Научная статья на тему 'Формирование и развитие инфраструктуры общественного питания в условиях транзитивной экономики'

Формирование и развитие инфраструктуры общественного питания в условиях транзитивной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / PUBLIC CATERING / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / СУБЪЕКТЫ РЫНКА / КОМПЛЕКСЫ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / MARKET INFRASTRUCTURE COMPLEXES / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ПИТАНИЯ / CATERING RATIONALITY / SUBJECTS OF MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Г. И.

В данной статье рассматривается состояние и перспективы развития инфраструктуры общественного питания в условиях транзитивной экономики на региональном уровне. Дается оценка инфраструктурных комплексов, определяющих тенденции развития предприятий общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formations and development the infrastructures of public catering on the condition of transitive economy (for example Sugd region)

The condition and development perspectives of public catering infrastructures in the state of transitive economy at the regional level are considered in the article. Infrastructural complexes evaluations, determining the public catering enterprise development tendency is given.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие инфраструктуры общественного питания в условиях транзитивной экономики»

УДК 631 Соискатель Г.И. САДЫКОВА

(ИЭиТ ТГУК в г.Худжанде, sadikova.gavhar(a!mail.rii)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНЗИТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ

Общественное питание, инфраструктура, субъекты рынка, комплексы рыночной инфраструктуры, государственная поддержка, рациональность питания

Стратегия рыночной экономики предполагает ускорение социально-экономического развития Республики Таджикистан и регионов, повышение эффективности работы предприятий за счет рационального функционирования рыночного механизма. В этих условиях особую значимость приобретает роль самоорганизации, саморегулирования различных субъектов экономической жизни. Важнейшей сферой хозяйственно-экономической деятельности является общественное питание. С одной стороны, общественное питание способствует сокращению затрат времени домашних хозяйств на приготовление пищи, с другой - одна из форм организации свободного времени населения, что положительно влияет на повышение его качества жизни, здоровья населения с условием сбалансированного и рационального питания.

Переход на рыночные отношения изменил условия, в которых функционируют предприятия общественного питания, а также факторы, влияющих на их развитие.

Носителем экономических отношений субъектов, фактором воспроизводства на всех стадиях является рыночная инфраструктура. Ряд авторов считают, что инфраструктура рынка представляет собой систему специализированных организаций и учреждений, обслуживающих хозяйствующие субъекты рынка. Так, экономист А. Левин отмечает, что инфраструктура - совокупность отраслей и предприятий, занятых обслуживанием функционирующих структур-производственных и непроизводственных [1].

Установлено, что инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм и субъектов, обеспечивающих функционирование рынка.

Рыночную инфраструктуру можно охарактеризовать как составную часть общего устройства рыночной системы, носящей вспомогательный характер с целью обеспечения эффективного функционирования рыночного механизма [2].

По мнению Аминова И.А, под инфраструктурой следует понимать единую сеть фирм, предприятий, организаций, деятельность которых направлена на обеспечение нормальных условий функционирования рыночного механизма [3].

Общественное питание как под отрасль торговли и субъект интегрированного рынка, требует наличия инфраструктурных услуг, создающих нормальные условия для производственного и торгового процесса.

Инфраструктура должна соответствовать следующим критериям:

- услуги инфраструктуры являются необходимым условием эффективного функционирования предприятий общественного питания;

- взаимозависимость конечных результатов деятельности субъектов инфраструктуры и предприятий общественного питания;

- цели инфраструктуры должны определяться мерой воздействия на достижение конечных результатов деятельности предприятий общественного питания;

- деятельность субъектов инфраструктуры должна оцениваться качеством и уровнем обслуживания предприятий общественного питания.

Низкий уровень развития инфраструктуры является одним из факторов низкой инвестиционной привлекательности региональной экономики и деловой активности хозяйствующих субъектов.

Становление и развитие рыночных отношений предполагает реализацию принципиально новых требований к оптимизации организационных структур и связей хозяйствующих субъектов, что объясняется усложнением хозяйственного взаимодействия между предприятиями, регионами.

