СО
о
I-
X
ф
5
о
со
н
и
<и
т
S
о
5£
80,0
70.0
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0 10,0
0,0
н/э к/э
Мотивационный
компонент
шш
н/э к/э
Когнитивный
компонент
н/э к/э
Деятельностный
компонент
н/э к/э
Оценочный
компонент
□ Высокий уровень
27,9
41,0
34,0
39,0
12,7
21,3
16,0
34,0
□Среднийуровень
34,4
44,3
36,0
42,6
27,5
47,1
72,0
62,7
□ Низкий уровень
37,7
14,7
30,0
18,4
59,8
31,6
12,0
3,3
Рис. 1. Динамика сформированности у студентов компонентов самообразовательной деятельности на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента
Таблица 1
Степень усвоения учебного материала по химии на констатирующем и контролирующем этапах эксперимента
Значение коэффициента усвоения знаний Ка Уровни усвоения знаний Количество студентов в процентах
констатирущий этап контролирующий этап
Ка > 0,8 Высокий 7% 20%
Ка = 0,7 * 0,8 Средний 32% 56%
Ка< 0,7 Низкий 61% 24%
Результатом самообразовательной работы является по- работы. Таким образом, хорошо спланированная и организо-
степенное формирование у студентов умений и навыков само- ванная работа по самообразованию раскрывает способности
стоятельного поиска и изучения новой информации, ее осмыс- студентов, реализует их творческий потенциал, повышает уро-
ление и переработка. При положительных результатах работы вень собственной познавательной деятельности, а, следова-
студенты получают стимул для дальнейшей исследовательской тельно, - и общий уровень успеваемости.
Библиографический список
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: http://dvau.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М., 1989.
Biblioaraphy
1. Ыасюпа^пауа doktrina obrazovaniya V Rossiyjskoyj Federacii [ЕМг]. - R/d: http://dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
2. Bespaljko, У.Р. Sistemno-metodicheskoe obespechenie uchebno-vospitateljnoao processa podaotovki specialista: uchebno-metodicheskoe posobie / У.Р. Bespaljko, У^Э. Tatur. - М., 1989.
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 372.882
Solovyev O.S. PRINCIPLES, CONDITIONS AND WAYS OF COMIC IMAGINATION FORMATION OF 5-9 CLASS PUPILS.
The project includes the study of the most effective ways in process of comic imagination formation of 5-9 class pupils, which are determined by definite conditions, imagination formation stages, as well as by base on the major didactic and private methodic study process principles.
Key words: imagination formation process, conditions and stages of comic imagination formation, age peculiarities and intelligent development of teenagers, artwork analysis, educational material organization ways.
О.С. Соловьев, аспирант МПГУ, г. Москва, E-mail: Solovyev [email protected]
ПРИНЦИПЫ, УСЛОВИЯ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ П КОМИЧЕСКОМ У УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
В работе рассмотрены наиболее эффективные пути в построении процесса формирования представления о комическом у учащихся 5-9 классов, которые обусловлены определенными условиями, этапами формирования представлений, а также опорой на основные дидактические и частнометодические принципы процесса обучения.
Ключевые слова: процесс формирования представления, условия и этапы формирования представлений о комическом, возрастные особенности и интеллектуальное развитие подростков, анализ художественного произведения, формы организации учебного материала.
Проблема формирования представления о комическом у учащихся 5-9 классов требует как общего психологопедагогического рассмотрения, так и поиска конкретных форм организации учебного материала с учетом возрастных особенностей школьников и специфики комических произведений, входящих в содержание литературного образования.
Анализу процесса формирования представлений у учащихся в педагогической психологии посвящены работы В.В. Давыдова, П.П. Блонского, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, П.И. Зинченко, В.А. Мижерикова и др.
Особенности развития и обучения учащихся подросткового возраста рассматриваются в исследованиях А.В. Петровского,
В.А. Крутецкого, Н.С. Лукина, И.Ю. Кулагиной, А.Г. Хрипковой, И.Ф. Харламова и др.
Представление, по определению психологов, - это «наглядный образ предмета или явления, актуализирующийся в памяти учащегося» [1, с. 272]. В.А. Мижериков определяет его как «следовой образ ранее бывшего ощущения или восприятия» [1, с. 298]. В качестве физиологической основы представлений «выступает повторное возбуждение в коре головного мозга систем временных связей», которые возникают при восприятии необходимых объектов и вновь актуализируются под воздействием данных объектов или ссылки на них, а также других раздражителей, связанных с ними» [1, с. 272].
