Кредитование малого бизнеса
УДК 334.02:338.43
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КРЕДИТНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Е. А. РЕЗВЯкоВА, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: petitefee777@mail. ru Московский государственный университет технологий и управления им. к. Г. Разумовского
В статье исследована сущность сельскохозяйственной потребительской кооперации с позиций региональных особенностей, роли в агропромышленном секторе экономики и систематизации выполняемых функций. Систематизированы принципы и факторы развития, выявлены особенности формирования и функционирования в России. Оценены существующие системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.
Ключевые слова: система, сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация, кредитование, займы, источники финансирования, кооперативные сообщества, сельхозтоваропроизводители.
Актуальность решения проблем, связанных с функционированием сельхозтоваропроизводителей, обусловлена:
- необходимостью повышения эффективности деятельности сельскохозяйственных предпринимательских структур;
- увеличением финансовой поддержки и инвестиций в отрасль при ограниченных возможностях региональных бюджетов.
В связи с этим одним из способов решения проблемы должен стать поиск альтернативных источников финансирования.
На современном этапе развития страны наибольшую значимость приобретает сельскохозяйс-
твенная кредитная потребительская кооперация как важнейший источник финансового самообеспечения и взаимопомощи.
Сельская кредитная потребительская кооперация обеспечивает решение следующих проблем:
- совершенствование инфраструктуры села;
- повышение занятости сельского населения;
- привлечение рабочей силы в сельхозпроиз-водство;
- формирование гибкой системы кредитования различных категорий товаропроизводителей.
Однако отсутствие в течение долгого времени кредитной кооперации в аграрном секторе страны и стихийный характер ее возрождения обусловили необходимость:
- глубокого и всестороннего изучения современных крестьянских кредитных кооперативных формирований (особенно на региональном уровне);
- исследования проблем их создания и развития;
- выработки наиболее выгодных и эффективных форм функционирования.
Кредитная кооперация известна с середины XIX в. Ее основоположниками выступили немецкие общественные деятели Г. Шульце-Делич (18081883) и Ф. В. Райффайзен (1818-1888). Г. Шульце-Делич разрабатывал принципы функционирования городских ремесленных кредитных кооперативов и занимался их организацией. Ф. В. Райффайзен
активно создавал сельские кредитные кооперативы и сформулировал принципы их деятельности [6]. Разработанные Ф. В. Райффайзеном принципы функционирования сельских кредитных кооперативов можно определить следующим образом.
1. Капитал кредитных кооперативов формировался без привлечения средств крестьянских хозяйств в виде вступительного пая.
2. Солидарная ответственность членов кооператива по его обязательствам.
3. Предоставление кредитным кооперативом ссуд только на производственные нужды.
4. Выдача ссуд только членам кредитного кооператива.
5. Территория, охваченная деятельностью кредитного кооператива, должна быть относительно небольшой.
6. Сокращение административных расходов в кооперативе за счет безвозмездного выполнения его членами административной работы, которая рассматривалась как почетная обязанность, свидетельствующая о доверии со стороны других членов.
7. Крестьянин мог быть членом только одного кредитного кооператива.
8. Поддержание относительно высокой ликвидности кооператива, т. е. соответствие друг другу его пассивных и активных операций.
9. Отказ от выплаты дивидендов членам кооператива, поскольку члены кооператива не принимали участие в образовании его оборотного капитала и не могли претендовать на право участия в прибылях.
Принципы Ф. В. Райффайзена стали основой идеологии всего современного кооперативного движения. Однако изменения, происходящие в кредитно-денежной системе современного мира, вносят определенные коррективы в деятельность кредитных кооперативов [7].
Вместе с тем общность истории, единство кооперативных ценностей привели к тому, что в рамках международного кооперативного движения был сформулирован кодекс кооперативного поведения, ставший основой важнейшего документа - Декларации Международного кооперативного альянса (ICA) о кооперативной идентичности, где сформулированы ценности и принципы, соблюдение которых обязательно для кооперативных организаций. Среди них следует выделить: - взаимопомощь;
- справедливость;
- солидарность;
- честность;
- открытость;
- социальную ответственность;
- заботу о других.
