Скрипкина Алина Вячеславовна
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии и педагогики Краснодарского университета МВД России
Дзюба Юлия Юрьевна
аспирант Краснодарского государственного института культуры
(тел.: +78612584769)
Формирование информационно-аналитической компетентности у студентов в процессе обучения в образовательной организации:
методологические основы
В статье предлагается рассматривать формирование информационно-аналитической компетентности будущих специалистов на основе системного, личностно-ориентированного и компе-тентностного методологических подходов. Авторы рассматривают субъективную сторону деятельности людей и ее отражение в методах познания.
Ключевые слова: методология, познание, подходы, системность, личностная ориентированность, компетентность.
A.V. Skripkina, Doctor of Pedagogics, Professor, Professor of the Chair of Psychology and Pedagogics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
Yu.Yu. Dzyuba, Post-graduate of the Krasnodar State Institute of Culture; tel.: +78612584769.
Formation of information and analytical competence among the students in the course of training in higher education organization: methodological bases
The article offeres to consider formation of information and analytical competence of future experts on the basis of system, the personal focused and competence-based methodological approaches. Authors consider the subjective aspect of activity of people and its reflection in knowledge methods.
Key words: methodology, cognition, approaches, systemacity, personal orientation, competence.
В настоящее время объективным фактором развития всего мирового сообщества является изменение условий профессиональной деятельности современного специалиста. Как следствие, происходит развитие систем подготовки специалистов по ряду новых направлений профессиональной сферы. В частности, в условиях информатизации всех сфер современного общества актуализируется потребность в сотрудниках полиции, способных к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности, обладающих высоким уровнем профессиональной готовности, в том числе к информационно-аналитической деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «педагогика и психология де-виантного поведения» указано, что будущие специалисты должны обладать «способностью владеть культурой научного мышления, анализировать логику рассуждений и высказываний
(ОК-8); способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-14)» и др. [1]. В связи с этим перед образованием в соционо-мической сфере стоит задача обеспечения фундаментальной гуманистической и технологической подготовки, предоставления обучаемым системы знаний, направленных на формирование умений решать профессиональные задачи, на основе навыков самообразования. Способствовать этому, на наш взгляд, может приобретение информационно-аналитической компетентности.
Развитие существующей системы профессиональной подготовки как в целом, так и по отдельным направлениям должно выполняться с ориентацией на специфику будущей профессиональной деятельности и с учетом условий, в которых она будет реализовываться. Так,
243
например, в процессе организации профессиональной подготовки специалиста социономи-ческой сферы необходимо акцентировать внимание на формировании высокого уровня его профессиональной и информационной культуры, развитии потребностей в постоянном профессиональном самосовершенствовании, что выступает гарантом успешности и эффективности его деятельности в условиях конкурентной среды. На основе компетентностного подхода основной целью в процессе обучения в вузе становится формирование готовности к выполнению профессиональных функций. Проблемы их формирования и развития, вопросы их структуры, модели и критерии сфор-мированности неоднократно рассматривались в научных исследованиях.
Тем не менее, проблема развития информационно-аналитической компетентности будущего специалиста социономической сферы и ее формирования на профессиональном уровне в процессе обучения в вузе остается открытой, поскольку не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто далекое от образовательной практики и практической деятельности. Между тем методология, как свидетельствуют многочисленные исследования [2], представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, определяет основные способы научно-познавательной деятельности. Методология в контексте рассмотрения проблемы формирования информационно-аналитической компетентности у студентов в процессе обучения в вузе определяет компоненты научного исследования: его объект, предмет анализа, задачи исследования, совокупность исследовательских средств, необходимых для ее решения. Именно методология структурирует представление о последовательности этапов для достижения оптимальных результатов исследования и предполагает четыре уровня методологического познания: философский (общие принципы познания и категориальный строй науки в целом), общенаучный (теоретические концепции, применяемые к научным дисциплинам), конкретно-научный (совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в специальной научной дисциплине) и технологический (методика, техника и процедуры исследования, обеспечивающие получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку) [3]. Ученый отмечает, что указанные уровни методологии образуют сложную систему, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности.