Таким образом, представления выступают в роли «чувственного образа предмета или явления действительности, ранее воздействовавшего на органы чувств учащегося» [2, с. 483].
Большинство психологов, исследуя механизм формирования представлений, придерживается схемы «восприятие -представление - понятие». В возрастной и педагогической психологии данная схема используется и для описания возрастных этапов становления способностей к обобщению, следовательно, она связана с процессом формирования и развития представлений.
Формирование тех или иных представлений возможно при наличии определенных условий. Опираясь на работы Б.Г. Ананьева, П.И. Зинченко, Л.В. Занкова, В.А. Крутецкого,
Н.С. Лукина, И.В. Мамоновой, А.А. Смирнова и др. авторов, исследовавших проблему формирования представлений, мы сделали следующие выводы.
Во-первых, общим условием при формировании представлений является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением и смысловым содержанием деятельности [2, с. 484; 3]. Процесс формирования представления характеризуется постепенностью и зависит от степени развития абстрактного мышления у ребенка. Сущность представления определяется следующими признаками: объективностью, связью с реальностью и опорой на неё, обобщением существенного и абстрагированием. Во-вторых, наличие теоретических знаний в форме усвоенных понятий. В-третьих, умение учащихся выражать существенные признаки изучаемых предметов, явлений.
По утверждению А.З. Редько, условием эффективного формирования представлений является повторение учебного материала [3, с. 125]. Кроме того, формирование представлений должно вестись с учетом возрастных особенностей ученика. Так, по утверждению В.В. Давыдова [4, с. 27-28], в младшем подростковом возрасте ученик воспринимает только лишь отдельные свойства и признаки предметов или явлений. На этом этапе развития возможно обобщение на уровне «элементарных понятий» при условии обнаружения и выделения «устойчивого и повторяющегося элемента, характерного для данной совокупности предметов и их отношений» [4, с. 29]. Однако данное
утверждение не отрицает возможности формирования представлений о комическом в младшем подростковом возрасте.
Думается, можно говорить о необходимости и возможности формирования представлений о комическом уже в 5-8 классах путем многократного повторения свойств, признаков и качеств изучаемого. Более глубокое и совершенное познание сущности представлений происходит в старшем подростковом возрасте.
Таким образом, представления формируются в процессе активной деятельности учащихся. Мотивация же этой деятельности, подготовка учащихся к восприятию материала, атмосфера сотворчества являются позитивными факторами образования и развития представлений.
Формирование представлений требует учета специфических особенностей литературы как учебного предмета. Работу над обогащением и развитием представлений необходимо проводить с опорой на целостное, эмоциональное восприятие литературного произведения, личностное отношение к прочитанному.
Успешное усвоение представления о «комическом» в огромной мере зависит от его конкретизации, осмысления учеником его функции в процессе усвоения знаний. Процесс овладения абстрактными знаниями происходит постепенно, в той мере, в какой они обогащаются конкретным содержанием, и ученику становится очевидна практическая ценность усваиваемого литературоведческого понятия.
Процесс формирования представлений является важным элементом учебно-познавательной деятельности, одним из первичных этапов мышления учащегося, результатом восприятия учебного материала, служащим необходимой предпосылкой и одновременно условием постижения комических произведений.
И.В. Мамоновой выделены этапы, доминирующие в процессе формирования у учащихся представлений: 1) создание условий для протекания первичных ощущений, включающих предварительную подготовку и настрой учащихся на восприятие материала; 2) организация процесса восприятия излагаемого педагогом материала; 3) наглядное сопровождение учебного материала; 4) проведение работ письменного и устного характера; 5) учет формирования в сознании учащихся необходимых представлений [5, с. 62].
Представленные этапы, безусловно, являются основными в процессе формирования представлений. Однако считаем возможным выделить еще два не менее значимых этапа:
1) организация процесса повторения изученного материала;
2) рефлексия формирования представлений.
