УДК 378.146 ББК 74.48
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ: квалиметрический подход
I Т.М. Шамсутдинова
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения методов квали-метрии к проблеме оценки информационной компетенции студентов. Основной целью статьи является разработка методики оценки качества информационной компетентности в контексте компетент-ностно-ориентированной модели образовательного процесса. При этом раскрывается понятие информационной компетентности, выделяются ее компоненты и основные этапы формирования, говорится о связи между информационной компетентностью и информационной культурой. Далее рассматривается общий алгоритм оценки качества применительно к задаче оценки уровня информационной компетентности, приводится пример выявления оцениваемых показателей и построения дерева их свойств, предлагается математическая модель процесса оценивания. При этом выделяются группы факторов, влияющих на формирование информационной компетентности. Также приводятся результаты исследования по оценке информационной компетентности студентов экономического факультета Башкирского государственного аграрного университета.
Ключевые слова: квалиметрия, информационная компетентность, компетенция, качество образования, методика оценивания.
93
EVALUATION OF THE STUDENTS' INFORMATION COMPETENCE: A Qualimetric Approach
I T.M. Shamsutdinova
Abstract. The article deals with the application of qualimetric methods to the problem of assessing the information competence of students. The main goal of the work is to develop a methodology for assessing the quality of information competence in the context of a competence-oriented model of the educational process. At the same time the concept of information competence has been revealed, its components and the main stages of its formation have been singled out. The relationship between information competence and the
information culture has been discussed. The article considers the general algorithm for assessing quality in relation to the task of evaluating the level of information competence. An example of identifying the indicators and constructing a tree of their properties is given, a mathematical model of the assessment process is constructed. Groups of factors influencing the formation of information competence are distinguished. The results of a study on the evaluation of information competence of students of the Economics Faculty of the Bashkir State Agrarian University are also presented.
Keywords: qualimetry, information competence, competency, quality of education, method of evaluation.
94
Оценка качества образовательного процесса — одно из актуальнейших требований всей системы современного образования. В связи с этим востребованным направлением менеджмента качества работы вузов является квалиметрия — научное направление, занимающееся вопросами количественной оценки качества разнообразных объектов и процессов.
Вопросы квалиметрии образования затрагиваются в работах таких авторов, как: А.И. Субетто, Н.Ф. Ефремова, О.А. Ефремова, В.И. Байденко, Е.В. Яковлев, Ю.А. Шихов, О.Ф. Ши-хова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова, Э.В. Литвиненко, Б.И. Канаев, С.А. Са-фонцев, Л.В. Ишкова, В.Д. Полежаев, В.С. Черепанов и др.
Квалиметрия образования должна охватывать «как общие проблемы методологии и технологий оценки качества в сфере образования, так и проблемы методологии проектирования конкретных методик, выбора квали-метрических шкал, выбора моделей оценки» [1, с. 77]. Все это делает процесс оценки качества образования весьма сложным, зависящим от большого числа разнообразных факторов.
Цель данной работы — рассмотреть возможность оценки информа-
ционной компетентности студентов с точки зрения квалиметрического подхода, предложить методику оценки качества информационной компетентности. Для этого необходимо выделить компоненты информационной компетентности, рассмотреть возможные методы их численного оценивания.
1. Информационная компетентность и информационная культура
Информационная компетентность выступает как один из важных моментов информационной культуры человека.
В работах дается определение информационной культуры личности как одной из составляющих общей культуры человека, «совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и информационно-коммуникационных технологий» [2, с. 7].
Информационная культура подразумевает наличие умений и навыков по использованию современных
ЕК
технических средств и информационных технологий для получения, обработки и передачи информации. При этом необходимо уметь формулировать свою потребность в информации; находить нужную информацию, используя различные системы информационного поиска; собирать и анализировать информацию; обрабатывать информацию и создавать новые информационные ресурсы и т.д.
В соответствии с этим, под информационной компетентностью студента будем понимать его теоретические знания, практические умения и навыки по сбору, хранению и обработке информации, а также индивидуально-личностные качества, необходимые для реализации профессиональных задач в условиях информатизации общества, включая готовность постоянно пополнять свои знания, стремление изучать новейшие информационно-коммуникационные технологии.
