УДК 339.1 ББК 65.431
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ
АХ^АМИЯТИ ИЦТИМОИЮ ИЦТИСОДИИ СОХ,АИ ХУРОКИ ОММА ДАР РУШДИ ИЦТИСОДИЁТИ БОЗОРГОНИ
SOCIO-ECONOMIC IMPORTANCE OF PUBLIC CA TERING SPHERE IN MARKET ECONOMY DEVELOPMENT
Алиев Абдурахим Рахмонович, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ИЭТ ТГУК (Таджикистан, Худжанд)
Алиев Абдурахим Рахмонович,
сармуаллими кафедраи бауисобгирии бухгалтеры, таулил ва аудити ДИС ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Aliyev Abdurakhim Rakhmonovich, senior lecturer of the department of book-keeping calculation, analysis and audit under the IET attached to TSUC (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: [email protected]
Ключевые слова: социально-экономическое значение, предприятия общественного питания, классификация, функции, особенности, структурная деятельность, рыночная экономика
Рассмотрены социально-экономические вопросы сферы общественного питания по их классификационным группам в системе рыночной экономики. Охарактеризована сущность сферы общественного питания как отрасли экономики и деятельность хозяйствующих субъектов, дана их классификация с целью определения особенностей каждой отрасли и выявления ее значения в развитии рыночной экономики. Определена структурная деятельность предприятий общественного питания, сформулированы специфические особенности, задачи и функции предприятий сферы общественного питания в условиях развития рыночной экономики. Отмечено социально-экономическое значение предприятий сферы общественного питания в развитии рыночной системы. Эти предложения в ходе анализа развития предприятий общественного питания в условиях рыночной экономики дают возможность определить их долю на потребительском рынке.
Калидвожа^о: ауамияти ицтимоию ицтисоди, корхонауои хуроки омма, тасниф, функсияуо, хусусият, сохтори фаъолият, ицтисоди бозоргони
Дар мацола масоили ицтимоию щтисодии соуаи хуроки омма тибци гуруууои таснифии ощо дар низоми ицтисоди бозоргони барраси шудааст. Мо^ияти соуаи хуроки омма уамчун соуаи ицтисодиёт ва фаъолияти субъетуои хоцагидори тавсиф гардида, таснифи ощо бо мацсади муайянкунии хусусиятуои хоси х,ар соуа ва ошкор сохтани ауамияти он дар рушди ицтисоди бозоргони оварда шудааст. Фаъолияти сохтори корхонауои хуроки омма муайян гардидааст, хусусиятуои хос ва вазифауои корхонауои соуаи хуроки умуми дар шароити ицтисоди бозоргони тасвия шудааст.
А^амияти ицтимоию ицтисодии корхонауои соуаи хуроки омма дар рушди низоми ицтисоди бозоргони зикр шудааст. Пешниуодоти мазкур, дар рафти таулили рушди фаъолияти корхонауои хуроки омма дар шароити ицтисоди бозоргони имкон медиуанд уиссаи ощо дар бозори истеъмоли муайян карда шаванд.
Key words: socio-economic importance, public catering enterprises, classification, functions,
peculiarities, structural activity, market economy
The article dwells on socio-economics issues concerned with a public catering sphere; classificational groups in the system of market economy being taken as a starting point. The author gives complete characteristics in regard to the essence of public catering as a branch of economy and to the activities of economy subjects, he presents the latters' classification aimed at a determination of the peculiarities of each branch and an ascertainment of its significance in market economy development. The structural activity of public catering enterprises is identified; their specific peculiarities, goals and functions under the conditions of market economy development being formulated. Socio-economic importance of the enterprises in question in market economy development is underscored. The suggestions worked out in the course of the analysis of the evolution of public catering enterprises under market economy conditions enable to determine their share at the consumer market.
