Научная статья на тему 'Формирование и совершенствование коммуникативной культуры курсантов в условиях военного вуза'

Формирование и совершенствование коммуникативной культуры курсантов в условиях военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
423
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КУРСАНТЫ / COMMUNICATIVE CULTURE / COMMUNICATION / HUMANIZATION / CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Машин Валентин Николаевич

Статья посвящена формированию и совершенствованию коммуникативной культуры курсантов в условиях военного вуза, основное внимание уделяется обоснованию компонентов и структуры коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND IMPROVEMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF CADETS IN THE CONDITIONS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Article is devoted to formation and improvement of communicative culture of cadets in the conditions of military higher education institution, the main attention is paid to justification of components and structures of communicative culture.

Текст научной работы на тему «Формирование и совершенствование коммуникативной культуры курсантов в условиях военного вуза»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВУЗА

В. Н. МАШИН

Статья посвящена формированию и совершенствованию коммуникативной культуры курсантов в условиях военного вуза, основное внимание уделяется обоснованию компонентов и структуры коммуникативной культуры.

Ключевые слова: коммуникативная культура, коммуникация, гуманизация, курсанты.

Формирование и совершенствование коммуникативной культуры курсантов является актуальной проблемой кадровой политики в условиях военного вуза.

Современные курсанты должны обладать не только высоким уровнем профессиональной культуры, но и быть физически, морально и интеллектуально подготовленными [8].

Качественное решение этой задачи предполагает использование современных подходов к профессиональному становлению и совершенствованию профессионального мастерства военнослужащих на основе создания целостной системы их профессионально-педагогической подготовки.

Современные социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе, оказывают неоднозначное воздействие на формирование и совершенствование коммуникативной культуры курсантов. С одной стороны, демократизация, гуманизация, гуманитаризация и индивидуализация профессионального образования расширяют границы их творческого отношения к профессиональной деятельности в процессе их профессионального становления. С другой стороны, изменяющаяся социально-политическая обстановка в стране, смена нравственных идеалов, недостаточная правовая защищенность лиц, имеющих офицерские звания, в значительной степени снижают эффективность подготовки кадров. Это проявляется как в организации процесса общей подготовки военнослужащих, так и в изменении мотивов их служебной деятельности, что делает актуальными детальную разработку комплекса путей формирования устойчивой профессиональной мотивации военных офицеров, заинтересованности их в добросовестном исполнении служебных обязанностей в процессе профессио-

нального становления и развития личности. Отсюда вытекает важность учета в профессиональной подготовке познавательных (содержание, объем и качество усвоенной информации), деятельностных (сформированные умения и навыки) и личностных (нравственных, социально-психологических, физических) качеств курсантов [1].

В связи с этим поиск возможностей гуманизации образовательного процесса в образовательных учреждениях Министерства обороны, применение технологий обучения, которые позволят будущим офицерам не только овладеть специальностью, но раскрыть, реализовать и развить свой личностный потенциал, приобретают особую значимость.

Отечественной науке еще предстоит обосновать базовые компоненты требований, идущих от человека, связанных с его развитием и становлением как личности. Возрождение и развитие нации, воспитание благородных, талантливых людей во многом зависит от того, что предлагается личности в качестве предметов познания, размышления, общения, переживания, преобразовательной деятельности, достижения.

Образовательная политика, осуществляемая в военных вузах в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, должна быть направлена на развитие у военнослужащих таких личностно-профессиональных качеств, как коммуникативность и толерантность, профессиональная мобильность, динамизм и креативность, способность самостоятельно принимать управленческие решения в экстремальных, нестандартных ситуациях, умело разрешать межличностные конфликты и др.

Существенную роль в процессе формирования коммуникативной культуры курсантов играет

содержание образования в военном вузе, которое должно формировать у курсантов:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защиту прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;

- строгое соблюдение законов РФ;

- понимание значимости своей профессии, своей ответственности перед государством за сохранение общественной безопасности, охрану жизни и здоровья, правовой защищенности граждан;

- верность долгу, заботу о профессиональной чести, общественной репутации офицера Вооруженных сил РФ;

- справедливость, порядочность, умение воспринимать чужую боль, способность верить в человека;

- разумное и гуманное использование предоставленных ему законом прав;

- сознательную дисциплину, неподкупность, принципиальность и непредвзятость в принятии решений;

- профессиональную взаимопомощь;

- следование нормам служебного этикета;

- безупречность личного поведения не только на службе, но и в быту;

- устойчивость к профессионально-нравственной деформации;

- постоянное профессиональное и нравственное самосовершенствование, повышение уровня культуры;

- развитое абстрактно-логическое мышление, умение принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях и организовывать их выполнение.