В настоящее время число предприятий общественного питания региона составляет 808 единиц (2012г.), по сравнению с 2011 г. их число увеличилось на 10,7%. Наряду со строительством новых предприятий с современной материально- технической базой, значительная часть предприятий

использует устаревшее оборудование. Для нормального функционирования предприятий характерно отсутствие достаточного объема оборотных средств, что в свою очередь отражается на качество обслуживания посетителей.

Инфраструктуру общественного питания как субъекта рынка необходимо исследовать в рамках инфраструктуры национального рынка, что обусловлено институционально-эволюционным подходом, согласно которому система определяет свойства входящих в неё элементов. Такой подход позволяет определить, какие свойства инфраструктуры рынка в целом определяют развитие и характеристики сферы общественного питания. К таким характеристикам следует отнести: наличие различных форм собственности, мобильность экономических ресурсов, свободу ценообразования и Т.д.

Эффективное функционирование рыночной отношений предполагает пропорциональность между элементами рыночных инфраструктуры, которые целесообразно объединить в комплексы: материальный, организационный, информационный, нормативно-правовой, финансово-кредитный кадровый и др. (Рис.)

информа ционный

кадровый

финансово-кредитный

нормативы

о-

правовой

внешэкон о

мический

орган* за

ционны

Й

Комплексы

органы власти

социальны й

Рис. 1. Комплексы рыночной инфраструктуры

На развитие инфраструктуры большое влияние оказывает географическое положение территории.

Согдийская область Республики Таджикистан граничит с Узбекистаном, Киргизстаном, в связи с чем при формировании структуры общественного питания важное значение имеют предприятия, обслуживающие внешнеторговый оборот. Большую роль играют организации-посредники, поставляющие сырьё и товары в рамках межрегиональной торговли.

Развитие общественного питания находится в прямой зависимости от степени развития других инфраструктурных звеньев экономики. Так, ухудшение качества транспортных услуг влияет на замедление оборачиваемости продукции и вложенных в неё оборотных средств, росту потребности в банковских кредитах, что создает сложности в работе предприятий общественного питания.

Транспортно- экспедиторское обслуживание, обеспечение предприятий общественного питания продовольственными товарами, тарой, сервисное обслуживание имеет важное значение для данного сектора экономики. Нормативно-правовой комплекс при переходе к рынку, не обеспечивает чёткое соблюдение законов при проведении приватизации, и возникновение мошеннических организаций.

Принятий в 2008 году закон «О торговле в Республике Таджикистан» способствовал укреплению хозяйственных связей между субъектами в сфере обращения, создал правовую базу для

нормального развития торговли, в том числе и общественного питания. Развитие инфраструктуры в значительной степени зависит от уровня социально-экономического развития региона (табл. 1)

Таблица 1. Динамика макроэкономических показателей социально-экономического развития Согдийской области за 2006-2012 гг (в ценах 2012 г)

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Средне годовой темп роста,%

Валовый региональный продукт, млн.сом Темп роста, % 2299,5 106,72 2814,3 87,65 4037,7 98,43 4988,6 108,70 5716,2 124,52 7032,7 140,1 8749,8 122,6 118,2

Продукция промышленности млн.сом Темп роста,% 1349,2 100,96 1466,6 108,7 1529,7 104,3 1603,1 104,8 1968,6 122,8 2437,1 123,8 2995,1 122,9 110,5

Продукция сельского хозяйства, млн.сом Темп роста,% 2514 107,8 2601 99,7 2722 86,4 2897 130,8 2957 102,1 4112 139,1 4525 110,0 108,1

Денежные доходы населения, млн.сом Темп роста,% 91,70 103,4 132,42 95,2 174,48 73,5 202,49 105,8 277,96 121,7 289,23 116,4 304,12 123,1 113,2

Внешнеторговый оборот, млн.сом Темп роста,% 544,5 117,0 765,1 140,5 1037,2 139,5 809,3 75,8 944.6 116.7 1215,4 128,7 1769,9 145,6 115,9

Розничный товарооборот, млн.сом Темп роста,% 990,1 102,35 1209,1 122,1 1920,3 158,8 2322,4 120,9 2779,311 9,7 2844,1 102,3 3397,8 119,5 116,7

Расчеты автора. Источник: Статистический сборник: Согдийская область, 20013г.