Сфера общественного питания (СОП) является одной из важнейших отраслей сферы услуг. Её деятельность направлена на повышение уровня жизнедеятельности населения, а также на обеспечение его культурно-бытовых потребностей. Общественное питание также является отраслью, минимизирующей трудовую нагрузку населения при приготовлении пищи в домашних условиях и однозначно предоставляет ему время для целенаправленной работы в различных отраслях экономики. Также СОП как экономико-социальная деятельность экономических субъектов обеспечивает коллективно-общественный приём пищи, что дает возможность объединить людей, коллектив работников, а также повысить работоспособность и производительность труда специалистов других сфер экономики.
Такой широкий масштаб полезности приводит к множеству вариантов структуризации деятельности ПСОП на потребительском рынке в условиях современной экономики. ПСОП включает процессы производства продукции, торговли, организации потребления и досуга. Однако такая структуризация не дает возможности полностью раскрыть роль и место ПСОП в развитии экономики. Поэтому исследование социально-экономического значения ПСОП в рыночной экономике даёт возможность (с помощью классификации и конкретизации функций) определить значимость ПСОП в развитии экономики.
Разумеется, определение сущности и места СОП в системе экономики связано с формированием понятия. С этой целью нам необходимо уточнить научные подходы к определению понятия «сфера общественного питания».
В связи с этим в работе уделяется внимание общему подходу к определению сферы общественного питания, которая в Словаре русского языка С.И. Ожегова характеризуется как «отрасль народного хозяйства, занимающаяся производством и продажей готовой пищи и полуфабрикатов» [5, с. 437]. Наряду с этой трактовкой в общем понимании в ГОСТ 39602-97 / ГОСТ Р 50647-94 СОП приводится как «совокупность предприятий раз-
личных организационно - правовых форм и граждан - предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции» [1, с. 3].
В Законе Республики Таджикистан "О торговле и бытовом обслуживании" дается следующее понятие: «Общественное питание - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольственных продуктов» [3, с. 4]. Приведенные трактовки имеют общие черты, поскольку включают в себя конкретные понятия или качества, свойственные сфере общественного питания.
Изложенные выше трактовки содержат разные подходы к определению понятия, но в них отсутствуют такие функции, как организация досуга и оздоровительная.
В условиях рыночной экономики СОП является одной из быстро развивающихся отраслей услуг, она представляет собой комплекс различных хозяйствующих субъектов, не ограничивающихся оказанием услуг по удовлетворению потребностей населения в питании.
В экономике Республики Таджикистан СОП включает различные виды субъектов хозяйствования в формате физических и юридических лиц, отличающихся различной организационно-экономической структурой. При этом, наряду с другими экономическими субъектами, организация их деятельности осуществляется в рамках действующих законов о регулировании предпринимательства.
В этой связи необходимо отметить, что современным организационно-экономическим формам хозяйствования в сфере общественного питания предшествовал длительный путь развития.
Организация дифференцированных форм собственности является основным механизмом формирования рыночной экономики, которая стала быстрыми темпами развиваться в бывших советских республиках. СОП, основанная на частной собственности, в том числе в формате среднего и малого бизнеса, была оформлена с помощью приватизации госимущества или за счет собственного капитала субъектов.
По нашему мнению, в условиях рыночной экономики цели сферы общественного питания не меняются, а, наоборот, расширяются. Также их дополняет экономическая выгода, которая выходит на первый план. Необходимо отметить, что удовлетворение потребностей населения в питании по-прежнему остается главной целью ПСОП. Это можно обосновать мыслью Карла Маркса: «Производство продуктов питания является первым условием жизни непосредственных производителей и всякого производства вообще» [4, с. 863].
В системе рыночной экономики СОП не только играет роль социально ориентированной деятельности, которая направлена на обеспечение населения питанием, но и одновременно она используются в качестве бизнес-структуры для увеличения доходов (прибыли) населения. Несмотря на широкомасштабные цели СОП, в основе её социальных задач стоят экономические задачи, которые направлены на повышение интересов или стимулов для получения экономической выгоды (дохода).