Выделим аспекты планирования и проведения работы по формированию представлений о комическом: 1) формирование представлений о комическом должно осуществляться в течение 5 лет обучения в основной школе (5-9 классы); 2) понятия «комическое», «жанры комических произведений», «средства создания комического» предполагается рассмотреть при знакомстве учащихся с юмористическими и сатирическими произведениями А.П. Чехова; 3) цель начального этапа (5 класс) - подготовить учащихся к восприятию комического, опираясь на их читательские знания и представления, полученные в начальной школе; создать настрой на восприятие комических произведений; пробудить интерес к ним; расширить теоретиколитературную базу; 4) в последующих классах (6-8 кл.) осуществляется углубление теоретико-литературных знаний учащихся, направленное на создание достаточно полного представления о комическом; 5) в 9 классе предполагается обобщение и систематизация изученного, а также обогащение представлений о комическом на основе знакомства с рецепциями чехов-
ских произведений; 6) осуществление взаимосвязи уроков литературы, внеклассного чтения, развития речи и внеклассной работы призвано способствовать эффективности процесса формирования представлений о комическом; 7) основными формами работы станут беседа, слово учителя, выразительное чтение, чтение по ролям, инсценирование, составление плана, языковые игры, сообщения, создание проблемных ситуаций, творческие работы, обращение к веб-сайтам, создание проектов, конференции, литературные вечера, ролевые игры и др.
Процесс формирования у учащихся представлений о комическом во многом обусловлен особенностями их возраста: 11-15 лет - это подростковый возраст, период полового созревания и психологического взросления ребенка. Изменения в анатомо-физиологической сфере ребенка, в сфере психики, интенсивное и интеллектуальное развитие подростка косвенно влияют на учебный процесс, поэтому эти особенности необходимо учитывать при работе над формированием представлений о комическом.
В подростковом возрасте, как отмечают В.А. Крутецкий,
Н.С. Лукин, В.С. Мухина, И.Ю. Кулагина, А.Г. Хрипкова, Д.Б. Эльконин и др. исследователи, наблюдается переход от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека - «чувство взрослости» [6, с. 177]. Процесс взросления характеризуется противоречиями между ростом физических и духовных потребностей и неумением их удовлетворить, что приводит к противоречивости и сложности в поведении [7, с. 141-144]. Неравномерно протекающее физическое развитие приводит к повышенной возбудимости, вызывает стремление к деятельности [2, с. 425]. Все это свидетельствует о необходимости создания в учебном процессе условий для деятельности, разнообразной по своей направленности и содержанию. Для нас представляет интерес «интеллектуальная взрослость подростка», которая, как отмечает Л. Ф. Обухова, «выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему» [8, с. 357], тем более что основания у него для этого есть.
Л.С. Выготский выделял еще два новообразования подросткового возраста - это развитие рефлексии, и на ее основе -самосознания [9, с. 121]. Как отмечает И.Ю. Кулагина, «особенности рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях» [6, с. 159]. Это способствует формированию у них более глубокого и обобщенного взгляда на мир, становлению основ мировоззрения, возникновению нравственных убеждений.
Такая особенность мышления подростков диктует необходимость включения в учебный процесс ярких художественных произведений, содержащих проблемы этического, эстетического, философского характера, создания в ходе изучения этих текстов проблемных ситуаций.
Развитие теоретического рефлексивного мышления позволяет школьникам-подросткам осуществлять такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и другие. Кроме того, эта особенность мышления дает возможность подросткам анализировать осуществленные ими виды деятельности, ее результаты, что говорит о необходимости организации такого этапа усвоения школьниками представления о понятии, как рефлексия.
В подростковом периоде происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как память и восприятие. Эффективность этого процесса зависит от усложняющегося от класса к классу обучения, причем усложнение и увеличение изучаемого материала приводит к отказу от дословного заучивания, так как в ходе понимания дети трансформируют текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл. Такая особенность восприятия обусловливает распределение изучаемого материала по классам, усложняя и увеличивая его объем, что, несомненно, будет способствовать формированию представлений, так как восприятие - первый шаг на пути формирования представлений. Оно связано с интеллектуальным развитием и развитием воображения, которое в сближении с теоретическим мышлением побуждает к творчеству. Данную особенность интеллектуальной сферы подростка мы будем учитывать при составлении заданий, ориентирующих на создание устных и письменных высказываний.
Как отмечают ученые (Д.Б. Эльконин [10], И.А. Зимняя [11] и др.), учебная деятельность подростка направлена на самого себя. Для того чтобы направить активность подростка на усвое-
ние учебного материала, необходимо, как утверждает И.А. Зимняя, вызвать мотивацию, реализуя для этого актуализирующие интеллектуальную деятельность подростка принципы: пробле-матизацию, диалогизацию, активно действенные формы организации обучения [11, с. 178].
Таким образом, интеллектуальные возможности подростков позволяют эффективно организовать процесс формирования представлений.
Уроки, внеклассные занятия, на которых будет осуществляться формирование представлений о комическом, предполагают отбор учебного материала, дающего возможность раскрыть основные составляющие (доминанты) комического, определение эффективных методов и приемов работы, учет определенных сложностей его восприятия.
