Научная статья на тему ' история развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования'

история развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3203
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история методики обучения биологии / содержание и развитие естественнонаучного образования / программы и учебно-методическое обеспечение / частные методики обучения биологии / концепция биологического образования / методологические проблемы познания / федеральный компонент государственного образовательного стандарта / ФГОС / обновление содержания и методов обучения биологии. / history of the methodology of teaching biology / content and development of natural science education / programmes and teaching methods / private methods of teaching biology / concept of biological education / methodological problems of cognition / federal com- ponent of the state educational standard / Federal State Educational Standard / updating the content and methods of teaching biology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г С. Калинова, Е А. Никишова

В статье рассмотрены основные вехи становления и развития биологического образования, вклад подотдела Научно-педагогического института методов школьной работы, на базе которого был создан Институт содержания и методов обучения АПН РСФСР, в развитие методики обучения биологии. В 2014 г., в результате слияния нескольких институтов Российской академии образования, он вошел в состав ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г С. Калинова, Е А. Никишова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE METHODS OF TEACHING BIOLOGY IN THE SYSTEM OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

The authors of the article consider the main milestones in the formation and development of biological education, as well as the contribution of the Department of the Scientific Pedagogical Institute of Methods of School Work to the development of the methodology of teaching biology. On the basis of the Department of the Scientific Pedagogical Institute of Methods of School Work, the Institute for the Content and Methods of Education of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was established. In 2014, as a result of merger of several institutes of the Russian Academy of Education, the Institute for the Content and Methods of Education became part of the Institute for the Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.

Текст научной работы на тему « история развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования»

ЮБИЛЕЙ ИНСТИТУТА

УДК 372.857

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассмотрены основные вехи становления и развития биологического образования, вклад подотдела Научно-педагогического института методов школьной работы, на базе которого был создан Институт содержания и методов обучения АПН РСФСР, в развитие методики обучения биологии. В 2014 г., в результате слияния нескольких институтов Российской академии образования, он вошел в состав ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО».

Ключевые слова: история методики обучения биологии, содержание и развитие естественнонаучного образования, программы и учебно-методическое обеспечение, частные методики обучения биологии, концепция биологического образования, методологические проблемы познания, федеральный компонент государственного образовательного стандарта, ФГОС, обновление содержания и методов обучения биологии.

История методики обучения биологии начинается в конце XVIII в., когда передовое учительство, деятели народного образования, первые исследователи методических проблем обучения каждый на своем уровне разрабатывали фундамент теории обучения и частных методик. А 95 лет назад на

Как цитировать статью: Калинова Г. С., Никишо-ва Е. А. История развития методики обучения биологии в системе общего среднего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т.2, №1(47). С. 131-142.

Г. С. Калинова

Канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва E-mail: kalinovags@gmail. com

Galina S. Kalinova

PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Канд. пед. наук, ст. науч. сотр., Институт стратегии развития образования РАО E-mail: nikishova.e@inbox.ru Elena A. Nikishova PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

базе Научно-педагогического института методов школьной работы Наркомпроса РСФСР был создан биологический подотдел. В его задачу входила разработка программ, учебных и методических пособий, школьного оборудования. У истоков решения поставленной задачи стояли известные ученые-методисты: Ф. Ф. Дучинский, Б. В. Игнатьев, А. А. Яхонтов, Е. А. Флерова и др.

В этот период предстояло провести отбор содержания учебного курса биологии, решить, чему отдать предпочтение: вопросам фундаментальной или прикладной науки, развитию мыслительной деятельности учащихся или усвоению содержания основных биологических фактов, законов, постулатов науки. Необходимо было выяснить, как решать вопросы политехнизма и воспитания, как сочетать учебу с практической деятельностью.

