Научная статья на тему 'Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология»'

Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2076
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ / ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / СИСТЕМА БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ / CONCEPTS / GENERAL BIOLOGICAL CONCEPTS / SYSTEM OF BIOLOGICAL CONCEPTS / FORMATION AND DEVELOPMENT OF GENERAL BIOLOGICAL CONCEPTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыткина Лада Анатольевна

В статье раскрывается необходимость формирования и развития общебиологических понятий, вычленяются общебиологические понятия из системы биологических понятий школьного курса биологии, раскрываются этапы и определяются методические условия формирования и развития общебиологических понятий школьного курса «Общая биология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF GENERAL BIOLOGICAL CONCEPTS OF SCHOOLCHILDREN IN GENERAL BIOLOGY CLASSES

The article reveals the necessity to form and develop general biological concepts, distills general biological concepts from the system of biological concepts of a school biology course, reveals the stages and defines the methodical conditions for the formation and development of general biological concepts of a school general biology course.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие общебиологических понятий у школьников при обучении курсу «Общая биология»»

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ »

THE FORMATION AND DEVELOPMENT

OF GENERAL BIOLOGICAL CONCEPTS OF SCHOOLCHILDREN

IN GENERAL BIOLOGY CLASSES

Л.А. Крыткина

Понятия, общебиологические понятия, система биологических понятий, формирование и развитие общебиологических понятий.

В статье раскрывается необходимость формирования и развития общебиологических понятий, вычленяются общебиологические понятия из системы биологических понятий школьного курса биологии, раскрываются этапы и определяются методические условия формирования и развития общебиологических понятий школьного курса «Общая биология».

L.A. Krytkina

Concepts, general biological concepts, system of biological concepts, formation and development of general biological concepts.

The article reveals the necessity to form and develop general biological concepts, distills general biological concepts from the system of biological concepts of a school biology course, reveals the stages and defines the methodical conditions for the formation and development of general biological concepts of a school general biology course.

В условиях деятельности современных школ на настоящем этапе приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В 11 статье Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что «в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, пред ставляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, сред него профессионального и высшего профессионального образования» [Федеральный закон..., 2014]. Отличительной особенностью но вого стандарта является его направленность на обеспечение перехода образования к стратегии социального проектирования и констру ирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучаю

щихся на основе системно-деятельностного подхода. В связи с этим современные проблемы методики обучения биологии связаны с поиском и разработкой новых технологий, методов и средств обучения для повышения качества знаний учащихся в курсе школьной биоло гии [Смирнова, Бережная, 2015, с 33].

По аналитическим материалам ФИПИ при сдаче ОГЭ и ЕГЭ в 2016 году наблюдается тенденция роста числа сдающих ЕГЭ по биологии по сравнению с предыдущими годами, где отмечается, что около 50 % учащихся, сдающих ЕГЭ, усвоили общебиологические понятия. В методических рекомендациях для учителей, подготовленных на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года подчеркивается необходимость: повторения учебного материала, изученного в основной школе, и на его базе формирования новых понятий; развития у обучающихся умений анализировать биологическую информацию, осмысливать и определять верные и неверные суждения; работать с изображением биологиче-

Л .А. КРЫТКИНА. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

ских объектов, сравнивать определять и характеризовать их, приводя необходимые аргументы [Калинова и др., 2016, с 20].

Как видим, наблюдается противоречие между количеством учащихся, желающих сдавать ЕГЭ по биологии, и результативностью сдачи данного экзамена.

Выделенное противоречие обозначило актуальность проблемы настоящего исследования, которая заключается в поиске теоретических оснований и методических условий для формирования и развития общебиологических понятий в школьном курсе «Общая биология».

Целью данной работы является разработка методики поэтапного формирования и развития общебиологических понятий в курсе «Общая биология».

Исследование проблемы формирования биологических понятий было проведено в 50-х годах XX века коллективом ленинградских методистов под руководством Н.М. Верзилина. Итогом этой работы явилось создание «Теории развития биологических понятий», которая обосновала научную базу, определяющую отбор учебного материала в школьных курсах биологии и повлияла на пересмотр методов, методических приемов и форм обучения и воспитания учащихся [Верзилин, Корсунская, 1976].

