Назаров Абдушукур Абдурахимович,
Заслуженный деятель науки и техники, доктор экономических наук, профессор ТГУПБП
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Известно, что Республика Таджикистан, обретя независимость, приняла решение о переходе системы управления на новые, рыночные отношения и формировании устойчивого гражданского общества.
В годы перехода Республики Таджикистан (РТ) на путь рыночных отношений её экономика растет, но не на должном уровне, отвечающем требованиям монотонного социально-экономического развития и сокращения уровня бедности. Безусловно, рост экономики регионов во многом обусловлен развитием национальной экономики.
Прошёл 21 год после обретения Таджикистаном независимости. Развитие Республики Таджикистан идёт по всем направлениям.
Традиционно Республика Таджикистан является аграрной страной и производит большой объем разнообразной сельскохозяйственной продукции, такой как хлопок, коконы, овощи, фрукты, а также животноводческую продукцию - молоко, шерсть, кожи и др.
Главное богатство любой общественной системы - человеческий потенциал; он определяет могущество страны и государства, поскольку в современных условиях основной фактор развития - это человеческий фактор. Данное утверждение стало общим местом в науке и социальной практике, однако не все и не всегда готовы учитывать эту очевидную истину.
Главным фактором ускоренного перехода на рыночные отношения и приведением в действие человеческого фактора, по опыту развитых стран, является формирование и развитие малого и среднего предпринимательства.
Ферганская долина является одним из густонаселенных регионов Центральноазиатского планшета с высоким образовательным уровнем населения. Это является главным локомотивом естественного формирования и развития новой деятельности.
С начала 90-х годов ХХ века в Таджикистане получило значительное развитие предпринимательство, осуществляемое частными лицами на основе патента или другого разрешающего документа.
Анализ сфер предпринимательской деятельности показал, что наибольшее количество предпринимателей, или так называемых патентщиков, сосредоточено в сферах торговли и общественного питания и в сфере оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров, по переработке сельхозпродукции.
Вместе с тем, вначале не получили достаточного развития производственные виды предпринимательской деятельности.
Наибольшее развитие получил торгово-посреднический бизнес. В связи с этим, представляется, что при определении критериев развития малого предпринимательства нужно исходить не из отраслевой принадлежности, а из содержания самой деятельности. При таком подходе в последующем возрастает возможность правильного определения содержания малого бизнеса, и, соответственно, будет меняться соотношение отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согдийская область (СО) как крупный регион Ферганской долины (ФД) включает треть численности населения ФД, и Республика Таджикистан (РТ) граничит с такими республиками Центральной Азии (ЦА), как Кыргызстан и Узбекистан.
Ферганскую долину окружают горы Тянь-Шаня и Гиссаро-Алая и пересекают воды реки Сырдарьи, образующейся слиянием Нарына и Карадарьи. Долина представляет собой идеальное место для земледелия и животноводства, её называли «Давань», и испокон веков она славилась предпринимательской деятельностью своих жителей. Она была богатой земледельческой страной с высокоразвитой экономикой, сельским хозяйством и ремеслом. Значительное место в экономике занимало сельское хозяйство, в особенности разведение люцерны, виноградарство и виноделие. Вино приготовлялось в большом количестве и хранилось долгое время без порчи. Широкое развитие получило в Давани возделывание риса и пшеницы. Уделялось внимание специализированному коневодству.
Ферганская долина имеет самую высокую плотность и грамотность населения в Центральной Азии, что является главной социально-региональной базой для развития предпринимательства. Кроме того, это — крупный район шелководства с полуторатысячелетней историей производства шёлка.
Ферганская долина дала толчок развитию Великого Шёлкового пути. Шёлковые ткани, вырабатывавшиеся местными мастерами, были знамениты во всех странах, где проходил Великий Шелковый путь, своей красочностью, богатством орнамента и цвета.
Долина известна своими мастерами - керамистами. Это ремесло сохранилось благодаря нескольким семьям мастеров, передающим секреты производства от поколения к поколению. Эта керамика выделяется богатством декора, где доминирует голубой цвет. На территории Ферганской долины работали и работают мастера по чеканке, вышивным изделиям, а также художники. Их изделия можно приобрести здесь же.
