Иванова О.А.
ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный институт физической культуры», г. Воронеж, Россия
О ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация
Информационные технологии выступают одним из главных инструментов информатизации общества. Главная цель информатизации -качественное преобразование системы образования в направлении подготовки будущего специалиста к жизни в информационном мировом обществе. В связи с этим предъявляются определенные требования к системе образования, образовательному процессу, информационной культуре педагога и тренера, к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам их внедрения в учебно-тренировочный процесс.
Ключевые слова: информатизация общества, информатизация физической культуры, информационные технологии, учебный процесс, педагогическая деятельность.
Ivanova O. A.
FGBOU VPO "Voronezh state Institute of physical culture", Voronezh, Russia
ON THE TEACHING OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE UNIVERSITIES THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE
Abstract
Information technologies are one of the main instruments of the information society. The main purpose of Informatization is a qualitative transformation of the education system in the direction of the future specialists training for life in a global information society. In this regard, there are certain requirements for the education system, educational process, information culture of a teacher and a coach, to information technology education and training, forms and methods of their implementation in the training process.
Keywords: information society, Informatization fizi-cal culture, information technologies, educational process, educational activity.
Информационные технологии выступают одним из главных инструментов информатизации общества. Они позволяют коренным образом изменить жизнедеятельность каждого человека. Темпы и направления перемен на данном этапе развития общества определяются уже не вычислительной техникой, возможностями телекоммуникаций и программными средствами, а людьми, их запросами, проблемами, готовностью к переменам. В связи с этим следует особо подчеркнуть актуальность информатизации сферы образования, в том числе и физкультурного.
Процесс информатизации образования предполагает использование возможностей современных информационных технологий, методов и средств информатики для реализации идей развивающего обучения, интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, а также повышение его эффективности и качества подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информатизации общества.
Главной целью информатизации является качественное преобразование системы образования в направлении подготовки каждого члена общества к жизни в информационном мировом обществе. Она достигается путем формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих каждому специалисту потенциальную возможность свободного доступа и взаимодействия с законодательно открытой информацией с помощью средств информатизации, адекватных современному уровню научно-технического и экономического развития конкретного государства.
В связи с этим предъявляются определенные требования к системе образования, образовательному процессу, общей коммуникативной и информационной культуре педагога и тренера, а также к информационным технологиям обучения и тренировки, формам и методам их внедрения в учебно-тренировочный процесс.
Основные направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте прежде всего связаны:
a) с развитием личности и подготовки будущих специалистов к комфортной трудовой деятельности в условиях информационного общества;
b) с реализацией социального заказа на специалистов в области физической культуры и спорта, обусловленного информатизацией сферы физической культуры и спорта;
^ с интенсификацией всех уровней учебно-воспитательного и тренировочного процессов.
С учетом этого можно выделить направления использования информационных технологий в физической культуре и спорте. Итак, информационные и компьютерные технологии применяются для обеспечения многих видов деятельности тренера, педагога, специалиста в области ФК [1]:
1) обслуживание спортивных сооружений;
2) делопроизводство тренера, научного работника, педагога;
3) научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов;
4) научно-методическое обеспечение физического воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи;
5) учебный процесс в ВУЗах ФК;
6) научно-исследовательская, организационная и управленческая деятельность.
Формирование информационной системы в отечественной спортивной отрасли осуществляется с прошлого века. В 1995 г. был учрежден научно-исследовательский институт информационных технологий Московской государственной академии физической культуры (НИИ ИТ МГАФК). Перед институтом были поставлены задачи по разработке и внедрению информационных технологий в области физической культуры и спорта, в том числе:
1. Разработка экспертных систем для управления тренировочным процессом спортсменов и физкультурников.
2. Биомеханический анализ на основе математического моделирования движений человека.
3. Информатизация сферы физической культуры и спорта.
4. Создание тестов для определения уровня физической подготовленности школьников и студентов.
5. Мониторинг уровня физической подготовленности школьников и студентов.
6. Видеокомпьютерный анализ движений человека.
7. Разработка информационно-справочных, финансовых, судейских и других компьютерных систем, создание интернет-сайтов, выпуск компакт-дисков.
В течение последних лет в НИИ ИТ МГАФК были разработаны экспертные системы для планирования тренировки в тяжелой атлетике, атлетизме, беге на средние и длинные дистанции. Ведется ряд новых разработок [1].