Психолого-педагогические основы, на которые следует опираться при формировании представлений о комическом, связаны с построением и организацией самого учебного процесса:
1. Комические произведения изучаются в основной школе в течение 4-х и более лет (5-8 кл. или 5-9 кл. - в зависимости от программы).
2. Комические произведения представлены в школьной программе произведениями разных авторов и разных жанров (басня, сказка, рассказ, повесть, поэма, комедия). Как правило, автор представлен одним, реже двумя комическими произведениями (например, Н.В. Гоголь - комедией, поэмой). Только А.П. Чехов «вошел» в программу каждого класса комическими произведениями одного жанра - рассказ. Это, на наш взгляд, дает возможность для эффективного формирования представлений о комическом на материале его юмористических и сатирических рассказов, а в перспективе - и об индивидуальном стиле писателя.
3. Круг теоретико-литературных терминов, связанных с комическим, вполне достаточен для формирования представления о нем. Но, как правило, освоение доминант комического происходит на материале произведений разных жанров и разных писателей, что не позволяет ученику увидеть их роль в нескольких произведениях одного жанра и одного автора, постичь их как особенность стиля писателя.
Исследование на психолого-педагогическом уровне вопросов формирования у учащихся представлений о комическом было вызвано попыткой определить наиболее эффективные пути обучения и ставило в перспективе задачу - повысить уровень читательской культуры учащихся.
Представляется, что эффективность процесса формирования представлений о комическом зависит от реализации основных дидактических и частнометодических принципов.
При формировании представлений необходимо соблюдение принципа системности в усвоении. Полученные в определенной системе знания о комическом во взаимосвязи с другими теоретико-литературными понятиями позволяют учащимся более глубоко анализировать и интерпретировать литературное произведение комической направленности, будут способствовать развитию самостоятельности их мышления.
Значим и принцип взаимосвязи классной и внеклассной деятельности. Особый интерес представляют принципы, которые обеспечивают непрерывность обобщенных читательских качеств: принципы непрерывности и поэтапности; принцип системности, принцип деятельностного подхода; принцип оптимальной активности учащихся на всех этапах читательской деятельности; принцип практической направленности.
Формирование представлений о комическом происходит особо продуктивно, если используется прием взаимосвязанного изучения произведений: сопоставление разных произведений одного писателя, а также с произведениями других писателей. Сопоставление произведений изучаемого автора, а также творчества разных писателей в одном (или нескольких) аспектах в таком случае становится одним из принципов изучения комического.
Принцип внутрипредметных и межпредметных связей также позволяет эффективно формировать представления, в частности, представления о комическом. По утверждению
С.А. Зинина, «в процессе установления разноуровневых внутрипредметных связей происходит обогащение теоретиколитературного инструментария учащихся, применительно к сфере художественной коммуникации... совершенствуются
сопоставительно-аналитические умения... навыки многоаспектного обобщения учебного материала» [12, с. 6].
В процессе формирования понятия о комическом необходима реализация принципа взаимодействия литературного и речевого развития школьников, так как «освоение школьниками знаний по теории литературы лишь в том случае будет содействовать прогрессу в их интеллектуальном, эстетическом речевом развитии, если оно сочетается с формированием умений использовать теоретико-литературную и искусствоведческую терминологию в контексте речи, в высказываниях, связанных с анализом произведения» [13, с. 175].
Необходимой составляющей работы по формированию представлений о комическом является рефлексия, когда педагогом специально организуется ситуация, которая позволит ему выводить учеников на осмысление своей деятельности, ее результатов.
Формы рефлексии могут быть различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, развернутый ответ на вопрос, творческая работа.
Итак, рассмотрев вопросы, связанные с психологопедагогическими особенностями формирования представления о комическом у учащихся, можно сделать следующие выводы.
1. Формирование представлений о комическом - это длительный путь от чувственного, конкретного восприятия к абстрактному мышлению. Процесс формирования представлений
Библиографический список
можно считать завершенным, когда ученик способен осуществить перенос знаний, умений, навыков, полученных на занятиях, в самостоятельную деятельность.
2. Успешное усвоение школьниками представлений о комическом возможно при учете возрастных и психологических особенностей учащихся в процессе анализа литературного произведения.
3. Формирование представлений о комическом осуществляется в процессе анализа и интерпретации художественного произведения, основывается на соблюдении основных общедидактических и частнометодических принципов, в единстве литературного и речевого развития учащихся, в системе классной и внеклассной работы по предмету.