Как видим, концепция информационной компетентности многокомпонентна и включает в себя ряд требований к профессиональной квалификации.
Опираясь на современное понимание компетентностно-ориентиро-ванной модели образовательного процесса (Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), выделим следующие компоненты информационной компетентности:
• мотивационный — стремление и мотивированность студентов реализовывать свой личностный потенциал, овладевать новыми знаниями и умениями в области прикладных информационных технологий; осознание собственных потребностей в информации и необходимость их реализации;
• когнитивный — владение знаниями в области информационной компетентности; знание и понимание сущности основных понятий информатики и информационных процессов в обществе, знание основных методов и технологий сбора, хранения, обработки и анализа информации;
• деятельностный — умения и навыки работы по решению информационных задач в своей профессиональной области; наличие практических навыков для работы с различными видами информации с использованием информационных систем и технологий, общей информационной и компьютерной грамотности;
• поведенческий — проявленная на практике готовность реализовать свои знания, умения и опыт для успешной профессиональной деятельности в условиях информатизации и автоматизации производства;
• рефлексивный — способность самостоятельно оценивать и анализировать уровень своей информационной компетентности, иметь потребность в дальнейшем развитии и саморазвитии;
• коммуникативный — включает умение организовывать коммуникации с использованием сетевых компьютерных систем связи, возможность общения и работы в команде;
• ценностно-смысловой — осознание социальной значимости и личной ответственности за результаты своей деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования в связи с постоянным развитием уровня информатизации общества;
• индивидуально-психологический — личные качества, позволяющие самореализовываться в контексте информатизации основных соци-
95
ально-экономических процессов (например, ответственность, дисциплинированность, креативность, лидерские качества и т.д.).
2. Этапы формирования информационной компетентности
Сформулируем следующие основные этапы формирования информационной компетентности с учетом индивидуальной траектории непрерывного образования:
• подготовительный этап (соответствует временному интервалу в виде дошкольной подготовки и младших классов школы) — основы, фундамент для будущей информационной культуры, получение начальных знаний в области естественных и гуманитарных дисциплин;
• начальный этап (средняя школа) — формирование исходных знаний и навыков работы в области информационно-коммуникационных технологий, знакомство с основными понятиями информатики;
• формирование общей инфор-п„ мационной культуры (старшая шко-96 ла) — получение необходимых практических навыков для работы с компьютерным оборудованием, приобретение опыта в решении стандартных задач обработки текстовых и числовых данных (электронный офис);
• основной этап (профессиональное обучение) — формирование умений и навыков в решении прикладных информационных задач в выбранной профессиональной сфере, изучение специализированных пакетов прикладных программ; профессиональная подготовка, получение профессиональной квалификации (профессиональное училище, колледж, высшее учебное заведение, професси-
ональные курсы, изучение опыта наставников, самообучение и др.);
• исследовательский этап, связанный с дальнейшим развитием информационной компетентности путем углубления знаний, умений и навыков в области обработки информации, например, углубленное изучение аналитических программ, систем автоматизированного управления; получение профессионального опыта в реалиях современной производственной и экономической деятельности;
• этап рефлексии — переосмысление навыков, полученных ранее в ходе обучения, осознание своего места в реальной профессиональной среде. Результатом рефлексии является переосмысление выбора вектора профессионального развития, его коррекция, реструктуризация профессиональной информационной компетентности;
• дальнейшее совершенствование профессиональных навыков, адаптация к модернизации производства, изучение новых информационных технологий и т.д.; формирование готовности к постоянному использованию информационных систем и технологий в условиях информатизации общества.
В качестве примера можно привести задачи текущей работы на производстве, требующем использования информационных технологий:
• календарное планирование рабочего дня, составление графиков работ;
• систематизация информации по имеющемуся оборудованию и расходным материалам;
• сетевые коммуникации с коллегами и поиск новой информации;
• учет и анализ отработанных часов и простоев;
• разработка технической или сопроводительной документации, сводных отчетов и т.д.
