Научная статья на тему 'Итоги и направления развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области'

Итоги и направления развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / КООПЕРАТИВНЫЙ СЕКТОР СБЫТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / КООПЕРАТИВНЫЕ РЫНКИ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА КООПЕРАЦИИ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ПОЛНОМОЧИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КООПЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатов В. С., Малюк Л. И., Павлов А. Ю.

Статья посвящена анализу развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области, организации сбыта продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Даны рекомендации по совершенствованию сбыта сельскохозяйственной продукции, созданию кооперативных рынков, формированию многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и разграничению функций и полномочий между ее уровнями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги и направления развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пензенской области»

УДК 349.422.2

итоги и направления развития сельскохозяйственной

потребительской кооперации

в пензенской области

В. С. ИГНАТОВ,

кандидат философских наук,

доцент кафедры прикладной экономики

E-mail: VSIgnatov@yandex. ru

Л. И. МАЛЮК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: Lama-Penza@yandex. ru

А. Ю. ПАВЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной экономики E-mail: pavlov_85@bk. ru Пензенская государственная технологическая академия

Статья посвящена анализу развития сельскохозяйственной потребительской кооперации Пензенской области, организации сбыта продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Даны рекомендации по совершенствованию сбыта сельскохозяйственной продукции, созданию кооперативных рынков, формированию многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и разграничению функций и полномочий между ее уровнями.

Ключевые слова: сельскохозяйственная потребительская кооперация, кооперативное движение, кооперативный сектор сбыта сельскохозяйственной продукции, кооперативные рынки, многоуровневая система кооперации, распределение функций и полномочий в региональной системе кооперации.

Активная фаза развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области связана с началом реализации в 2006 г. приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

и государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

Массовый характер процесс формирования кооперативов приобрел в результате реализации областной антикризисной программы по снижению напряженности на рынке труда области, которая действовала в 2009-2011 гг.

В создании потребительских сельскохозяйственных потребительских кооперативов активно участвовали подразделения Министерства сельского хозяйства Пензенской области, Министерство инновационного развития и предпринимательства, районные центры занятости населения, поселковые администрации.

По данным Минсельхоза Пензенской области, на 01.01.2007 было зарегистрировано 62 потребительских кооператива, а на 01.01.2012 - 1 454 кооператива, 87 % из них вели деятельность. На 1 152 малых предпри-

ятиях создано 4 257 дополнительных рабочих мест, в Пензенской области 9 583 чел. получили государственную услугу по содействию самозанятости, из них 8 342 чел. зарегистрировали собственное дело [6].

В 2011 г. с участием авторов проводилось обследование сельскохозяйственных потребительских кооперативов с целью оценки фактического состояния деятельности кооперативов и оценки перспектив их развития. Выборка составила 125 кооперативов в 27 муниципальных районах области. В том числе были обследованы 106 сельскохозяйственных потребительских кооперативов и 19 сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. 75 % кооперативов зарегистрировано в 2009 г. Распределение потребительских кооперативов по направлениям деятельности показано на рис. 1 [2].

Очевидно, что первый этап создания системы сельскохозяйственной потребительской кооперации, предполагающий прежде всего увеличение числа кооперативов, завершен. Результаты массового создания потребительских сельскохозяйственных кооперативов оцениваются по-разному.

При всей многоплановости суждений складывается убеждение, что массовое создание и государственная поддержка кооперативов на этом этапе важны и необходимы.

Рис. 1. Направления деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, % к числу опрошенных

Во-первых, мировая и российская практика свидетельствует, что в государствах с высоким уровнем жизни населения, развитым гражданским обществом экономика включает мощный кооперативный сектор, функционирующий в оптовой и розничной торговле [7].

Кооперация способствует консолидации общества и государства. В данном случае в условиях крайнего дефицита доверия к власти кооперация может стать доминантой, обеспечивающей такую консолидацию общества и государства, так как в кооперативном движении реализуются принципы добровольности, равноправия, прозрачности, ответственности и социальной справедливости.

Во-вторых, за счет денежных средств, выделенных в ходе реализации программы самозанятости, произошла первоначальная капитализация материально-финансовых ресурсов кооперативов под конкретный бизнес-проект. Так, только по антикризисной программе самозанятости и сокращению напряженности на рынке труда кооперативы получили за 2011 г. более 240 млн руб. [6].