В нашей стране намечены перспективы дальнейшего использования информационных технологий в области ФК и спорта - это создание опережающей информационной среды физкультурного образования, интеграция информационного обеспечения в единый ресурс. Она включит базы данных по новым учебникам, защищенным диссертациям, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, электронные учебники по спортивно-педагогическим дисциплинам, практика электронного судейства с использованием информационных технологий, моделирование спортивной деятельности и прогнозирование спортивных достижений [4,5]. Эта тенденция требует от специалистов по физическому воспитанию высокого уровня информационной культуры.
Уровень информационной культуры определяется не только знаниями об информатике, информационных процессах, моделях и технологиях, не только умениями и навыками применять средства и методы обработки и анализа
информации в различных видах деятельности, но и умением использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности [1]. Для овладения этими знаниями и умениями в программах ВУЗов физкультурной направленности важное место занимает дисциплина «Информационные технологии в физкультуре и спорте».
Использование информационных технологий в учебном процессе существенно меняет роль и место преподавателя и студента в системе «преподаватель - информационные технологии - студент». Информационные технологии обучения являются на сегодняшний день не просто передаточным звеном между преподавателем и студентом, а способствуют реализации индивидуального подхода в обучении. Смена средств и методов обучения приводит к изменению содержания учебной деятельности студентов, которая становится все более самостоятельной и творческой. Изменяется также и содержание деятельности преподавателя. Он перестает быть просто репродуктором знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения. В связи с этим появляются новые направления и в деятельности педагога - это разработка информационных технологий обучения и программно-методических комплексов.
Ввиду этого преобразуется и содержание практических занятий по информационным технологиям. Кроме обучения студентов владению на достаточно уверенном уровне стандартными программными продуктами (текстовые редакторы, электронные таблицы), необходимо уделять внимание освоению и закреплению у студентов практических навыков работы с базами данных, системами управления базами данных, программами презентационной графики, коммуникационными программами, специфичными программными продуктами (информационно-поисковые системы, справочные, аналитические).
В заключении можно сделать вывод о том, что за последние годы информатизация современного общества обретает все новые и новые масштабы с каждым днем. На сегодняшний день с использованием самых современных информационных технологий подготовка профессиональных спортсменов и квалифицированных специалистов не вызывает затруднений. Однако в ходе обучения студентов преподаватели в своей преподавательской деятельности встречаются с проблемой недостатка качественной учебной литературы специализированной направленности для проведения практических занятий по информационным технологиям. Для решения этой проблемы необходимо выпускать в ВУЗах учебно-методические пособия по направлениям ВУЗа. В них должны быть описаны работы с использованием Microsoft Access, Word, Excel, PowerPoint и.т.д.
Существенно облегчало труд преподавателей и студентов, если удалось бы вузам физкультурной направленности создать единую информационную базу, к которой имели доступ все желающие в процессе своего обучения. Мы рады были бы поделиться с коллегами, с студентами других вузов своими материалами.
Сотрудниками кафедры «Математики и естественно-научных дисциплин» Воронежского государственного института физической культуры были написаны учебно-методические пособия для практических работ [2,3] и для теоретического изучения курса «Информационные технологии в физкультуре и спорте» [1]. Для обеспечения наглядности и сопровождения лекций по дисциплине «Информационные технологии в физкультуре и спорте» разработаны и применяются презентационные проекты и иллюстративный материал.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьменко Р.В., Иванова О.А., Ярышина И.Л. Теоретический курс информационных технологий в физической культуре и спорте. Воронеж. 2010. - 125 с.
2. Ярышина И. Л. Информационные технологии в физической культуре и спорте. Учебно-методическое пособие, 2006. - 53 с.
3. Ярышина И.Л., Иванова О.А. Практические занятия по операционной системе Windows. Воронеж. 2012. - 82 с.
4. Ярышина И.Л., Иванова О.А. Преподавание предмета «Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований» в физкультурных вузах / Сборник научных статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и здоровье». - «Научная книга», Воронеж 2015. - С.98.
5. Ярышина И.Л., Иванова О.А. Разработка и применение информационных технологий в образовательном процессе в физкультурных вузах /
IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные направления разработки и использования информационных технологий в образовании». - г. Нижний Тагил, 2014. -
[Электронный ресурс].ШЬ: http: //ntfmfkonf. ucoz.ru/publ/2014//razrabotka_i_primenenie_mformacionnykh_tekh m_logij_v_obrazovatelmm_processe_v_fizkultumykh_vuzakh/26-1 -0-223