Кооперативные ценности и принципы были дополнены и развиты в Международном движении кредитных союзов ^ ОССЦ), которое также определило, что кредитные кооперативы - это финансовые организации, представляющие собой объединения людей, а не объединения капиталов, что характерно, к примеру, для акционерных обществ [8, 9].
Принципы, непосредственно отражающие специфику функционирования кредитных кооперативов, служат основой законодательного регулирования их деятельности и фиксируются в нормативных актах различных государств в соответствии со сложившимися традициями правового регулирования. В Российской Федерации согласно Федеральному закону от 08.12.1995 № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» сельскохозяйственные кооперативы действуют на основе следующих принципов:
- добровольность членства в кооперативе;
- взаимопомощь и обеспечение экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его хозяйственной деятельности;
- распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их участия в хозяйственной деятельности кооператива;
- ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
- ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;
- управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива -один голос);
- доступность информации о деятельности кооператива для всех его членов [7, 8].
Таким образом, принципы деятельности кредитных кооперативов в Российской Федерации в значительной степени соответствуют общим принципам их организации в современных условиях.
В настоящее время в условиях слабой государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостатка и низкой доступности финансовых средств в целях повышения активности
сельского населения и стимулирования развития малых и средних форм аграрного предпринимательства особого внимания заслуживают сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), представляющие кредитную кооперацию.
Видный экономист А. В. Чаянов отмечал, что «... в России кредитные кооперативы являются самой простой формой из всех видов развития кооперации» [10].
Сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы - это одна из перспективных форм сельскохозяйственной кооперации, направленной на оказание услуг сельхозтоваропроизводителям в финансовой сфере. Сельскохозяйственная кооперация в современной экономике является неотъемлемым элементом, способствующим решению наиболее значимых проблем аграрного сектора.
Одной из приоритетных форм сельскохозяйственной кооперации выступает сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация, связанная с оказанием услуг сельхозтоваропроизводителям в финансовой сфере. Ее специфика определяется рядом особенностей и выполняемыми функциями на селе:
- инвестиционной;
- стимулирующей;
- посреднической;
- информационной;
- распределительной;
- социальной.
В настоящее время сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация, переживая период своего возрождения, сталкивается с рядом таких актуальных задач, как упорядочивание взаимоотношений с государством, потребительским обществом, членами кооператива, другими кооперативами и финансово-кредитными институтами. Современным кредитным кооперативам невозможно эффективно развиваться без научных, организационных и финансовых мероприятий, обеспечивающих формирование и развитие сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации как системы.
Либерализация экономики резко отразилась на деятельности кооперативных организаций:
- доля потребительской кооперации в товарообороте страны значительно уменьшилась;
- снизились объемы производства.
Это коренным образом повлияло на снижение экономической эффективности деятельности потре-
бительских обществ. В сложившейся ситуации руководители, специалисты большинства кооперативных организаций оказались профессионально и психологически не готовы к работе в новых условиях, что привело к ухудшению финансового состояния.
Кооперативные сообщества, испытывая острый дефицит денежных средств, оказались на грани банкротства и вынуждены были брать многократно вздорожавшие кредиты. Как следствие резкого увеличения издержек обращения и производства росло количество убыточных потребительских обществ и союзов. Относительно благополучные союзы до половины своей прибыли направляли в качестве платежей в бюджеты разного уровня.
Резко снизилась хозяйственная деятельность потребительской кооперации, в тяжелейшем положении оказались оптовая торговля, общественное питание. Происходило свертывание закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, ухудшились показатели использования мощностей хлебопекарных, колбасных и других производственных предприятий. На формирующемся свободном рынке кооперация, привыкшая к монополии, быстро сдавала свои позиции предприятиям других форм собственности, во всех отношениях оказавшись не готовой к работе в рыночных условиях. Уроки предприимчивости обходились системе очень дорого [1, 2].
