Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности студентов-гуманитариев'

Развитие коммуникативной компетентности студентов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3984
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балина Татьяна Николаевна

В работе теоретически обосновывается и эмпирически оценивается возможность повышения уровня развития коммуникативной компетентности студентов. Для этого разработана авторская программа тренинга, включающая различные активные методы обучения. Проведена сравнительная диагностика уровня коммуникативной компетентности участников тренинга до и после реализации тренинговой программы. Получены результаты, указывающие на валидность предлагаемой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности студентов-гуманитариев»

Т.Н. БАЛИНА

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

В работе теоретически обосновывается и эмпирически оценивается возможность повышения уровня развития коммуникативной компетентности студентов. Для этого разработана авторская программа тренинга, включающаяразличные активные методы обучения. Проведена сравни-

Активные методы обучения, коммуникативная компетентность, профессионально важные качества, развитие, тренинг.

тельная диагностика уровня коммуникативной компетентности участников тренинга до и после реализации тренинговой программы. Полученыре-зультаты, указывающие на валидность предлагаемой программы.

Одним из важнейших условий становления будущего специалиста в вузовский период является его профессиональная подготовка в специально организованной образовательной среде вуза. Главными принципами её построения и реализации являются интеграция практического содержания в учебный материал, деятельностно-компетент-ностное и практико-ориентированное построение учебного процесса, развитие коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность относится к ключевым категориям, являющимся неотъемлемой частью профессиональной компетентности специалистов социономических профессий. Коммуникативная компетентность входит в перечень навыков, необходимых для выпускников гуманитарных вузов, что отмечено в образовательных стандартах как один из важнейших компонентов образования.

Психологическим механизмом развития коммуникативной компетентности будущего специалиста в вузовский период является особая учебно-профессиональная деятельность студентов, построенная на основе интерактивного диалогического учебного содержания, способствующего возникновению мотивации к общению и накоплению коммуникативного опыта.

Тем не менее в настоящее время в вузах, в том числе гуманитарной направленности, не уделяется должного внимания психологической составляющей профессионального образования, несмотря на то, что очевидна зависимость эффективности обучения от организации учебного процесса как целостной психолого-педагогической деятельности [1, с. 238-241]. Несомненно, что учет таких психологических факто-ров, как индивидуальные особенности речи и мышления, адаптационные способности, способности к межличностному взаимодействию (все это - компоненты коммуникативной компетентности), позволит более четко регулировать организацию и методы учебной деятельности студентов-гуманитариев, строить их на глубоком понимании психологических закономерностей гармоничного профессионального становления личности.

В целом от уровня развития коммуникативной компетентности зависят отношения не только в профессиональной, но и в личностной сфере [2]. Общение является главной составляющей жизни

человека, а коммуникативная компетентность - ключевой фактор успешности в общении. Поэтому развитие коммуникативной компетентности в студенческом возрасте представляется весьма важным.

Однако по сей день одной из актуальных проблем является неспособность большинства студентов аргументированно, разносторонне, с привлечением жизненного опыта и научных знаний излагать свою точку зрения. Чаще всего это практически не связано с развитием речи, информированности или словарным запасом будущего специалиста, а объясняется отсутствием опыта участия в дискуссиях [3]. Этот недостаток усугубляется тем, что, на наш взгляд, требования к современному работнику чрезвычайно высоки. Он должен не только уметь грамотно изложить свою позицию, но и быть убедительным, ярким и оригинальным в качестве организатора и участника диалога.

Таким образом, можно говорить о том, что коммуникативную компетентность как основополагающую характеристику профессиональной деятельности студентов-гуманитариев необходимо развивать дополнительно.

Развитие коммуникативной компетентности предполагает двоякий процесс: с одной стороны, приобретение каких-то новых знаний, умений и навыков; с другой - коррекция, изменение уже сложившихся их форм. Потому развитие коммуникативной компетентности предполагает использование всего набора средств, ориентированных как на развитие субъект-субъектных - продуктивных, личностных сторон общения, так и субъект-объектных - репродуктивных, операциональных составляющих [4].