Приоритет был отдан прикладной науке, а фундаментальные сведения по биологии излагались в связи с востребованностью прикладных знаний. Предметное обучение подменялось экскурсиями, проектами, попыткой уложить учебный материал в схему: природа, труд, общество — и в свете этой схемы изучать комплексные темы типа: «Осенние работы в деревне», «Охрана здоровья», «Наш город» и др. Впоследствии обучение по комплексам было заменено «методом проектов».

Чрезмерное увлечение изучением сельскохозяйственного производства, отождествление школы с колхозом, бессистемность и фрагментарность содержания привели к поверхностным, отрывочным знаниям учащихся по биологии, что закрывало им дорогу в техникумы, в вузы.

В начале 1930-х годов разработкой содержания биологического образования занимался сектор естествознания и основ агрономии, в котором работали известные методисты — биологи А. А. Яхонтов, Б. В. Всесвятский, М. Я. Цузмер, И. В. Козырь, И. И. Суворова, Е. А. Флерова, М. И. Мельников. Эти ученые осуществляли переход школы от комплексной системы преподавания естествознания к предметному обучению. В этот период были восстановлены систематические курсы биологии, определена последовательность их изучения (ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, эволюционное учение), обоснована структура каждого курса. В содержании курсов ботаники и зоологии получила отражение идея эволюции, систематические группы организмов изучались в восходящем порядке. Достаточно подробно стали изучаться основы дарвинизма, генетики, селекции [4; 9].

Переход к предметному обучению потребовал ряда методических решений: создания программ и учебников, разработки методики конкретных тем и уроков, определения тем и содержания лабораторных работ по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, основам дарвинизма.

Эту работу проводили сотрудники кабинета биологии Института (тогда он назывался Государственным НИИ школ). В частности, Б. В. Всесвятским был написан учебник ботаники, М. Я. Цузмером — зоологии, А. Н. Кабановым и М. Я. Цузмером — анатомии и физиологии человека [2; 9].

С 1927 г. в помощь учителю стал издаваться методический журнал «Биология в школе», в котором печатались программы, методические рекомендации по преподаванию биологии. Нужно отметить, что на страницах журнала сотрудники лаборатории до сих пор знакомят учителей с различными проблемами методики как теоретического, так и прикладного значения.

В 1944 году был создан НИИ методов обучения АПН РСФСР, в биологическом подразделении которого возросло внимание к теоретическим вопросам, продолжилась работа по совершенствованию содержания биологического образования (М. И. Мельников, А. А. Яхонтов, В. Ф. Натали, Е. А. Флерова и др.).

В 1950-х гг. ученые лаборатории разрабатывают учебные опыты, лабораторные практические работы по биологии. Материальную базу для их проведения создавали П. И. Суворова, И. В. Козырь и другие методисты. Они не только определили необходимый минимум лабораторных работ, но и разработали перечень фабричного учебного оборудования. В эти же годы в школе значительно возрос интерес к проблеме политехнизма, установлению более тесной связи между учебной и трудовой деятельностью учащихся. Большой вклад в реализацию политехнического принципа в процессе обучения биологии внесли исследователи лаборатории В. Ф. Шалаев, Н. В. Падалко, В. Н. Федорова. В 1970-е годы работу по этой проблеме продолжили Р. Д. Маш, А. Н. Мягкова, Е. Т. Бровкина, В. Б. Богорад [4, с. 8].

Отрицательное влияние на развитие биологического образования в период до 1966 г. оказали лженаучные взгляды Т. Д. Лысенко, которые особенно укрепились в биологической науке после сессии ВАСХНИЛ 1948 г. и которые нанесли естествознанию серьезный урон. В содержание

программ и учебников этого периода включались антинаучные взгляды о направленном наследственном изменении организма под влиянием среды, вегетативной гибридизации как главном методе создания новых сортов растений и др. Но совершенно не рассматривались научные проблемы генетики, отрицались законы Г. Менделя, хромосомная теория наследственности. В результате выпускники школ получали неверные представления о закономерностях живой природы, умалялась общественная значимость биологического образования.