Больше всего от изменений экономических ориентиров пострадало сельское хозяйство. Снизились объемы сельскохозяйственного производства. Денежные доходы сельского населения снижались быстрее, чем доходы горожан, так как дисбаланс цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в большей степени затронул те товары, которые занимают значительный удельный вес в покупках сельских жителей. По этим причинам произошло резкое снижение покупательной способности сельского населения, обслуживаемого потребкооперацией. Также на состоянии дел в потребительской кооперации отрицательно сказывалось и отсутствие адекватной правовой базы. Положение осложнилось еще и тем, что государственными органами был принят ряд нормативных документов не в пользу кооперативных организаций. Был принят Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР», а вслед за ним Закон РСФСР от 25.12.1990 «О предпринимательстве и предпринимательской деятельности», которые практически исключили систему потребительской кооперации из организационно-правовых форм хозяйствования. Изданный
Указ Президента РФ от 16.02.1992 № 144 «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в РФ» предоставлял всем ее хозяйственным единицам право юридического лица, что привело кооперативные организации в некоторых регионах к развалу или потере значительной части своего имущества. Исправили ситуацию лишь в июне 1992 г. Закон РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации в Российской Федерации» декларировал необходимость кооперации для страны, юридически закрепив правовые, экономические и социальные основы деятельности.
В 1998 г. потребительская кооперация понесла огромные потери от дефолта, а с начала 2005 г. она лишилась права пополнять свой фонд развития. В течение десяти лет действовал механизм подписания ежегодных соглашений между Правительством РФ и Центросоюзом, а в последнее время потребительская кооперация лишилась и некоторых налоговых льгот. Ежегодные платежи ее организаций в бюджет составляют миллиарды рублей.
Очевидно, что не обоснованная научно фискальная политика по отношению к потребительской кооперации способна ее погубить окончательно. Возникает вопрос: должно ли государство оказывать постоянную и всестороннюю поддержку потребительской кооперации, повышать ее конкурентоспособность в новых экономических условиях?
Нельзя упускать из виду то, что в течение многих десятилетий деятельность кооперации регулировалась государством. В связи с этим возникает еще одна проблема: разве негосударственные формы собственности противоречат самому духу кооперации, в уставных положениях которой всегда закладывалось самостоятельное решение своих вынужденных (как организационных, так и производственных) вопросов? Стало быть, частная инициатива, ограничиваемая не государством, а самим кооперативом (раскрепощенная инициатива) должна расширить возможности кооперативного движения. Здесь особую значимость приобретает задача гармонизации экономических интересов государства через совершенствование механизма их взаимодействия. Это становится важным фактором повышения конкурентоспособности системы потребительской кооперации, осуществления ее социальных функций и выполнения стабилизирующей роли в рыночной экономике.
Среди теоретиков и практиков кооперативного движения сложились две альтернативные точки зрения.
Сторонники первой от государственного влияния отмежевываются, считая, что должны иметь одинаковые условия хозяйствования с другими организационно-правовыми формами. Им достаточно того, чтобы государство, предоставив кооперации свободу, оставило ее в покое и не мешало ей.
Сторонники другой теории не отказываются от государственной помощи, считая, что в демократическом обществе кооперативы - подлинно народные организации. Эта точка зрения стала преобладающей.
Конечно же, кооперативам, особенно в условиях свободной экономики, трудно будет справляться с рыночной стихией, и без помощи государства им не обойтись. В настоящее время участие государственных органов в кооперативных делах, как правило, ограничивается лишь следующими функциями:
- регистрация кооперативных обществ;
- их роспуск и ликвидация в случае нарушения закона;
- контроль за применением кооперативного законодательства [8].
В настоящее время Центросоюз как руководящий орган системы потребительской кооперации и Правительство России понимают необходимость развития кооперативных организаций системы потребительской кооперации. Как отмечает исследователь М. Васильева: «Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что оно признает важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительская кооперация в решении социально-экономических задач в сельской местности» [5].
Ныне в системе потребительской кооперации работают 411,4 тыс. чел. В том числе:
- в торговле - 182,4 тыс. (44,3 %);
- в общественном питании - 41,8 тыс. (10,2 %);
- на заготовках - 6,9 тыс. (1,7 %);
- в промышленности - 74,3 тыс. (17,1 %);
- на транспорте - 29,9 тыс. (7,3 %);
- в сельском хозяйстве - 2,9 тыс. (0,7 %).