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы выполняют не только производственную функцию, но и способствуют реализации целого ряда социально значимых задач, и прежде

всего повышают занятость, обеспечивают рост доходов населения, способствуют сохранению традиционного сельского расселения, налаживают устойчивое развитие сельских территорий.

Итоги активной фазы создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов обеспечивают рост производства и потребления сельскохозяйственной продукции, способствуют решению социальных проблем села, что в конечном итоге повышает продовольственную безопасность как региона, так и страны в целом.

На данном этапе развития потребительской

Таблица 1

Реализация продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами

Пензенской области

2008 г. 2011 г. Реализовано

Вид продукции Произведено ЛПХ*, К(Ф)Х** Реализовано СПоК*** Произведено ЛПХ, К(Ф)Х Реализовано СПоК СПоК в 2011 г. к 2008 г., во сколько раз

Скот и птица, т 2 898,0 48,51 2 820,0 326,59 6,7

Зерно злаковых и бобовых 46 101,0 700,0 41 282,0 12 267,0 1,8

культур, т

Картофель, т 2 321,0 533,7 5 265,0 2 137,0 4,0

Овощи, т 831,0 99,4 1 196,0 560,0 5,6

Яйцо птицы, тыс. шт. 4 050,0 17,4,0 2 551,0 262,0 1,5

Молоко сырое, т 10 237,0 1 070,0 10 818,0 2 133,0 2,0

Подсолнечник, т 22 398,0 - 19 468,0 668,0 -

*ЛПХ - личные подсобные хозяйства.

**К(Ф)Х - крестьянские (фермерские) хозяйства.

***СПоК - сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Источник: составлено авторами по данным сайта: URL: www. gks. ru.

кооперации целесообразно проанализировать ее состояние, выявить основные проблемы, сдерживающие развитие как кооперации, так и сельскохозяйственного производства в целом. Одной из задач развития сельскохозяйственной кооперации является ликвидация разобщенности подсистем производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В настоящее время основными участниками сбытовой деятельности выступают посредники, в том числе индивидуальные предприниматели, и организации торговли. По данным различных источников, эти два звена изымают до 2/3 стоимости конечного продукта.

Следует отметить, что в целом за период 20082011 гг. объемы продукции, реализованной кооперативами, увеличились в разы (табл. 1). Особенно существенным является рост реализации скота и птицы -в 6,7 раза, картофеля - в 4 и овощей - в 5,6 раза.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что доля продукции, реализованной кооперативами, в общем объеме продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, остается еще низкой. В 2011 г. по мясу она составляет менее 12 %, по яйцу -10 %, по молоку - 19,7 %.

Одним из средств решения проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции может быть создание сельскохозяйственных кооперативных рынков (СКР).

Сельскохозяйственный кооперативный рынок -это сельскохозяйственный рынок, управление которым осуществляет сельскохозяйственный потребительский кооператив.

После принятия Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» были предоставлены преференции специализированным сельскохозяйственным рынкам1; сформированы стандарты деятельности рынков и их отдельных участников, включая требования к безопасности и материально-технической базе рынков; определены правовые отношения между основными участниками деятельности рынков (собственник, арендатор торгового места, продавец), что обеспечивает создание благоприятных условий для участников торговли.

В Пензенской области реализация продукции, произведенной малыми формами хозяйствования, в основном осуществляется самостоятельно на рынке, продается соседям и определенному кругу своих клиентов, скупщикам. Данный вывод подтверждается результатами проведенного авторами в 2010 г. анкетирования 105 владельцев личных подсобных хозяйств в рабочих поселках Лунино, Мокшан, г. Каменка и на ярмарках выходного дня, проводимых для сельхозпроизводителей в г. Пензе (табл. 2).

Действующий сельскохозяйственный кооперативный рынок в Пензенской области отсутствует. В рамках исследования опрошены 30 руководителей сельскохозяйственных потребительских кооперати-

1 Здесь имеется в виду постепенная трансформация универсальных продовольственных рынков в специализированные сельскохозяйственные рынки (основные типы рынков постепенно должны замещаться цивилизованными формами торговли - магазины, сети и др.).

- 17

Таблица 2 Каналы сбыта продукции личными подсобными хозяйствами граждан

Канал сбыта продукции % ответивших

Продаю на рынке 62

Продаю соседям, своим клиентам 44

Продаю через СПоК 3

Продаю через кооперативы Роспотребсоюза 0

Продаю через сельскохозяйственную 0

организацию

Продаю перерабатывающим 5

предприятиям

Продаю скупщикам 30

Продаю по другим каналам 2

Таблица 3 Причины отказа от организации сельскохозяйственного кооперативного рынка, %

вов, которые указали причины отсутствия сельскохозяйственного кооперативного рынка (табл. 3).

