Научная статья на тему 'Информационно-коммуникационная мобильность будущих инженеров'

Информационно-коммуникационная мобильность будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авилкина Ирина Николаевна, Герасимова Лариса Федоровна

Рассматривается новая модель образования 21 века, направленная на развитие ключевых компетентностей будущих специалистов. Раскрывается понятие информационно-коммуникационной мобильности на основе анализа компетентностей. Выявляются условия формирования информационно-коммуникационной мобильности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авилкина Ирина Николаевна, Герасимова Лариса Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникационная мобильность будущих инженеров»

РАЗДЕЛ VI

ВУЗОВСКОЕ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371:378

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

И. Н. Авилкина, Л. Ф. Герасимова

Аннотация. Рассматривается новая модель образования 21 века, направленная на развитие ключевых компетентностей будущих специалистов. Раскрывается понятие информационно-коммуникационной мобильности на основе анализа компетентностей. Выявляются условия формирования информационно-коммуникационной мобильности студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка.

Ключевые слова: информационно-коммуникационная мобильность, компетентность, конкурентоспособность, профессиональная деятельность, саморазвитие.

Целью высшего профессионального образования сегодня является не просто подготовка студента к работе в современном обществе, а обеспечение профессионального становления будущего специалиста, развития его личности, профессиональной позиции, способности к саморазвитию. Рынок труда в настоящее время нуждается в «гибких» специалистах, способных решать вопросы, относящиеся к разным отраслям знаний и требующие навыков приспособления к быстрой смене профессиональных задач.

Переход на новую модель образования требует от высших учебных заведений обеспечения такой подготовки кадров высшей квалификации, которая могла бы сочетать в себе умение решать актуальные научно-технические задачи и социально - экономические проблемы в соответствии с запросами развивающегося общества. В государственной программе «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы» говорится, что основой образования XXI века становится формирование базовых ком-петентностей современного человека:

Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);Самоорганизационной (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресур-

сы);Самообразовательной (готовность конст-

руировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) [1, с. 10].

Согласно этому выпускник вуза должен быть востребованным для экономики инновационного типа, готовым реализовывать новые проекты, обладать особым набором профессиональных компетенций. Опираясь на разработки исследователей о понятии компетентности (Козырев В.А., Извозчиков В.А., Радионова Н.Ф., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П.) позволим себе рассматривать ее в единстве с понятием мобильность, под которой мы понимаем способность быстрой личностной переориентации при обязательном соотношении прошлого опыта и новой деятельности [2, с. 12].

Расширение профессионального международного общения, деловые переговоры с зарубежными партнерами, работа с зарубежной техникой и оборудованием, технической документацией, возможность производственной стажировки за границей обусловливают необходимость обучения специальному иностранному языку будущих специалистов. В связи с этим возникает необходимость формирования информационно-коммуникационной мобильности будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка. Информационно-коммуникационная мобильность рассматривается как категория, регулирующая систему отношений человека к

самому себе, природному и социальному ми-коммуникационной мобильности на занятиях по иностранному языку предполагает освоение и выполнение следующих видов деятельности:

■ Понимать задания в разных формулировках;

■ Находить требуемую информацию в различных источниках;

■ Систематизировать информацию по заданным признакам;

■ Составлять рассказ по рисунку, схеме, таблице, видеофильму;

■ Составлять по тексту схему, таблицу, резюме;

■ Уметь извлекать определенную информацию из услышанного;

■ Определять, кому адресована информация, в чем ее скрытый смысл;

■ Составлять и аргументировать собственные высказывания;

■ Находить ошибки в получаемой информации, исправлять их, вычленять главное и др.

■ Строить диалог в заданной учебно-профессиональной ситуации;

■ Уметь распознавать отношение говорящего к предмету разговора, его настроение;

■ Понимать на основании контекста значение незнакомых слов (словосочетаний)^ с. 75].

Однако, как показывает практика, выпускники неязыковых вузов не владеют иностранным языком настолько, чтобы пользоваться им в целях профессиональной деятельности и профессионального общения. Это объясняется следующими причинами:

- недостаточной разработанностью методического обеспечения профессионально-ориентированного обучения;

- недостаточным использованием активных форм и методов обучения иностранному языку, ориентированных на формирование информационно-коммуникационной мобильности;

- низким уровнем мотивации студентов, непонимающих возможностей иностранного языка как фактора повышения профессиональной компетентности;

-отсутствием полного погружения в профессиональную иноязычную среду.