Система сельскохозяйственной кредитной
потребительской кооперации на макроуровне отвечает основополагающим принципам деятельности организаций кооперативного типа. Основными движущими факторами развития данной системы являются:
- законодательное регулирование;
- организационная структура;
- финансово-экономические механизмы;
- основы формирования и функционирования сельского кредитного кооператива на микроуровне.
В России действуют две параллельные финансовые системы, что не отвечает первоначальной идее единой органичной структуры сельскохозяйственной кооперации. По данным Фонда развития сельской кредитной кооперации (ФРСКК), на 01.01.2011 в России функционировали 1 477 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в 63 субъектах Российской Федерации. Членская база насчитывала более 143 600 членов. Двухуровневая система сельской кредитной кооперации создана только в 25 регионах. При этом региональные системы сельскохозяйственной кредитной кооперации имеют различную структуру [5].
В таких регионах, как Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Ярославская области, Пермский край, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Чувашская Республика и некоторых других региональные системы можно представить схематически (рис. 1).
Здесь кредитная кооперация имеет высокий уровень развития, обусловленный в первую очередь мощной государственной поддержкой в виде регионального законодательства, формированием региональных залоговых и гарантийных фондов. В целях расширения своей деятельности кредитные кооперативы стали инициаторами создания
Рис. 1. Структура системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Ярославской областях, Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Карелия, Чувашской Республике
межкооперативных связей с обслуживающими и снабженческо-сбытовыми кооперативами.
Наличие регионального кредитного кооператива позволяет:
- расширить возможности привлечения финансовых ресурсов в систему сельской кредитной кооперации региона;
- перераспределять свободные денежные средства между кредитными кооперативами первого уровня;
- снижать финансовые риски в деятельности региональной системы сельской кредитной кооперации.
В ряде регионов (Краснодарский край, Оренбургская, Вологодская области и др.), несмотря на наличие тех же факторов, что и в перечисленных регионах, наряду с созданными региональными кредитными потребительскими кооперативами самостоятельно функционируют кооперативы первого уровня. Однако в российских регионах наиболее распространена ситуация, когда кооперативы первого уровня действуют обособленно друг от друга. Но только в некоторых из них ведется активная работа по созданию регионального кооператива.
Практика доказывает, что там, где действует двухуровневая система, развитие кредитной кооперации осуществляется намного эффективнее. Здесь значительно расширился охват сельского населения кредитной кооперацией. В 2010-2011 г. финансовая помощь селянам кредитными кооперативами составила около 5 млрд руб. Кроме того, ежегодно увеличиваются объемы выдачи займов селянам, что способствует:
- увеличению материально-технической базы сельхозтоваропроизводителей;
- созданию рабочих мест;
- решению социальных вопросов на селе [4].
Развитие системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации невозможно без четкого отражения влияния факторов внешней и внутренней среды на организации (рис. 2).
Факторы внешней среды включают в себя микро-и макросреду.
Макросреда характеризует систему факторов и условий, прямой контроль над которыми организации осуществлять не имеют возможности.
Группа факторов внешней среды была дополнена факторами, характеризующими:
- развитие государственно-кооперативного партнерства;
- повышение качества жизни населения.
Микросреда характеризует факторы и условия,
которые возникают в процессе экономических отношений организаций потребительской кооперации с контрагентами по хозяйственным операциям и сделкам и на которые они могут оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей.
Основными факторами являются:
- усиление конкуренции;
- повышение качества жизни населения;
- инновационный;
- производственный.
Исследование фактора рыночной конкуренции позволяет отметить несколько принципиальных конкурентных преимуществ системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации:
- организационное единство и общность экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск;
- наличие развитой материально-технической базы;
- многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное хозяйство;
- квалифицированный кадровый потенциал.
Инновационный фактор является залогом
жизнеспособности системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, который выражается в способности инновационного управления факторами конкурентоспособности для:
- организации производства новых товаров, услуг;
- применения технологий;
- выхода на новые рынки;
- внедрения новых систем управления.