По мнению Н.М. Верзилина, понятия могут быть простыми и сложными, специальными и общебиологическими. Общебиологические понятия - понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всей природе, ко всем живым организмам и обобщающих специальные понятия отдельных биологических курсов [Верзилин, Корсунская, 1976, с. 89].

Анализ педагогических исследований показал, что современная система биологических понятий школьного курса «Общая биология» имеет многоплановый характер. По мнению А.Н. Мягковой и Б.Д. Комиссарова, биологические понятия можно разделить на общебиологические, гносеологические, политехнические. Общебиологические понятия отражают лишь самые основные стороны организации и эволюции живых систем [Мягкова, 1985, с 17].

В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания. Оперирование понятиями стимулирует умственное развитие учащихся, приучает их мыслить, осуществлять поиск, использовать в иных ситуациях при раскрытии новых понятий. Школьный курс биологии представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Вопросы формирования и развития биологических понятий в своих работах рассматривали Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, Б.Д. Комиссаров, В.М. Корсунская, A.M. Мягкова, В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Н.З. Смирнова и др.

В ходе педагогического эксперимента, который проходил на базе гимназии № 10 г. Дивно-горска, нами была разработана и внедрена методика формирования и развития общебиологических понятий в школьном курсе «Общая биология», включающая этапы и основные методические условия формирования и развития об-щебиологических понятий. Для этого в каждой теме, предусмотренной программой, определен обязательный понятийный минимум, выявлены общебиологические понятия из системы биологических понятий школьного курса биологии, которые позволяют обеспечить непрерывную логику изложения (рис.).

Экспериментальная методика предусматривает поэтапное формирование и развитие общебиологических понятий: вычленение системы общебиологических понятий школьного курса «Общая биология» из системы биологических понятий; определение термина обще-биологического понятия; определение первичного содержания и объема понятия через установление существенных признаков в процессе мобилизации знаний учащихся; углубление содержательной части понятия, обобщение на уровне детализированного объема понятия; установление взаимосвязей понятия с другими понятиями и их обобщение до системы. Таким образом, процесс формирования понятий в условиях педагогического эксперимента можно разделить на четыре этапа: накопление элементов содержания существенных признаков изучаемого объекта, интеграция элементов со-

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

о я

2S

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

[253]

S

X

н

U

м

Общебиологические понятия

цитологические

организменные

популяционно-видовые

Uli

1 1 1 1 1

Г

биосферно-биоценотические

эволюционные

1

1 I 11

111 11

,

и

я £

К ps

р- е к

со

Ö В а SS

О

С

1 g 5

£ ej

5 X

sc Ж

Рис. Система общебиологических понятий курса «Общая биология»

2.

держания, определение понятии и использование сформированного понятия,

В ходе поискового эксперимента были выявлены основные методические условия формирования и развития обш,ебиологических понятий, а именно: следование принципам непрерывности, преемственности и последовательности формирования и развития общебиологических понятий курса «Общая биология» с опорой на предшествующие разделы школьной биологии; комплексное применение словесных, наглядных и практических методов; включение новых методических приемов (веб-квесты, постановка проблемных вопросов, выведение противоречий и умозаключений); отбор эффективных форм организации учебного процесса (ролевые семинары, зачеты).

Таким образом, входе исследования выявлено, что содержание курса «Общая биология» обладает большими возможностями в формировании и развитии общебиологических понятий. Несмотря на актуальность данной проблемы, в настоящее время недостаточно исследований, посвященных формированию общебиологических понятий, играющих огромную роль в развитии мировоззренческих знаний, взглядов и убеждений.

Библиографический список

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1976. 384 с.

Калинова Г.С., Петросова P.A., Рохлов B.C. Методологические рекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года. М., 2016. 32 с. URL: http://www.edustandart.ru/wp-content/uploads/2016/08/biologiya.pdf Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. 287 с. Пономарева И.Н., Роговая О.Г., Соломин В.П. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. И.Н. Пономаревой. М.: Академия, 2012.368 с.

Смирнова Н.З., Бережная О.В. Экспериментальная методика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии в 6 классе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 3(33). Федеральный закон «Об образовании в РФ». Новосибирск: Норматика, 2014, 128 с.

3.

4.

5.

6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.