Сейчас Ферганская долина является индустриальным регионом Центральной Азии.
Согдийская область, с её богатейшей историей, славится шелковой и ковровой индустрией, и в качестве составной части ФД является одним из главных компонентов ускоренного формирования и развития предпринимательства. Эти особенности области дают ей возможность быть передовым регионом Республики Таджикистан при зарождении устойчивой системы предпринимательства.
Благодаря своим национальным предпринимателям, после обретения Республикой Таджикистан независимости, Согдийская область стала индустриализировать производство важнейшей сельскохозяйственной культуры - хлопка - по всей технологической цепочке.
Вхождение Согдийской области в Ферганскую долину дает потенциальную возможность для создания сети торговых связей, организации приграничной торговли и развития «челночного бизнеса», в частности, с Кыргызской Республикой. Она является одной из республик ЦА, которая вошла во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), и в этой стране цены на те или иные товары значительно ниже, чем в РТ. РТ и КР имеют безвизовое пространство для перемещения людей, что способствует формированию и развитию «челночного бизнеса». Кыргызстан до 2008 года был оптовой базой для китайских товаропроизводителей и турецких товаров, которыми, с относительно низкими ценами, были насыщены рынки Киргизии, особенно города Бишкека.
Особое место в осуществлении ввоза и вывоза товаров занимают предприниматели-«челноки». Поэтому, учитывая спрос населения и фирм на товары и происходящие изменения в его структуре, «челночный бизнес» в РТ еще будет развиваться.
В настоящее время «челночный бизнес» развивается в качественно новой форме. В городах Китайской Народной Республики (КНР) работают таджиксие дилеры-посредники, которые обеспечивают местных предпринимателей оптовыми товарами. Живя в КНР, они имеют форму торговой коммуникации через Интернет и телефонную связь, а также на основе создания общего финансового банка.
Экономическая политика Таджикистана в последние годы была направлена на преодоление кризисных явлений, возникших в результате распада Советского государства и серьёзно обостренных политическими факторами.
В этот период происходил спад производства и инвестиционной деятельности, что стало логическим итогом распада четко действовавших ранее хозяйственных и экономических связей. Одновременно остро встал вопрос о необходимости реформирования национальной экономики на основе рыночных принципов. За относительно короткий промежуток времени республике удалось многое сделать для того, чтобы перейти от планово-распределительной системы к рыночной и создать основу для поступательного развития экономики в перспективе.
Экономика страны в своей «формальной» части по-прежнему остается в основном государственной, и многие работают в государственном секторе. Однако государственный сектор сужается из-за недостатка ресурсов и не в состоянии обеспечить работой большое число людей. Происходит развитие частного сектора, растет индивидуальная трудовая деятельность.
Известно, что основу рыночной экономики составляет формирование и развитие малого бизнеса, предпринимательской деятельности. Малый бизнес в республике в своей совокупности представлен малыми предприятиями, в основном функционирующими в отраслях промышленности, строительства, переработки сельхозпродукции, оказания различных услуг, а также предпринимателями, занимающимися индивидуальной деятельностью по патентам, в основном в сферах торговли и услуг.
В развитии предпринимательства важное место отводится женскому предпринимательству. В переходный период тяжелое экономическое положение заставило многих женщин, работающих в бюджетных сферах, находить другие источники доходов; многие из них нашли нишу в неформальном секторе экономики. В этот период микропредпринимательство стало особенно важным направлением экономической деятельности для многих женщин. Главным побудительным мотивом женской предпринимательской деятельности в Таджикистане является элементарная потребность в финансах. Многих женщин, не имеющих никаких предпринимательских качеств и экономических знаний, заниматься предпринимательством заставила нужда.
Развитие женского предпринимательства связано с особенностями уклада жизни населения, деловой и инновационной активностью национальных экономических преобразований.
Во второй половине 1997 года республика обрела макроэкономическую стабильность. Торговля была либерализована, госконтроль над ценами отменён, дефицит бюджета был сведён к минимуму.
