НАША ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ
С. А. Якушенко, Т. А. Лесникова, преподаватели ГБОУ СПО «Междуреченский горностроительный техникум»
История нашей династии важна не только для учебного заведения, в котором мы работаем, региона, в котором живем, но и для страны, мира в целом. В судьбе представителей нашей семьи отразились судьбы многих поколений людей, история всей России и русского зарубежья. Из поколения в поколение члены нашей семьи как эстафету передавали гордое знамя учительской профессии. Они преподавали разные предметы, но их объединяли профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание отдавать сердце детям. История педагогической династии начинается с конца XIX века. В целом же педагогический стаж династии составляет более 500 лет!
6 мая в селе Каменевка Змеиногорского уезда Томской губернии (ныне Шемонаихин-ский район Восточно-Казахстанской области) близ Николаевского рудника в многодетной семье горнорабочего родился Георгий Дмитри-
ев. А. Якушенко Т. А. Лесникова
евич Гребенщиков — писатель, критик, журналист, общественный деятель, педагог, наш прадед.
Георгий Дмитриевич Гребенщиков —
сын сибирского крестьянина и казачки станицы Убинской. Не имея возможности окончить даже сельскую начальную школу, он стал почетным доктором филологии, профессором
Николай Рерих и Георгий Гоебенщиков
одного из американских университетов, почетным доктором Академии наук и искусств Испании, Мексики, обладателем литературных премий многих стран мира. Гребенщиков — автор более ста романов, новелл, рассказов, драматических произведений, большая часть которых переведена на многие европейские языки.
В 1905 году Георгий, перепробовав множество профессий, занялся журналистикой. В 1906 вышел сборник рассказов и очерков «Отголоски сибирских окраин». С 1909 года работал ответственным секретарем журнала «Молодая Сибирь», поступил вольнослушателем в Томский университет. Познакомился с Г. Н. Потаниным и разделял его взгляды на Сибирь.
Октябрьские события 1917-го не принял. Годы Гражданской войны провел в Крыму, работая в местной печати. В 1920 году эмигрировал. Жил сначала во Франции, в Париже, тесно общался с Н. Рерихом, Ф. Шаляпиным, К. Бальмонтом. В 1924-м переехал в США. В штате Коннектикут основал селение Чураев-ку, создал совместно с Н. Рерихом книжное издательство «Алатас».
В 30-е Георгий Гребенщиков — один из духовных лидеров русской эмиграции в Америке. Вел переписку с А. Куприным, И. Буниным, Н. Рубакиным, представителями династии Романовых. Много внимания уделял пропаганде русской культуры, говоря о ее вкладе в духовную культуру Запада. В конце 30-х переселился во Флориду, в Лейкленд, где преподавал русскую литературу и историю в университете. Там он остался до конца жизни.
А. И. Ветлугина, Я. С Ветлугин. с детьми А. Я. Фоминых и Л. Я. Шрамко
Всемирно известны следующие произведения Г. Д. Гребенщикова:
• В просторах Сибири. В 2 кн., 1913-1915.
• Змей Горыныч, 1916.
• Степь, да небо, 1917.
• Чураевы. В 6 тт., Paris, New York, 19221837, Иркутск, 1982.
• Былина о Микуле Буяновиче, New York, 1924.
• Радонега. Сказание о Святом Сергии, Southbury, 1938, 2-е изд. — 1954.
• Златоглав. Southbury, 1939.
Многие видные писатели и деятели русской культуры видели в нем надежду и гордость русской литературы, его творчество высоко ценили М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Ф. Шаляпин, Н. Рерих, Л. Н. Толстой. Гребенщиков — один из самых значительных писателей русского зарубежья.
В 1933 году идет обсуждение о выдвижении на Нобелевскую премию двух русских писателей: Бунина и Гребенщикова, но Гребенщиков отказался от участия в конкурсе в пользу Бунина. Некоторые русские с сожалением восприняли этот отказ, считая Гребенщикова лучшим современным русским писателем. Его педагогический стаж — 12 лет.
Ветлугин Яков Семенович, племянник Г. Д. Гребенщикова, наш дед и продолжатель династии — учитель истории и географии. Закончил Алма-Атинский учительский институт.