В 1966 году была создана новая программа по биологии и в лаборатории начинается ее проверка, разрабатываются факультативы, трудовые практикумы сельскохозяйственного профиля. В создании учебных пособий для факультативов и методических пособий к ним приняли участие Р. Д. Маш, А. Н. Мягкова, А. Г. Хрипкова.

В 1970-е — 80-е годы сотрудники лаборатории проводят исследования, направленные на определение методических условий, способствующих успешному развитию общебиологических понятий в процессе изучения курсов биологии. Были созданы частные методики обучения биологии по каждому курсу: Г. С. Калиновой и А. Н. Мягковой — «Методика обучения биологии. 6-7 класс» (1989 г.); В. Ф. Шалаевым, В. Б. Богорадом, А. И. Никишовым, Е. Т. Бровкиной — «Методика обучения зоологии» (1972 г. и 1979 г.); Е. П. Бруновт, И. Д. Зверевым, Г. Я. Малаховой, Р. Д. Машем, Л. В. Ребровой, Е. А. Соколовой — «Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (1973 г.); А. Н. Мягковой, Б. Д. Комиссаровым — «Методика обучения общей биологии» (1973 г. и 1983 г.).

Заслуживает внимания вышедший в 1978 г. труд лаборатории «Проблемы методики обучения биологии в средней школе (под ред. И. Д. Зверева), который остается актуальным и востребованным и в настоящее время. В нем излагается история развития биологического образования, анализируются методы и приемы обучения, используемые на основных и факультативных занятиях, рассматриваются проблемы трудового и политехнического образования [10].

В 1983 г. была разработана концепция биологического образования, в которой реализованы идеи лаборатории об усилении общебиологической направленности курсов ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека (5-8 классы), обогащении их теоретическим содержанием [6].

Авторы концепции определили в качестве ведущих в курсе биологии следующие идеи: эволюция; разноуровневая организация живой природы; целостность биологических систем (организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); их взаимосвязь со средой; взаимосвязь строения и функций организма; влияние деятельности человека на живую природу; связь теории с практикой; взаимосвязь организма человека с природной и социальной средами; значение биологических знаний для охраны здоровья человека и природы. Эти ведущие идеи и по настоящее время определяют содержание и структуру курса, последовательность развития основных биологических понятий.

Научно-методические положения концепции биологического образования легли в основу усовершенствованной программы по биологии 1987 г. В соответствии с ней в школе стал изучаться единый курс — «Биология», включающий следующие связанные между собой разделы: «Растения»; «Бактерии. Грибы. Лишайники»; «Животные»; «Человек и его здоровье»; «Общая биология». Такая структура курса сохранилась до настоящего времени.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. сотрудники лаборатории (А. Г. Хрипкова, Г. С. Калинова, Т. В. Иванова и др.) работают над созданием интегрированного курса «Естествознание» для 5-7 классов. Создаются учебники, методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся. Проводится большая работа с учителями, организуются конференции и семинары, на которых обсуждаются проблемы интеграции естественнонаучных знаний в основной школе.

Параллельно с разработкой учебников по естествознанию создаются учебники по биологии для 7-10 классов на базе этого интегрированного курса (Е. Т. Бровкина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова, В. З. Резникова, А. Г. Хрипкова). Этими же авторами подготовлены методические материалы, предназначенные для организации самостоятельной работы учащихся, задания разной степени сложности, призванные оказать помощь учителю в преподавании курса биологии.

Наряду с частными методиками большой вклад в развитие методики обучения биологии в этот период внесли разработанные сотрудниками лаборатории методические пособия, не утратившие своей актуальности в настоящее время: «Самостоятельные работы учащихся по биологии» (1984) и «Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии (1988), выпущенные издательством «Просвещение».

