ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ В СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА
В. Н. МАШИН
Статья посвящена рассмотрению вопросов формирования коммуникативной культуры курсантов военного вуза в современной социокультурной ситуации путем технологизации учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: технология, коммуникация, коммуникативная культура, технологиза-ция учебно-воспитательного процесса курсантов, социокультурная ситуация, духовное воспитание.
В настоящее время в России происходит процесс становления новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.
Сложность и противоречивость современной социокультурной ситуации, с одной стороны, способствует положительным переменам в ее развитии (активизация творческого потенциала населения, создание общественных организаций и движений, направленных на развитие культурно-образовательного пространства, пристальное внимание к русской культуре, утрата традиций, внедрявшихся через искусственно создаваемые новые обряды и праздники); с другой стороны, снижению уровня духовности общества, расслоению населения в образе и стиле жизни, нарастанию негативных тенденций в функционировании образовательных и воспитательных институтов.
Таким образом, глобальные социокультурные изменения в современном мире, наполненном противоречиями и напряженностью, все острее поднимают вопрос о месте и значении образования и культуры в жизни общества.
Процессы демократизации и духовнонравственного обновления общества заставляют по-новому подойти к проблеме формирования коммуникативной культуры у молодежи.
Деятельность современного человека невозможно представить без общения с другими людьми. Сама человеческая сущность включает в себя взаимоотношения с другими.
Сложный и многогранный процесс общения исследуется различными науками: философией, психо-
логией, педагогикой, социологией, этнографией, лингвистикой, культурологией.
Коммуникация состоит из чередующихся, следующих друг за другом речевых вкладов, при этом партнер по коммуникации должен признать определенное направление внутри коммуникации. На этой основе П. Грайс построил свои конверсационные максимы. Он различает «общепринятые импликации» и «конверсационные, или разговорные импликации». При общепринятых импликациях буквально сказанное совпадает с имплицированным содержанием. При конверсационных импликациях имплицитная (скрытая) мысль скрывается за собственно сделанным высказыванием. Отсюда вытекает принцип кооперации.
Принцип кооперации требует соблюдения следующих постулатов:
1. Количества: а) вклад в общение должен быть информативно настолько выдержан, насколько это возможно; б) речевой вклад не должен быть избыточно информативным, тогда нарушается максима количества, и, как следствие, происходит потеря времени и замешательство.
2. Качества: а) вклад в общение должен быть истинным; б) никогда не должно быть сказано то, о чем думают, что это фальшиво, неверно, или для чего нет конкретных доказательств.
3. Релевантности: каждый вклад в общение должен быть релевантным (важным, существенным, актуальным).
4. Способа: а) избегать многозначности и неясности; б) делать вклады кратко и ясно, не отклоняться от темы [2].
Для военного человека коммуникативная культура - важнейшее условие достижения профессионального успеха. Умение четко, точно и лаконично
поставить задачу, призвать к ее выполнению невозможно без владения определенными коммуникативными навыками.
В деятельности военнослужащего общение должно выполнять функции передачи информации, воспитания, обучения, эмоционального заражения, побуждения к деятельности и т. п. В общении осуществляются различные виды воздействий, так как командиру постоянно приходится убеждать, доказывать, призывать, требовать, внушать, заинтересовывать. И если военнослужащий не владеет элементарными навыками коммуникации, коммуникативной культуры, то вряд ли процесс и результаты общения будут оптимальными.
Коммуникативная культура курсантов проявляется в их коммуникативной деятельности, т. е. в процессе профессионального общения. В настоящее время выделяют следующие функции общения: информационно-коммуникатив-
ную, регуляционно-коммуникативную, аффективно-коммуникативную; коммуникативную (обмен информацией между общающимися), интерактивную (организация взаимодействия общающихся), перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установления на этой основе взаимопонимания). Существенно то, что все эти функции в общении реализуются одновременно. Коммуникативная сторона реализуется в обмене информацией, интерактивная - регуляцией взаимодействия партнеров общения при условии однозначности кодирования и декодирования ими знаковых (вербальных и невербальных) систем общения, перцептивная - в прочтении собеседника за счет таких психологических механизмов, как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия.
Для успешной деятельности военнослужащий должен обладать разнообразными знаниями, умениями и навыками. Деятельностные роли исполнителя, обеспечивающего необходимые результаты деятельности; администратора, организующего деятельность людей и осуществляющего контроль за соблюдением установленных сроков и правил; творца, имеющего и предлагающего новые способы решения проблем и достижения необходимых результатов; лидера, способного сплачивать людей и направлять их усилия на достижение общих целей [5].