Таким образом, как отмечается в экономической литературе [6, с. 24; 7, с. 18], главной функцией субъектов сферы общественного питания в новых условиях стало оказание услуг потребителям: доставка продукции в дома, организации, подготовка и проведение празднично-развлекательных мероприятий.
На стадии перехода к рыночной экономике и обретения независимости постсоветскими республиками, субъекты сферы общественного питания, которые являлись юридическими и физическими лицами, были преобразованы в разные форматы предпринимательства среднего и малого вида. Тем временем, как отмечается в научных трудах [6, с.17; 7, с.16], в процессе осуществления бизнес-деятельности появились новые виды предприятий ПСОП традиционного и нетрадиционного характера.
К традиционным видам предприятий общественного питания относятся: столовая (ошхона), чайхана, место для проведения свадебных мероприятий (туйхона), а к нетрадиционным: различные современные виды предприятий сферы общественного питания (точки быстрого питания, холодного питания, горячего питания и т. п.).
В зависимости от формирования законодательной основы для форм собственности в условиях рыночной экономики, субъекты СОП стали разнообразными. В них стали увеличиваться объемы и масштабы деятельности благодаря использованию новых передовых технологий приготовления блюд, повышению качества оказания услуг, а также совершенствованию организационно - экономического механизма управления хозяйствованием.
В этой связи в рамках рыночной экономики ПСОП, в отличие от других сфер, осуществляют разные виды деятельности (табл.1), результаты которой направлены на повышение социально-экономического уровня жизни населения и, в конечном итоге, - на получение максимальной прибыли.
Таблица 1. Структура деятельности ПСОП в системе рыночной экономики *
№ Виды деятельности ПСОП Результат деятельности ПСОП Описание результата деятельности
1 Производственная Продукты собственного производства Кулинарные, хлебобулочные и мучные кондитерские изделия и напитки
2 Коммерческая (торговая) Различные виды услуг Доведение до конечных потребителей результатов собственной производственной деятельности или закупленных готовых продуктов потребления
3 Организация потребления Комплекс услуг - материально-бытовые услуги; - клиентоориентированные услуги; - культурно-развлекательные услуги
4 Досуго-оздоро-вительная Привлечение большего числа клиентов Пропаганда здорового питания и образа жизни
*Составлено автором на основе [7, с. 15].
Из таблицы 1 видно, что деятельность ПСОП имеют сложную структуру, когда в процессе её осуществления требуется выполнить объединенные функции (производство, торговлю и потребление).
С учетом результатов анализа трудов ученых [6, с.16; 7, с. 16], следует отметить, что в процессе осуществления деятельности в условиях рыночной экономики ПСОП необходимо выполнять следующие функции:
- производственная функция - своевременное производство качественных и вкусных продуктов питания в соответствии с предпочтениями потребителей и требованиями стандартов;
- торговая функция - обеспечение доступности и лояльности продукции (блюд) собственного производства (покупных) при передаче потребителям в соответствии с требованиями;
- функция по оказанию услуг обеспечивает потребителям организацию потребления продукции, досуг и другие развлекательные услуги.
По мнению ученых, которые поддерживают позицию о предприятии общественного питания (ПОП) как о сфере услуг, торговая функция и функция организации потребления в различных научных источниках [6, с. 20; 7, с. 16] по параметрам сходства в назначении приводятся как функция оказания услуг населению.
На наш взгляд, в системе рыночной экономики ПСОП выполняют следующие задачи:
- социальная задача направлена на освобождение людей от приготовления пищи в домашних условиях, обеспечение отдыха и развлечений с целью восстановления их трудового потенциала;
- экономическая задача направлена на обеспечение субъектов бизнеса СОП экономическими выгодами (получение дохода) и населения - постоянными местами работы;
- экологическая задача направлена на обеспечение потребителей экологически чистыми продуктами (блюдами), а также пропаганда здорового образа жизни среди населения;
- культурно-бытовая задача направлена на обеспечение места и времени для отдыха, организация традиционных национальных мероприятий, празднование запланированных событий и душевных встреч;
- другие задачи направлены на обеспечение социально-экономического благополучия населения в целом.