Формирование и развитие сельскохозяйственных кооперативных рынков, по мнению авторов, является одним из направлений совершенствования системы организации сбыта продукции крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.

Один из вариантов организации сельскохозяйственного кооперативного рынка (СКР) представлен на рис. 2.

Формирование сельскохозяйственных кооперативных рынков сдерживается по следующим причинам.

Вариант ответа %

Кооперативный рынок не нужен, у нас есть проверенные каналы реализации 10

Мы хотели организовать кооперативный рынок, но идея не нашла понимания в местной администрации

Не было средств для организации кооперативного рынка 90

В районе слишком мало кооперативов, чтобы организовывать отдельный кооперативный рынок —

Не понимаем, зачем вообще нужен кооперативный сельскохозяйственный рынок —

Другое (укажите, что именно) -

Во-первъх, собственные финансовые возможности сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) в большинстве случаев ограничены и не могут обеспечить стартовых условий для создания и безубыточного функционирования СКР. У них отсутствуют источники погашения процентов по кредитам на начальном этапе развития хозяйственной деятельности. Основными причинами, по которым банковские кредиты кооперативам недоступны, являются: низкий уровень доходов крестьянских (фермерских) хозяйств, граждан, ведущих личное под-

Рис. 2. Модель организации торговли на сельскохозяйственном кооперативном рынке

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

собное хозяйство, которые преимущественно должны войти в кооператив;

- слабая материально-техническая база у вновь созданных СПоК, неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей функционирование кооператива;

- отсутствие или недостаточность залоговой базы, необходимой при предоставлении кредита;

- слабая информированность сельского населения об аграрном законодательстве, о мерах государственной поддержки сельских товаропроизводителей;

- недостаточное информационно-правовое консультирование по процессу создания и регистрации кооперативов, услуг по подготовке учредительных документов (устава, бизнес-плана, регламента деятельности, форм учетно-отчетной и другой документации). Во-вторых, у многих сельхозтоваропроизводителей, в том числе и членов СПоК, отсутствует возможность торговать на СКР в ежедневном круглогодичном режиме. К тому же, в Пензенской области в качестве альтернативы постоянно действующим рынкам сельхозпродукции выступают ярмарки выходного дня, пользующиеся значительной популярностью у населения.

В-третьих, успешная реализация проектов по формированию СКР во многом зависит от позиции региональных и муниципальных органов власти по вопросам, связанным с выделением и оформлением земельных участков, строительством дорог и инженерных коммуникаций; решением проблем информационного, методического, консультационного обеспечения деятельности кооперативов, правовой и образовательной поддержки; организацией товарных потоков СПоК, осуществлением закупок продукции кооперативов на государственные и муниципальные нужды; созданием гарантийных и залоговых фондов.

Преодоление сдерживающих факторов возможно только в рамках реализации комплексной программы, предусматривающей:

- совершенствование законодательного регулирования деятельности СКР и обеспечение адекватной современным экономическим условиям помощи со стороны государства;

- эффективное организационное сопровождение деятельности СКР на региональном и муниципальном уровнях, включающее информационно-консультационное обслуживание.

Анализ развития кооперации и историческая практика свидетельствуют о том, что кооперативы, объединенные в вертикальные и горизонтальные структуры, охватывающие всю цепочку производства, переработки продукции, способны решить производственные проблемы современного села.

Важными факторами построения эффективной многоуровневой сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе являются определение оптимальных размеров создаваемых кооперативов, а также рациональное разграничение функций между кооперативами первого и второго уровней.

При создании первичных кооперативов целесообразно, на взгляд авторов, придерживаться принципов их локализации на уровне конкретного сельского поселения.