Особой высокой оценки заслуживает вышедший в 1991 г. в издательстве «Просвещение» труд Б. Д. Комиссарова «Методологические проблемы школьного биологического образования [5], в котором предпринята попытка обоснования новой концепции биологического образования, нового взгляда на биологию как науку и учебный предмет с учетом его социокультурной ориентации, связи фундаментального и прикладного. В книге рассмотрены актуальные проблемы школьного курса биологии: содержание, изучение фундаментальных теорий, развитие понятий, возможности и целесообразности интеграции и координации биологии с другими отраслями знаний.

Необходимо отметить актуальность постановки методологических проблем биологического познания и обучения, поднятых в книге и обсуждаемых учеными-педагогами и методистами и в настоящее время. Данный труд дает импульс педагогическому творчеству, поиску новых подходов и путей совершенствования школьной биологии.

Процессы демократизации в обществе, происходившие в 1990-е годы, переход от единообразия к многообразию образовательных систем, закрепленный Законом РФ «Об образовании» (1992 г.), выдвинули перед лабораторией ряд новых проблем, связанных с обеспечением единого образовательного пространства и сохранением прогрессивных традиций и тенденций развития школьного образования. Необходимо было разработать программы и учебно-методическое обеспечение государственных образовательных стандартов.

В разработке первого проекта федерального стандарта образования по биологии 1998 г. принимали участие научные сотрудники лаборатории А. Н. Мягкова, Г. С. Калинова, В. З. Резникова, Т. В. Иванова под руководством академика А. Г. Хрипковой. В этом варианте стандарта по биологии был определен минимум содержания образования, требования к уровню биологической подготовки учащихся, сформулированные в форме различных видов учебной деятельности, определяющие оптимальный объем учебной нагрузки учащихся.

В работе над федеральным компонентом государственного образовательного стандарта биологического образования 2004 г. участвовали Т. В. Иванова и Г. С. Калинова. С учетом поставленных в документе задач в школьном курсе биологии должны найти отражение проблемы, предусматривающие разгрузку содержания образования, усиление его практико- и личностноориентированной направленности, повышение

внимания к методам познания природы и использование полученных знаний для решения практических проблем. Поэтому в этот период сотрудниками лаборатории проводилась большая работа по разработке дидактического обеспечения требований стандарта, школы, заданных в деятельностной форме: знать/понимать; уметь (объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, сравнивать, анализировать, оценивать и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Этому посвящены методические рекомендации, направленные на формирование системы знаний, связанных с познанием человеком «самого себя», значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, составляющих основу проектной и исследовательской деятельности, рационального природопользования (И. Г. Андреева, Г. А. Воронина, Р. Д. Маш, Л. А. Паршутина).

Сотрудники лаборатории активно участвовали в реализации задач профильного обучения, разработке учебно-методических пособий для обучения в различных профилях (Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, Т. А. Козлова, Р. Д. Маш, А. Н. Мягкова, Е. А. Никишова, Л. А. Паршутина). Так, с целью реализации дифференцированного подхода в обучении на старшем звене был разработан учебник общей биологии для 10-11 классов базового уровня [3]. В нем, в отличие от других учебников, введены и систематизированы такие логические категории науки, как теория, закон, факт, гипотеза и др.; раскрываются понятия «научная картина мира», «научное мировоззрение».

Значительное внимание уделено историческим аспектам изучаемого материала, его мировоззренческой значимости. Усилено внимание к формированию генетической и экологической грамотности.

В связи с решением задачи отражения в содержании курса прикладных аспектов: биотехнологии, охраны окружающей среды, здорового образа жизни и др. Е. А. Никишовой разработаны элективный курс «Основы биотехнологии» и методические рекомендации по его преподаванию [7; 8]. Они служат частью общей системы профильного обучения, поддерживают изучение биологии в определенном направлении, обеспечивают специализацию обучения. В пособии рассматриваются исторические аспекты возникновения биотехнологии, важные открытия молекулярной биологии и генетики, на достижениях которых базируется современная биотехнология, ее роль в медицине, селекции, получении лекарственных препаратов, решении проблемы питания, утилизации отходов производства и др.