Перечисленные функции и задачи отражают важность ПСОП в системе рыночных отношений.
В настоящее время в рамках бизнес-деятельности в сфере общественного питания действуют разные виды или организационно-экономические формы субъектов хозяйствования, которые многие ученые по различным признакам подразделяют на разные типы классификации [7, с.16].
В ГОСТ 30389-95 / ГОСТ Р 50762-95 «Межгосударственный стандарт. Общественное питание. Классификация предприятий» установлена следующая классификация типов предприятий общественного питания:
- ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, вино - водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;
- бар - предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;
- кафе - предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потре-
бителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда и напитки;
- столовая - общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
- закусочная - предприятие общественного питания с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенное для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием [2, с. 2].
Ряд авторов [6, с. 19; 7, с. 17] предлагают классифицировать все ПСОП по признаку «формат деятельности», под которым понимается «... схема организации бизнес-процессов и форма предоставления услуг конкретным потребителем». Под ними специалисты сферы общественного питания понимают ключевую отличительную характеристику организации производственно-хозяйственной деятельности ПСОП.
Приведенная характеристика сферы общественного питания и ее классификация показывает, что от ее функционирования зависит благополучие и национальная безопасность страны и ее отдельных регионов.
Считаем разумным мнение Г.И. Содиковой, которая полагает, что, с учетом национальных особенностей, в классификацию ПОП целесообразно включить национальные типы предприятий, такие как чайхана, туйхона и предприятия быстрого питания [6, с.18].
Таким образом, с учетом мнений ученых и требований стандарта ГОСТа 30389-95/ ГОСТа Р 50762-95, а также национальных особенностей, составляем классификационные группы предприятий общественного питания в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2. Особенности классификации ПСОП в условиях рыночной экономики *
№ Признаки классификации Виды предприятий Особенности
1 рестораны широкий ассортимент блюд сложного приготовления, организация потребления и досуга и высокий уровень обслуживания
кафе ограниченный ассортимент и реализация заказных блюд
бары барная стойка и реализация алкогольных и безалкогольных напитков
По типам предприятий кафетерий небольшое кафе с ограниченным ассортиментом, работающее по системе самообслуживания
столовые питания общедоступный и разнообразный ассортимент с низким и средним уровнем обслуживания
закусочные ограниченный ассортимент блюд несложного приготовления из определенного вида сырья для быстрого обслуживания
кулинарны е магазины реализация кулинарных изделий и функционирование как подразделения ресторана, кафе и столовой
предприятие быстрого недорогое заведение питания, реализующие блюда, приготовленные на отдельном пищевом производстве (фабрика-кухня или цех)
питания
чайхана ограниченный ассортимент национальных блюд и общедоступное место для приема чая
туйхона ограниченный ассортимент заказного приготовления пищи для группового потребления и свадебных мероприятий
2 По масштабу деятельности крупные средняя численность работников составляет более 250 человек
средние средняя численность работников составляет от 100 до 250 человек
малые средняя численность работников составляет до 100 человек (микропредприятия - до 15 человек)
3 По видам собственности государственные организация при государственном предприятии за счет средств госбюджета
частные организация в общедоступных местах за счет личных средств индивидов
коллективные организация при предприятии или общедоступного вида за счет собственных средств коллектива людей
кооператив ные организация в общедоступных местах за счет собственных или коллективных средств в корпоративной структуре управления
семейные организация за счет средств физических лиц в стационарном или передвижном виде при собственном здании и помещении семьи
4 По целям функционирования коммерческие ориентированные на получение прибыли