Несмотря на актуальность заявляемой проблемы, в научной литературе обнаруживается недостаток исследований, обосновывающих эффективность различного рода образовательных методов и приемов в плане развития коммуникативной компетентности.

Нами была проведена исследовательская работа с целью продемонстрировать, какинтерактивные методы развития отдельных компонентов коммуникативной компетентности, объединенные в целостную тренинговую программу, повлияют на уровень развития коммуникабельности студентов.

Объектом исследования выступили студенты 1-го курса факультета СПО Таганрогского института управления и экономики.

Предмет — коммуникативная компетентность студентов факультета СПО как профессионально важное качество.

Гипотеза: тренинговая программа, включающая овладение техниками коммуникации, методами регуляции эмоций, навыками ведения переговоров, позволяет повысить уровень развития коммуникативной компетентности участников тренинга.

Цель работы: используя авторскую программу развития коммуникативной компетентности, обеспечить повышение уровня развития коммуникативной компетентности студентов. Задачи:

• рассмотреть роль коммуникативной компетентности в деятельности специалистов социономи-ческих профессий;

• описать методы развития коммуникативной ко мпетентно сти;

• разработать тренинговую программу по развитию коммуникативной компетентности;

• апробировать данную программу на выборке студентов 1-го курса ФСПО ТИУиЭ, измеряя уровень коммуникативной компетентности до и после тренинга;

• осуществить сравните ль ный анализ полученных данных.

В работе использованы следующие методы: теоретический обзор литературы по проблеме исследования, анализ активных методов развития коммуникативной компетентности, подбор и систематизация и объединение этих методов в тренинговую программу, психологический тренинг, психодиагностика, математическая статистика.

Для решения поставленных в работе задач и выбора адекватных средств, развивающих коммуникабельность, представляется необходимым проанализировать понятие «коммуникативная компетентность» и выделить ключевые компоненты данной компетентности.

Понятие «коммуникативная компетентность» впервые было использовано A.A. Бодалевым и трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) [5].

Подходов и концепций относительно проблемы и понятия коммуникативной компетентности в отечественной психологии достаточно много. Так, например, С.В. Титова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатию, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения [6].

Е.П. Ильин утверждает, что коммуникативная компетентность представляет собой способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми [2].

У. Дик считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффектив-

ного коммуникативного действия в определенном кругу ситуациймежличностного взаимодействия [4].

В.А. Горянина рассматривает коммуникативную компетентность как рабочий набор коммуникативных тактик и стратегий, присущих индивиду или группе индивидов [7].

A.A. Леонтьев определяет коммуникативную компетентность как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения. При этом результативность коммуникативной компетентности он предлагает рассматривать как степень успешности задуманных актов влияния и использования средств общения при оказании впечатления на других людей [8].

Таким образом, общим во всех определениях является понимание коммуникативной компетентности как некой совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативных процессов у человека, т.е. позволяющее достигать взаимопонимания и оказывать необходимое влияние.

Рассматривая коммуникативную компетентность личности, необходимо выделить ее структурные компоненты. По данному вопросу в современной психологии имеется несколько подходов [2-6]:

1) исследователи делают акцент на когнитивной составляющей этого феномена, т.е. на знаниях и способностях, необходимых для построения общения;

2) описание структуры коммуникативной компетентности дается через коммуникативные умения;

3) структурными элементами коммуникативной компетентности являются и коммуникативные знания, и коммуникативные способности, и коммуникативные умения;

4) в составе коммуникативной компетентности, кроме знаний, умений и навыков, выделяются личностные особенности.

Наиболее универсальной для практического применения нам представляется структурная модель, разработанная И.Б. Пономаревым и В.П. Трубочки-ным. Они выделяют три блока компонентов коммуникативной компетентности [7]:

• коммуникативные личностные качества;

• владение техникой общения - навыки и умения осуществления отдельных коммуникативных действий;

• владение методикой и тактикой общения, умение строить общение в целостных ситуациях деятельности.

В рамках учебного процесса второй и третий из указанных блоков возможно целенаправленно формировать посредством применения интерактивных методов обучения. Первый блок требует еще и систематической контекстной воспитательной работы на протяжении всего периода обучения в вузе, поскольку развитие личностных качеств -длительный процесс.