Нельзя не отметить многолетнее, совместное с РАН участие лаборатории в экспертизе учебников различных линий (по биологии их 13), после которой учебник приобретает гриф: «Допущено» или «Рекомендовано».

В начале XXI века возникла необходимость в создании общих методик с учетом современных задач биологического образования. В лаборатории под редакцией Т. В. Ивановой была разработана «Общая методика обучения биологии в школе» [1], которая была выпущена издательством «Дрофа». Ее авторы — практически все сотрудники нашего подразделения. Эту книгу можно рассматривать как своего рода осмысление современных проблем и тенденций развития биологического образования, подведение итогов решения многоаспектных и обширных задач фундаментальных исследований, проводимых лабораторией. В пособии кратко освещается история методики биологии, тенденции ее развития, цели биологического образования и дидактические принципы, лежащие в основе его конструирования. Значительное внимание уделяется проблеме содержания биологического образования, государственного образовательного стандарта, уровневой и профильной дифференциации, воспитанию и развитию учащихся в процессе обучения биологии, формам, методам и средствам обучения, современным образовательным технологиям, контролю и оцениванию знаний учащихся.

Важным направлением методических исследований, проводимых в лаборатории на протяжении многих лет, была и остается проблема качества образования, совершенствования контроля образовательных достижений обучающихся, разработки объективной и независимой системы оценки результатов обучения (Н. В. Падалко, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, Е. А. Никишова, А. Н. Мягкова, Л. А. Паршутина, В. З. Резникова). Вопросам контроля посвящаются методические пособия, главы в общих и частных методиках по биологии, статьи в научно-педагогических журналах[2; 10; 1]. В них излагается материал о значении и сущности проверки, ее содержании, типах, формах и методах, месте контроля в учебном процессе, приводятся вопросы и задания для устной и письменной аттестации выпускников основной и старшей школы.

Необходимо отметить большой вклад сотрудников лаборатории (Г. С. Калиновой, А. Н. Мягковой, Е. А. Никишовой, Л. А. Паршутиной, В. З. Резниковой) в создание независимой системы оценки образовательных достижений обучающихся, повышение объективности государственного контроля, составляющих основу общероссийской си-

стемы оценки качества образования. Ими разработаны нормативные документы, лежащие в основе создания экзаменационных материалов, предусматривающих контроль содержания биологического образования и способов деятельности выпускников с помощью заданий разного типа, позволяющих получить независимую, объективную информацию об учебных достижениях по предмету [1].

Е. А. Никишова и Л. А. Паршутина по настоящее время участвуют в разработке системы заданий для подготовки выпускников основной и старшей школы к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии, анализе ответов выпускников, совершенствовании контрольных измерительных материалов с учетом направленности стандарта на развитие личности, на реализацию системно-деятельностного подхода в учебном процессе.

С помощью публикаций в периодическом журнале «Биология в школе», выпуска пособий для подготовки к итоговой аттестации результаты экзамена доводятся до сведения учителей, учащихся и общественности, анализируются недостатки в знаниях и умениях с целью их устранения.

Большую работу проводили сотрудники лаборатории в подготовке научных кадров, специалистов по методике биологии — кандидатов и докторов наук. За годы существования лаборатория подготовила около ста молодых ученых из разных регионов нашей страны и бывшего СССР, а также стран дальнего зарубежья: Болгарии, Германии, Кубы, Вьетнама, Сирии. За истекший период в лаборатории подготовлено более 500 публикаций, из которых примерно 30 — учебники.

В настоящее время в образовательной политике нашей страны в качестве первоочередных стоят задачи, направленные на выполнение поручений президента: систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий и изменения запросов учащихся и общества (от 2 января 2016 года № Пр-15ГС). Сотрудники лаборатории в составе Центра естественнонаучного образования Института стратегических исследований, опираясь на огромный опыт и результаты научно-методических исследований ИСМО РАО за девять с половиной десятилетий, участвуют в реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.