Необходимо отметить, что формирование информационной компетентности тесно связано с такими аспектами развития личности, как: развитие алгоритмического и логического мышления, повышение их абстрактности. Понимание сути информационных процессов невозможно без навыков информационного и компьютерного моделирования — описания предметной области в виде математических понятий, формализации данных в виде графических и табличных структур и т.д. Для создания типовых алгоритмических структур (линейного следования, ветвления, циклов) при этом можно использовать не только языки классического алгоритмического программирования, но и вычислительные возможности современных пакетов прикладных программ. Например, решение задач по теме «ветвление» возможно и в электронных таблицах MS Excel с использованием логической функции «Если», в системе управления базами данных MS Access, в пакете математических вычислений Mathcad и др.
В настоящее время очень большое внимание уделяется вопросу функционирования в вузах единой Электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).
Электронная информационно-образовательная среда университета должна представлять собой многофункциональную систему, предназначенную для решения ряда задач управления обучением. В частности, в федеральных государственных образовательных стандартах высшего
образования поколения 3+ говорится, что ЭИОС должна обеспечивать доступ к рабочим программам и методическим электронным образовательным ресурсам; консолидацию различных показателей качества учебного процесса, включая результаты студентов при прохождении текущих и итоговых аттестаций; формирование электронного портфолио обучаемых и т.д. И, тем самым, должна соответственно являться одним из механизмов повышения информационной компетентности не только студентов, но и преподавателей вуза.
3. Основная схема квалиметрии
в задачах управления формированием компетентности
Рассмотрим возможность применения квалиметрических методов к задаче оценивания информационной компетентности на основе общего алгоритма оценивания качества [3, с. 66-67].
Анализируя методики применения методов квалиметрии к задачам образования [4; 5; 6], можно сформулировать следующий алгоритм оценки качества компетентности:
• анализ предметной области и уточнение ситуаций оценивания;
• формирование групп экспертов в области менеджмента качества информационной компетентности;
• выявление оцениваемых показателей и построение дерева их свойств;
• определение значений коэффициентов важности для оцениваемых показателей;
• определение минимально-приемлемых и максимально-эталонных значений для показателей свойств;
97
• определение значений показателей свойств и качества информационной компетентности в целом.
Очевидно, что оценка информационной компетентности является многопараметрической задачей и допускает различные подходы с точки зрения выделения основных компонент.
Среди факторов, влияющих на формирование информационной компетентности, выделим три большие группы — макро, мезо и микрофакторы (рис. 1).
макрофакторы
Информационная
компетентность
98
мезофакторы
микрофакторы
Макрофакторы формируются на государственном и национальном уровнях и включают общую политику в сфере информатизации общества.
Мезофакторы могут включать набор внешних условий, характеризующих социально-экономическое развитие и доступность сферы электронных услуг в конкретном регионе.
Микрофакторы могут включать в себя все личные характеристики человека — личные информационные потребности, текущий уровень его профессиональных компетенций в
- информатизация общества
уровень информационной культуры в обществе общая кибербезопасность и глобальные киберугрозы
- доступность и качество электронных
услуг в регионе
доступность электронных ресурсов и библиотек
качество и скорость доступа в интернет
_ возможность ведения
электронного бизнеса
личные информационные потребности
уровень образования должностные обязанности
уровень профессиональной компетентности
медицинские ограничения пример семьи, коллег, друзей
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование информационной компетентности (дерево свойств)
форме знаний и навыков, уровень предыдущего образования, влияние микросоциумов — семьи и т.д.
Если рассмотреть информационную компетентность с точки зрения ее компонент, то можем построить следующее дерево свойств (рис. 2).
Оценка каждой компоненты компетенции является при этом весьма непростой задачей. Если для оценки измеримых показателей знаний, умений и навыков можно использовать традиционные формы образовательных технологий (тестирование, письменные и устные ответы на контрольные вопросы, выполнение лабораторных, расчетно-графических и курсовых работ, творческих заданий и т.д.), то для оценки личностных качеств применимы, например, и социологические методы в виде опросов, анкет, самообследований, наблюдений, методов экспертных оценок, отзывов научных руководителей студентов и др.
Рассмотрим задачу оценки информационной компетентности, складывающуюся, в общем случае, из N разнообразных компонент.
Предположим, что с использованием некоторых технологий и методик каждая компонента компетентности была численно оценена как pi, где i меняется от 1 до N.
