Научная статья на тему 'Факторы развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве'

Факторы развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
598
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА СЕЛЕ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ / CONSUMER COOPERATION / SMALL FARMS IN RURAL AREAS / TARGET PROGRAM / FACTORS OF DEVELOPMENT OF CONSUMER COOPERATION IN AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Семенов Алексей Сергеевич

В статье обоснована необходимость развития потребительской кооперации для малых форм хозяйствования на селе, раскрыты причины снижения темпов развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе, определены факторы развития потребительской кооперации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of development of consumer cooperation in agriculture

One of the most effective mechanisms of adaptation of agriculture to new economic environment is the development of agricultural consumer cooperations, which in Ulyanovsk region is directly related to the cooperation of small farms. The study of trends in the development of agricultural consumer cooperatives in the region allows to identify the factors constraining development: lack of initiative and entrepreneurial skills among the rural population in agricultural business; loss of cultural traditions of team work on the principles of democracy, solidarity and mutual assistance; weak development of self-regulatory organizations representing the interests of cooperations and their members in all areas of activity; insufficient material and technical base of cooperations to provide services to its members on the present level; the lack of stable and assured marketing channels for agricultural products and processed products; high debt load of both agricultural consumer cooperations and their members. Market, innovation and production factors were identified as factors of the development of agricultural consumer cooperatives. Factor of market competitiveness determines the competitive advantage of consumer cooperatives: organizational unity and commonality of economic interests of business entities; multisectoral activities; skilled human resources. The innovative factor is expressed in the ability to control the factors of competitiveness with the aim of producing new goods, services, use of technology; access to new markets. Production factors include: integration processes in the agricultural consumer cooperations; the heterogeneity of consumer cooperation organizations; insufficient coordination of the development of consumer cooperation from the cooperation of the second level.

Текст научной работы на тему «Факторы развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве»

УДК 338.436

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Семенов Алексей Сергеевич, аспирант

ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

432017, г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1; тел.: 8 (8422) 559501

Ключевые слова: потребительская кооперация, малые формы хозяйствования на селе, целевая программа, факторы развития потребительской кооперации в сельском хозяйстве

В статье обоснована необходимость развития потребительской кооперации для малых форм хозяйствования на селе, раскрыты причины снижения темпов развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе, определены факторы развития потребительской кооперации

Развитие рыночных отношений и глобализация экономики обусловливают расширение мер по координации и защите интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Как свидетельствует отечественный и международный опыт, одним из наиболее действенных механизмов адаптации сельского хозяйства к новым экономическим условиям является развитие сельской потребительской кооперации [1]. Определение основных направлений организации и развития кооперативных формирований в сельской местности, позволяющих повысить эффективность агропромышленного производства и доходность сельскохозяйственного труда, способно обеспечить устойчивое развитие сельских территорий и повысить качество жизни сельского населения.

Развитию сельского кооперативного сектора значительное внимание уделено в «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» и её подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования», Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 -2017 годы и на период до 2020 года» [2]. Реализация целевых индикаторов программ направлена на решение следующих задач развития потребительской кооперации на селе:

• создание благоприятных нормативно-правовых, социально-экономических условий для организации и развития сельской кооперации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

• совершенствование и расширение действующего механизма государственной поддержки, выработка новых мер по развитию сельской кооперации, в том числе частно-государственного партнерства;

• качественное увеличение числа сельских кооперативов по разным направлениям деятельности и повышение доли работающих кооперативов, а также расширение членской кооперативной базы, широкого охвата кооперацией сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения;

• значительное увеличение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счёт их активного участия в кооперативной деятельности;

• обеспечение более полного и качественного предоставления услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению.

Развитие потребительской кооперации в Ульяновской области напрямую связано с кооперированием малых форм хозяйствования, которые заняли устойчивую нишу в аграрной экономике региона. Основные показатели деятельности малых форм хозяйствования в агропромышленном ком-

Таблица 1

Динамика развития малых форм хозяйствования в Ульяновской области

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Численность крестьянских (фермерских) хозяйств 743 680 680 480 520 647

Численность личных подсобных хозяйств, тыс. ед. 171,0 170,2 170,2 168,2 168,2 169,0

Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов 19 38 52 62 69 61

Доля поголовья крупного рогатого скота малых форм хозяйствования в общей численности поголовья, % 58,4 60,7 62,0 61,9 62,9 62,7

Доля поголовья коров малых форм хозяйствования в общей численности поголовья, % 64,9 64,6 65,0 63,6 63,3 62,7

Доля продукции, произведенной малыми формами хозяйствования в общем объеме производства, %

- молока 72,6 70,3 70,1 70,2 68,9 67,9

- мяса 78,1 73,2 68,8 61,4 48,9 52,0

- овощей 68,1 72,1 73,7 73,6 72,4 75,0

- картофеля 93,3 89,4 90,8 90,3 91,2 93,5

* - по данным Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области

плексе Ульяновской области за 2008-2013 годы представлены в табл. 1.

Данные табл. 1 показывают, что за 2008-2013 гг. численность крестьянских (фермерских) хозяйств сократилась на 12,9%, численность личных подсобных хозяйств в меньшей степени - на 1,1%. На долю малых форм хозяйствования приходится 62,7% общего поголовья крупного рогатого скота в регионе, 62,7% поголовья коров.

По отдельным видам продукции доля малых форм хозяйствования в общем объеме производства составляет в 2013 году: молоко - 67,9%, мясо - 52,0%, овощи - 75,0%, картофель - 93,5%. В динамике прослеживается тенденция снижения удельного веса доли малых форм хозяйствования в производстве продукции животноводства, что связано с убыточностью ее производства и отсутствием эффективных рынков ее сбыта.

