Научная статья на тему 'Особенности коммуникативном культуры военного специалиста'

Особенности коммуникативном культуры военного специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В Е. Акинтьева

Статья посвящена особенностям формирования коммуникативной культуры военнослужащих. В ней отражена специфика взаимоотношений в воинском коллективе, представлены компоненты и функции коммуникативной культуры, а также дана модель формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MILITARY SPECIALIST'S COMMUNICATIVE CULTURE

The article deals with the peculiar features of forming military men's communicative culture. The specifics of relationship in a military collective is reflected in the article; the components and functions of communicative culture are represented; the model of forming future military specialist's communicative culture is also presented.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативном культуры военного специалиста»

Фшшш нну к и

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

В.Е. Акинтьева

PECULIARITIES OF MILITARY SPECIALIST'S COMMUNICATIVE CULTURE

Akinteva У.Е.

The article deals with the peculiar features of forming military men's communicative culture. The specifics of relationship in a military collective is reflected in the article; the components and functions of communicative culture are represented; the model of forming future military specialist's communicative culture is also presented.

Статья посвящена особенностям формирования коммуникативной культуры военнослужащих. В ней отражена специфика взаимоотношений в воинском коллективе, представлены компоненты и функции коммуникативной культуры, а также дана модель формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста.

УДК 37.036:355.232

Участвуя в совместной деятельности, люди становятся субъектами взаимоотношений. Важным средством такого взаимодействия выступает общение. Необходимость общения военнослужащих обусловлена, во-первых, обязанностью совместного участия в воинской деятельности, овладения своей специальностью, усвоения норм поведения в воинских коллективах; во-вторых, потребностью личности в приобретении социального опыта, приобщении к культурным ценностям.

Уровень профессионализма военного руководителя во многом определяется не только его технической подготовленностью, но и умением общаться с подчиненными, т.е. личными качествами и способностью руководить людьми.

Общение в воинском труде многофункционально. Оно выступает как средство решения профессиональных задач, как способ организации взаимоотношений с подчиненными, коллегами, как средство передачи информации, как средство педагогического воздействия. Таким образом, общение военного специалиста является профессионально-педагогическим (1).

Взаимоотношения в воинском коллективе выступают в двух основных формах: формальные отношения и неформальные отношения. Формальные отношения задаются посредством законов, инструкций, уставов. Структура неформальных взаимоотношений никакими документами не регламентирована и основана на личных особен-

ностях восприятия воинов друг друга (2). В воинском коллективе, по сравнению с трудовым коллективом глубока, детальна и однозначна регламентация официальных отношений между военнослужащими. Взаимоотношения между военнослужащими строятся на основе принципа единоначалия, который заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. И очень важно, чтобы офицер выполнял уставные обязанности не манипулятив-но в авторитарном стиле руководства, а на основе учета психологических особенностей военнослужащих, используя убеждающее воздействие (3).

Конечно, искусство общения более ярко проявляются при разрешении конфликтов (4). Одной из характерных черт состояния Вооруженных сил в современных условиях стало заметное увеличение количества и разнообразия конфликтов между военнослужащими. В процессе практически постоянного взаимодействия членов воинского коллектива между ними не могут не возникать самые различные противоречия. Конфликт является одним из крайних способов разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, как отдельных военнослужащих, так и их групп (5).

Одной из распространенных причин возникновения конфликтов является общая низкая культура взаимоотношений военнослужащих, в том числе низкая культура общения. Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого военнослужащего (6).

Опираясь на вышесказанное, можно выделить следующие особенности профессионального общения офицера:

• профессиональное общение военного специалиста является профессионально-педагогическим общением;

• профессиональное общение офицера регламентируется уставом внутренней службы, воинским этикетом и субординацией.

Эти особенности определяют специфику, содержание и структуру коммуникативной культуры военного специалиста.

Коммуникативную культуру военного специалиста можно определить, как степень овладения профессиональным общением и можно представить как систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении.

Коммуникативную культуру военного специалиста мы можем представить как взаимосвязь познавательного, личностного и практического компонентов.

Познавательный компонент включает: знание основ языка (лексический, грамматический, фонетический, стилистические аспекты); знания основ процесса общения; знание субъекта о своих особенностях, проявляющихся в общении; знание об особенностях профессионального общения; знание формул речевого этикета, воинского этикета и норм неречевого поведения. Результаты анализа нашего исследования показали, что у 22,6% курсантов полностью соответствуют нормы языка и стилистики, 77,4% имеют различные недостатки (в лексическом оформлении, грамматике, стилистике).

