Использование карты критериев имеет ряд преимуществ как для преподавателя, так и для обучающихся:
• прозрачная и объективная процедура оценивания обучающихся;
• самооценка уровня личностного и профессионального развития;
• определение путей самосовершенствования как личности и как специалиста.
Оценка уровня сформированности компетенций обучающихся позволяет определить разницу между реальным уровнем сформированности компетенции и установленным ФГОС по специальности. Это помогает определить поэтапный план развития каждого обучающегося, динамику этого развития, а также оценить, над какими компетенциями ему следует работать в дальнейшем.
О РОЛИ ВНЕАУДИТОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИКУМЕ
т. А. Лесникова, преподаватель ГБОУ СПО «Междуреченский горностроительный техникум»
В соответствии с ФГОС в области иностранного языка основной задачей является развитие иностранной коммуникативной компетенции, а основной целью — формирование и развитие языковых навыков и умений: говорения, аудирования, чтения, письма.
Задача преподавателя — создать условия практического овладения иностранным языком, что мы и делаем на наших уроках.
Постоянно встает вопрос, как повысить мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка. На мой взгляд, решению этой задачи способствует внеклассная работа. Она позволяет обучающимся более глубоко овладеть языком, содействует их творческому развитию.
В практике преподавания иностранного языка все более ощущается необходимость обучать не только языковым структурам, но и тому, что и «лежит за языком», т. е. культуре страны изучаемого языка.
Современный уровень развития методики предлагает много различных форм внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка.
В данной статье описывается опыт успешной организации внеаудиторной работы среди студентов Междуреченского горностроительного техникума, изучающих английский язык. Зачастую нам приходится сталкиваться с нежеланием ребят уделять достаточное количество времени на подготовку классических домашних заданий, связанных с чтением, переводом, подбором правильных грамматических конструкций и т. п. Ссыла-
ясь на разные причины, студенты часто пропускают занятия, т. к. недостаточно осознают важность изучения иностранного языка. Обучающиеся, приходящие после школы с низким, а иногда почти нулевым уровнем владения языком (а таких с каждым годом все больше), часто не верят в возможность достичь больших результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации, обучаясь иностранному языку в техникуме только на занятиях. Поэтому они уделяют мало внимания изучению иностранного языка, перераспределяя свое время в пользу профильных предметов. Перед нами встает задача привлечь их осознанно уделять больше времени изучению английского языка, приучить их к систематическому выполнению поставленных задач курса и, конечно же, дисциплине.
Работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. В нашем образовательном учреждении преподаватели иностранного языка стараются проводить не менее двух-трех открытых внеклассных мероприятий по английскому языку в течение учебного года. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию создает положительную мотивацию у студентов. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке, формирует положительную самооценку, студент рас-
тет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Положительный имидж обучающихся в свою очередь способствует росту престижа иностранного языка в целом в техникуме. Для нас, преподавателей иностранных языков, первостепенное значение имеет развитие инициативы обучающихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.
Организуя внеклассные мероприятия, мы создаем условия для укрепления межпредметных связей, а также для более глубокого проникновения в культуру стран изучаемого языка. Все это, без сомнения, способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.
Хотелось бы также подчеркнуть, что внеаудиторные мероприятия позволяют не только значительно повысить интеллектуальный, языковой и коммуникативный уровни студентов, но и решают специфичные для этой деятельности задачи:
- организация свободного времени обучающихся с целью их общего развития, культурно-нравственного и эстетического воспитания;
- раскрытие личных талантов (вокальных способностей, актерского мастерства и т. д.).
Для реализации вышеуказанных задач преподаватели иностранных языков техникума ежегодно устраивают великолепные, отличающиеся творческим началом постановки по различным темам, часто приуроченные к российским и зарубежным праздникам, а также научно-практические конференции и олимпиады.
Эффективной формой внеаудиторной работы является научно-практическая конференция, которая ежегодно проводится в техникуме по актуальным для студентов темам: «Великие люди стран изучаемого языка», «Английский язык в моей жизни», «Английский язык в моей профессии» и др. Основные задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение знаний новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний, ознакомление участников конференции с результатами экспериментальной работы, профориентация.
Еще одна форма внеаудиторной работы — ежегодные олимпиады среди студентов первого курса и студентов второго-третьего курсов, которые изучают технический английский. Подготовка и проведение олимпиад способствуют расширению кругозора обучающихся, повышению их интереса к изучению иностранного языка, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению ранее изученной лексики, расширению словарного запаса.
Для студентов специальности «техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» знание иностранного языка просто необходимо, т. к. почти каждый третий автомобиль, эксплуатируемый в России, производится за рубежом или на совместном предприятии, и большая часть нормативных документов по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации написана на иностранном языке. Основные технические характеристики автомобилей, факторы, влияющие на их изменения (скорость, объем двигателя, мощность, габаритные размеры, расход топлива), общее устройство автомобиля студенты изучают на дисциплинах «техническое обслуживание автомобилей», «ремонт автомобилей», «автомобили» на русском языке.