Особенно актуальны проблемы определения методологических основ и разработки подходов к созданию модели специалиста [4; 5] и др. При формировании информационно-аналитической компетентности у студентов в процессе обучения в вузе актуальным представляется системный подход, который ряд ученых считает важнейшим методологическим направлением современной науки [6, с. 15], и в контексте темы исследования позволяет определить формирование информационно-аналитической компетентности студентов как систему связей, механизмов функционирования отдельных звеньев как целостной организации руководства этими механизмами на научно-педагогической основе. Исследование свидетельствует, что комплекс избирательно задействованных компонентов управления процессом формирования рассматриваемой компетентности позволяет получить фокусированный заявленный результат. Объектом информационно-аналитической деятельности будущего специалиста является информация, и для информационного обеспечения профессиональной деятельности необходимо управленческое решение, включающее постановку задачи и планирование операции; сбор информации; анализ информации; представление аналитических материалов лицу, принимающему решение, и каждому из названных этапов обработки информации необходимо владение аналитическим инструментарием.
Современные технологии формирования ком-петентностного специалиста учитывают личност-но-ориентированный подход [7-9], способствующий пониманию того, что в центре обучения находится студент - его мотивы, цели, неповторимый психический склад, - определяющий задачи формирования рассматриваемой компетентности, корректирующий процесс обучения, поскольку в деятельности личности «информационная аналитика - сложная комплексная деятельность, опирающаяся как на естественный интеллект, так и на компьютерные технологии оперирования информационными массивами...» [10]. По мнению В.Л. Сластенина, понятие профессиональной компетентности может быть раскрыто через ряд компонентов: аналитические умения; расчленение рассматриваемого явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и др.); осмысление каждой части в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; прогностические, проективные и рефлексивные умения [11].
Компетентностный подход в формировании информационно-аналитической деятельности специалиста затрагивает содержание профессиональной подготовки и предопределяет рассмотрение процесса обучения в вузе
244
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2015 • № 4 (30)
следующим образом: как совокупность знаний, умений, опыта, теоретико-прикладной подготовленности к использованию знаний (В.М. Шепель); совокупность профессиональных знаний и умений, способов выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф. Зе-ер); профессиональные знания и профессиональное поведение (В.А. Сластенин); возможность актуализировать внимание на содержании образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных социальных ситуациях [12, с. 13].
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050407 - педагогика и психология девиантного поведения. М., 2011.
2. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М., 2010.
3. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности // Методологические проблемы современной науки / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. М., 1978.
4. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М.; Воронеж, 2002.
5. Субетто А. И. Оценочные средства и технологии аттестации качества подготовки специалистов в вузах: методология, методика, практика. СПб.; М., 2004.
6. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. М., 1973.
7. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие. Екатеринбург, 1999.
8. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994.
9. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
10. Сляднева Н.А. Информационная аналитика - эзотерическое искусство или современная профессия? URL: http://www.fact.ru/ www/arhiv7s6.htm
11. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., 1998.
12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1984.
На основе проведенного анализа выявления методологических оснований процесса подготовки будущего специалиста мы полагаем, что профессиональная информационно-аналитическая компетентность включает такие характеристики, как готовность к проявлению компетентности (т.е. мо-тивационный аспект); содержание компетентности (т.е. когнитивный аспект); проявление компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. операциональный аспект). Таким образом, мы полагаем, что формирование информационно-аналитической компетентности можно рассматривать как составную часть общей профессиональной компетентности будущих специалистов.
1. The federal state educational standard of higher professional education in the direction of qualification 050407 - pedagogics and psychology of deviant behavior. Moscow, 2011.
2. Novikov A.M., Novikov D.A. Methodology of scientific research. Moscow, 2010.
3. Yudin E.G. System approach and principle of activity // Methodological problems of modern science / Academy of Sciences of the USSR, Institute of history of natural sciences and equipment. Moscow, 1978.
4. Bespalko V.P. Education and training with participation of computers (pedagogics of the third millennium). Moscow; Voronezh, 2002.
5. Subetto A.I. Estimative means and technologies of certification of quality of training of specialists in higher education institutions: methodology, technique, practice. St. Petersburg; Moscow, 2004.
6. Blauberg I.V., Sadovsky V.N., Yudin E.G. System approach in modern science // Problems of methodology of a system research. Moscow, 1973.
7. Zeer E.F., Shakhmatova O.N. The personal focused technologies of professional development of the expert: sci. and methodical aid. Yekaterinburg, 1999.
8. Serikov V. V. Personal approach in education: concept and technology. Volgograd, 1994.
9. Yakimanskaya I.S. Technology of the personal focused formation. Moscow, 2000.
10. Slyadneva N.A. Information analytics -esoteric art or a modern profession? URL: http:// www.fact.ru/www/arhiv7s6.htm
11. Pedagogics: study aid for students of pedagogical educational institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shiyanov. Moscow, 1998.
12. Ojegov S.I. Dictionary of Russian language /ed. byN.Yu. Shvedova. Moscow, 1984.
245