В личностный компонент могут входить: коммуникативные качества личности; ценностные ориентации в процессе общения; адекватная самооценка. Анализ тестирования показал, что 43,8% курсантов достаточно общительны, им свойственны естественность и непринужденность, активность, социальная смелость. 56,2% не уверены в своих силах, предпочитают оставаться в тени, следуют за общественным мнением, ориентируются на социальное одобрение.

К коммуникативным умениям в практическом компоненте относятся: умение управлять своим поведением, проявлять такт; умение видеть и дифференцировать особенности экспрессии человека; умение понимать человека; умение «подавать себя» в профессиональном общении, организовывать совместную деятельность, предотвращать и регулировать конфликты; умение оптимально строить свою речь в психологическом плане, выбирать наиболее подходящий способ обращения с коммуникативным партнером, который с одной стороны отве-

чал бы уставным требованиям, а с другой соответствовал психологии этого воина; умения речевого и неречевого контакта, вербального и невербального общения; умение анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, давать человеку правильную социально-психологическую оценку. У 76,2% курсантов был зафиксирован низкий уровень сформированности практического компонента, у 20,8% отмечался средний уровень, и всего лишь у 3% высокий уровень.

Все эти компоненты (познавательный, личностный, практический) взаимосвязаны и представляют собой целостность. Системообразующим компонентом коммуникативной культуры военного специалиста являются ценностные ориентации офицера при общении. Через систему ценностей осуществляется регуляция общения.

Коммуникативная культура военного специалиста выполняет следующие функции: ценностную, нормативную, информационную, воспитательную, самовыражения.

Ценностная функция выражается в том, что базовым в коммуникативной культуре являются гуманистические ценности. Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости для субъекта общения ценностей коммуникативной культуры. При этом само общение должно являться для субъекта ценностью.

Нормативная функция коммуникативной культуры в том, что в коммуникативном поведении субъект ориентируется на нравственные нормы. Это функция направлена на обеспечение определенности, предсказуемости поведения индивида в ситуациях общения. На личностном уровне информация о нравственных нормах является установочной при общении. Нормативность пронизывает все сферы общения, начиная со знаковых систем (норм речи, жестов, мимики) и кончая самыми сложными нравственными формами взаимоотношений.

Информационная функция коммуникативной культуры проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.

Воспитательная функция коммуникативной культуры выражается в том, что военный специалист оказывает на коммуникативного партнера воспитывающее, обучающее воздействие.

Функция самовыражения коммуникативной культуры заключается в том, что через коммуникативное поведение происходит самовыражение личности.

Так как формирование коммуникативной культуры будущего военного специалиста осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса в военном вузе, то нами предложена модель по ее формированию в процессе профессиональной подготовки курсантов.

Эта модель представлена следующими компонентами: целевым, содержательным, организаторским, контрольно-оценочным, результативным.

Целью процесса формирования коммуникативной культуры является достижение военным специалистом такого уровня сформированности коммуникативной культуры, который позволяет осуществлять эффективное профессиональное общение.

В соответствии с целью формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста выдвигаются следующие задачи:

• обеспечение обучаемых системой знаний, необходимых для формирования когнитивного компонента коммуникативной культуры;

• формирование коммуникативных качеств личности специалиста, а так же эмоционально-ценностного отношения к партнеру по общению и к самому процессу общения, составляющих эмоционально-ценностный компонент коммуникативной культуры будущего офицера;

• развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих формирование практического компонента коммуникативной культуры будущего военного специалиста.

В модели мы выделяем три последовательных этапа формирования коммуникативной культуры: тактический, теоретический и исполнительский. Организационно-

технологический компонент модели формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста представлен различными организационными формами, средствами и методами, направленными на достижение цели на каждом этапе формирования коммуникативной культуры будущих офицеров.

Первый этап (тактический этап). Его основной целью является формирование ценностного отношения к общению, его культурным формам. На первом этапе подготовки вводится информация о значимости и ценности коммуникативной культуры, культуры общения. Он реализуется в рамках изучения курсантами психолого-педагогических дисциплин.

Второй этап (теоретический этап). Основной целью данного этапа является формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре будущего военного специалиста.