Так за период с 2006 по 2012 г.г ВРП Согдийской области вопрос в 3,8 раза, среднегодовой темп роста составил 118,2%. Объем промышленной продукции за анализируемый период возрос в 2,2 раза, продукции сельского хозяйства в 1,8 раза. Не смотря на относительно высокие среднегодовые темпы роста, реальный сектор экономики развивается недостаточно эффективно. В этой связи импорт зависимость страны и регионов находится на высоком уровне. Денежные доходы населения в среднем на одного человека в Согдийской области составляет 369,42 сомони (75,0 долл США), что также не позволяет в широком масштабе пользоваться услугами общественного питания, особенно в сельской местности. Анализ данных этой таблицы позволяет сделать следующие выводы: -ассортимент продукции предприятий общественного питания формируется за счет внутри региональных и вне региональных источников поступления товаров, а поставщики являются поставщиками - изготовителями и поставщиками -посредниками. Традиционно поставщики -изготовители занимаются поставками скоропортящихся продовольственных товаров, изготовленных из местного сырья, а также сельскохозяйственной продукции фермерских, дехканских хозяйств и личные подсобные хозяйства.

Важным поставщиком предприятий общественного питания являются сеть оптовых посредников, роль которых значительно возрастет в условиях невозможности полностью обеспечить потребности предприятий за счет местных источников.

При выборе посредника предприятия общественного питания должны изучить возможные объемы платных услуг посредников, их местонахождение, ассортимент продукции, что оказывает большое влияние на издержки и доходность предприятий общественного питания.

Одним из основных источников поступления товаров в регион является импорт. В этой связи для хозяйствующих субъектов Согдийской области как приграничного региона, необходимо наличие мобильной системы организаций, обслуживающих внешнеторговый оборот. В настоящее время на территории области функционируют 20 таможенных постов и отделений.

В связи с критическим состоянием аграрного сектора республики, ростом численности населения, зависимость поставок в регион всё более увеличивается. Так, за период с 2006 г по 2012 г. импорт продовольственных товаров составил в общей объеме импорта - 20,5%.

Причинами сложившейся ситуации являются: снижение спроса на товары национальных производителей на мировом рынке, нехватка оборотных средств и высокие проценты по банковскому кредиту. В настоящее время банковский сектор области включает 16 банков. Однако относительно высокие процентные ставки по кредиту сдерживают развитие общественного питания.

Переход на рыночные отношения создал условия для быстрого развития предпринимательства. Число предприятий малого бизнеса в Согдийской области составляет 931 единиц, из них в торговле и общественном питании 420 ед. выручка от реализации продукции (работ и услуг) составила за 2012 г. - 5997 млн.сомони. В общественном питании необходимо распространение таких форм его организации, которые должны быть максимально ориентированы на малое предпринимательство.

Однако, в сравнение с другими странами в Таджикистане не достаточно создан соответствующий климат предпринимательской среды, о чем свидетельствуют рейтинговые оценки состояния предпринимательской среды Таджикистана международным организациями. Так, по данным Всемирного банка, в рейтинг - индекс «Doing Business-2013» среди 189 стран Таджикистан занимает 166 место, в 2012 г. он занимал 177 место.

Вместе с тем на современном этапе развития региональной экономики общественное питание области развивается высокими темпами, о чем свидетельствует данные табл 2.

Таблица 2. Динамика оборота предприятий питания Согдийской области за 2006-2012 гг.

Показатели 2006 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 в %к

2006 г. 2011 г.

Розничный товарооброт, всего млн.сомони 990,1 2779,3 2844,1 3397,8 3,43р 119,5р

В том числе: Оборот предприятий общественного питания 38,3 110,53 131,98 169,36 4,4р 128,Зр

Удельный вес оборота предприятий общественного питания, % 3,87 3,98 4,64 4,98 +1,11р +0,34р

Число предприятий общественного питания 852 787 730 808 110,7р 94,8р

Расчеты автора. Источник: статистический сборник, согдийская область, 20013г.