Целью курса иностранного языка является использование на занятиях имеющихся у студентов знаний. Этот материал интересен студентам, так как непосредственно связан с их будущей профессией, поэтому учатся они с удовольствием. На четвертом курсе в начале семестра обучающиеся специальности ТОА получают задание приготовить презентацию по одной из тем: «Производство автомобиля», «Тормозная система автомобиля», «Рулевое управление», «Работа двигателя», или составить словарь техника-механика в электронном виде. В течение семестра студенты учат слова по теме, ищут информацию, оформляют презентации и словари, корректируют ошибки. Обучающиеся используют в своих работах не только информацию из учебной литературы, но и из Интернета, что значительно повышает качество выполненных работ. На последних занятиях они защищают свои проекты. При подготовке различных презентаций студенты могут использовать анимацию, музыку, изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы, таблицы. Это делает презентацию более привлекательной, яркой, запоминающейся. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
Познавательными стали встречи с иностранным гостем — Освальдом Пивонка. Гражданин Германии (владеющий пятью языками) на английском языке делился своими наблюдениями о нашей стране, наших людях и отвечал на вопросы студентов на различные темы. Он даже принял участие в создании проекта «Автомобиль моей мечты». Студенты в непринужденной обстановке могли пообщаться с представителем иноязычной культуры, пополнить свой лексический запас, свои знания о странах изучаемого язы-
ка, а также повысить мотивацию к изучению иностранного языка.
Студенты активно участвуют в праздниках, которые проводятся на английском языке.
«St. Valentine's Day» — театрализованное шоу, приуроченное к празднованию Дня Святого Валентина на территории западных стран. Как и все праздники, это мероприятие проходит не только на сцене, но и на всей территории техникума: в вестибюле, в коридорах, в актовом зале. На переменах играет соответствующая празднику музыка, работает почта.
Одним из наиболее интересных приемов в обучении иностранному языку является обращение к текстам песен, которые можно рассматривать как художественный текст, его обучающиеся могут прочитать и перевести дома, в результате тренируются навыки чтения, перевода, а также происходит постепенное накопление лексики. Прослушивание песен является своего рода упражнением для аудирования как дома, так и на занятиях. В процессе исполнения песен отрабатываются произносительные навыки. Студенты в непринужденной форме повторяют за исполнителем слова песен. Кроме того, можно подбирать тексты песен, содержащих грамматический материал в соответствии с пройденной темой.
«Конкурс исполнения песен на иностранном языке» — еще одно внеклассное мероприятие на английском языке, которое проводится в нашем техникуме в форме концерта, с участием обучающихся первого и второго курсов. Особенность такого мероприятия — его интерактивный характер: все присутствующие студенты становятся его участниками, а в роли зрителей выступают педагоги и гости.
Каждый участник конкурса собирает свою группу поддержки в зрительном зале. Зрители заранее получают слова финальной песни, что позволяет им подпевать или просто читать текст песни.
Некоторые участники самостоятельно выбирают песню на английском языке, другим — помогают преподаватели иностранного языка, а также преподаватели музыкальных учреждений города. Обучающиеся заранее готовят презентацию песни и костюмы. Исполняются песни на английском, французском, еврейском и японском языках.
Интересным событием для всех студентов является проведение традиционного «Вечера иностранных языков», где студенты разыгрывают сценки из книг великих драматургов или шуточные сценки на иностранном языке, исполняют песни и разучивают стихи на разных языках: английском, немецком, французском, а также исполняют народные танцы. Это мероприятие дает
уникальную возможность обучающимся познакомиться с литературой Англии, биографией авторов и их великими произведениями. Творческий подход к данной области помогает студентам постичь национальное богатство страны, чуть лучше понять людей, проживающих на этой территории. Получая навык игры драматических сцен, студент расширяет свой словарный запас, развивает беглость речи, учится богатству интонационного оформления английской речи.
Halloween — маскарадное шоу, приуроченное к американскому празднику. Студенты превращаются в различных загадочных потусторонних существ, ведьм, вампиров, создавая при этом все самостоятельно: костюмы, речи на английском и русском языках. Праздник проходит не только в виде театрального представления на сцене актового зала, он начинается уже в вестибюле; в специально декорированной аудитории под названием «Комната страха» можно устроить фотосессию; в коридорах техникума играет соответствующая музыка и проводятся конкурсы. После праздника устраивается всеми любимый парад костюмов. Обычаи и традиции английского народа являются отражением его истории, психологии. Знакомство с ними позволяет нам лучше понять душу этого народа, его культуру; воспитывать уважение, понимание, толерантность к культуре страны изучаемого языка; обогатить себя ценностными представлениями о другой культуре. При организации данного праздника преподаватели английского языка помогают студенту раскрыть творческий потенциал, поставить правильную английскую речь.
Все многообразие представленных форм внеаудиторной работы позволяет говорить о большом потенциале для развития иноязычной речи студентов, подтверждая при этом органическую связь между урочной и внеурочной работой. Хотя цели и задачи учебной и внеаудиторной работы совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней, как мы убедились, есть своя специфика. Отсутствие урочной регламентации и строгого учета знаний, добровольный характер участия, большая самостоятельность, инициативность и изобретательность — все это позволяет вовлечь обучающихся в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить интерес к ней.
Подобная практика проведения внеаудиторных мероприятий вносит серьезный вклад в совершенствование разнообразных форм учебно-методической работы, направленной на углубленное изучение иностранных языков, что полностью отвечает запросам современного общества.