Еще А. Энштейн сказал однажды, что человека недостаточно учить только специальности: без духовной сферы такой специалист будет похож на обученную собаку. Личность должна не адаптироваться, а интегрироваться в социокультурное пространство [5].

Коммуникативная культура курсантов проявляется в их коммуникативной деятельности, т. е. в процессе профессионального общения. В настоящее время выделяют следующие функции общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную; коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установления на этой основе взаимопонимания). Существенно то, что все эти функции в

общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная - регуляцией взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных и невербальных) систем общения, перцептивная же - в прочтении собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.

Коммуникативная деятельность как форма человеческой активности направлена на осуществление социального взаимодействия людей и заключается в передаче социально значимой информации, обмене информацией, организации взаимодействия субъектов коммуникации, восприятия друг друга партнерами и установлении на этой основе взаимопонимания [3].

Современная профессиональная культура курсанта как будущего офицера развивается в условиях возрастания внимания общества к коммуникативной культуре. Коммуникация относится к основным потребностям человека, потому что она является единственным в своем роде путем к пониманию, социальному сближению и взаимодействию. Любое культурное развитие базируется на информационном и мыслительном обмене, на обобщении и передаче из поколения в поколение информации и ценностей. Из них образуется культурная основа жизни индивидуума, группы и общества в целом.

Принимая во внимание, что важнейшим фактором, определяющим успех военного дела, является взаимодействие между командиром и подчиненным, развитие речевой деятельности, осуществленное в процессе языковой подготовки, приобретает особую значимость.

Составляющие компоненты коммуникативной культуры связаны с умением реализовывать на практике гуманистические, личностно ориентированные отношения в ситуациях профессиональной деятельности. К элементам коммуникативной культуры курсантов как будущих офицеров относятся:

1) наличие установки на реализацию способностей каждого подчиненного, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;

2) готовность к сотрудничеству с коллегами, подчиненными, общественностью;

3) речевая культура.

Коммуникативная культура - это специфический способ организации профессионального общения, который характеризуется наличием у курсанта системы коммуникативных норм и правил,

отношение к другой личности как к ценности, знание ее индивидуальных особенностей, собственных коммуникативных способностей и умение владеть коммуникативной ситуацией.

Структуру коммуникативной культуры можно представить в виде следующих компонентов:

1. Знание коммуникативных норм и правил, зависящих от требований морали, нравственноэтических норм, обычаев, культурных традиций общества и Вооруженных сил. Теоретики нравственного воспитания М. Н. Аплетаев, Д. И. Гришин, П. И. Симонов, И. Ф. Харламов исследуют природу поступка с точки зрения диалектического взаимодействия внутренних потребностей человека и ценностных ориентаций, выработанных обществом. Анализируя диалектическое единство морали и нравственности, отграничивая нормы и правила морали от нравственных принципов, М. Н. Аплетаев рассматривает противоречия между этими двумя категориями, всегда находящимися в единстве и нередко в борьбе: «Принципы нравственности (свобода, самоценность человека, равенство, совесть) безусловны, безоговорочны и всеобщи. Мораль всегда групповая (национальная, классовая, сословная, корпоративная)» [4].

Моральный поступок может противоречить нравственным принципам и наоборот, нравственный поступок - моральным нормам. Если свободу выбора коммуникативного поступка направляют нравственные принципы гуманизма и гуманистические нормы, то общение будет продуктивным, а коммуникативная культура курсанта и офицера на должной высоте.

2. Знание индивидуальных особенностей подчиненных.

Структурные модели человека, предложенные Б. Г. Ананьевым, дают схематическую основу исследования индивидуальных особенностей и свойств коммуникантов. Схемы демонстрируют различия индивидных, личностных, субъектных и индивидуальных признаков человека. Первые три группы признаков характеризуют человека с точки зрения его принадлежности к определенному типу, а четвертый признак - индивидуальность -акцентирует внимание на уникальности, неповторимости каждого человека. Общее, особенное неотрывно от единичного, и индивидуальность можно описать, лишь опираясь на указание общих признаков, которые образуют уникальное сочетание в каждом отдельном случае [7].