Так, за период с 2006 по 2012 г. оборот предприятий общественного питания возрос в 4,4 раза, удельный вес в розничном товарообороте области увеличился на 1,11 %.

На развитие общественного питания оказывает влияние такая структурная составляющая инфраструктуры как социальная сфера - образование, здравоохранение, культура и тд., способствующие формированию доходов населения и рациональному питанию населения.

С целью совершенствования инфраструктуры общественного питания целесообразно:

- обеспечение правовой базы, адекватно сложившейся рыночной ситуации;

- обеспечение полной и качественной информации о состоянии рынка услуг;

- применение новых разнообразных форм организации питания;

- совершенствование системы финансовых и кредитных отношений и тд.

Таким образом, эффективность функционирования и развития общественного питания, как на национальном, так и региональном уровнях в значительной степени зависит от состояния его инфраструктуры и внешних факторов, эффективного рыночного механизма всего экономического комплекса.

Литература

1. Левин А. Рыночная инфраструктура // Коммерческий вестник. - 1991. - №13 С. 51-52.

2. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства- М.: Экмос, 2009.

3. Аминов И.А. Продовольственный рынок: проблемы развития товарно-торгового бизнеса. - Душанбе: Ирфон, 2013.

4. Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания. - Красноярск, 2009. - 589 с.

5. Левин А. Рыночная инфраструктура. // Коммерческий вестник. 1991. - № 13. - С.51-52.

6. Факеров Х.Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. - Душанбе: Ирфон, 2002.

7. Статистический сборник «Таджикистан: 20 лет государственной независимости», Душанбе, 2011

8. Статистический ежегодник Согдийской области - 2013. - Худжанд, 2013.

УДК 330.322

Канд. экон. наук И.В. БЕЛИНСКАЯ

(СПбГАУ, Ье1т8ка(й)уапс1ех.ги) Канд. экон. наук С.С. КОРАБЕЛЬНИКОВА

(СПбГАСУ, kss_gasll(й)mail.rll (й!уапс1ех.га)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Государственно-частное партнерство, инвестиционные проекты, социальный эффект

Санкт-Петербург, как большинство мировых мегаполисов с богатой историей, подчиняется общему правилу сосредоточения в центральных районах города наибольшего количества культурных и административных учреждений, исторических достопримечательностей и памятных мест. За последние 10 лет количество личного автотранспорта в Санкт-Петербурге увеличилось в полтора раза, число автомобилей в личном пользовании составляет 1 376,6 тыс. автомобилей и 86,7 тыс. автомобилей принадлежит юридическим лицам. Уровень автомобилизации по легковым автомобилям составляет 310 автомобилей на 1 000 жителей [1].

В то же время распределение улично-дорожной сети (УДС) Санкт-Петербурга отличает высокая неравномерность: ее плотность в районах исторической застройки (Центральный, Адмиралтейский, Петроградский районы) в 2,8-3,9 раза выше, чем в районах новостроек (Приморский, Фрунзенский, Московский и Выборгский районы). Плотность магистральной сети исторически сложившихся районов превышает этот показатель в новых районах в 2,4-4,4 раза. Рекомендуемые значения показателя плотности УДС находятся в диапазоне 4,0-5,5 км/кв.км; «современный показатель плотности УДС в 7 районах Санкт-Петербурга из 18-ти ниже рекомендуемого» [2].

Важнейшей проблемой существующей УДС Санкт-Петербурга является отставание ее развития от темпов автомобилизации и темпов градостроительного освоения новых территорий, что порождает низкий уровень транспортного обслуживания жителей данных районов. Уплотнение застройки центра города в совокупности с ростом количества автотранспорта привели к возникновению транспортного коллапса в городе. В настоящее время существует два основных способа решения этой проблемы, которые можно разделить на организационные и строительно-дорожные.

К организационным, по мнению Ольги Соколовой, руководителя направления по транспортному планированию при Министерстве транспорта Российской Федерации, относятся те или иные ограничивающие меры, направленные на сокращение транспортного потока, имеющего доступ к центральным районам:

- ограничение въезда для определенных категорий транспортных средств;

- распределение возможности въезда в зависимости от чисел месяца или дней недели;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.