В 1998 году была начата реализация среднесрочной экономической программы на период до 2000 года, осуществляемая при финансовой поддержке международных организаций. Данная программа была ориентирована на структурные преобразования в экономике, создание благоприятных условий экономического роста за счёт увеличения объёмов экспорта, содействия частному сектору и иностранным инвестициям, повышения эффективности сельского хозяйства и промышленного сектора. Большие изменения коснулись хлопковой отрасли. Осуществлялось поэтапное упразднение государственной монополии в этой области. В деле повышения эффективности производства в сельском хозяйстве большое внимание уделяется реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Совместно со Всемирным Банком создан Республиканский центр по поддержке приватизации хозяйств, главной задачей которого является реорганизация колхозов, совхозов и создание на их базе дехканских (фермерских) хозяйств, с последующим объединением их в ассоциации.
Поддержка и развитие среднего и малого предпринимательства является важнейшей составляющей экономических реформ и одним из приоритетных направлений деятельности Правительства. В государственном бюджете предусматриваются средства на формирование и развитие инвестиционных и рыночных структур, на поддержку малого и среднего бизнеса в размере 9% от доходов, поступающих в бюджет от приватизации государственной собственности.
Программой рыночного реформирования экономики Таджикистана предусматривается: формирование новой экономической и социальной политики, правовое обеспечение экономических реформ и экономического развития в целом, создание высокоэффективного производства, трансформация отношений собственности и реализация принципа разнообразия её форм, развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды.
Реформирование экономики Таджикистана идёт по нескольким направлениям, включающим реорганизацию управления государственными предприятиями, разгосударствление и приватизацию объектов государственной собственности, создание единых и равных условий для функционирования предприятий и организаций различных форм собственности, поэтапную либерализацию экономической деятельности и обеспечение свободы предпринимательства, а также создание благоприятных, соответствующих мировой практике, условий привлечения в Республику Таджикистан иностранных инвестиций.
Особенность переходного периода заключается в том, что в начале в национальную экономику вливается более раздробленный малый бизнес, который позволит на первых порах реализовать многим людям их предпринимательские качества, затем, по движению оси времени вправо, расширить содержание своей деятельности.
С 1991 года предпринимательство охватило все отраслевые сферы народного хозяйства области.
Малый бизнес в республике в своей совокупности представлен малыми предприятиями численностью от 15 до 50 человек, в основном функционирующими в отраслях промышленности, строительства, переработки сельхозпродукции, оказания различных услуг, а также предпринимателями, занимающимися индивидуальной деятельностью по патентам, в основном в сферах торговли и услуг.
В сфере торговли и услуг предпринимательство развивалось в форме организации частных торговых точек, столовых, посредничества, буфетов, чайхан и др., а также парикмахерских, швейных и ремонтных мастерских (цехов) и др.
В сфере промышленного производства и переработки предпринимательство охватило такие виды деятельности, как производство товаров широкого потребления, растительного масла, колбасных изделий, консервов и др.
В сфере образования предпринимательство представлено такими видами, как частное репетиторство, частные ясли и др.
В сельской местности предпринимательство представлено, в основном, в виде дехканских хозяйств и предприятиями, занимающимися производством и переработкой сельхозпродукции.
Индивидуальный предприниматель (ИП) - физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.
Индивидуальной предпринимательской деятельностью можно заниматься как самостоятельно, так и в соединении с другим индивидуальным предпринимателем. Законодательство не предусматривает ограничений в отношении найма индивидуальными предпринимателями количества рабочей силы.
Дехканское (фермерское) хозяйство (Д(Ф)Х) - самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лиц, и основанный на личном труде одного человека или членов одной семьи и других лиц, совместно производящих сельскохозяйственную продукцию. Дехканское (фермерское) хозяйство
базируется на земельном участке и другом имуществе, принадлежащем его членам. Количество членов дехканского (фермерского) хозяйства обычно не превышает 15 человек.
Законодательство Таджикистана не предусматривает понятия «малые и средние предприятия», но содержит понятие «малое предпринимательство», субъектами которого являются предприятия и организации, в уставном капитале которых отсутствует доля государства и в которых средняя численность работников не превышает: в промышленности и строительстве - 50 человек, в других отраслях - 15 человек.
Государственный комитет статистики Республики Таджикистан в целях статистического учёта применяет следующие условные понятия:
• малые предприятия - предприятия, в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает 50 человек;
• средние предприятия - предприятия с численностью работников от 51 до 200 человек.