И. Г. Андреева, Г. С. Калинова, Е. А. Никишова, Л. А. Паршутина прово-

дят исследования в соответствии с проектом «Обновление содержания общего естественнонаучного образования и методов обучения естественнонаучным предметам в условиях современной информационной среды». Особое место среди решаемых ими задач занимают системное обновление содержания, форм и методов обучения биологии, формирование метапредметных результатов (универсальных учебных действий), выполнение учебных и учебно-познавательных задач, самостоятельных посильных исследований. Большое внимание уделяется рассмотрению новых функций содержания образования, инновационных особенностей дидактических принципов, лежащих в основе его обновления с учетом изменившихся целей обучения.

Проводимые исследования выявили следующие направления обновления содержания биологического образования:

• соответствие содержания учебного предмета современному уровню знаний о живой природе;

• повышение внимания к ведущим ключевым идеям, теоретическим обобщениям и понятиям;

• приобщение школьников к методам познания живой природы;

• дидактическое сопровождение реализации требований ФГОС (11).

В целях реализации в практику обучения требований ФГОС, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 3 ноября 2016 года № ОВ-18/08вн. сотрудники Центра участвуют в доработке предметных результатов по биологии в составе рабочей группы по учебным предметам «Биология» и «Экология».

Обращение к истокам методической науки, разрабатываемой в разные периоды в рамках лаборатории дидактики биологии, позволяет акцентировать внимание на ценных методических идеях, вошедших в классику методики обучения биологии, по-другому посмотреть на проблемы современного преподавания предмета в школе.

Каждый из упомянутых в статье ученых-методистов внес определенный вклад в дидактику биологии, разработав принципиально важные подходы и направления в методике как самостоятельной области дидактики, добавляя к арсеналу дидактических методов все новые и новые способы взаимодействия педагога с учащимися.

В перспективе дальнейшее развитие содержания биологического образования и методических условий его формирования следует проводить в следующих направлениях:

1. Соответствие содержания биологического образования современному уровню знаний о живой природе. Повышение внимания к ведущим ключевым идеям, теоретическим обобщениям и понятиям, сокращение описательных сведений и понятий, которые не получают дальнейшего развития в содержании учебного предмета и способствуют перегрузке школьников второстепенной информацией.

2. Направленность обучения на формирование научного мировоззрения, естественнонаучной грамотности школьников, приобщение их к методам познания живой природы, определение роли и значения обучения биологии в современной системе общего среднего образования.

3. Формирование метапредметных результатов (универсальных учебных действий), ориентация обучаемого не только на освоение определенной суммы знаний, но и развитие таких личностных качеств, как ответственность, инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, развитие познавательных и созидательных способностей.

4. Совершенствование инструментария для оценки образовательных достижений обучающихся в направлении усиления внимания к контролю умений применять полученные знания в новой конкретной ситуации, владеть определёнными видами деятельности, осваивать навыки самообразования и практического сотрудничества при решении практических задач.

Литература

1. Воронина Г. А. Биология. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г. А. Воронина, Т. В. Иванова, Г. С. Калинова; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.— 3-е изд.— М.: Просвещение, 2017.— 157 с.

2. Иванова Т. В., Бровкина Е. Т., Калинова Г. С. и др. Общая методика обучения биологии в школе / под ред. Т. В. Ивановой. М.: Дрофа, 2010. 271с. (Российская академия образования — учителю).

3. Иванова Т. В. Биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, С. Г. Мамонтов.— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.— 240 с.

4. Калинова Г. С. Лаборатория дидактики биологии ИСМО РАО: история и современность // Биология в школе. 2012. № 6. С. 9-14.

5. Комиссаров Б. Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. М.: Просвещение, 1991. 160 с.

6. Мягкова А. Н., Калинова Г. С., Комиссаров Б. Д. и др. Справка о концепции биологического образования в средней общеобразовательной школе. М., Ротапринт НИИ Содержания и методов обучения АПН СССР, 1983. 24 с.