Таким образом, в настоящее время потенциал малых форм хозяйствования в производстве продуктов питания достаточно велик, и дальнейшее развитие потреби-

тельской кооперации является важнейшим направлением повышения их устойчивости и конкурентоспособности на рынке [3, 4 ,5].

В настоящее время в Ульяновской области зарегистрировано 61 потребительских кооперативов, из которых 78,7% приходится на снабженческо-сбытовые. Преобладающее количество снабженческо-сбытовых и обслуживающих кооперативов объясняется тем, что именно они являются наиболее приемлемой формой сотрудничества между средними и мелкими сельхозтоваропроизводителями и рынками сельскохозяйственной продукции. Для эффективного функционирования созданных в регионе кооперативов необходим отлаженный механизм финансирования, поэтому наличие кредитного кооператива существенно облегчает деятельность других кооперативов, позволяя быстро и эффективно привлекать необходимые оборотные средства. В Ульяновской области кредитная кооперация развита слабо, из 7 зарегистрированных кредитных кооперативов функционирует толь-

Таблица 2

Численность и состав потребительских кооперативов в Ульяновской области (на 01.06.2014 г.)

Количество СПоК 1-го уровня, зарегистрированных на территории Ульяновской области, ед. из них: количество фактически работающих СПоК, ед. Удельный вес работающих СПоК, %

Всего 61 31 50,8

в том числе: кредитных 7 6 85,7

перерабатывающих 6 5 83,3

снабженческо-сбытовых 48 20 41,7

ко 6 ед.

Проведенное исследование тенденций развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов в регионе позволяет утверждать, что, несмотря на позитивные результаты, дальнейшее эффективное развитие сдерживается следующими факторами:

• недостаток инициативности и предпринимательских качеств у сельского населения в аграрном бизнесе;

• потеря культурных традиций ведения коллективной деятельности на принципах демократии, солидарности и взаимопомощи, отсутствие опыта коллективной деятельности в условиях высокой экономической и социальной нестабильности;

• слабое развитие саморегулируемых организаций, представляющих интересы кооперативов и их участников по всем направлениям деятельности;

• недостаточная материально-техническая база кооперативов для оказания услуг своим членам на современном уровне;

• отсутствие устойчивых и гарантированных каналов реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки;

• высокая закредитованность как сельскохозяйственных потребительских кооперативов, так и их членов.

И, как результат, наблюдается замедление темпов роста численности потребительских кооперативов, многие из уже действующих кооперативов прекратили свою деятельность. Так, по состоянию на

01.06.2014 года на территории региона из 61 зарегистрированного кооператива осуществляет свою деятельность только 31 кооператив (табл. 2).

Следует отметить, что наибольшее число фактически неработающих кооперативов отмечено по категории снабженческо-сбы-товые кооперативы. Это связано, прежде всего, с трудностями сбыта произведенной продукцией и низким уровнем цен на нее.

Оценка факторов, влияющих на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в современных условиях, позволяет выделить основные из них: рыночный (усиление конкуренции), инновационный и производственный факторы.

Фактор рыночной конкуренции определяет несколько принципиальных конкурентных преимуществ потребительских кооперативов: организационное единство и общность экономических интересов хозяйствующих субъектов, позволяющих снизить предпринимательский риск; многоотраслевой характер деятельности, позволяющий создать интегрированное хозяйство; квалифицированный кадровый потенциал.

Инновационный фактор является залогом жизнеспособности кооперации, который выражается в способности инновационного управления факторами конкурентоспособности с целью организации производства новых товаров, услуг, применения технологий; выход на новые рынки; внедрение новых систем управления.

К производственным факторам, влияющим на развитие потребительской коопе-

рации, можно отнести:

1) интеграционные процессы в сельскохозяйственной потребительской кооперации, позволяющие в полной мере реализовать ее конкурентные преимущества как единой системы, происходят медленно;

2) неоднородность организации потребительской кооперации: параллельно существуют мелкие и крупные организации с разными производственными направлениями и видами деятельности;

3) недостаточная координация развития потребительской кооперации со стороны кооператива второго уровня. В Ульяновской области зарегистрирован сбытовой потребительский кооператив второго уровня, однако фактически свою деятельность он не осуществляет.

Для повышения эффективности функционирования системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе необходимо осуществить целый ряд мероприятий, приоритетными из которых, на наш взгляд, являются:

• формирование и обеспечение функционирования регламентированного механизма эффективной двухуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• организация учебно-методической работы, информационного обеспечения и мониторинга;

• создание новых кооперативных формирований и стимулирование развития сельскохозяйственных кооперативных рынков при использовании их потенциала в заготовительно-сбытовой деятельности, с

целью наращивания закупок при гарантированном сбыте.

Дальнейшее развитие системы потребительской кооперации обеспечит повышение концентрации мелкотоварного производства, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных сельхозтоваропроизводителей, их защите на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Библиографический список

1. Дозорова, Т.А. Теория потребительской кооперации начала ХХ века /Т.А. Дозорова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 2 (14). - С. 142-146.

2. Сайт министерства сельского хозяйства Ульяновской области. - Режим доступа: http://www.agro-ul.ru/agriculture/index.php

3. Дозорова, Т.А. Организационно-экономические условия развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве / Т.А. Дозорова, Ю.В. Лешина // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 2 (22). - С. 131-136.

4. Салова, М.С. Становление малых форм хозяйствования в АПК Ульяновской области / М.С. Салова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011.- №1(13). - С.121-125.

5. Дозорова, Т.А. Перспективы развития потребительской кооперации в АПК / Т.А. Дозорова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2011. - № 4 (16). - С. 134-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.