Знание индивидуальных особенностей подчиненных предполагает внимание со стороны будущего офицера к индивидным, субъектным, личностным качествам подчиненных.

3. Знание будущим офицером собственных коммуникативных качеств.

Считаем, что к таким свойствам относятся: способность к идентификации и эмпатии, рефлексия и децентрация. Эти психологические свойства личности курсанта обусловливают специфические коммуникативные качества будущего командира. Коммуникативные качества курсанта складываются из коммуникативных способностей и коммуникативных умений. Перечень и описание этих способностей и умений широко представлен в психолого-педагогической литературе. Коммуникативные способности и умения рассматривают

A. А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, И. А. Зимняя,

B. А. Кан-Калик, М. И. Станкин и др. [6].

В. А. Кан-Калик называет основными следующие коммуникативные способности: психологическая готовность к организаторско-комму-никативной деятельности; коммуникабельность; социальное родство; альтруистические тенденции. В работах последних лет рассматриваются такие важные для коммуникации военного командира свойства личности, как бесконфликтность и аттракция.

Важнейшим свойством курсанта как будущего командира, обладающего высокой коммуникативной культурой, является способность к рефлексии. Умение видеть себя глазами другого, оценивать объективно свои профессиональные качества, своевременно корректировать поведение и отношение - необычайно важно для современного военнослужащего.

Итак, для осуществления успешной коммуникативной деятельности курсанту как будущему командиру необходимо иметь следующие коммуникативные свойства: природные задатки, пластичность нервной системы, хорошие ведущие репрезентативные системы переработки информации, активность и эмоциональность (на уровне индивида); знание правил педагогического общения, высокий уровень развития коммуникативных способностей, устойчивые способы и стили коммуникативного поведения, обусловленные характерологическими особенностями (на уровне субъекта общения); социальный статус, социальные роли, потребность в общении, коммуникативная направленность (на себя, на другого, на задачу), склонности, притязания, нравственно-этические ценности; на уровне индивидуальности: адекватная самооценка, саморегуляция (на уровне личности) [8].

4. Умение владеть коммуникативной ситуацией. Компонентом коммуникативной культуры командира является умение владеть любой ком-

муникативной ситуацией, возникающей в процессе взаимодействия с подчиненными. Ситуация возникает лишь тогда, когда есть отношения между общающимися людьми. Сущность этих отношений, их внутренняя и внешняя картина зависит от того, с какой позиции командир подходит к подчиненным.

5. Отношение к подчиненному как к высшей ценности - это важнейший компонент коммуникативной культуры военного командира. Культура отношений командира - базисный компонент общей профессиональной культуры, включающий доминирующую установку на другого и другое на основе равнозначимости в проявлении и развитии каждого. Теория отношения В. Н. Мясищева предполагает три аспекта отношения: включающий результаты познания конкретного объекта действительности; эмоциональный, интегрирующий все состоявшиеся эмоциональные отклики на этот объект; поведенческий - как актуализированный ответ на него [9].

Приобщение каждого нового поколения к ценностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненасилия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования.

Крайне важный и эффективный этап в формировании и совершенствовании коммуникативной культура курсантов в условиях военного вуза заключается в выработке у них толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой личности из других национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.

Литература

1. Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. М., 1982.

2. Дуброва В. П. Размышления о врачебном искусстве, или социально-психологические факторы успешности деятельности врача // Медицина. 1999. № 3.

3. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М., 1989.

4. Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М., 1999.

5. Ильяева И. А. Культура общения: опыт философско-методического анализа. Воронеж, 1989.

6. Соколова В. В. Культура речи и культура общения. М., 1995.

7. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1991.

8. Машин В. Н. Формирование профессиональных компетенций на основе специалистов на основе автоматизированного обучающего комплекса: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Воронеж, 2005. С. 12.

9. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка: монография / пер. под общ. ред. К. М. Ирисхановой. М., 2003.

* * *

FORMATION AND IMPROVEMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE OF CADETS IN THE CONDITIONS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

V. N. Mashin

Article is devoted to formation and improvement of communicative culture of cadets in the conditions of military higher education institution, the main attention is paid to justification of components and structures of communicative culture.

Key words: communicative culture, communication, humanization, cadets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.