Основные показатели деятельности сферы малого предпринимательства _по основным регионам Республики Таджикистан_
Годы 2000 2005 2010
Регионы РТ СО* ХО* РТ СО ХО РТ СО ХО
Число дейст-
вующих малых
предприятий, единиц 1342 597 75 1669 421 76 2865 645 81
Среднесписочн
ая численность
работающих
(без совмести-
телей),человек 12583 4754 2024 17190 4198 1492 19887 4579 866
Выручка от
реализованной
продукции (работ, услуг) за год, 25,3 8,6 1,0 435,2 66,2 9,7 1836, 301 18,3
млн.сом. 2
Фонд оплаты
труда (включая совместителей)
млн. сом. 2,4 1,0 0,2 19,3 3,0 1,7 92,3 14,4 2,5
Источник: Статистический сборник: Таджикистан: 20 лет государственной
независимости. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2011. - С. 391-396. *СО - Согд. обл.; *ХО -Хатл. обл. Из данных, приведенных в таблице, видно, что численность введенных в действие малых предприятий по республике составляла: в 2000г. - 44,5%, в
2005 г. - 25,2%, а в 2010 г. - 22,5%. Значение этого показателя в целом по Таджикистану значительно выше, чем по Хатлонской области. Эффективность малого предпринимательства в Согдийской области по объему выручки от реализованной продукции за рассматриваемый период - 20002010гг.- возросла в 35 раз, а производительность труда за это период увеличилась более чем в 36 раз.
В Согдийской области вначале малый бизнес формировался по инерции, при незнании предпринимателями научной основы, квалификации и культуры ведения бизнеса. Позже, с 2005 года, предприниматели выросли как в количественном, так и в качественном плане, начали обращать внимание на повышение своей квалификации и культуру ведения бизнеса, а также повышению уровня знаний законов и Налогового кодекса, стали изучать основы маркетинга - спрос, предложение, конкуренцию, повысили культуру ведения бизнеса. Эти составляющие являются устойчивыми факторами формирования и развития малого и среднего предпринимательства.
Известно, что особое место в предпринимательской деятельности Согдийской области занимает «челночный бизнес».
Под "челночным бизнесом" следует понимать такой вид деятельности, в процессе которой предприниматели с определенной периодичностью (раз в неделю или месяц) выезжают в оптовые торговые центры стран Ближнего зарубежья (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Россию) и дальнего (Китай, Турция, Объединенные Арабские Эмираты), где оптом закупают товары, пользующиеся повышенным спросом у местного населения. Затем товар продается продавцам-посредникам или реализуется самими "челноками". По завершению цикла "челноки" вновь выезжают на закупку очередной партии товаров. Такой вид бизнеса является достаточно простым и доступным для большинства населения, но, вместе с тем, требует организованности, знаний и опыта ведения внешнеэкономической деятельности.
«Челночный бизнес» имеет свою историю. Например, еще в двадцатые годы ХХ века купцы-мужчины везли натуральный таджикский шелк и сухофрукты в город Оренбург по реке Сырдарье, которая протекает по центру Согдийской области, и оттуда везли пуховые платки, трикотаж, казы, мясные консервы и др. товары, пользовавшиеся большим спросом у населения. В тот исторический послевоенный период в регионе получило развитие предпринимательство путем организации надомного труда -вышивания тюбетеек, платков, изготовления ковров, телогреек, чапанов (стеганых халатов) и др.
Кроме того, исторически сложилось так, что в рамках Ферганской долины центрами оптово-торгового предпринимательства в Согдийской области как крупном регионе Таджикистана являлись такие города, как
Худжанд и Истаравшан, где мелкие «челноки» приобретали различные товары первой необходимости и реализовывали их на малых рынках своих городов и районов.
Перемещение товаров физическими лицами для личного пользования -проблема старая и злободневная. Известно, что действующие в этой сфере таможенные правила позволяют легально уклоняться от уплаты таможенных платежей. На сегодняшний день беспошлинно ввозятся товары весом до 50 кг и стоимостью не выше $1000, что делает возможным неконтролируемый ввоз мелких коммерческих партий под видом товаров для личного пользования. В основном это касается импорта из стран, занимающихся производством дешевых товаров народного потребления, прежде всего Турции и Китая.