некоммерческие ориентированные на повышение производительности труда работников
5 По месторасположению и обслуживанию потребителей Общедоступные (открытая сеть) доступность обслуживания для всех желающих и функционирование за счет собственных доходов
закрытая сеть расположены при других предприятиях и предназначены для обеспечения горячим питанием учащихся и работников
6 По организации производства продукции заготовочн ые централизация производства продукции, полуфабрикатов мучных и кондитерских изделий и снабжение ими других предприятий
доготовочн ые приготовление блюд и кулинарных изделий и организация их потребления
с полным технологич еским циклом выполнение всех производственных операций начиная с обработки сырья и до подготовки блюд к потреблению, их реализация и оказание услуг населению
раздаточны е имеющие собственное производство и реализацию продукции, полученной от других предприятий
7 По уровню цен высокие широкий ассортимент и повышенный уровень
обслуживания
средние ограниченный ассортимент и средний уровень обслуживания
низкие общедоступность и разнообразие ассортимента с низким уровнем услуг
8 По периодичности функционирования постоянно действующие работающие в постоянном режиме в течение года
сезонные работающие несколько месяцев в течение года
9 По мобильности стационарные располагающиеся в зданиях, помещениях
передвижные буфеты, закусочные, соответственно оборудованные и перемещающиеся по территории города и в те места, где есть спрос
* Составлено автором на основе [6, с. 17; 7, с. 17-18]
Вместе с тем в условиях рыночной экономики ПСОП, наряду с другими отраслями, в определенной мере вносят свой вклад в формирование валового внутреннего продукта (ВВП) и валового регионального продукта (ВРП) республики. Поэтому нами проведен расчет удельного веса рынка общественного питания в ВРП за 2014-2017 гг. (табл. 3).
Согласно данным табл. 3, в республике наблюдается тенденция к увеличению ВРП и оборота торговли и общественного питания. Доля от оборота торговли и общественного питания в ВРП в 2017 г. соответственно составляет 33,0 % и 5,7 %. А динамика развития торговли и общественного питания в 2017 г. по сравнению с 2016 г. имеет тенденцию к уменьшению и соответственно составляет 0,98 % и 0,93 %, а по сравнению с 2013 г. - 1,06 % и 0,81%. Это свидетельствует о возможности развития данной сферы в ближайшие годы.
Таблица 3. - Доля от оборота торговли и общественного питания в ВРП за 2015-2017
гг.*
Показатели 2013 2014 2015 2016 2017 2017г. к 2013г. 2017г. к 2016г.
ВРП, млн сомони 36535,1 40836,2 43745,9 47864,1 52381,2 1,43 1,09
Оборот розничной торговли, млн сом. 11311,7 12823,9 14377,7 16166,7 17266,1 1,53 1,07
Доля розничной торговли в ВРП 31,0 31,4 32,9 33,8 33,0 1,06 0,98
Оборот ОП, млн сомони 2570,3 2623,5 2737,3 2927 2975,4 1,16 1,02
Доля ОП в ВРП 7,0 6,4 6,3 6,1 5,7 0,81 0,93
*Источник: Расчеты автора на основе: Торговля и услуги в Республике Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2017. - С. 42.; Статистический ежегодник Республики Таджикистан. - Душанбе: АСПРТ, 2018. - С. 194.
Обобщая результаты проведенного исследования, представим общую характеристику социально-экономической значимости ПСОП в системе рыночной экономики (табл. 3).
Таблица 4. Социально-экономическое значение ПСОП в условиях рыночной экономики *
Роль и функция в экономике Описание значения
Экономическое
Обеспечение устойчивости развития экономики - обеспечение занятости населения; - обеспечение фискальной политики государства; - обеспечение денежной массы в обращении; - обеспечение экономических интересов субъектов.
Рациональное использование ресурсов - экономия всех видов ресурсов; - утилизация пищевых отходов; - мобилизация продовольственных ресурсов.
Социальное
Организация питания на научной основе - по временам года; - по возрасту; - по состоянию здоровья; - в зависимости от интенсивности труда.
Сокращение трудовой нагрузки - по приготовлению пищи; - по закупке продовольственных товаров; - по накрытию столов и подаче пищи; - по уборке стола и мытью посуды.
Обеспечение людям материально -духового настроя - организация мест отдыха; - мест для празднования торжеств; - мест для встреч с друзьями; - мест для деловых встреч.