Из исследований в области психологии труда известно, что коммуникация в профессиональной деятельности выполняеттри основные функции [5]:

• коммуникативную, включающую обмен информацией;

• интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

• перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

На наш взгляд, критерии развития коммуникативной компетенции должны соответствовать основным функциям и отражать следующие умения:

• умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностику личных свойств и качеств собеседника;

• умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

• умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению, и эмпатийно относиться к нему. Эффективность развития коммуникативной компетенции в процессе обучения во многом зависит от правильно подобранных методов обучения, т.е. от способа воздействия педагога на учащегося для достижения поставленных целей обучения.

К методам обучения, которые целесообразно использовать для развития коммуникативной компетенции в образовательном процессе, относят методы активного обучения итренинги [9, с. 13-16].

К активным методам чаще всего относят семинары, дискуссии, диспуты, круглые столы, деловые и ролевые игры. Эти методы дают возможность моделировать реальные коммуникативные ситуации, находить решение конкретной коммуникативной задачи и ощутить последствия принятых решений. Методы активного обучения весьма эффективны, поскольку позволяют студентам отработать навыки межличностного общения в типичных ситуациях, получить обратную связь, скорректировать свое поведение и находить альтернативные способы решения коммуникативных проблем.

Тренинг - активное овладение практическими знаниями и развитие эффективных умений и навыков. Данный вид обучения позволяет за короткий промежуток времени овладеть навыками ситуативного общения, поработать над личными качествами, относящимися к коммуникативной компетенции.

Тренинг может повысить уровень коммуникативной компетентности студентов за счет использования следующих методов организации занятия:

- решение коммуникативно-ситуативных задач, которые позволяют приблизить обучение к естественным условиям общения и повысить уровень культуры речевого общения, позволяют соблюдать нормы русского литературного языка, этические нормы и правила речевого поведения;

- участие в диалоге, дискуссиях, обсуждении актуальных вопросов;

- выполнение творческих заданий;

- использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов (составление писем, объявлений, афиш, редактирование текстов, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам).

В качестве основного метода развития коммуникативной компетентности в нашей работе был использован авторский тренинг.

В ходе выполненного теоретического анализа нами выявлены основные компоненты коммуникативной компетентности:

• владение техниками общения;

• владение невербальными средствами общения;

• умение управлять эмоциями;

• уверенное поведение.

Учитывая изученные компоненты, мы подобрали различные упражнения, техники и методы, способствующие их развитию. Разрабатывая программу тренинга, мы видели своей целью развитие коммуникативной компетентности как профессионально важного качества студентов социономических профессий. Нами адаптированы и сведены в общую программу обучения различные развивающие методы.

В результате разработанная программа включает в себя психодиагностику уровня развития коммуникативной компетентности; упражнения, направленные на овладение техниками коммуникации, распознавание эмоций. Кроме этого, в программу включены аудио- и видео материалы, знакомящие студентов с методами регуляции эмоциональных состояний. Закрепление полученных знаний осуществляется посредством деловой игры и обсуждения дискуссионных вопросов.

В целом программа рассчитана на пять занятий общим объёмом 10 часов. На первом занятии проводится оценка коммуникативного минимума студентов. Его цель - изучить исходный уровень развития коммуникативной компетентности студентов.

Второе занятие посвящено знакомству с основными вербальными техниками коммуникации и формирует у студентов умение адекватно применять данные техники.

Третье занятие позволяет сформировать представление о влиянии эмоций на эффективность коммуникации, осознать важность контроля над эмоциями в процессе коммуникативного взаимодействия.

На четвертом занятии закрепляются коммуникативные навыки в деловой игре «Золотые орехи». Эта игра развивает навыки вербальной и невербальной деловой коммуникации, учит преодолевать разногласия, искать взаимовыгодные решения.

Пятое занятие - послетренинговая диагностика. Здесь необходимо сравнить результаты диагностики до и после тренинга, проанализировать выявленные изменения в уровне коммуникативной компетентности студентов.