В послевоенное время поднимал и восстанавливал школы Восточно-Казахстанской области, работая сначала директором школ в селах Каменевка, Девятка, Жерновка, Пол-Лог, Суга-товка, Рассыпное, Шульба, Бородулиха, а затем — заведующим Шульбинского, Бородули-хинского районных отделов народного образования. Отличник просвещения, ветеран Великой Отечественной войны, награжден многочисленными орденами и медалями, дипломами и грамотами за плодотворный труд. Идеи просветительства он пронес через всю свою жизнь, мечтая создать собственную семейную школу. Педагогический стаж — 41 год.
Ветлугина Анна Ивановна, наша бабушка, окончив кратковременные учительские курсы, не имея высшего образования, какое-то время после войны работала учителем начальных классов. Но пятеро детей и постоянные переезды в связи с работой мужа вынудили ее оставить учительскую работу, о чем она жалела до конца жизни. Педагогический стаж — 3 года.
Асташкина Анна Семеновна, сестра Якова Семеновича, закончила Алма-Атинский учительский институт. Работала учителем начальных классов. Отличник просвещения, ветеран труда, награждена районными и областными грамотами за плодотворный труд. Ее ученики постоянно занимали призовые места на олимпиадах. Активно занималась общественной деятельностью. В последние годы жизни работала председателем совета ветеранов. Пела в хоре ветеранов. Воспитала двух сыновей: Валерия и Владимира (который будет работать учителем труда). Педагогический стаж — 40 лет.
Ветлугин Асташкина
Яков Семенович Анна Семеновна
Фоминых Алевтина Яковлевна,
Институт повышения квалификации
Вялкова Елизавета Матвеевна (наша бабушка, сестра деда) закончила Алма-Атинский учительский институт. Работала учителем начальных классов. Была предана профессии учителя. Воспитала 5 детей. Двое из них пошли по стопам матери. Геннадий, младший сын, работал учителем в Москве, а старший, Владимир, работал сначала в школе, позже — профсоюзным деятелем в селе Рассыпное. Вместе с женой, учителем географии, воспитали 6 детей. Педагогический стаж Елизаветы Матвеевны — 40 лет.
Вялкова Клавдия Матвеевна (бабушка, сестра деда) закончила Алма-Атинский учительский институт. Работала учителем начальных классов — 42 года.
Жерновская средняя школа
Ветлугин Яков Семенович, Асташкина Анна Семеновна, Вялкова Елизавета Матвеевна, Вялкова Клавдия Матвеевна с 1944 года поднимали образование в Шеманоихинском районе Восточно-Казахстанской области. Педагогическая династия стала основоположником послевоенного развития и становления школьного образования всего района. Они были единственными учителями в селе в послевоенное время.
Асташкин Владимир Петрович (дядя, сын Асташкиной Анны Семеновны) закончил Усть-Каменогорский пединститут, факультет трудового воспитания.
Жил в Усть-Таловке и работал учителем ручного труда. Педагогический стаж — 10 лет.
Фоминых Алевтина Яковлевна (дочь Якова Ветлугина) закончила факультет филологии Усть-Каменогорского пединститута. Сначала работала учителем немецкого языка в г. Усть-Каменогорске, затем — учителем русского языка и литературы. Отличник народного образования, учитель-методист высшей категории, ветеран труда, преподаватель института повышения квалификации г. Усть-Каменогорска, учитель-наставник. Разработала методику модульного обучения, которая актуальна и в наше время. Работая в экспериментальной школе, апробировала новую методику и выпустила методическое пособие. Наработанный ею материал был использован ее учениками при написании диссертаций. Идеи просветительства, заложенные ее отцом и дедом, воодушевляли ее на разработку и применение новых форм и методов обучения для повышения качества образования. Замечательный классный руководитель.
У нее огромное количество благодарных учеников по всему миру.
Последние годы жизни работала в Междуреченском горностроительном техникуме, где сейчас трудятся ее дочери — Светлана Александровна Якушенко и Татьяна Александровна Лесникова. Педагогический стаж Алевтины Яковлевны — 42 года.
Шрамко Людмила Яковлевна (тетя, сестра мамы) закончила физико-математический факультет Усть-Каменогорского пединститута. Работала учителем математики в Усть-
Таловской средней школе Шемонаихинского района под руководством отца. Награждена районной грамотой за плодотворный труд. Педагогический стаж — 40 лет.