Полулегальная схема работы «челноков» достаточно проста: посредниками создается туристическая фирма, которая организует туры для псевдотуристов. Те, в свою очередь, на деньги коммерсантов закупают в КНР или Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане товар и провозят его через границу как свой собственный, без уплаты таможенных платежей. После прохождения всех таможенных формальностей товар передается для дальнейшей реализации. Если на заре развития приграничной торговли такого рода деятельность была необходимой для сокращения товарного дефицита и, более того, она была своего рода способом выживания населения, а также механизмом первоначального накопления капитала предпринимателями, то на сегодняшний день она тормозит нормальную внешнеторговую деятельность, приводит к уменьшению налоговых поступлений и к криминализации сферы приграничной торговли. В конечном счете страдает потребитель, поскольку качество и, самое главное, безопасность таких товаров никто гарантировать не в состоянии. Деформированной оказывается и вся социальная структура приграничных территорий.
Главная сложность в решении этой проблемы заключается в том, что необходимо соблюсти интересы физических лиц, ввозящих товары действительно для личного пользования.
Препятствием для дальнейшего развития «челночного бизнеса» могут выступить рыночные риски. Они складываются из рисков, связанных с сохранностью ввозимых товаров из-за отсутствия развития сети страхования, рисков социального характера, когда мужья женщин-«челноков» часто расторгают брак из-за ревности, наличие коррупции в таможенной, лицензионной и налоговой системах. Риск вызывает и наличие дорожных (официальных и неофициальных) грабителей.
Следует отметить, что в Согдийской области предпринимательство развивалось и в производственном направлении.
Большой интерес представляет формирование и развитие в Согдийской области таких перерабатывающих предприятий, как СП «Джавони», которое было введено в действие таджикскими предпринимателями в партнерстве с итальянскими бизнесменами и которое по настоящее время успешно функционирует по производству и реализации такой готовой продукции, как куртки и брюки. Более того, традиционно начала создавать семейную династию по предпринимательской деятельности по переработке хлопка -волокна семья Шарифчона Каландарова. Так, старший сын - Каландаров Исмоил- сформировал и ввел в действие завод «Нику Худжанд», а в Зафарабадском районе - СП «Зафаробод» по производству носков, продукция которого пользуется большим спросом. Младший сын - Каландаров Иброхим - организовал мини-завод по переработке хлопка-волокна «Диганчо», который также успешно функционирует и реализует хлопковую пряжу. Таджикские предприниматели Согдийского региона совместно с вьетнамскими бизнесменами организовали СП «ВТ-Силк», которое перерабатывает коконы и производит натуральные шелковые нити.
Примечательно, что в регионе, на базе развития производства сельскохозяйственной продукции и наличия источников качественной питьевой воды, расширяется система предпринимательства в сфере пищевой промышленности. Так, в городе Истаравшане введено в действие АО «Obi Zulol», и в городе Чкаловске - АО «Азия», продукция которых, одновременно с насыщением внутреннего рынка, вывозится на внешний рынок. Известные худжандские частные предприятия (ЧП) «Яхмоси 33» и «Яхмоси Пуличукур» по производству мороженого, наряду с насыщением рынков Согдийской области, вывозят продукцию за её пределы и насыщают ею рынки города Душанбе, а также малых городов и районов Хатлонской области.
В Согдийской области как крупном регионе Таджикистана, при активной поддержке Правительства страны и местной власти, местными предпринимателями организована свободная экономическая зона (СЭЗ) «Сугд», на территории которой в 2011 году введены в эксплуатацию такие предприятия, как ООО «Реал-пласт» и ООО «Стар-пласт», которые выпускают полиэтиленовые трубы, ООО «Скоруп-Тач» по производству солнечных коллекторов, ООО «Насосокомплект» по производству вертикальных насосов и ООО «Силкоат-Боя» по производству красящих изделий, в которых создано более 120 рабочих мест.
