УДК 371
Vovk E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF FUTURE TEACHERS AS THE LEADING DIRECTION OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION. The article presents a study of a problem of formation of information culture of teachers in the process of their professional training in higher education. The article substantiates the need for the formation of this personal and professionally significant quality as an obligatory component of professional training of future teachers in conditions of the information society. The article deals with the concepts of "information society", "information education", "information culture of an individual", "information culture of a teacher". The article presents components of the structure of information culture of a teacher and provides recommendations on how they can be formed in the process of training of future teachers in higher education.
Key words: informatization of society, information society, Informatization of education, information culture of person, information culture of teacher, components of information culture, continuous education, personality-oriented education.
Е.В. Вовк, канд. пед. наук, ст. преп. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена изучению проблемы формирования информационной культуры педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе обоснована необходимость формирования данного личностного и профессионально значимого качества как обязательного компонента профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях становления информационного общества. В статье рассмотрена сущность понятий «информатизация общества», «информационное общество», «информатизация образования», «информационная культура личности», «информационная культура педагога». В статье представлены компоненты структуры информационной культуры педагога и приведены рекомендации относительно их формирования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе.
Ключевые слова: информатизация общества, информационное общество, информатизация образования, информационная культура личности, информационная культура педагога, компоненты информационной культуры, непрерывное образование, личностно-ориентированное образование.
Доминирующей тенденцией современности является глобальная информатизация и компьютеризация общества. Под информатизацией общества М.З. Кременко понимает «процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации» [1, с. 236]. По мнению О.В. Раецкой, информатизацией общества называют «комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу» [2, с. 68].
Так, процесс вызванный развитием электроники и автоматики, появлением многочисленных инновационных технологий, позволил идентифицировать современный исторический период как информационную цивилизацию, общество информационных технологий, или информационное, постиндустриальное общество.
По словам М.З. Кременко, «концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации» [1, с. 235].
В условиях постиндустриального информационного общества от человека требуется способность к интеллектуальному совершенствованию, творчеству. В этой связи представители современного общества должны владеть способностями самостоятельно и активно действовать, совершенствоваться, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Решение данных задач возлагается на систему образования, которая, ввиду новых требований и целей, должна модернизироваться. Так, информатизация общества вызвала появление феномена информатизации образования как неизбежной необходимости современности.
По словам А.И. Ходановича, «процесс информатизации образования поставил в качестве одной из главных задач обучения использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышения его эффективности и практической подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества» [3, с. 261].
Концептуальная направленность информатизации образования была определена понятием «компьютерная грамотность»,
которое постепенно расширилось до понятия «информационная культура».
Информатизация современного общества одними из главных задач высшего профессионального образования определяет:
- подготовку будущего специалиста к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации;
- вооружение новейшими средствами и технологиями работы;
- формирование информационной культуры.
Говоря о сущности профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе, стоит заключить, что одним из ее ведущих направлений на современном этапе должно стать формирование информационной культуры студентов, основой которой выступает компьютерная грамотность [3].
Вслед за Е.В. Данильчук, информационную культуру личности будем определять как сложное системное личностное качество, представляющее собой «упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностносмысловых ориентаций, собственных позиции и свойств личности», проявляющееся «в реализации ею универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде» и определяющее «целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе» [4, с. 157].
Информационная культура педагога, по мнению Е.В. Данильчук, - это «проявление информационной культуры личности в специфике её педагогической деятельности и системе профессиональных качеств» [4, с. 158].
Формирование эмоциональной культуры реализуется путем вовлечения личности в информационную деятельность, представляющую собой процесс, в рамках которого человек преобразует и познает информационную среду, максимально реализуя в ней свои способности, потребности и стремления с целью собственного развития и с пользой для общества. В ходе данного процесса личность выступает деятельным субъектом, а осваиваемые объекты, процессы и явления информационной среды -объектом информационной деятельности [5].
Основой формирования информационной культуры будущего педагога является становление системы его непрерывного личностно-ориентированного образования. Система профессиональной подготовки должна строиться на основе учета новей-
ших педагогических технологий и возможностей использования информационных телекоммуникационных технологий. Использование стратегии непрерывного образования с использованием новейших информационных технологий позволяет преодолеть противоречия между темпами общественного и индивидуального социокультурного развития педагога и создать реальную перспективу для профессионально-личностного развития будущего специалиста в области образования.