В качестве участников тренинга были привлечены студенты факультета СПО специальностей 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» и 38.02.07 «Банковское дело». Всего в исследовании участвовало 55 испытуемых в возрасте от 15 до 16 лет, среди которых было 34 девушки и 21 юноша. Программа была реализована на практических занятиях по дисциплине «Психология».

Измерение уровня коммуникативной компетентности осуществлялось при помощи методики В.М. Снеткова «Коммуникативный минимум» [10].

По данной методике базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к теоретическим знаниям, навыкам и умениям. Приведённый коммуникативный минимум может быть определён как стандарт и использован как основа для оценки коммуникативной компетентности. Оценка уровня коммуникативной компетентности складывается из суммы баллов, которые начисляются за ответы на приведённые для примера суждения, которые в свою очередь складываются в шкалы (фазы). Таких фаз в методике семь:

• подготовительная фаза;

• контактная фаза;

• эмоции в разговоре;

• фаза понимания;

• фаза убеждения;

• фаза завершения;

• управление разговором.

В каждую фазу входят по два соответствующих вопроса методики. При обработке подсчитывается сумма средних набранных баллов, вначале по всем вопросам, а затем по семи фазам.

В методике приводятся различные суждения относительно качеств личности, способствующих общению, и примеры коммуникативных навыков. Студентам предлагалось оценить, насколько те или иные коммуникативные навыки сформированы у них. Оценка производилась по семибалльной шкале по коммуникативным фазам. После заполнения анкет студенты самостоятельно подсчитывали баллы. Согласно инструкции к тесту и ключу обработки, все вопросы, в свою очередь, были объединены в фазы общения. В соответствии с суммарными показателями по фазам при помощи ключа учащиеся определили свой уровень коммуникативной компетенции.

Ниже в табл. 1 приведены результаты диагностики, которые разделены по половому признаку, по фазам общения, и показывают среднее арифметическое по каждой фазе.

В соответствии с ключом методики испытуемый в среднем по фазе может набрать от 1 до 14 баллов. От 1 до 5 баллов - низкий уровень коммуникативной компетентности, от 6 до 9 баллов - средний и 10-14 баллов указывают на высокий уровень коммуникативности. Исходя из данных, представленных в табл.1, можно говорить о том, что в нашей выборке

Результаты предтренинго

испытуемым до тренинга был свойственен низкий уровень и по некоторым фазам средний уровень коммуникативности с тенденцией к низкому. При этом следует учитывать, что методика строится на оценке уровня компетентности самим испытуемым и студенты могли оценить себя несколько выше, чем это есть на самом деле.

Рассматривая данные по каждой фазе, можно заметить, что хуже всего развиты фаза завершения и умение управлять эмоциями в разговоре. Самые высокие баллы принадлежат контактной фазе, т.е. студенты могут вступать в диалог и создавать у собеседника положительный настрой на дальнейший контакт. Управление разговором, подбор аргументов, убедительность речи, адекватная оценка желания собеседника продолжать коммуникацию представлены на низком уровне и нуждаются в развитии, т.к. являются профессионально важными качествами по выбранным студентами профессиям.

После определения исходного уровня развития коммуникативной компетенции была обнаружена необходимость разработки тренинговой программы. Для этого мы изучили способы развития коммуникативной компетентности и, исходя из возрастных особенностей, отобрали те методы, которые с нашей точки зрения являются более эффективными. На основе данных методов составили программу, направленную на повышение коммуникативной компетентности. Она была реализована на тех же испытуемых в рамках практических занятий по психологии в октябре 2015 г. При этом все участники были разделены на две подгруппы - 23 и 22 человека.

После реализации разработанной нами программы тренинга была проведена повторная диагностика уровня коммуникативной компетентности. Для объективности получаемых данных и возможности последующего сравнительного анализа послетренин-говую диагностику мы проводили с помощью того же инструмента, что и дотренинговое измерение, а именно используя методику «Коммуникативный минимум» (В.М. Снетков) [10]. Результаты повторного исследования приведены в табл. 2. Они представлены отдельно для юношей и девушек по каждой фазе общения и показывают среднее арифметическое по каждой фазе.

Таблица 1

й диагностики (ср. арифм.)_

Шкалы Подгот. Контакт. Фаза Фаза Фаза Управл. Ср.