Применительно к кооперативу критерием оптимальности размера следует считать максимум дохода пайщиков. Увеличение масштабов деятельности сельскохозяйственного потребительского кооператива оправдано до тех пор, пока выполняются следующие условия:

- дополнительные постоянные и переменные затраты не приводят к снижению дохода пайщика в расчете на единицу произведенной продукции;

- сохраняются управляемость и эффективный контроль над функционированием кооператива со стороны его членов;

- кооператив де-факто сохраняет статус некоммерческой организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В каждом конкретном случае оптимальный размер сельскохозяйственного потребительского кооператива может отличаться в зависимости от ряда факторов:

- емкости местного рынка данного вида продукции и возможностей кооператива по сбыту продукции на местном, региональном и общероссийском рынке с учетом существующей конкуренции со стороны коммерческих организаций, действующих на данном рынке;

- производственной мощности оборудования, имеющегося у кооператива;

- возможности привлечения и размещения финансовых ресурсов и ряда других факторов [1]. Следующей ступенью развития кооперации

можно считать создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго уровня. Объединение первичных кооперативов в рамках

более крупного формирования позволяет в конечном итоге повысить их конкурентоспособность, обеспечить экономию за счет эффекта масштаба, расширяет возможности по защите собственных интересов на уровне местных органов самоуправления и региональных органов власти. Такое объединение должно быть выгодно пайщикам кооперативов первого уровня, поэтому необходимо сопоставить те преимущества, которые дает развитие многоуровневой кооперации, с дополнительными затратами, которые, безусловно, при этом возникают.

При создании кооперативов второго уровня в отношении кредитных кооперативов и потребительских кооперативов других направлений деятельности следует применять различные подходы в зависимости от территориального размещения членов кооператива [2].

Эффективность деятельности системы потребительской сельскохозяйственной кооперации зависит от распределения функций и полномочий между звеньями системы. Авторы считают целесообразным распределение функций между уровнями снабженческо-сбытовой и перерабатывающей потребительской кооперации региона, представленное на рис. 3.

Увеличение масштабов деятельности в кредитной кооперации не приводит к существенному росту затрат пайщиков первичных кооперативов и в то же время способствует более эффективному использованию финансовых ресурсов. Поэтому сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив второго уровня необходимо создавать в рамках региона. Это подтверждает опыт развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Саратовской, Астраханской, Пензенской областей и других субъектов РФ.

Хозяйственные процессы, связанные с закупкой и использованием материально-технических ресурсов, с обеспечением переработки и сбыта продукции, характеризуются ростом предельных издержек по мере увеличения масштабов деятельности и численности членов кооператива. Поэтому сельскохозяйственные потребительские кооперативы второго уровня (за исключением кредитных) целесообразно создавать на уровне муниципального района.

Формирование многоуровневой сельскохозяйственной потребительской кооперации требует создания материально-технической базы и обеспечения ее кадрами соответствующей квалификации.

Члены кооперативов первого уровня

л~гттттт

Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов региона

— _ _ 4с--

Снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив первого уровня Снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив первого уровня

Ш- Мг

Снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив второго уровня Снабженческо-сбытовой перерабатывающий потребительский кооператив второго уровня

Ограниченное число членов кооператива, обеспечивающее управляемость и взаимное доверие

Создается на уровне сельского поселения. Минимальное техническое оснащение. Функции: сбор продукции у членов кооператива, первичная переработка, непродолжительное хранение, подготовка к дальнейшей реализации, формирование сводных заявок на поставку необходимых ресурсов.

Создается на уровне одного или нескольких соседних муниципальных районов. Максимальное техническое оснащение. Функции: глубокая переработка продукции, долгосрочное хранение, реализация конечным потребителям, разработка и продвижение торговой марки, закупка ресурсов крупными партиями.

Взаимодействие с региональными органами власти по вопросам поддержки и развития сельскохозяйственнойпотребительской кооперации, выдвижение законодательных инициатив.

Обеспечение сотрудничества в сфере кооперации на межрегиональном уровне.

Рис. 3. Разграничение функций между отдельными уровнями снабженческо-сбытовой перерабатывающей

потребительской кооперации региона

Решению данных задач должны способствовать развитие инфраструктуры потребительской кооперации, осуществление дифференцированной поддержки кооперативного движения в зависимости от уровня и направления деятельности кооператива.

Список литературы

1. Аллахвердиева А. И. Развитие форм кооперации в аграрном секторе АПК. М.: Изд-во «Экономика», 2003.

2. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне: монография / под общ. ред. И. В. Палаткина, А. А. Кудрявцева. Пенза, 2011.

3. Чаянов А. В. О сельскохозяйственной кооперации. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1989.

4. URL: http://www. mcx-penza. ru.

5. URL: http: //www. pnz. gks. ru.

6. URL: 58zan. ru

7. URL: http: //www. fermeragro. com.

Вниманию руководителей российских регионов, экономистов, финансистов и менеджеров, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Региональная экономика: теория и практика»

ISSN 2073-1477

Выпускается с 2003 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 4раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34133 82327 15089

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:[email protected]

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.