Особо важными считаются навыки и умения в управленческих коммуникациях. При осуществлении управленческих коммуникаций исключительно важны навыки и умения обеспечивать правильное восприятие реципиентами информации. Поэтому для военнослужащего важным является владение речью, так как речь - это не только средство передачи ин-
формации, но и средство эмоционального воздействия, воспитания и формирования языковой культуры у подчиненных.
Применение технологий обучения, которые позволят будущим офицерам не только овладеть специальностью, но и сформировать, раскрыть и развить у них навыки коммуникативной культуры, приобретает особую значимость.
Технологический подход к воспитанию и образованию зародился в 60-70-е гг. XX в. и стимулировал теоретическую разработку проблемы в педагогической деятельности. Разработкой проблемы технологий в учебно-воспитательном процессе занимались П. Р. Атутова, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Ф. Янушкевич и др.
Были сформулированы главные признаки тех-нологизации учебно-воспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесение творческого процесса (создание и оценка технологий) на более высокий уровень организации; упорядочивание учебно-воспитательной системы (Т. С. Назарова).
Технология формирования коммуникативной культуры, как и технологии воспитания и обучения, имеет свои специфические черты, к которым мы можем отнести: постановку диагностических целей формирования; возможность воспроизведения формирующего цикла; обратную связь и объективный контроль знаний и умений и на их основе своевременную коррекцию любого этапа формирования (обучения и воспитания).
Существуют разные трактовки определения «технология», и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. И. Даля «технология» определяется как совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве[3].
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).
Примером внедрения педагогических технологий в процесс образования может служить гуманноличностная технология академика Ш. А. Амонашви-
ли, который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения.
Целевые ориентации его технологии заключаются в том, чтобы способствовать становлению, развитию и воспитанию человека путем раскрытия его личностных качеств и познавательных способностей. Принцип активности обучаемого в процессе обучения и организации свободного времени был и остается одним из самых основных. Поэтому существует довольно большое количество педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности детей, подростков и молодежи.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, систему В. Ф. Шаталова, Е. Н. Ильина, Н. А. Зайцева, А. А. Окунева, Б. П. Никитина и др.
Технологический подход к процессу формирования коммуникативной культуры у курсантов военного вуза предполагает выявление совокупности основных методов, приемов и способов воздействия на социально-культурные потребности, интересы и ценностные ориентации курсантов с целью формирования у них коммуникативной активности через погружение в социально значимую культурную коммуникативную практику.
Под технологией формирования коммуникативной культуры у курсантов в среде военного вуза понимаем совокупность форм, методов, приемов, методик, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели.
С точки зрения предметной деятельности, под технологиями формирования коммуникативной культуры следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект-субъект с целью формирования коммуникативной культуры у курсантов военного вуза.
Развитие коммуникативных способностей и культуры речи достигается: формированием в учебных группах расчетов, в которых и осуществляется процесс обучения коммуникативным умениям в группе; выдачей заданий на самостоятельную подготовку рефератов и разработку служебных документов; вниманием преподавателей и командиров к ясности, четкости и краткости докладов и выступлений, соответственно обстановке и принятым в служебном общении нормам лексики и терминов.
Реализация учебных целей осуществляется в ходе проведения всех видов учебных занятий, при достижении комплексной задачи: самостоятельных занятий под руководством преподавателя, семинаров, практических занятий, деловых игр.
В формировании коммуникативной культуры у курсантов в среде военного вуза общепризнанными являются методы: дискуссии, конкретных ситуаций, обучения действием.
Метод дискуссий (обсуждения) среди них является наиболее универсальным: научиться мыслить, генерировать собственные идеи, правильно ставить вопросы обсуждения, уметь их формулировать, можно только участвуя в формировании новых знаний и разрешении проблем.
Основными принципами реализации этого метода являются правильное использование служебного опыта курсантов и склонности к определенным видам деятельности; актуальность обсуждаемых проблем и заинтересованность в них; правильный выбор выступающих; поддержание уверенности в равноправии дискуссии; компетентность преподавателя как в сфере обсуждаемых вопросов, так и в вопросах ведения обсуждения.
Метод конкретных ситуаций - это описание сложной деятельностной ситуации, которая может быть типовой и проблемной.
Метод обучения действием, по определению его автора Р. Реванса, это социальный процесс, в котором его участники учатся друг у друга [ 1].