Испыт. фаза фаза по ним. убежден. заверш. разгов. арифм.

Юноши 4,8 5,3 4 4,7 5 3,2 4,7 4,5

Девушки 5 5,3 4,8 4,9 4,6 3,6 4,5 4,7

Всего 4,9 5,3 4,4 4,8 4,8 3,4 4,6 4,6

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты диагностики после тренинга (ср. арифм.)

Шкалы Подгот. Контакт. Фаза Фаза Фаза Управл. Ср.

Испыт. фаза фаза по ним. убежден. заверш. разгов. арифм.

Юноши 10,4 12,1 9,5 10,5 10,8 6,9 10,9 10,1

Девушки 10,8 11,9 10,7 11,1 10 7,3 10,5 10,3

Всего 10,6 12 10,1 10,8 10,4 7,1 10,7 10,2

В соответствии с ключом методики испытуемый в среднем по фазе может набрать от 1 до 14 баллов. Поэтому результаты, представленные в табл. 2, можно оценить как высокие. На среднем уровне лишь фаза завершения, но учитывая, что до тренинга по этой фазе были самые низкие показатели (3,4 балла), то положительная динамика очевидна.

Полученные данные указывают на более высокую коммуникативность девушек по сравнению с юношами, что объясняется их более высокой эмоциональностью и согласуется с данными других исследо -ваний в области коммуникативной компетентности [3; 4; 8].

В целом отследить динамику уровня коммуникативной компетентности позволяет сведение данных до и после тренинга в единую табл. 3.

Рассматривая данные по каждой фазе, можно заметить, что фазы завершения и умения управлять эмоциями в разговоре, которые были развиты хуже всего, теперь развиты достаточно хорошо. Самые высокие баллы и после тренинга принадлежат контактной фазе, т.е. студенты могут вступать в диалог и создавать у собеседника положительный настрой на дальнейший контакт. Произошло развитие таких навыков, как управление разговором, подбор аргументов, убедительность речи, адекватная оценка желания собеседника продолжать коммуникацию.

На рисунке наглядно показан уровень повышения коммуникативной компетентности по каждой фазе. Самый существенный сдвиг наблюдается по контактной фазе, что указывает на сформированное умение разговорить, раскрепостить человека, создать у него положительный настрой на общение.

Сравнительные дан]

Результат тренинга можно оценить как положительный, исходя из результатов группового обсуждения вопросов, подготовленных и представленных в занятии 5 нашей программы.

Вопрос «Каковы Ваши впечатления от участия в тренинге?» направлен на выявление общего отношения к проведенной работе. В ответах на него у всех студентов содержится эмоционально положительная информация. Наиболее распространенные ответы: «Было очень интересно», «Такая форма работы не дает скучать», «Тренинг - это весело!».

Второй вопрос требовал от учащихся развернутого и вдумчивого ответа. Его формулировка («Что нового для себя Вы узнали? Что из этого Вы сможете применять в своей будущей учебной и профессиональной деятельности?») предполагает внутреннюю аналитическую и прогностическую работу.

Отвечая на данный вопрос, большинство студентов указали, что самое яркое впечатление они получили от участия в игре «Золотые орехи». В этой игре все участники делились на две команды. Каждой было выдано описание чрезвычайной ситуацией (проблема, приводящая к многочисленным человеческим жертвам, решить которую можно было, получив «золотые орехи») Каждой команде казалось, что их чрезвычайная ситуация более сложная и нужно грамотно убедить в этом другую сторону. Поэтому следует как можно больше говорить, убеждать, приводить аргументы. В итоге самым важным оказалось - выслушать оппонентов, понять, что им нужно для решения их задач, и только после этого приступать к распределению ресурсов.

Таблица 3

до и после тренинга

Шкалы Подгот. Контакт. Эмоции Фаза Фаза Фаза Управл. Ср.

Баллы фаза фаза по ним. убежден. заверш. разгов. арифм.