Третий этап (исполнительный этап). Главной целью является развитие и закрепление коммуникативных умений и навыков на стажировке в воинских частях.

Модель процесса формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста может эффективно функционировать и развиваться при наличии комплекса педагогических условий. В соответствии с этим, можно выделить три группы условий, влияющих на этот процесс: организационно-педагогические условия; дидактические условия; психологические условия. Реализация условий в целях повышения коммуникативной культуры военнослужащих предполагает знание и учет того факта, что ее результативность зависит от мотивации и потребности личности.

Процессуальная сущность формирования коммуникативной культуры отражается и реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения. В этой связи особое внимание необходимо уделить методам формирования коммуникативной культуры.

Для первоначального усвоения знаний необходимо использовать информационно-

рецептивные методы. Восприятие, осознание и запоминание исходной информации -обязательный начальный момент усвоения, если объект усвоения принципиально нов для субъекта учения.

Репродуктивные методы обучения используются для того, чтобы обучаемый усвоил способы мыслительной или практической деятельности так, чтобы они стали совершенными умениями и навыками.

При формировании коммуникативной культуры в процессе обучения в военном вузе следует ввести все формы проблемного обучения. Главное достоинство проблемного обучения - развитие творческих потенций обучаемых. Его применение в практике боевой, в том числе общественно-государственной, подготовки личного состава должно быть строго дифференцированным. Центральными категориями проблемного обучения являются проблемная ситуация, проблема и проблемная задача.

Высокий уровень проблемности достигается за счет организации диалогических форм работы. Диалоговые методы обучения (дискуссии, диалоги, деловые игры и др.) позволяют интесифицировать процесс формирования коммуникативной культуры. Они могут реализоваться как во время аудиторных занятий на лекциях, семинарах, практических занятиях, так и во внеаудиторное время на консультациях, заседаниях военно-научного общества, на внеаудиторных практикумах.

Назначение исследовательского метода заключается в организации поисковой деятельности обучаемых по решению проблем и проблемных задач. Использование исследовательского метода направлено, во-первых, на формирование черт творческой деятельности; во-вторых, на организацию творческого усвоения знаний; в-третьих, на обеспечение овладения методами научного познания в процессе деятельности; в-четвертых, на формирование интереса, потребности в творческой деятельности.

Эвристический метод предполагает поэтапное и пооперационное усвоение опыта творческой деятельности.

Логическим продолжением формирования коммуникативной культуры военного специалиста должна стать самостоятельная работа во внеаудиторное время. Самостоятельная работа является важным фактором, стимулирующим положительные мотивы, инициативу обучаемых.

Одним из важных компонентов процесса формирования коммуникативной культуры будущего военного специалиста является контрольно-оценочный, который подразумевает одновременный контроль преподавателя за ходом формирования коммуникативной культуры и самооценку обучаемых выполнения учебных операций.

Результативный компонент модели предполагает оценку преподавателем и самооценку обучаемыми достигнутых в процессе формирования коммуникативной культуры результатов, установления их поставленным задачам, выявлению причин обнаруженных отклонений, проектирование новых задач.

Все компоненты модели формирования коммуникативной культуры взаимосвязаны и представляют собой целостность и в совокупности обеспечивают определенный результат. Каждый компонент присутствует на всех этапах реализации экспериментального обучения, соответствует этапам формирования коммуникативной культуры и в определенный момент становится ведущим, основным.

Мы видим, что формирование коммуникативной культуры - длительный про-

цесс. Он связан с мировоззрением личности, с ее отношением к миру, к людям, с ценностными ориентациями, с профессиональным «кредо». Уровень коммуникативной культуры во многом определяется степенью развития коммуникативных навыков. Коммуникативная культура военного специалиста характеризуется уровнем овладения профессиональной коммуникацией, который обусловлен профессиональной направленностью, системой профессиональных знаний, умений и профессионально значимых качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура офицера. - М.: Воениздат, 1985. - 200 с. - С. 118.

2. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). - М.: РВСН, 1995. - 232 с. - С. 159.

3. Панасюк А.Ю. Убеждающее воздействие. -М, 1993. - 87 с. - С. 28.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: МГУ, 1983. - С. 46.

5. Бородкин Ф.М., Каряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск, 1983. - С.18, 11.

6. Лукишонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. - М., 1998. -С. 27, 8.

Об авторе

Акинтьева Виктория Евгеньевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (военного института) имени Маршала авиации В. А. Судца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.