать навыки
коллективного принятия решений. Важно подчеркнуть, что выполнение разработок, направленных на решение конкретных задач в условиях педагогической действительности, позволяет привнести в образовательный процесс, составляющий основу деятельности сферы высшего образования, элементы практического использования тех теоретических знаний, которые получают студенты в образовательном процессе. Именно в этом процессе достигается реализация инновационного потенциала вуза и эффективное функционирование инновационной инфраструктуры вуза как единого целого.
Литература
1.Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. М.: Экзамен, 2001.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968. - 339 с.
3.Иванова Э.В. Влияние психологических особенностей профессиональной деятельности менеджера дошкольного образования на инновационный потенциал сотрудников: Дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2000.
4. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» / В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева//Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151-154.
5. http://nrc.edu.ru/razd1/11.html
6. Никитина А. С. Инновационный потенциал социально-профессиональной группы чи-
новничества[Электронный ресурс] /А.С.Никитина //Материалы международной научной конференции «Ломоносов-2012».Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/
Lomonosov_2012/ 173 5/19240_0451 .pdf.
7.Ушаков Д.В., Карнышев А.Д. Компетенции, креативность и предприимчивость как основы инновационных потенциалов личности и группы // Экономическая психология: актуальные исследования и инновационные тенденции: материалы десятой юбилейной междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.Д Карнышева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. - с. 378 - 393
8. Психология инновационной деятельности: тезаурус (словарь, охватывающий специфику профессиональной лексики) / Сост. Э.В. Галажинский, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева. Томск: Изд-во ТГУ, 2009. 24 с.
9. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности. Режим доступа: http://www3.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition12/tom2/n01212.htm
10. Выготский Л. С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:Просвещение, 1930. - 260 с.
11. Самойлова Т. А., Шуклина О.С. Интеграционные характеристики личности: от креатива к инновациям/ Т.А. Самойлова, О.С. Шуклина //Сборник межд. научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых "Молодежь и научно- технический прогресс" - Владивосток, 2011.
12. Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Инновационный потенциал личности: системноантропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. №325. С. 146-151.
13. Толстов С.Н. Эффективность коммуникаций как актуальная проблема акмеологии управления здравоохранением: Информ. письмо. - Иваново, 2001. - 18с.
14. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1 - 5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.:РАГС,2000.-563с
15. Толстов С. Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности/ Под. ред А. А. Деркача - М., 2003 - 356с.
16. Галажинский Э.В. Перспективные направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом // Психология образования. 2008. № 8. С. 4-10.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/
18. Иванова, В.И. Акмеологическая концепция формирования образовательной среды подготовки специалистов/ В.И.Иванова// Автореферат дисс... докт. пед. наук. - Москва, 2008
19. Шмелева Е. А. Потенциал провинциального университета в подготовке педагогических кадров высшей научной квалификации [Текст] / И.Ю.Добродеева, Е.А.Шмелева, Н.А.Герасимова //Наука и школа.- 2008 - №4.- С. 12-13
20. Плугина, М.И. Акмеологическая концепция профессионального становления преподавателей высшей школы. Автореферат на соискание уч. ст. докт. псих. наук. - Москва, 2009.
21. Голви У. Т. Работа как внутренняя игра: Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте (The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace). - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2005. - 252 с.
22. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Психологические инструменты и организационные проблемы коучинга в реализации стратегии «Образование в течение всей жизни» /Н.В. Сербиновская, Б.Ю. Сербиновский // Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс].-Краснодар: КубГАУ, 2012.-№75(01).- Идентификационный номер ИНФОРМРЕГИСТРа: 04201200012/0056. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2012/ /01/pdf/36.pdf.
23. Пахно И. В. Развитие инновационного потенциала личности в социальнопсихологическом тренинге / И.В. Пахно, Т.А. Терехова // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. - СПб.: Реноме, 2011. - С. 82-86.
24. Шмелева Е. А. Формирование инновационной активности студентов в педагогических отрядах /Е.А.Шмелева,М.А.Чистякова// Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2011.-№68(04).- Идентификационный номер ИНФОРМРЕГИСТРа: 0421100012\0139. Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/47.pdf
25. Шмелева, Е.А. Формирование инновационных компетенций студентов в центре молодежных педагогических инициатив/ Е.А.Шмелева// Гуманитарные науки и образова-ние.-2011. №3.- С.21-26