DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-2-28-34
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Берман Н.Д.
ORCID: 0000-0002-3 573-048Х, Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, Российская Федерация
В современном обществе навыки работы с информацией становятся одним из важнейших факторов профессиональной успешности специалиста в любой сфере деятельности. В статье рассматриваются этапы формирования информационной компетентности студентов при изучении дисциплины «Информатика». Предложена структура информационных компетенций и критерии оценки сфор-мированности информационной компетентности.
Ключевые слова: информатика; информация; компетентность; компетенции; информационная компетентность; информационные технологии; программное обеспечение; прикладные программы.
FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS
Berman N.D.
ORCID: 0000-0002-3 573-048X, Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation
In modern society, the skills to work with information becoming one of the most important factors in the success of a professional expert in any field of activity. The article examines the stages of formation of information competence of students in the study of discipline "Computer
science ". The structure of information competencies and criteria for evaluation of formation of information competence.
Keywords: Informatics, information, competence, competence, information competence, information technology, software, applications.
Социально-экономические трансформации, происходящие в современном обществе, предусматривают необходимость изменений в системе образования, отвечающим требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики. Личностно-ориентированная модель образования, учитывающая внешние вызовы и тенденции, должна стать основой формирования личности, человеческого капитала как основного фактора в поступательном развитии российского общества, государства и экономики.
Применение компетенгностнош подхода в образовательном процессе способствует достижению плавной цели высшего образования—подготовке высококвалифицированного специалиста: компетентного, способного эффективно выполнять работу по специальности, стремящегося к постоянному профессиональному росту, мобильного, умеющего работать в команде и самостоятельно принимать ответственные решения.
Уровень информатизации во всех сферах жизни человека увеличивается ежегодно, информация становится важнейшим ресурсом в обществе. Роль информации во всех аспектах жизнедеятельности человека: образовании, культуре, творчестве, профессиональной деятельности, приобретает особое значение. В эпоху информационных технологий навыки работы с информацией становятся одним из важнейших факторов профессиональной успешности специалиста в любой сфере деятельности. От знаний и навыков в сфере информационных технологий зависит профессиональная успешность любого специалиста, в любой сфере деятельности. С определенностью можно сказать, что информационная компетентность стала фундаментальной универсальной базой, для успешного профессионального развития специалиста.
Конкурентоспособными специалистами на современном рынке труда становятся те выпускники вуза, которые имеют высокий уровень информационной компетентности, подразумевающий вла-
дение компьютерной грамотностью, умение осуществлять поиск информации, оценивать её и использовать в своей деятельности, владение технологиями компьютерных коммуникаций. Проблема формирования информационной компетентности студентов вуза становится актуальной задачей высшего учебного заведения.
Основной дисциплиной информационно-технологической направленности для бакалавров технических направлений (13.03.03 Энергетическое машиностроение; 23.03.01 Технология транспортных процессов; 23.03.02 Наземные транспоргно-технологические комплексы; 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов) является «Информатика», изучаемая студентами на первом курсе. Результатами обучения (знания, умения, компетенции) являются уровни сформированное™ информационной компетентности. В ходе изучения дисциплины «Информатика» у студентов должен быть сформирован определенный ряд информационных компетенций, в том числе:
1) Владение понятийно-категориальным аппаратом (знание основных терминов, умение формулировать и правильно использовать терминологию по предмету). В контексте ФГОС важность владения терминологическим аппаратом свидетельствует наличие такой общекультурной компетенции, как «способность к коммуникации в устной и письменной формах ...» (ОК-5) [6]).
2) Применение стандартных средств обработки информации (умение применять прикладные пакеты: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, систему управления базой данных и др.). В контексте ФГОС подтверждается наличием такой общепрофессиональной компетенцией, как «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» (ОПК-1) [6].
3) Использование специализированного программного обеспечения для решения задач в своей предметной области (для
выполнения вычислений применять математические пакеты, системы автоматизированного проектирования для выполнения проектов и т.д.). В контексте ФГОС подтверждается наличием таких профессиональных компетенций, как «способность использовать современные информационные технологии как инструмент оптимизации процессов управления в транспортном комплексе (ПК-18); способность изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы транспортных систем; использовать возможности современных информационно-компьютерных технологий при управлении перевозками в реальном режиме времени (ПК-26) [6]).
Потребность в освоении информационных технологий не только в учебной, но и профессиональной деятельности определяет развитие этих компетенций. Изучение дисциплины «Информатика» определяет высокие потенциальные возможности для формирования информационной компетентности студентов и может быть эффективно реализована при условии осуществления комплексного подхода в рамках учебной деятельности студентов. Целенаправленная практическая подготовка студентов к овладению информационными технологиями повышает мотивацию студентов на овладение информационной компетентностью.
Рассмотрим этапы формирования информационной компетентности при изучении студентами дисциплины «Информатика».
На первом этапе формирования информационной компетентности будущий выпускник вуза должен осознать важность и необходимость использования компьютера и информационных технологий в современном обществе.