В этом случае итоговое интегра-тивное значение информационной компетентности P будет вычисляться по формуле
P = £к,Р,
i=1
где к, к2, ... kN — некоторые весовые коэффициенты, позволяющие преобразовать значения компонент компетенции к единой метрической шкале.
Если определить желаемый уровень информационной компетенции как некоторый эталонный показатель Р , а минимально допустимо-
max' ^ J
приемлемый (пороговый) уровень как Р , то цель обучения принима-
mm' ^ J 1
ет вид
Р (Pi, Р2, ■■ , PN) ^ max (2)
Р < P < Р (3)
mm max 4 /
Для преобразования разнородных (разновеличинных) показателей
99
знания, умения
Компоненты информационной
компетентности
и навыки
личностные качества
когнитивная деятельностная
мотивационная
поведенческая
рефлексивная
коммуникативная
ценностно-смысловая
индивидуально-психологическая Рис. 2. Компоненты информационной компетентности
ВЕК
компонент к единой шкале (например, в диапазоне от 0 до 1), можно воспользоваться нормирующим преобразованием вида
d _ Р i Р i min
Pi max Pi min
для всех i от 1 до N.
Следующим моментом общего алгоритма оценивания качества является выбор коэффициентов важности для оцениваемых свойств.
Под коэффициентом важности (весомости) свойства при этом понимается его количественная характеристика важности (значимости, весомости) среди других свойств.
В работе [3, с. 111] выделяются следующие основные свойства коэффициентов важности G:
• они всегда нормированы, то есть для них выполняется условие
0 < G < 1;
• для каждого яруса дерева свойств всегда обеспечивается условие
EG. = 1.
1
Возможным подходом к установ-100 лению числовых значений коэффициентов важности может выступить метод экспертного оценивания. В этом случае возникает следующая проблема — оценка степени согласованности мнений экспертов. Рассмотрим данную оценку на примере матрицы г.. результатов ранжирования n объектов группой из m экспертов (для i =
1, ..., n;j = 1, ..., m), где r.. — ранг, при-
j
сваиваемый i-ому объекту j-ым экспертом.
Для оценки степени согласованности результатов будем использовать коэффициент конкордации — общий коэффициент ранговой корреляции для группы экспертов.
Коэффициент конкордации можем рассчитать по формулам [7, с. 113]:
125
W =
5 =
(га + ljm г =---
(5) 6) (7)
Коэффициент конкордации W изменяется при этом в числовом диапазоне от 0 до 1. Его равенство единице означает, что все эксперты присвоили объектам одинаковые ранги. Чем ближе значение коэффициента к 0, тем менее согласованными являются оценки экспертов, чем ближе к 1 — тем более согласованными.
4. Практические аспекты оценки уровня информационной компетентности
В известной таксономии Бенджамина Блума (Benjamin S. Bloom) [8] выделяются следующие уровни когнитивного освоения учебных целей:
• знание — способность к запоминанию и воспроизведению изученного материала;
• понимание — способность преобразовывать материал из одной формы выражения в другую, умение интерпретировать материал;
• применение — умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях;
• анализ — способность разбивать изучаемый материал на составляющие;
• синтез — умение комбинировать элементы;
• оценка — умение и способность оценивать значение того или иного учебного материала.
Ввиду этого можно предложить следующее наполнение трех традиционных уровней оценки студентов — порогового (минимально допустимого), среднего и высокого.
Студент, чья информационная компетентность находится на пороговом (минимально приемлемом) уровне, имеет общее представление об аппаратном и программном обеспечении компьютера; имеет представление о характере информационных процессов в обществе; владеет основными навыками обработки числовой, текстовой и графической информации, имеет базовые навыки работы с профессиональными программами; имеет некоторое представление об алгоритмизации и языках алгоритмического программирования; способен работать с электронной почтой, информационно-поисковыми системами интернет; показывает минимально допустимый (пороговый) уровень стремления к новым знаниям.
Студент, достигший среднего уровня, характеризуется следующими признаками: знает основные положения теории информации, компьютерной архитектуры; владеет текстовыми редакторами, технологиями обработки числовой и графической информации, необходимыми для профессиональной деятельности; знает принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей, перспективы развития телекоммуникационных технологий; владеет навыками создания стандартных алгоритмов и программ; владеет навыками самостоятельной работы с профессионально
ориентированными программами и базами данных; показывает достаточный уровень готовности получать профессиональные знания.