При обучении общению в сфере профессиональной коммуникации необходимо научить обучаемых составлять фреймовую схему разговора в соответствии с коммуникативной интенцией, развивать и совершенствовать все виды коммуникативной компетенции: иллокутивной - способности формировать иллокутивные (речевые) акты - попросить, пригласить, представить, запретить, поблагодарить и т. п. - в соответствии с ситуацией общения: социолингвистической - способности оформлять свои мысли с помощью языкового материала, соответствующего данному социолингвистическому контексту; этнолингвистической - способности учитывать в речевых актах культурологические особенности страноведческого и языкового характера; психолингвистической - способности учитывать эмоциональное состояние коммуниканта; дискурсивной - способности организации беседы, овладению техникой мены коммуникативных ролей, способности аргументировать, осуществлять коммуникативное лидерство, избегать коммуникативных неудач; рефлексивной - способности к рефлексии, пониманию цели и смысла высказываний собеседника [4].
В системе духовного воспитания курсантов как составной части воспитательной среды военных вузов России важное место принадлежит воспитанию через культуру и заключается в приобщении военнослужащих к культурным богатствам, накопленным российским народом и всем человечеством. Воспи-
тание через культуру способствует формированию внутренней культуры человека, развитию его интеллектуальных и нравственных качеств.
Необходимо отметить, что российский офицерский корпус всегда выгодно отличался от офицеров других стран в первую очередь уровнем своей культуры, в том числе коммуникативной. Например, в числе выдающихся деятелей науки и культуры России Х1Х-начала XX в. много людей, носивших военную форму: писатели и поэты Л. Н. Толстой, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский,
А. И. Куприн. Эти традиции продолжаются и нашими современниками (Ю. В. Бондарев, В. В. Карпов, В. С. Пикуль, к. м. Симонов и другие писатели)
и, несомненно, должны учитываться в духовном воспитании воинов.
Кроме того, воспитание через культуру будет способствовать развитию познавательного интереса курсантов как фактора, обеспечивающего формирование не только профессионала, но и духовно развитой личности, в том числе ее коммуникативной культуры.
К мероприятиям, способствующим нравственному и культурному воспитанию будущих офицеров в рамках воспитательной среды военного вуза, мы относим следующие мероприятия:
- проведения с курсантами факультативных занятий, направленных на формирование мировоззрения защитника Отечества, наследника культурных традиций народа, в том числе коммуникативной культуры;
- организация посещений курсантами организаций и мероприятий культурного назначения (музеев, театров, выставок, концертов и т.п.) с целью совершенствования у них эстетических и нравственных качеств;
- приглашение представителей культуры, интеллигенции для чтения лекций и проведения бесед с курсантами;
- участие курсантов военных вузов в конкурсах, конференциях, посвященных вопросам культурного наследия и современности.
Технологизация процесса формирования коммуникативной культуры у курсантов в образовательной среде военного вуза не панацея от всех педагогических просчетов и неудач, впрочем, не стоит и преуменьшать ее роль в достижении поставленных целей.
Анализ зарубежных и отечественных теорий и практического педагогического опыта показывает, что уязвимыми чертами педагогической технологии
являются следующие моменты:
- преимущественная ориентация на обучение репродуктивного типа;
- неразработанность мотивации учебной деятельности;
- недостаточный учет личности преподавателя, ограничение его роли функциями организатора и консультанта;
- сложность, иногда невозможность техноло-гизации отдельных элементов образовательного процесса (например, воспитательной сферы вообще, и воспитательной функции, в частности) [1, с. 471].
Формирование коммуникативной культуры у курсантов в среде военного вуза, выявление причин сегодняшних проблем не могут быть достоверными и полными без изучения опыта прошлого. При этом заслуживает внимания исторический опыт организации процесса формирования коммуникативной культуры у офицеров в зависимости от изменения общественных отношений, научного прогресса, развития теоретических и практических подходов к данной проблеме.
Литература
1. Военная дидактика: учебник / под общей ред.
В. Г. Михайловского. 2-е изд., перераб. М., 2010. С. 292.
2. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1985. Вып. 16. С. 217-237.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. 1-4.
4. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. Тамбов, 2011.
5. Управление повседневной деятельностью частей и соединений РВСН: учебник / под. общ. ред. Р. В. Марки-тана. М., 2008.
* * *
TECHNOLOGIES OF FORMATION OF CADETS' COMMUNICATIVE CULTURE IN THE ENVIRONMENT OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION
V. N. Mashin
Article is devoted to consideration of questions of formation of communicative culture of cadets of military higher education institution in a modern sociocultural situation by technologization of teaching and educational process
Key words: technology, communication, communicative culture, technologization of teaching and educational process of cadets, sociocultural situation, spiritual education.