В декабре 1918 года Наркомпрос РСФСР приняло постановление «О школах национальных меньшинств», которое устанавливало, что обучение в национальных школах должно проводиться на родном языке. На основании этого постановления было введено преподавание на якутском языке в школах I ступени Вилюйского округа. В первом году якутскому языку обучали по букварю С.А. Новгородова, при этом проходили одновременно два предмета: первая половина урока - якутская азбука, вторая половина - разговор по-русски. Якутское земство летом 1919 года в г. Вилюйске открыло смешанную гимназию, в которой обучалось 15 человек [2].
Заметной вехой в преобразовании школьного дела явилась работа съезда учителей Якутской области в 1920 году, где обсуждались положение о единой трудовой школе, о дошкольном воспитании, приемы и методы преподавания отдельных предметов, вопросы трудового и физического воспитания. Было решено максимально увеличить число пансионов и создать благоприятные условия для жизни и учебы детей. Уже к концу сентября 1920 года было создано 60 школьных пансионов на 1800 учащихся. Проводилась планомерная работа по реформе школы. Начальные и высшие начальные училища реорганизовались в школы I ступени. Во многих школах I ступени создавались единые трудовые школы [4].
Якутский губернский революционный комитет развернул большую работу в области народного образования. В 1920-21 годах отдел провел ряд мероприятий: отделил церковь от школы, вместо четырех средних учебных заведений открыл три школы II ступени, в некоторых улусах создал единую трудовую школу I и II ступени, ввел совместное обучение мальчиков и девочек, составил и издал первые учебники и учебные пособия на якутском языке [3].
25 июля 1930 г. ЦК ВКП принял постановление «О всеобщем начальном обязательном обучении», а 14 августа ввели повсеместное начальное обязательное обучение. В 1930-31 годах был принят оперативный план ликвидации неграмотности по районам Якутской АССР
В 1931 году было введено всеобщее обязательное обучение детей в возрасте 8-10 лет, переростков 11-13 лет в большинстве районов. Это мероприятие началось в трудных условиях. Всеобщее обучение должно было строиться на раз-
Библиографический список
валинах после гражданской войны. Материальное положение почти всех школ улусов было в критическом состоянии. Не хватало грамотных, образованных учителей, оснащение кабинетов не было на должном уровне, не хватало учебников. Трудности организации всеобщего обучения еще осложнялись обширностью территории, бездорожьем, отсутствием налаженной связи [1].
Несмотря на трудности в организации всеобщего обучения, отмечались успехи в некоторых улусах. Например, в Алданском округе в 1930 - 1931 годах школьная сеть увеличилась на 80%, а по туземному сектору всеобщее обучение обеспечено на 100%. Было оказана материальная помощь 46% учащимся. Для подготовки и переподготовки педагогических кадров и работников просвещения отдела народного образования открыл полумесячные учительские курсы. В городе Якутске к ноябрю 1930 года приступили к работе 3 ликвидационных пункта. В каждом из которых обучалось не более 10 человек. К концу 1930 - 1931 учебного года планировалось открыть еще 24 ликвидационных пункта. В последующие годы большое внимание уделяется качеству обучения. Начали организовываться соревнования за лучшие качественные показатели учебной деятельности [2].
1931 - 1932 годы были определены как годы приобретения опыта по всеобщему начальному обучению. А к 1933 году намечалась 100% ликвидация неграмотности. Так, в оперативном плане ликвидации неграмотности было написано: «За 1931 -1933 годы предусмотрен охват 11085 учащихся. Но фактически было охвачено 91382 человека, в том числе лиц 16-40 лет» [5].
По республике в 1940 году закончили учебный год 20 начальных школ с 557 учащимися: Алданского округа, города Якутска, Чурапчинского, Олекминского, Садынского, Средне-Колымского, Усть-Янского, Аллах-Юньского районов. Отсюда следует, что в среднем в классах обучалось по 8 человек [2].
В Якутии с 1930 года в связи с принятием постановления о всеобщем начальном обучении была проделана глобальная работа по развитию и расширению сети начальных школ. Большой акцент стал уделяться на качество обучения и на успеваемость учащихся по предметам. Введение начального всеобщего обучения в Якутии является одним из главных государственных решений, обеспечивающих ликвидацию неграмотности, рост культурного и образовательного уровня народа.
1. Афанасьев Ф.В. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. Якутск: Якутское книжное издательство, 1966.
2. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Историография развития начального образования в Якутии. Москва: МГПУ, 2006.