На первых занятиях основной задачей преподавателя является формирование у будущего специалиста мотивации к использованию компьютерных технологий в учебе и в дальнейшей жизни, в своей профессиональной деятельности. На этом этапе преподаватель с помощью вводного анкетирования или диагностического тестирования выявляет степень владения конкретными информационными
технологиями, правильность применения понятийно-категориального аппарата (владение терминологией) и др. Входное тестирование позволяет преподавателю вносить корректировки в организацию учебного процесса по изучению дисциплины «Информатика», учитывая возможности студентов, их предпочтения и интересы, спланировать индивидуальную самостоятельную работу студентов, направленную на устранение пробелов в школьном курсе [3, с. 63].
Следующий этап - содержательно-деятельностный. На данном этапе студенты должны выполнять лабораторные работы, направленные на приобретение практических навыков работы с прикладными программами для решения учебных и пракгико-ориентированных задач в своей будующей профессиональной деятельности. Основной целью этого этапа является формирование автоматизма при работе с компьютером: умение оформлять текстовые документы, выполнять вычисления с использованием формул и функций в электронных таблицах, знать основы программирования на языке высокого уровня, работать с графическими данными, создавать презентации, осуществлять поиск информации в сети Интернет и т.д.
Использование ресурсов сети Интернет позволяет научить студентов работать с огромными и, часто противоречивыми массивами информации, уметь быстро осуществлять информационный поиск, анализировать полученную информацию и использовать её в учебной и профессиональной деятельности [1, с.41]. Большое значение в преподавании дисциплины «Информатика» имеет использование в лабораторных работах практических задач, ориентированных на профессиональную деятельность. Студенты должны научиться эффективно использовать знания по информатике для решения учебных и профессиональных задач. Обучаемые на этом этапе контролируются преподавателем с помощью проведения промежуточных контрольных работ, при необходимости возможна корректировка по количеству и уровню сложности заданий на лабораторных работах.
Согласно учебным планам, на изучение дисциплины «Информатика» на первом курсе в осеннем и весеннем семестрах отводится 7 зачетных единиц (ЗЕ). На аудиторные занятия выделено 36 лекций и
36 часов лабораторных работ в первом (осеннем) семестре, что составляет 4 ЗЕ, и 18 часов лекций и 36 часов лабораторных работ во втором (весеннем) семестре — 3 ЗЕ.
Содержание и требования к освоению дисциплины регламентируются различными нормативными документами: ФГОС определяет требования к приобретенным компетенциям, знаниям, умениям и навыкам. Структура педагогических измерительных материалов Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) представляет тематическое наполнение разделов дисциплины «Информатика» [2, с. 161].
Структурирование на обособленные элементы содержания обучения (разделы) позволяет отслеживать уровень формирования информационной компетентности. Применяемые на занятиях активные и интерактивные методы обучения привносят в деятельность студентов продуктивный и творческий характер.
Результативно-рефлексивный этап формирования информационных компетенций студентов показывает динамику и уровень владения информационными компьютерными технологиями. Оценка сформированное™ информационной компетентности проводится путем участия студентов в Интернет-тестировании.
Тихоокеанский государственный университет уже много лет участвует в проекте «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» (ФЭПО), который обеспечивает объективную процедуру оценки качества подготовки студентов. Оценкой сформированное™ информационных компетенций служат 4 уровня усвоения знаний, предложенные В.П. Беспалько [4, с. 124]. Результаты тестирования позволяют сфокусировать внимание на достижениях каждого отдельного студента-первокурсника, оценить уровень сформированное™ информационной компетентное™ после изучения дисциплины «Информатика».
В качестве оценки эффективности методологии, применяемой преподавателями кафедры «Информатика» Тихоокеанского государственного университета в формировании информационных компетенций у студентов, можно привести результаты тестирования
по информатике для рассматриваемых направлений подготовки за 2015/2016 учебный год [5, с. 31, 51, 56, 61]:
23.03.01 Технология транспортных процессов: доля студентов на уровне обученности не ниже второго (группы ТТП(б)-51, ТТП(б)-52) - 96%.
23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: доля студентов на уровне обученности не ниже второго (группа ЭТМ(б)-51) -100%.
23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства: доля студентов на уровне обученности не ниже второго (группа НТС-51)-100%.
13.03.03 Энергетическое машиностроение: доля студентов на уровне обученности не ниже второго (группа ДВС(б)-51) - 100%.
Список литературы
1. Берман Н.Д. Использование технологии веб-квеста в обучении студентов // Новая наука: современное состояние и пути развития. Стерлитамак : АМИ, 2016. С. 40-43.
2. Берман Н.Д., Стригунов В.В., Шадрина Н.И. Учебно-методический комплекс для обучения технологиям обработки текстовой информации на компьютере // Проблемы высшего образования. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. С. 161-162.
3. Берман Н.Д., Стригунов В.В., Шадрина Н.И. Анализ результатов входного диагностического тестирования знаний по информатике студентов ТОГУ // Ученые заметки ТОГУ. Т. 7, № 2. Хабаровск: ТОГУ, 2016 г.
4. Беспалько В.П. Параметры и критерии диагностичной цели // Школьные технологии. 2006. №1. С. 118-128.
5. Педагогический анализ / мониторинг результатов Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования в рамках компетентностнош подхода. Дисц. «Информатика» // Науч.-исслед. институт мониторинга качества образования, г. Йошкар-Ола. 2016 г.
6. ФГОС ВО (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов. Режим доступа: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/5420.