Кобец Валентина Яковлевна (тетя, сестра мамы) закончила факультет филологии Семипалатинского пединститута. Работала учителем русского языка и литературы, занималась организацией детского движения, совмещала работу учителя и пионерской вожатой. Награждена районной грамотой за плодотворный труд, лауреат областного конкурса «Учитель года». Педагогический стаж — 10 лет.
Лесникова Татьяна Александровна, дочь Фоминых Алевтины Яковлевны, закончила факультет иностранных языков Усть-Каменогорского пединститута. Преподаватель Междуреченского горностроительного техникума, имеет высшую квалификационную категорию.
Ее студенты постоянно принимают участие в олимпиадах разного уровня и занимают призовые места. Для поддержания интереса к иностранному языку под ее руководством проводятся такие праздники как «День Святого Валентина», «Английский вечер», «Хэллоуин», а также встречи и совместные уроки с зарубежными гостями. Награждена почетной грамотой департамента науки и профессионального образования Кемеровской области, благодарственным письмом Администрации Кемеровской области и многочисленными грамотами Администрации МГСТ. Педагогический стаж — 27 лет.
Якушенко Светлана Александровна, дочь Фоминых Алевтины Яковлевны, получила второе высшее образование в НСУ по специальности «экономика», учится в магистратуре в Москве, работает преподавателем экономических дисциплин. Имеет высшую квалификационную категорию, прошла профессиональное обучение в Москве и получила сертификат, подтверждающий ее высокий профессиональный уровень. Имеет публикации, печатные учебные пособия, статьи в различных периодических изданиях, участвовала в конкурсе «Учитель года».
Шрамко Людмила Яковлевна
Кобец Валентина Яковлевна
Светлана Александровна работала преподавателем, начальником отдела контроля качества, заместителем директора по дополнительному образованию и информатизации. Награждена почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, Администрации Кемеровской области, благодарственным письмом Администрации Кемеровской области и многочисленными грамотами Администрации Между-реченского горностроительного техникума. Педагогический стаж— 21 год.
Династия — это преемственность поколений одного рода в том или ином виде деятельности. В педагогических династиях преподавание — это уже не просто профессиональное занятие, это культурное явление.
Удивительным образом переплетаются судьбы членов семей нашей династии. Во вновь создаваемых семьях появляются новые учителя. Так произошло и в семье Светланы Александровны. Родители ее мужа также являются преемниками учительской династии.
Якушенко Анатолий Яковлевич прошел путь от учителя физики и трудового обучения до директора школы. Награжден медалью, многочисленными грамотами за заслуги в образовании. Педагогический стаж работы в школе — 46 лет.
Якушенко Валентина Тихоновна — учитель математики, верная помощница и сподвижница своего мужа, везде следовала за мужем. Они вместе поднимали образование на се-
ле в Казском районе Кемеровской области. Педагогический стаж работы в школе — 38 лет.
Ковалькова (Якушенко) Анна Яковлевна — учитель математики в средней школе г. Киселевска Кемеровской области. Педагогический стаж — 35 лет.
Богунова Людмила Геннадьевна — мастер производственного обучения в ГБОУ СПО «Томь-Усинский энерготранспортный техникум». Педагогический стаж— 41 год.
Якушенко Ольга Владимировна (дочь С. А. Якушенко) — студентка 2-го курса НГТУ, бизнес-тренер курсов по психологии. Стаж работы — пока полгода.
Необходимо упомянуть об основателе династии Якушенко — Карасеве Тарасе Петровиче, который еще в дореволюционное время работал учителем в церковно-приходском училище на территории Алтайского края.
Таким образом, наша педагогическая династия насчитывает 6 поколений учителей, педагогический стаж— более 500 лет.
Несмотря на трудности, сложнейшие профессиональные задачи, люди выбирают работу в образовании. Педагогика требует от преподавателя того, что мы привыкли называть «призванием». Если дети, внуки и правнуки основателя династии также выбрали профессию учителя, значит, в этом есть некий смысл. Их заслуги вызывают уважение к этим людям и к самой профессии. Каждый представитель этой династии по-своему уникален.