До 4,9 5,3 4,4 4,8 4,8 3,4 4,6 4,6

тренинга

После 10,6 12 10,1 10,8 10,4 7,1 10,7 10,2

тренинга

Разница баллов 5,7 6,7 5,7 6 5,6 3,7 6,1 5,6

Динамика уровня РКК

14 12

■ ■! ■! ■! ■ .и

^ ^ ^ ^

1а ,<л- лГ „ел .с:>

I Дп,

После

^ ✓ / ✓ .

Динамика уровня развития коммуникативной компетентности

Таблица 4

Эмпи

мческие значения U-критерия Манна-Уитни

Шкалы Баллы Подгот. фаза Контакт. фаза Эмоции Фаза по ним. Фаза убежден. Фаза заверш. Управл. разгов. Ср. арифм.

Значение U-эмпир. 989 945 989 972 1011 1171 967 1011

Значение Р Достов. при р=0,01 Достов. при р=0,01 Достов. при р=0,01 Достов. при р=0,01 Достов. при р=0,01 Достов. при р=0,05 Достов. при р=0,01 Достов. при р=0,01

На третий вопрос («Являются ли полезными, по Вашему мнению, подобные тренинги в начале обучения в вузе?») все студенты дали положительный ответ, пояснив, что такая форма работы развивает интерес к обучению, позволяет проявлять активность, даёт возможность сразу применить полученные знания.

В ответах на вопрос: «Какую пользу или опыт Вы извлекли из участия в тренинге?» чаще всего звучали такие ответы, как: «Научился слушать внимательно других», «Узнал, что есть техники коммуникации, которые позволяют точно донести свою мысль», «Убедился в важности обратной связи в общении», «Понял, что конфликт - это не всегда плохо, у него есть и плюсы».

«Ваши пожелания мне как ведущему или по процедуре тренинга» - так звучал пятый вопрос. Основным было пожелание чаще проводить такие занятия, поскольку они интересны, позволяют быстро освоить новые знания на фоне положительных эмоций.

Завершая обсуждение результатов тренинга, следует подчеркнуть, что в целом после реализации программы тренинга наблюдаются положительные изменения по всем семи фазам общения. Для того чтобы оценить статистическую достоверность различий в показателях уровня коммуникативной компетентности до и после тренинга, нами применен Ц-критерий Манна-Уитни. Эмпирические значения по каждой фазе приведены в табл. 4 (п=55).

Расчет Ц-критерия Манна-Уитни обнаруживает достоверную разницу в уровне коммуникативной компетентности студентов до и после тренинга, что указывает на его валидность и эффективность применения. Поскольку коммуникативная компетентность является профессионально важным качеством студентов гуманитарного профиля, мы рекомендуем внедрить данный тренинг в программу обучения по дисциплине «Психология» как прошедший успешную апробацию и получивший позитивные отзывы студентов, принявших в нем участие.

Данные результаты свидетельствуют о том, что цель нашей работы достигнута, а гипотеза о том, что

тренинговая программа, включающая овладение техниками коммуникации, методами регуляции эмоций, навыками ведения переговоров, позволяет повысить уровень коммуникативной компетентности участников тренинга, подтверждена.

Закончить хотелось бы ссылкой на известное положение Л.С. Выготского, что именно обучение ведет за собой развитие. Поэтому мы считаем, что на формирование личностно-профессиональных качеств наиболее сильное влияние оказывает профессиональное образование, в том числе в высшем учебном заведении. В процессе такого бучения с применением интерактивных форм и должно формироваться важное для гуманитариев профессиональное качество -коммуникативная компетентность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фёдорова П.С. Организация образовательной среды современного вуза: психологический аспект // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т.2. №3.

2. Ильин. Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.

3. Гойхман О.Я., Надеина ТМ. Речевая коммуникация: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Дик У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки. М.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2007.

5. Бодалев A.A. Личность и общение. М., 1995.

6. Титова C.B. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности. СПб.: Питер, 2009.

7. Горянина В.А. Психология общения: учебное пособие. М.: Академия, 2007.

8. Леонтьев A.A. Психология общения. М.: Смысл, 2005.

9. Шарков В.И., Комарова Л.В. Коммуникация: деловое общение, коммуникативные техники и технологии //Коммуникология. 2014. Т.6. №4.

10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПБ.: Речь, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.