Следует отметить, что 2011 год для Согдийской области как крупного региона Таджикистана по сравнению с Хатлонской областью был очень плодотворным в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Так, в Согдийской области введены в действие 65 предприятий различного профиля, что позволило трудоустроить 1950 человек. В этом плане необ-
ходимо подчеркнуть, что введены в действие 7 предприятий по переработке хлопка, 4 мини-завода по производству хлопкового масла, 3 мини-завода по производству муки, 3 цеха по переработке фруктов, 3 цеха по переработке шкур, 2 цеха по производству соков, 1 мини-завод по переработке молока, 4 цеха по производству сладостей, 3 швейных цеха, 12 малых предприятий по производству строительных материалов, 1 предприятие по производству энергосберегающих ламп, 1 мини-завод по переработке нефти и др. Примечательно, то, что с точки зрения размещения, эти предприятия были введены: - в городе Худжанд - 15 единиц; в Б. Гафуровском районе - 9 единиц, в Кайраккуме и Истаравшане - по 8 единиц, в Канибадаме - 7 единиц, в Зафарабаде - 4 единицы, в Исфаре - 3 единицы, в городе Чкаловске и Айнин-ском районе - по 2 единицы, а в Матчинском, Аштском, Ганчинском, Спитаменском районах - по 1 единице.
В заключение необходимо отметить, что это хорошая тенденция, но её следует продолжать и развивать, особенно в направлении промышленной переработки, так как в регионе имеются большие природные, трудовые, сельскохозяйственные и производственные ресурсы. Размещение новых предприятий малого и среднего бизнеса индустриального профиля, особенно по переработке по технологической цепочке до готовой продукции желательно нацелить на те районы, где объем производства сырья для этих отраслей достаточный и имеется значительная трудоспособная незанятая часть населения, что приведет к увеличению объема производства продукции в регионе и повышению уровня занятости населения, сокращению числа трудовых мигрантов и повышению благосостояния народа.
Список литературы:
1. Предпринимательство: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. -М.: ЮНИТИ, 2000. - 475 с.
2. Назаров А.А. Основы агробизнеса: Учебное пособие. 1-е изд. - Душанбе, ТАУ,
1997. - 86с.; 2-е изд. - Худжанд: Хуросон, 2000. - 122 с.
3. Назаров А.А. Предпринимательство: Учебное пособие - Душанбе-Худжанд,
1998. - 116с.
4. Назаров А.А. Актуальные проблемы формирования и развития малого бизнеса./ В сб. научных трудов Наманганского инженерно-экономического института, посвященном его 10- летию. - Наманган, 2002. - с. 515-520.
4. Асророва М.А., Назаров А.А., Артанкина Н.В., Рахимов А., Юсупова Г.А. Экономический анализ деятельности малых предприятий. Учебное пособие. /Под ред. Засл. деят. науки и техники, д-ра экон. наук, профессора А.А. Назарова. -Худжанд: Сомон, 2003. - 247 с.
5. Назаров А.А. Челночный бизнес и новые рыночные риски. /На русском и английском языках. - Худжанд: Сомон, 2005. - 88 с.
6. Назаров А.А., Бойматов А.А., Коджомуратова Р.Н., Шиповалова С. Таджикистан и Кыргызстан: торгово-экономическое сотрудничество.-Худжанд: Меъроч, 2011.
А. Назаров
Региональные особенности формирования и развития предпринимательства
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, предприятие, региональная особенность, рынок, риски, челночный бизнес.
В статье рассмотрены и выявлены региональные особенности формирования и развития предпринимательства в Согдийской области. Показано, что область как часть Ферганской долины имеет такие особенности, как исторически обоснованное возникновение предпринимательства в виде «челночного бизнеса», чему способствует высокий уровень грамотности населения региона, активность местных предпринимателей, многогранность и многоотраслевой подход в формировании и развитии предпринимательства на базе местных ресурсов, позволяющие обеспечить темпы экономического роста, особенно в промышленном направлении.
А. Nazarov
Regional Peculiarities of the Formation and Development of Entrepreneurship
Key words: entrepreneurship, small and average business, regional peculiarity, market, risk, shuttle business
Regional peculiarities of the formation and development of entrepreneurship are considered and substantiated in the article. It is shown that Sughd viloyat as a part of the Ferghana valley is distinguished with such peculiarities as: historic tenor of entrepreneurship formation through shuttle business, high educational standard of viloyat population, energetic activities of local entrepreneurs, multifaceted approach to the formation and development of entrepreneurship on the grounds of local resources including many branches; all these factors afford to provide the tempos of economy growth, especially in industrial direction.