К внутренним факторам, влияющим на развитие организаций потребительской кооперации, можно отнести:
1) интеграционные процессы в потребите ль-ской кооперации, позволяющие в полной мере реализовать ее конкурентные преимущества как единой системы, происходят медленно;
2) неоднородность организаций потребительской кооперации: параллельно существуют мелкие и крупные потребительские общества.
Сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства испытывают острую потребность в дополнительных денежных средствах. Однако сами предприятия обладают ограниченными ресурсами, а действующая система банковского кредитования
Факторы внешней среды
Политико-правовые
Экономические
Создание правовых условий деятельности хозяйствующих субъектов;
законодательные акты, регулирующие и стимулирующие деятельность по оказанию услуг;
защита интересов потребителей; развитие государственного кооперативного партнерства
Финансовые
Социально-экономические показатели развития страны, промышленного производства, сельского хозяйства и других отраслей; многообразие форм и видов собственности; свободный рынок производства товаров и услуг;
развитие инфляционных процессов
Социально-демографические
Доступность кредитов;
размер процентной ставки банковского кредита;
уровень развития конкурентных отношений;
нормы налогообложения; внедрение инноваций;
финансовое состояние организаций
Природные, экологические, национальные
Динамика численности населения страны, региона; дисбаланс трудовых ресурсов; доходы населения; продолжительность жизни населения; наличие развитой социальной инфраструктуры; транспортная доступность;
повышение качества жизни населения
Территориальность и место расположения; климатические условия;
национальные особенности;
развитие норм морали, этики и т.д.; соблюдение требований охраны окружающей среды
г л г 1 1 Г 1 г
Эффективность организаций потребительской кооперации
Индекс уровня цен на услуги;
мнение потребителей об ассортименте товаров, услуг и качестве их предоставления;
высокий профессионализм и компетентность персонала; информационное обеспечение предоставления услуг
Доля организаций на рынке;
престижность и репутация организации;
инвестиционная привлекательность организации; процент кооперирования населения; охват покупательских фондов населения;
использование конкурентных преимуществ
Инновационное управление факторами конкурентоспособности;
организация производства новых товаров и услуг; применение новых технологий; внедрение новых систем управления; развитие диверсификации услуг
Конкуренто- Конкуренто-
способность услуг способность
организации
Состояние и уровень материально-технической базы; темпы модернизации;
рыночный потенциал организации; возможность расширения производства товаров и услуг; качество кадрового потенциала
Инновационный
Организационное управление производством товаров и услуг;
оптимизация бизнес-процессов в организациях;
формирование корпоративной культуры;
увеличение числа пайщиков и их участия в деятельности организации
Производственный
Организационное управление
Факторы внутренней среды
Рис. 2. Факторы внутренней и внешней среды, влияющие на региональную систему сельскохозяйственной
кредитной потребительской кооперации
усложняется необходимостью наличия залогового имущества и недостаточно развитой филиальной сетью банков в сельской местности. Положительный мировой опыт и опыт ряда российских регионов показывает, что указанные недостатки способен устранить механизм функционирования сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.
Следует отметить, что имеются реальные объективные предпосылки для ее развития, среди которых можно выделить следующие.
1. Рост значимости малого бизнеса в развитии аграрного сектора экономики, о чем свидетельствует увеличение доли крестьянско-фермерс-ких хозяйств в структуре продукции сельского хозяйства.
2. Необходимость привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей регионов в условиях ограниченности собственных средств.
3. Основным источником инвестиций являются заемные средства, представленные в большей мере кредитными ресурсами коммерческих банков. В то же время малый бизнес в аграрном производстве признается банковскими структурами как высокорискованный.
4. Возникновение объективной необходимости развития новых форм финансирования малых форм сельскохозяйственного производства, какой, на взгляд автора, является сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация. Таким образом, следует отметить, что развитие
сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации должно происходить путем создания повсеместно законченных региональных систем кооперации с учетом особенностей каждого региона.