7. Никишова Е. А. Основы биотехнологии: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Никишова Е. А.— М.: Вентана-Граф, 2008.— 160 с.— (Библиотека элективных курсов)

8. Никишова Е. А. Основы биотехнологии: 10-11 классы: методическое пособие / Е. А. Никишова Е. А. — М.: Вентана-Граф, 2009. — 144 с. — (Библиотека элективных курсов)

9. Очерки истории становления и развития методик общего среднего образования. / Под ред. М. В. Рыжакова.— М.: СПб.: Нестор-История, 2014. с. 152-199.

10. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / под ред. И. Д. Зверева. М.: Педагогика, 1978. 320 с.

HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE METHODS OF TEACHING BIOLOGY IN THE SYSTEM OF GENERAL SECONDARY EDUCATION

The authors of the article consider the main milestones in the formation and development of biological education, as well as the contribution of the Department of the Scientific Pedagogical Institute of Methods of School Work to the development of the methodology of teaching biology. On the basis of the Department of the Scientific Pedagogical Institute of Methods of School Work, the Institute for the Content and Methods of Education of the Academy of Pedagogical Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic was established. In 2014, as a result of merger of several institutes of the Russian Academy of Education, the Institute for the Content and Methods of Education became part of the Institute for the Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education.

Keywords: history of the methodology of teaching biology, content and development of natural science education, programmes and teaching methods, private methods of teaching biology, concept of biological education, methodological problems of cognition, federal component of the state educational standard, Federal State Educational Standard, updating the content and methods of teaching biology.

References

• Ivanova T. V., Brovkina E. T., Kalinova G. S. i dr. Obshhaja metodika obuchenija biologii v shkole / pod red. T. V. Ivanovoj. M.: Drofa, 2010. 271s. (Rossijskaja akademija obrazovanija — uchitelju).

• Ivanova T. V. Biologija. Bazovyj uroven': uchebnik dlja 10-11 klassov / T. V. Ivanova, G. S. Kalinova, S. G. Mamontov.— M.: BINOM. Laboratorija znanij, 2013.— 240 s.

• Kalinova G. S. Laboratorija didaktiki biologii ISMO RAO: istorija i sovremennost' // Biologija v shkole. 2012. № 6. S. 9-14.

• Komissarov B. D. Metodologicheskie problemy shkol'nogo biologicheskogo obrazovanija. M.: Prosveshhenie, 1991. 160 s.

• Mjagkova A. N., Kalinova G. S., Komissarov B. D. i dr. Spravka o koncepcii biologicheskogo obrazovani-ja v srednej obshheobrazovatel'noj shkole. M., Rotaprint NII Soderzhanija i metodov obuchenija APN SSSR, 1983. 24 s.

• Nikishova E. A. Osnovy biotehnologii: 10-11 klassy: metodicheskoe posobie / E. A. Nikishova E. A.— M.: Ventana-Graf, 2009.— 144 s.— (Biblioteka jelektivnyh kursov)

• Nikishova E. A. Osnovy biotehnologii: 10-11 klassy: uchebnoe posobie dlja uchashhihsja obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij / E. A. Nikishova E. A.— M.: Ventana-Graf, 2008.— 160 s.— (Biblioteka jelektivnyh kursov)

• Ocherki istorii stanovlenija i razvitija metodik obshhego srednego obrazovanija.» / Pod red. M. V. Ryzhakova.— M.: SPb.: Nestor-Istorija, 2014. s.152-199.

• Problemy metodiki obuchenija biologii v srednej shkole / pod red. I. D. Zvereva. M.: Pedagogika, 1978. 320 s.

• Voronina G. A. Biologija. Planiruemye rezul'taty. Sistema zadanij. 5-9 klassy: ucheb. posobie dlja obshheobrazovat. organizacij / G. A. Voronina, T. V. Ivanova, G. S. Kalinova; pod red. G. S. Kovaljovoj, O. B. Loginovoj.— 3-e izd.— M.: Prosveshhenie, 2017.— 157 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.