3. Пахомов А.К. Культурно-просветительская работа на Севере Якутии в первые годы Советской власти. Якутск: Якутское книжное издательство, 1957.
4. Попов С.Ф. К вопросу о развитии школ в Якутии в XIX в. 1957; Выпуск 2.
5. Национальный архив Республики Саха (Якутия). Ф. 57, Оп. 11.
References
1. Afanas'ev F.V. Shkola i razvitie pedagogicheskoj mysli v Yakutii. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1966.
2. Neustroev N.D., Neustroeva A.N. Istoriografiya razvitiya nachal'nogo obrazovaniya v Yakutii. Moskva: MGPU, 2006.
3. Pahomov A.K. Kul'turno-prosvetitel'skaya rabota na Severe Yakutii v pervye gody Sovetskoj vlasti. Yakutsk: Yakutskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1957.
4. Popov S.F. K voprosu o razvitiishkol v Yakutii vXIX v. 1957; Vypusk 2.
5. Nacional'nyj arhiv Respubliki Saha (Yakutiya). F. 57, Op. 11.
Статья поступила в редакцию 18.09.17
УДК 378
Gorbunova N.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch),
V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
Vezetiu E.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of the Humanities and Pedagogics (branch),
V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]
MEDIA EDUCATION TECHNOLOGIES IN THE SYSTEM OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The article examines the role of media educational technology and aspects of their use in the system of formation of information competence of future teachers during their professional training in higher education school. The work elaborates on the meaning of the terms "information competence", "technology", "media education", "media education technologies". The article proves the effectiveness and necessity of the use of media education technologies in the system of professional training of future teachers in the University, with the purpose of formation of the components of information competence. With the development of the information society and of new information and technical means of teaching in the educational system of the prerequisites for development and formation of a new direction-media based on media technologies.
Key words: information competence, information technologies, information society, media education, media educational technology.
Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., проф. РАО, директор Института педагогики, психологии и инклюзивного образования, зав. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: [email protected]
Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений, ведущий специалист редакционно-издательского отдела, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: [email protected]
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Данная статья посвящена изучению роли медиаобразовательных технологий и аспектов их использования в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе конкретизируется значение терминов «информационная компетентность», «технология», «медиаобразо-вание», «медиаобразовательные технологии». В статье обоснована эффективность и необходимость применения медиа-образовательных технологий в системе профессиональной подготовки будущих учителей в вузе с целью формирования компонентов информационной компетентности.
Ключевые слова: информационная компетентность, информационные технологии, информационное общество, медиаобразование, медиаобразовательные технологии.
На данном историческом этапе своего развития современное общество отличается информационным характером, так как основными продуктами производства человечества сегодня являются знания и информация. В системе развития информационного общества возрастает роль медиаресурсов для жизнедеятельности представителей современного социума. Развитие информационного общества характеризуется появлением многочисленных информационно-коммуникационных технологий, в числе которых - и медиатехнологии.
Учитывая роль современных информационных ресурсов в процессе формирования личности представителей отечественного социума на данном этапе его развития, государству и обществу требуются специалисты, обладающими способностями разбираться в новейших информационных технологиях, умениями отбирать объективно полезную и достоверную информацию, использовать её для эффективного преобразования окружающей действительности.
На будущих педагогов возлагается ответственность за формирование нового поколения. В связи с этим, в системе профессиональной подготовки будущих учителей в процессе их обучения в высшей школе, учитывая, что ведущей концептуальной основой профессионального образования является сегодня ком-петентностный подход, одной из основных задач является формирование информационной компетентности будущих специалистов.
Говоря о роли медиаобразовательных технологий в системе формирования информационной компетентности будущих педагогов, обратимся к изучению самого понятия «информационная компетентность».
По мнению А.С. Карпеченко, «информационная компетентность представляет собой многофункциональную и сложную структуру, компоненты которой находятся в непрерывном развитии и взаимодействии, поэтому она не может быть раз и навсегда зафиксирована в виде эталона или образца поведения, четко обозначенных характеристик сознания и мышления, универсальных форм учебной и профессиональной деятельности, так как она воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально и своеобразно, что отражает личностный подход в педагогической науке» [1, с. 601].
Процесс формирования профессиональной компетентности будущего специалиста невозможен без знания её структуры, в связи с чем обратимся к рассмотрению компонентов информационной компетентности. Исследователем Х. Лау определены следующие компоненты анализируемой в данном исследовании компетентности: получение информации - пользователь отбирает информацию рационально и эффективно; оценивание информации - пользователь оценивает информацию критически и компетентно; использование информации - пользователь использует информацию точно и творчески [2].