Проблемы оздоровления финансового положения организаций сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации являются комплексными и тесно связаны с решением задач организационно-управленческого, структурного, инвестиционного, финансового характера. Стратегической целью развития региональной сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации должно стать, на взгляд автора, достижение финансовой устойчивости и эффективности развития отраслей деятельности [5].
Предлагаемые меры направлены на повышение эффективности услуг и финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации (рис. 3).
Таким образом, создание современных конкурентоспособных торговой системы, системы общественного питания, системы платных услуг, ориентированных на рынок и коммерческую деятельность, возможно при реализации разработанных мероприятий совершенствования товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики организаций потребительской кооперации.
Диверсификация развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации предполагает:
- обеспечение выживания организаций потребительской кооперации;
- усиление конкурентоспособности услуг;
- повышение прибыльности.
Создание информационной системы координации развития сферы услуг потребительской кооперации будет способствовать решению задач по обеспечению потребительских обществ объективной информацией, связанной с процессами бизнеса на рынке услуг и необходимой для прогнозирования и определения стратегии своего развития.
Наращивание объемов закупок сельскохозяйственной продукции при гарантированном сбыте возможно при реализации мероприятий по стимулированию сдатчиков сельскохозяйственной продукции, увеличении объемов производства собственной продукции.
Организация эффективного государственно-кооперативного партнерства предполагает развитие форм взаимовыгодного сотрудничества с местной администрацией и интеграции в решении общегосударственных проблем, в том числе - повышении благосостояния сельского населения [3].
Развитие интеграции в потребительской кооперации позволит:
- сохранить потенциал системы потребительской кооперации;
- наиболее полно использовать ее сильные стороны;
- укрепить кооперативную экономику;
- повысить конкурентоспособность кооперативного предпринимательства и эффективность услуг.
Формирование деловой элиты потребительской кооперации приведет к усилению ответственности руководителей потребительских обществ за результаты хозяйственной и социальной деятельности.
Улучшение работы с пайщиками по сохранению и приумножению их численности должно расцениваться как один из основных резервов
Основные направления повышения эффективности потребительской кооперации
Создание современной конкурентоспособной торговой системы, общественного питания, платных услуг, производство товаров ориентированных на рынок и коммерческую деятельность
Рис. 3. Меры, направленные на повышение э ффективно сти услуг и финансовое оздоровление организаций потребительской кооперации
Диверсификация развития потребительской кооперации
Создание информационной системы координации развития сферы услуг потребительской кооперации
Наращивание объемов заготовок при гарантированном сбыте
Организация эффективного государственно-кооперативного партнерства
Развитие интеграционных процессов на базе организаций потребительской кооперации Центросоюза
Формирование деловой элиты потребительской кооперации
Улучшение работы с пайщиками по сохранению и преумножению их численности
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность организации потребительской кооперации
экономического развития организаций потребительской кооперации.
Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность организаций потребительской кооперации, поможет распространить на организации потребительской кооперации условия государственной поддержки, действующие в отношении сельскохозяйственных производителей.
Список литературы
1. ВасильеваМ. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17.
2. ВасильеваМ. В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011.№ 2.
3. ВасильеваМ. В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 9.
4. Васильева М. В. Роль баланса финансовых ресурсов региона в реализации эффективной финансовой политики // Фундаментальные исследования. 2006. № 7.
5. ВасильеваМ. В. Финансовая политика: учеб. пособие. Ростов/Дон: Феникс. 2008.
6. Вахитов К. И. История потребительской кооперации России: учебник. М.: Дашков и К. 2009.
7. ДубиновскийМ. З., ШавандинаИ. В., Кута-ева Т.Н. Социальная эффективность услуг организаций потребительской кооперации на примере Княгининского филиала Нижегородского областного потребительского общества // Теория и практика общественного развития. 2012. № 4.
8. Имяреков С. Формирование механизма развития сельской кредитной кооперации в современных условиях // Сельский кредит. 2008. № 1.
9. Козенко З. Н. Сельская кредитная потребительская кооперация: теория, опыт, тенденции развития. Волгоград: Изд. ВГСХА. 2001.
10. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М.: Кооп.Изд. 1925.