4. Эффективность процесса формирования представлений обусловлена определенными условиями, этапами формирования представлений:
1) создание условий для протекания первичных ощущений, включающих предварительную подготовку и настрой учащихся на восприятие материала; 2) организация процесса восприятия излагаемого педагогом материала; 3) наглядное сопровождение учебного материала; 4) проведение работ письменного и устного характера; 5) учет формирования в сознании учащихся необходимых представлений; 6) организация процесса повторения изученного материала; 7) рефлексия формирования представлений.
1. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов [и др.]. - М., 1983.
2. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Петров. - М., 1966. - Т. 3.
3. Редько, А.З. Пути формирования представлений у учащихся 5 классов при изучении истории // Известия АПН РСФСР. - М., 1956. - Вып. 76.
4. Давыдов, В.В. Виды обобщения в изучении (Логико-психологические проблемы построения учебного предмета). - М., 1972.
5. Мамонова, И.В. Формирование представлений учащихся 5-9 классов о жанровом своеобразии древнерусской литературы: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие. - М., 1999.
7. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин. - М., 1965.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. пособие. - М., 1999.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1990.
10. Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко. - М., 1989.
11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. - М., 2009.
12. Зинин, С.А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса. - М., 2004.
13. Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах: Методические приемы творческого изучения литературы. - М.,
1999.
Bibliography
1. Psikhologicheskiyj slovarj / V.P. Zinchenko, B.F. Lomov, V.V. Davihdov [i dr.]. - M., 1983.
2. Pedagogicheskaya ehnciklopediya / gl. red. I.A. Kairov, F.N. Petrov. - M., 1966. - T. 3.
3. Redjko, A.Z. Puti formirovaniya predstavleniyj u uchathikhsya 5 klassov pri izuchenii istorii // Izvestiya APN RSFSR. - M., 1956. - Vihp. 76.
4. Davihdov, V.V. Vidih obobtheniya v izuchenii (Logiko-psikhologicheskie problemih postroeniya uchebnogo predmeta). - M., 1972.
5. Mamonova, I.V. Formirovanie predstavleniyj uchathikhsya 5-9 klassov o zhanrovom svoeobrazii drevnerusskoyj literaturih: dis. ... kand. ped. nauk. -M., 2001.
6. Kulagina, I.Yu. Vozrastnaya psikhologiya (Razvitie rebenka ot rozhdeniya do 17 let): uchebnoe posobie. - M., 1999.
7. Kruteckiyj, V.A. Psikhologiya podrostka / V.A. Kruteckiyj, N.S. Lukin. - M., 1965.
8. Obukhova, L.F. Vozrastnaya psikhologiya: ucheb. posobie. - M., 1999.
9. Vihgotskiyj, L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 1990.
10. Ehljkonin, D.B. Izbrannihe pedagogicheskie trudih / pod red. V.V. Davihdova i V.P. Zinchenko. - M., 1989.
11. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya. - M., 2009.
12. Zinin, S.A. Vnutripredmetnihe svyazi v izuchenii shkoljnogo istoriko-literaturnogo kursa. - M., 2004.
13. Leonov, S.A. Rechevaya deyateljnostj na urokakh literaturih v starshikh klassakh: Metodicheskie priemih tvorcheskogo izucheniya literaturih. - M., 1999.
Статья поступила в редакцию 06.09.11
УДК 371.31
Vikulov I.G. ABOUT SYSTEMATIZATION OF KIND’S DIVERSITY OF EDUCATIONAL DIALOGUES. About the intrinsic characteristics of dialogue are used in the didactic purposes has been told in article. The kind’s diversity of educational dialogues is described. The characteristic of kind’s specificity is given. Systematization of kind’s variety of educational dialogues on the different bases is offered.
Key words: educational dialogue, kinds of dialogues, systematization of kind’s variety of educational dialogues.
И.Г. Викулов, аспирант АГПИ, г. Арзамас, E-mail: [email protected]
О CHCTEMATHKE ВИДОВОГО МНОГООБРАЗИЯ УЧEБHЫХ ДИАЛОГОВ
В статье говорится о сущностных характеристиках диалога, используемого в дидактических целях. Описано видовое многообразие учебных диалогов. Дана характеристика видовой специфики. Предложена систематика видового многообразия учебных диалогов по различным основаниям.
Ключевые слова: учебный диалог, виды диалогов, систематизация видового многообразия учебных диалогов.