Формирование информационной культуры будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки в высшей школе предусматривает знание компонентов данного сложного личностного качества. Полифункциональное личностное и профессионально значимое качество педагога - информационная культура - включает такие взаимосвязанные компоненты, как:
- когнитивно-операциональный;
- инструментально-деятельностный;
- прикладной;
- коммуникативный;
- мировоззренческий [5].
Решение проблемы формирования информационной культуры будущих педагогов возможно путем реализации следующих рекомендаций:
Библиографический список
- повышения общего образовательного уровня студентов;
- развития логического мышления и умений аналитической деятельности;
- применения интегрированных занятий и задания, требующих применения информации из различных предметных областей;
- сочетания теоретических заданий и практических работ с использованием интерактивных методов и средств обработки информации;
- формирования навыков работы с информацией;
- применения в учебно-воспитательном процессе новейших педагогических информационных технологий.
Резюмируя вышеизложенное, заключим, что в современных условиях становления информационного общества в рамках реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе ее важным направлением и обязательным компонентом является формирование информационной культуры студентов. Формирование компонентов информационной культуры базируется на идеях непрерывного личностно-ориен-тированного образования, использовании инновационных педагогических технологий, новейших средств работы с информацией.
1. Кременко М.З. К проблеме информатизации общества в XXI веке. Вестник Адыгейского государственного университета. 2006; 1: 235 - 237.
2. Раецкая О.В. Социальные последствия информатизации. Перспективы науки и образования. 2013; 1: 68 - 72.
3. Ходанович А.И. Информатизация образования как научно-методическая проблема. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2003; 3 (6): 259 - 268.
4. Данильчук Е.В. Модернизация образования в информационном обществе и информационная культура педагога. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002; № 2 (4): 153 - 161.
5. Данильчук Е.В. Теория и практика формирования информационной культуры будущего педагога: монография. Москва; Волгоград, 2002.
References
1. Kremenko M.Z. K probleme informatizacii obschestva v XXI veke. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006; 1: 235 - 237.
2. Raeckaya O.V. Social'nye posledstviya informatizacii. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2013; 1: 68 - 72.
3. Hodanovich A.I. Informatizaciya obrazovaniya kak nauchno-metodicheskaya problema. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2003; 3 (6): 259 - 268.
4. Danil'chuk E.V. Modernizaciya obrazovaniya v informacionnom obschestve i informacionnaya kul'tura pedagoga. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2002; № 2 (4): 153 - 161.
5. Danil'chuk E.V. Teoriya ipraktika formirovaniya informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga: monografiya. Moskva; Volgograd, 2002.
Статья поступила в редакцию 26.08.18
уДК 378
Voronchihina N.A., Head of the Education and Youth Affairs of Administration of Kochubeevsky Municipal District of Stavropol Krai, postgraduate, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
Filimanuk L.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Nevinnomyssk State Humanities and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]
THE CONTINUOUS MODEL OF THE AGRIBUSINESS EDUCATION. The article deals with a model of continuous agribusiness education, which is implemented on the basis of the rural socio-cultural center, created in the MBEW school № 16, Kazminskoye Village, Stavropol Krai. The authors conclude that as a result of the introduction of the system of agribusiness education it is planned to improve: the competitiveness of school graduates; the quality of future young professionals and managers able to work effectively in modern market conditions; ensuring sustainable development of rural areas due to the influx of personnel in the production and social sphere of the village; business literacy and agro-culture of the population, the expansion of the organization of small businesses, private agribusiness; joining the cluster education leading universities in the region, the formation of a complete model of continuous agribusiness education.
Key words: rural school, agribusiness education, continuing education, rural socio-cultural complex.
Н.А. Ворончихина, руководитель отдела образования администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края, аспирант ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Е-mail: [email protected]
Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. каф. профессионального обучения ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, Е-mail: [email protected]
МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО АГРОБИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается модель непрерывного агробизнес образования, которая реализуется на базе сельского социокультурного центра, созданного в МБОУ СОШ № 16 с. Казьминское Ставропольского края. Авторы делают вывод о том, что в результате внедрения системы агробизнес-образования планируется повышение: конкурентоспособности выпускников школы; качества будущих молодых специалистов и руководителей способных эффективно работать в современных рыночных условиях; обеспечение устойчивого развития сельской территории за счет кадрового притока в производственную