Процесс формирования информационной компетентности будущих специалистов в области образования также обладает
определенной структурой. Вслед за исследователями Е.В. Шевчук и Н.С. Кольевой в качестве структурных компонентов процесса формирования информационной будущих учителей выделим мотивационный, содержательный, процессуальный и рефлексивный компоненты [5].
Рассмотрев сущность понятия «информационная компетентность», обратимся к изучению роли медиаобразовательных технологий в системе ее формирования у будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.
С развитием информационного общества и новых информационных и технических средств обучения в системе образования сложились предпосылки развития и становления нового направления - медиапедагогики, основывающегося на медиаобразова-тельных технологиях.
Согласно определению, приведенному в Российской педагогической энциклопедии, медиаобразование - это «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Основные задачи медиаобразования - подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию любой информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникаций помощью технических средств» [3, с. 555].
А. В. Федоров определяет медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения с помощью медиатехники» [4, с. 134]. Так, в данном исследовании на основе вышеизложенного по термином «медиаобразование» будем понимать часть образовательного процесса, направленную на формирование в обществе медиакультуры, подготовку личности к безопасному и эффективному взаимодействию с современной системой массмедиа, включая как традиционные (печатные издания, радио, кино, телевидение), так и новейшие (общение посредством компьютера, интернет, мобильная телефония) медиа с учетом развития информационно-коммуникационных технологий.
Исследователи Е.В. Шевчук и Н.С. Кольева под термином «информационная компетентность» понимают «владение эффективными способами работы с информацией, имеющей различный содержательный смысл и различные формы представления; умения оценить качество и надежность информации, поступающей из различных источников; готовность к успешному информационному взаимодействию с другими людьми» [5, с. 114].
Основываясь на результатах анализа педагогических исследований, посвященных аспектам формирования компонентов
информационной компетентности и проблемам медиапедагоги-ки, заключим, что среди важнейших факторов, формирующих личностные, информационные и профессиональные компетентности педагога, - включение медиаобразования и ее технологий в систему профессиональной подготовки будущих учителей. В отечественной науке проблемы медиаобразования и использования элементов медиаобразовательных технологий в учебном процессе высшей школы отражены в работах таких исследователей, как А.В. Федоров, А.В. Шариков, Н.П. Рыжих, И.М. Хиж-няк, Т. В. Строганова и др. На основе изучения работ указанных учёных, можем утверждать, что в современной педагогической науке медиаобразовательные технологии рассматриваются в значении средств организации деятельности с применением медиа для достижения педагогических целей.
Исходя из понимания понятия технологии в значении совокупности методов и инструментов, необходимых для достижения желаемого результата; способа преобразования данного в необходимое, уточним, что данное понятие является одним из основополагающих в методике медиаобразования, поскольку применение любой технологии имеет большое влияние на результат образования.
Медиаобразовательные технологии образования на современном этапе их развития включают не только традиционные СМИ, такие как периодические издания, радио, телевидение и т. д., но и средства новейших информационных технологий, среди которых: программно-аппаратные устройства, функционирующие на базе вычислительной техники; системы информационного обмена, обеспечивающие реализацию операций по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.
В рамках медиапедагогики выделяют также ее составляющую отрасль - медиадидактику. В перечень ее функций входит: разработка теории медиаобразования и обучения; научное обоснование содержания медиаобразования, изучение закономерностей, принципов, методов и организационных форм обучения с привлечением медиапродуктов; реализация принципов гуманизации образования; содействие повышению интеллектуального, культурного, духовного, морального уровня будущего специалиста.
В системе формирования компонентов информационной культуры и грамотности будущих педагогов могут использоваться различные виды медиаобразовательных технологий, а именно:
- печатные (книгопечатание, фотография, литография);
- электрические (телефон, аудиозапись);
- массмедиа (телевидение, кинематограф);
- цифровые (компьютер, Интернет).
Процесс формирования компонентов информационной компетентности будущих педагогов путем применения в учебно-воспитательном процессе элементов медиаобразовательных технологий осуществляется с учетом принципа личностного подхода,
Библиографический список
повышает эффективность подачи нового материала, развивает умственные и творческие способности студентов.