Таким образом, закономерным становится вопрос, что способствует формированию информационно-коммуникационной мобильно-

ру [4,с.675]. Формирование информационности будущих инженеров в процессе изучения иностранного языка?

В ходе исследования профессиональной подготовки студентов технических специальностей нами были выявлены определенные условия, обеспечивающие развитие информационно-коммуникационной мобильности студентов на примере изучения специального иностранного языка. Это: - современное учебно-методическое обеспечение, дающее уникальную возможность пользоваться аутентичными материалами, побуждающих студентов к общению на иностранном языке. В нашем случае это компьютерные классы, подключенные к сети Интернет, видеотеки, CD и DVD плееры, электронные словари, зарубежные учебные пособия, мультимедиа - библиотека и др.; - разработка и апробация таких курсов как «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в сфере профессиональных коммуникаций», «Научно-технический перевод», целью которых является: совершенствование практического владения иностранным языком как вторичным средством письменного и устного общения в сфере профессиональной деятельности, развитие навыков общения в сфере деловых отношений, обеспечивающих эффективное воздействие на партнера, приобщение к профессиональным фрагментам иноязычной картины мира;

- свободное общение учащихся в режиме реального времени в виде аутентичного диалога в письменной форме или как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с партнерами по коммуникации [5, с. 217]

- использование инновационных технологий и активных методов обучения в вузе, а именно: обучение в сотрудничестве, метод проектов, деловые игры, технология дистанционного обучения, участие в международных грантах и стипендиях.

Все это позволяет осуществлять эффективный информационный обмен, обеспечиваемый сформированностью ряда информационных, коммуникативных и языковых умений (восприятия и передачи). На основании этого можно предположить, что развитие информационно-коммуникационной мобильности будущих специалистов в вышеназванных условиях будет способствовать: адаптации в профессиональной деятельности; личностной и профессиональной самореализации; продолжению профессионального самообразования и самосовершенствования.

Библиографический список

1. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». М.: 2008.

2. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. -М., 2003.

3. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. - Спб., 2001.

4. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А. М.Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600с.

5. Olivier Bertrand. Le français de spécialité. / Éditions de l'école Polytechnique - Septembre 2008.

INFORMATION - COMMUNICATION MOBILITY OF ENGINEERS TO BE

I. N. Avilkina, L. F. Gerasimova

The article deals with the new model of education in the 21st of century. This model directs to the development of key competence of special-

ists to be. The concept of the information - communication mobility on the basis of competence analysis is disclosed. The forming conditions of the information - communication mobility for the students of technical higher educational schools when studying foreign language is described in the article.

Авилкина Ирина Николаевна - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Основные направления научной деятельности исследование ключевых компетентностей. Более 25 публикаций. e-mail: [email protected].

Герасимова Лариса Федоровна - доцент кафедры иностранных языков, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (Си-бАДИ). Основные направления научной деятельности: Исследование устной и письменной компетентности на занятиях по иностранному языку.

УДК 378.147

ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТАННОМУ ЯЗЫКУ)

И. В. Иванова

Аннотация. Рассмотрено понятие форм организации обучения, выявлены их положительные и отрицательные стороны. На основе выбранных критериев разработана модель оптимального сочетания форм организации обучения на занятиях по иностранному языку.

Ключевые слова: форма организации обучения, оптимальное сочетание, коммуникативная толерантность, коммуникативный метод.

Введение

В современном обществе основным капиталом и главным ресурсом человека становится образование. Соответственно к образовательным учреждениям предъявляются новые и подчас жесткие требования в их образовательной деятельности. В условиях меняющейся действительности сейчас много говорят об инновационном обучении, как альтернативе традиционному. Инновационное обучение трактуется как ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

В связи со всем вышесказанным в последние годы в дидактике интенсивно обсуждаются проблемы содержания образования, и разрабатываются новые методы преподавания. Параллельно идет поиск в области форм организации обучения.

Формы организации обучения, критерии их оптимального сочетания. Вопрос о формах обучения имеет обширную историю. Вопросы совершенствования и развития форм организации обучения являлись предметом исследования многих ученых (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, М. А. Данилов, В. К. Дъяченко, Б. Е. Есипов, А. А. Кирсанов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, И. Т. Огородников, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, И. И. Тараданова, И. М. Чередов и др.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.