Поддержание здоровья населения - восстановление работоспособности; - повышение производительности труда.
* Составлено автором на основе [8, с. 12].
Проведенное исследование свидетельствует о социально-экономическом значении ПСОП. Изучение их классификации и структуры деятельности позволяет сделать вывод о том, что дальнейшее развитие ПСОП на потребительском рынке будет способствовать ускорению обращения денежной массы, поддержке финансовых интересов предпринимателей и повышению профессионализма работников данной сферы, что, безусловно, окажет положительное воздействие на развитие экономики.
Список использованной литературы:
1. ГОСТР 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения ГОСТ». Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта России от 21.02.94, № 35.
2. ГОСТ 30389-95 / ГОСТ Р 50562-95 «Межгосударственный стандарт. Общественное питание. Классификация предприятий». Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протоколом № 8 от 10 октября 1995 г.)
3. Закон Республики Таджикистан О торговле и бытовом обслуживании'.'- Душанбе, 28 февраля 2013 года, №467.
4. Маркс, Карл. Капитал. Критика политической экономии / Под. ред. Ф. Энгельса. - М. : Политиздат, 1970. Т. III. Кн. III. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Ч, I - II, I - IV, 1. - 1084 с.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: -М.: Азбуковник, 1999. -944 с.
6. Содикова Г.И. Формирование и развитие рынка общественного питания в условиях трансформирующейся экономики (на примере Согдийской области Республики Таджикистан): дисс...канд. экон. наук/ 08.00.05. Содикова Гавхар Ибрагимовна. -Душанбе, 2016. - 160 с.
7. Фокина О.В. Методология обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур сферы общественного питания на основе маркетинговой компетентности: дисс... д-ра экон. наук /08.00.05/Фокина Ольга Васильевна. - СПб., 2015. - 347 с.
8. Батраева Э.А. Экономика предприятия общественного питания./ 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2018.-390 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.
9. Торговля и услуги в Республике Таджикистан: статистический сборник. -Душанбе: АСПРТ, 2018. -157 с.
Reference Literature:
1. State Standard P 50647-94 "Public Catering. Stat Stan Terms and Definitions". Validated and enforced into functioning by the Enactment of Stat Stan of Russia from 21.02.94, N35
2. State Standard 3038995 / State Standard P 50562-95 "Interstatal Standard. Public Catering. Classification of Enterprises". Adopted by Interstatal Council on Standardization, Metrology and Certification (protocol N8 from October 10, 1995)
3. Tajikistan Republic Law "On Trade and Consumer Service" - Dushanbe, 2013, February 28, N467
4. Marx Karl. Capital. The Critique of Political Economy // Under the editorship of F. Engels. -M.: Politizdat (publishing-house of political literature) 1970. V.III. Book III. The Process of Capitalistic Production Taken as a Whole. VV. I-II, I-IV. - 1084 pp.
5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Interpretation Dictionary of the Russian Language. - M: Azbukovnik, 1999. - 944 pp.
6. Sodikova G. I. Formation and Development of Public Catering Market under the Condition of Transforming Economy (on the Example of Sughd Viloyat of Tajikistan Republic): candidate dissertation in economics // 08.00.05. Sodikova Gavhar Ibraghimovna. - Dushanbe, 2016. -160 pp.
7. Fokina O. V. Methodology of Ensuring Competitiveness of Public Catering Entrepreneurial Frameworks on the Basis of Marketing Competence: doctoral dissertation in economics // 08.00.05. Fokina Olga Vassilyevna. - SPb., 2015. - 347pp.
8. Batrayeva E. A. The Economy of Public Catering Enterprises. The 2nd edition, revised and enlarged. - M. : Yurayt, 2018. - 390pp. - Series: Bachelor of Sciences. Academic Course.
9. Trade and Services in Tajikistan Republic: Statistical Collection. - Dushanbe: Agency on Statistics under the Auspices of Tajikistan Republic President, 2018. - 157pp.