Эффективность применения медиаобразовательных технологий в системе формирования компонентов информационной компетентности будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе обосновывается теми функциями, которые они выполняют. Итак, медиаобразователь-ные технологии в системе подготовки будущего педагога направлены на:
- информатизацию учебного процесса, что реализуется в обеспечении доступности различных источников информации;
- активизацию учебно-познавательной деятельности студентов;
- повышение мотивации студентов к обучению;
- интерактивность обучения;
- мониторинг учебного процесса;
- повышение эффективности усвоения студентами учебного материала;
- побуждение к творческой деятельности путем подготовки презентаций с использованием компьютерных программ;
- привлечение студентов к участию в видеоконференциях, работе с зарубежными студентами и т. д.
Для эффективного осуществления процесса формирования компонентов информационной компетентности будущего учителя с помощью медиаобразовательных технологий преподаватели должны обладать рядом умений:
- применять информационные технологии с целью демонстрации печатных или графических документов, аудио- и видеоматериалов;
- создавать презентации;
- систематизировать и обрабатывать информацию с помощью таблиц, технологических карт;
- строить сравнительные графики и таблицы, выявлять закономерности посредством компьютера;
- применять информационные технологии с целью моделирования процессов и объектов;
- создавать чертежи и эскизы;
- использовать компьютерное тестирование;
- уметь применять возможности сети Интернет для решения различных педагогических вопросов, с целью сбора информации, для участия в интернет-конференциях, получения доступа к научным, педагогическим и методическим данным.
Таким образом, формирование информационной компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе актуальная педагогическая проблема, требующая разработки методологических решений. Одними из эффективных средств формирования информационной компетентности являются медиаобразовательные технологии, применение которых в системе профессиональной подготовки специалистов позволяет сформировать основные компоненты информационной культуры и грамотности будущих педагогов.
1. Карпеченко А.С. Анализ уровня информационной компетентности будущих менеджеров. Современные исследования социальных проблем. Электронный научный журнал. 2012; 1 (9): 599 - 608.
2. Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. Москва, 2007.
3. Медиаобразование. Российская педагогическая энциклопедия. Главный редактор В.В. Давыдов. Москва: Большая российская энциклопедия, 1993.
4. Федоров А.В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура. Высшее образование в России. 2005; 6: 134 - 135.
5. Шевчук Е.В., Кольева Н.С. Диагностика сформированности информационной компетентности учащихся подросткового возраста. Теория и практика общественного развития. 2011; 6: 114 - 116.
References
1. Karpechenko A.S. Analiz urovnya informacionnoj kompetentnosti buduschih menedzherov. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 'Elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012; 1 (9): 599 - 608.
2. Lau H. Rukovodstvo po informacionnojgramotnosti dlya obrazovaniya na protyazhenii vsej zhizni. Moskva, 2007.
3. Mediaobrazovanie. Rossijskaya pedagogicheskaya 'enciklopediya. Glavnyj redaktor V.V. Davydov. Moskva: Bol'shaya rossijskaya 'enciklopediya, 1993.
4. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie, mediagramotnost', mediakritika i mediakul'tura. Vysshee obrazovanie vRossii. 2005; 6: 134 - 135.
5. Shevchuk E.V., Kol'eva N.S. Diagnostika sformirovannosti informacionnoj kompetentnosti uchaschihsya podrostkovogo vozrasta. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2011; 6: 114 - 116.
Статья поступила в редакцию 18.09.17
УДК 37.037
Vlasenko M.A., postgraduate, Baltic Federal University n.a. I. Kant, lecturer of Department of Organization of Everyday Activity, Combat Training and Marine Practice, branch of VUNTS "VMA" (Kaliningrad, Russia), E-mail: [email protected]
COMPETENCE OF THE PERSONAL PROTECTION OF THE MILITARY SERVICE IN THE EDUCATIONAL STANDARD. The
article examines a question of formation of competence of personal security, formulates pedagogical goals for the formation of the competence of personal protection of graduates, examines the components of personal protection, analyzes the federal state standards of higher education and qualification requirements for the military professional training of graduates implemented in accordance with the specialties of training at the naval institute with the purpose of revealing the prerequisites for the presence of the approach of the survey. The competence of personal security of servicemen is studied not only from the position of the state of protection and prevention of risks, but also through the formation of professional health of servicemen.
Key words: Competence, personal security, professional health, pedagogical goals, forming a competence.