Студент с высокой информационной компетентностью знает все основные понятия теории информации, включая принципы ее кодирования, различные аппаратные и программные средства для реализации информационных процессов; обладает навыками анализа данных, владеет высокоуровневыми технологиями программирования; знает принципы функционирования компьютерных сетей, основы информационной безопасности; способен эффективно использовать информационные технологии в научных исследованиях и в профессиональной деятельности; демонстрирует высокую мотивацию и готовность получать знания.
Дополнительные требования к квалификации выпускников прописаны в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) соответствующих направлений подготовки. Например, согласно ФГОС высшего образования по на- 101 правлению подготовки 38.03.02 Менеджмент [9], бакалавры-менеджеры должны овладеть такими компетенциями, как «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» (ОПК-7) и др.
Для оценки уровня сформирован-ности информационной компетентности студентов было проведено комплексное тестирование бакалавров
экономического факультета Башкирского Государственного аграрного университета по следующим основным разделам:
Тема 1. Измерение и кодирование информации;
Тема 2. Техническое устройство компьютера;
Тема 3. Компьютерная графика;
Тема 4. Электронные таблицы;
Тема 5. Базы данных;
Тема 6. Логика;
Тема 7. Сетевые и коммуникационные технологии;
Тема 8. Алгоритмизация и программирование.
Результаты тестирования представлены на рис. 3.
Для оценки практических навыков и умений студентов был использован метод, основанный на анализе учебных работ студентов — расчет-но-графических и курсовых работ [10, с. 42-43]. В данном случае работы рассматривались с точки зрения эффективности применения информационных технологий для проведе-1ПЧ ния исследования, а также для 102 оформления пояснительной записки к работе. При этом учитывались и личностные качества студентов — творческий, нестандартный подход к
решению поставленных задач; ответственность и дисциплинированность при выполнении работы, в частности, соблюдение сроков сдачи ее этапов и др. Оценка работ проводилась экспертной группой — преподавателями учебных дисциплин и научными руководителями студентов.
Далее был составлен общий рейтинг студентов с учетом всех накопленных ими соответствующих баллов, при этом была использована 100-балльная шкала с выделением критериев «высокий уровень» (более 85 баллов), «средний уровень» (от 60 до 85 баллов) и «низкий уровень» (менее 60 баллов). Минимально допустимый («пороговый») уровень был установлен в размере 45 баллов, его преодолели все студенты.
Как видим из диаграммы на рис. 4, примерно 30% студентов показали высокий уровень информационной компетентности, 44% — средний уровень, 26% — низкий уровень. В целом, можно признать данные результаты удовлетворительными, а предложенную методику — имеющую практическую значимость для учебного процесса. Все студенты получили рецензии на свои работы с указаниями выявленных достоинств
Рис. 3. Результаты тестового контроля знаний
Рис. 4. Результаты проверки информационной компетентности
и недостатков, что должно послужить направляющим вектором к дальнейшему саморазвитию.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что задача эффективного формирования информационной компетентности студентов является сложной и многопараметрической проблемой. Информационная компетентность при этом рассматривается как одна из граней общей информационной культуры личности. Для ее успешного формирования необходим целый ряд педагогических условий, но прежде всего — осознание студентом своих информационных потребностей, понимание роли и важности информации в развитии современного общества.
Следует также отметить, что развитие информационной компетентности студентов — это не самоцель, а инструмент гармоничного развития личности. Владение информационными технологиями поможет студен -там расширить спектр их знаний, позволит быстрее и эффективнее адаптироваться к меняющимся профессиональным требованиям в условиях информатизации всех сфер производства.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Субетто, А.И. Концептуально-теоретические основы решения проблемы качества образования в России [Текст] / А.И. Субетто // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 1. — С. 75-87.
2. Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Староду-бова, Ю.В. Уленко. — М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. — 512 с.
3. Азгальдов, Г.Г. Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: Учебное пособие [Текст] / Г.Г. Азгальдов, А.В. Костин, В.В. Садо-вов. — М.: Высшая школа, 2010. — 143 с.