М.А. Власенко, соискатель Балтийского федерального университета им. И. Канта, преп. каф. организации повседневной деятельности, боевой подготовки и морской практики, филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия», г. Калининград, E-mail: [email protected]
КОМПЕТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ
В статье рассмотрен вопрос формирования компетенции личностной защищенности, сформулированы педагогические цели для формирования компетенции личностной защищенности у выпускников, рассмотрены компоненты личностной защищенности, проанализированы Федеральные государственные стандарты высшего образования и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников реализуемые в соответствии со специальностями обучения в военно-морском институте с целью выявления предпосылок присутствия подхода рассматриваемой компетенции личностной защищенности военнослужащих, не только с позиции состояния защищенности и профилактики рисков, но и через формирование профессионального здоровья военнослужащих.
Ключевые слова: компетенция, личностная защищенность, профессиональное здоровье, педагогические цели, формирование компетенции.
Эффективность обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации зависит от целенаправленной деятельности должностных лиц, направленной на обучение и воспитание военнослужащих, а также на нейтрализацию действия негативных факторов военной службы, создание безопасных условий жизнедеятельности военнослужащих.
Анализ состояния безопасности военной службы в повседневной деятельности войск показывает, что уровень безопасности военной службы остается низким и не в полной мере отвечает предъявляемым требованиями нормативно-правовой базы.
В настоящее время система военного образования в её неразрывной связи с наукой имеет одну общую для всех задачу - комплектование вооруженных сил эффективными, квалифицированными военными специалистами. Поставлена задача кардинального повышения уровня профессиональной подготовки выпускников военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.
Офицеры-руководители на каждом этапе служебной деятельности должны обеспечивать необходимые условия безопасности в организации повседневной деятельности и службы войск. К обеспечению безопасности военной службы необходимо целенаправленно готовить в процессе профессионального образования. Отметим, что квалификационные требования федеральных стандартов одной из важных задач на современном этапе ставят повышение качества обучения в области безопасности [1].
Компетентность военнослужащих как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных (профессиональных) компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в процессе их деятельности [2]. Именно специальные (профессиональные) компетенции призваны отразить специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Необходимость их формирования и развития определяется в том числе и решением задач по обеспечению безопасности военной службы [3].
В настоящее время обучение требованиям безопасности военной службы в повседневной деятельности курсантов военно-морского института происходит в период общевойсковой подготовки до принятия военной присяги, а также в ходе специальных занятий, включающих в себя: комплексные практические занятия по безопасности военнослужащих в условиях повседневной деятельности - перед началом каждого периода обучения, месячники безопасности военной службы, комплексные практические занятия по безопасности военнослужащих в повседневной деятельности - перед проведением занятий с вы-
ходом на полигоны, учений и других мероприятий. Цели учебных занятий направлены на сохранность жизни и профилактику травматизма, которые должны обеспечить военнослужащему старшие офицеры.
Вместе с тем, по нашему мнению, само понятие «безопасность», содержащее признак «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства», ориентирует на процессы не только коллективной, сколько личной ответственности за обеспечение состояния устойчивого баланса и гармонизации потребностей и целей личности военнослужащего, обязанностей перед обществом и государством. Такими жизненно важными интересами являются - сохранность жизни и здоровья человека и переживание состояния профессионального благополучия. Достижение состояния личной защищенности обеспечивается, по нашему мнению, сознательным отношением к рисковой профессиональной среде и компетенциями её трансформации.
Профессиональная подготовка будущих офицеров должна быть связана с приобретением во время обучения в вузе определенных навыков личностной защищенности, у будущего офицера должна быть развита способность к анализу, прогнозированию и моделированию рисков личной безопасности. По нашему мнению, личностная защищенность военнослужащего в профессиональной деятельности - состояние уверенности и защищенности, обусловленное его профессиональными компетенциями, и является одним из критериев результативности профессиональной подготовки будущих офицеров и составляющей между обучением в вузе и дальнейшей военной службой. Поэтому для реализации задачи обучения в области безопасности, необходимо сформулировать педагогические цели процесса формирования компетенции личностной защищенности у выпускников.
Понятие личностной защищённости военнослужащих следует рассматривать как многоаспектное явление, заключающееся не только в способности противостоять угрозе и опасностям различного характера, принятию мер безопасности в повседневной деятельности военнослужащими, но и наличием личностных качеств, ценностных ориентаций, привычек в организации безопасности повседневной деятельности. Следовательно, по нашему мнению, необходимо организовать обучение в области безопасности на основе сопряжения научного знания относительно понятий «профессиональное здоровье военнослужащего» и «рисковая профессиональная среда военнослужащего», которые соответственно интегрируют явления объектов личност-