4. Ефремова, О.А. Концептуальная модель квалиметрического мониторинга в сфере образования [Текст] / О.А. Ефремова, Л.А. Барахтенова, А.Т. Пименов, А.А. Ки-ринюк // Философия образования. — 2011. — Т. 38. — № 5. — С. 58-71.
5. Бенькович, Т.М. Квалиметрия образования как научно-практическое направление в педагогике [Текст] / Т.М. Бенькович, Г.П. Че-пуренко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2012. — Т. 3. — № 4. — С. 59-69.
6. Шихова, О.Ф. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников
ВЕК
высшей школы [Текст] / О.Ф. Шихова, Ю.А. Шихов // Образование и наука. — 2013. — № 4 (103). — С. 40-57.
7. Жилякова, Е.В. Методы и приемы проведения независимой экспертизы [Текст] / Е.В. Жилякова, С.П. Ларин // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2009. — № 2. — С. 108-116.
8. Bloom, Benjamin S. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals [Тех^ / Benjamin S. Bloom. — New York: David McKay Co, 1956.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 г. (рег. номер №7) / Портал Федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. — URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380302.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
10. Шамсутдинова, Т.М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования [Текст] / Т.М. Шамсутдинова // Открытое образование. — 2013. — № 6. — С. 36-44.
REFERENCES
104 !■ Azgaldov G.G., Kostin A.V., Sadovov V.V., Kvalimetrija: pervonachalnye svedenija. Spra-vochnoe posobie sprimerom dlja ANO «Agent-stvo strategicheskih iniciativ po prodvizheniju novyh proektov», Uchebnoe Posobie, Moscow, Vysshaja shkola, 2010, 143 p. (in Russian)
2. Benkovich T.M., Chepurenko G.P., Kva-limetrija obrazovanija kak nauchno-prak-ticheskoe napravlenie v pedagogike, Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo univer-siteta imeni A.S. Pushkina, 2012, Vol. 3, No. 4, pp. 59-69. (in Russian)
3. Bloom Benjamin S., Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals, New York, David McKay Co, 1956.
4. Efremova O.A., Barahtenova L.A., Pimenov A.T., Kirinjuk A.A., Konceptualnaja model kvalimetricheskogo monitoringa v sfere ob-razovanija, Filosofja obrazovanija, 2011, Vol. 38, No. 5, pp. 58-71. (in Russian)
5. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 38.03.02 Menedzhment, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 12 janvarja 2016 g. (reg. nomer No.7), Portal Federalnyh gosudarstvennyh obrazovatelnyh standartov, available at: http://fgosvo.ru/up-loadfiles/fgosvob/380302.pdf (accessed: 15.10.2017). (in Russian)
6. Gendina N.I., Kolkova N.I., Starodubova G.A., Ulenko Ju.V., Formirovanie informa-cionnoj kultury lichnosti: teoreticheskoe obosnovanie i modelirovanie soderzhanija uchebnoj discipliny, Moscow, Mezhregional-nyj centr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2006, 512 p. (in Russian)
7. Shamsutdinova T.M., Formirovanie profession-alnyh kompetencij studentov v kontekste infor-matizacii vysshego obrazovanija, Otkrytoe ob-razovanie, 2013, No. 6, pp. 36-44. (in Russian)
8. Shihova O.F., Shihov Ju.A., Kvalimetricheskij podhod k diagnostike kompetencij vy-pusknikov vysshej shkoly, Obrazovanie i nau-ka, 2013, No. 4 (103), pp. 40-57. (in Russian)
9. Subetto A.I., Konceptualno-teoreticheskie osnovy reshenija problemy kachestva obra-zovanija v Rossii, Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 2008, No. 1, pp. 75-87. (in Russian)
10. Zhiljakova E.V., Larin S.P., Metody i priemy provedenija nezavisimoj ekspertizy, Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo univer-siteta, Serija "Ekonomika i upravlenie", 2009, No. 2, pp. 108-116. (in Russian)
Шамсутдинова Татьяна Михайловна, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра «Информатика и информационные технологии», Башкирский государственный аграрный университет, [email protected] Shamsutdinova T.M., PhD in Physical and Mathematics, Associate Professor, Informatics and Information Technologies Department, Bashkir State Agrarian University, [email protected]