Формирование и представление информации по сегментам
О.Н. Назаренко,
магистрант кафедры финансов, учета и анализа
Приказом Минфина России от 08.03.2010 №143н утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010). В нем определены правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, кроме кредитных. Такую информацию должны представлять прежде всего организации - эмитенты публично размещенных ценных бумаг. Иные организации представляют такую информацию, если они принимают соответствующее решение.
Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) не применяется при формировании отчетности, которая составляется для государственного статистического наблюдения, а также для кредитных организаций и иных специальных целей.
Основным новшеством для российского учета и отчетности является привнесение значительного массива управленческой информации в состав пояснений к бухгалтерской отчетности. Эта информация зачастую может быть более полезна заинтересованным пользователям при принятии ими каких-либо решений относительно сотрудничества с отчитывающейся организацией. Требования к раскрытию информации по сегментам ПБУ 12/2010 максимально приближены к требованиям МСФО (^Б) 8 «Операционные сегменты» [4].
Раскрытие информации по новым правилам направлено на обеспечение пользователей данными, которые готовятся для высшего менеджмента и в соответствии с которыми в организации принимаются управленческие решения. Эта информация позволяет оценить отраслевую специфику деятельности и хозяйственную структуру компании, а также распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
Доступ к ранее закрытой для внешних пользователей информации должен способствовать повышению прозрачности отчетности. Хотя не стоит сбрасывать со счетов то, что свобода формирования управленческой отчетности и отсутствие систематизированного подхода могут стать причиной несоответствия или даже противоречивости данных бухгалтерской отчетности и отчетных сегментов.
Принципиальные изменения в ПБУ 12/2010 коснулись:
• требований к организациям, на которые распространяется новое ПБУ;
• условий выделения сегментов;
• основ оценки отчетных сегментов;
• способов раскрытия информации.
Под сегментом следует понимать часть деятельности организации, выделенную в зависимости от ее организационной и управленческой структуры, системы внутренней отчетности. При этом для целей ПБУ 12/2010 понятие сегмента должно быть дополнено следующими условиями, которым должна отвечать деятельность по выделенной части:
- способность приносить экономические выгоды и предполагать соответствующие расходы;
- возможность обособленного формирования финансовых показателей от показателей других частей деятельности организации;
- наличие систематического анализа результатов по выделенной части деятельности полномочными лицами организации. К полномочным лицам относятся только те, которые вправе принимать решения о распределении ресурсов внутри организации и оценке результатов по выделенной части деятельности [1].
Однако в зависимости от структуры организации перечисленные условия могут оказаться недостаточными для обоснованного выделения сегмента, тогда в дополнение к ним могут рассматриваться и иные критерии обособления сегмента, такие как специфический характер отдельного направления деятельности; ответственность конкретных лиц за результаты отдельного направления деятельности; обособленность информации, предоставляемой Совету директоров (наблюдательному совету) организации.
Как и ранее, основы и перечень выделяемых сегментов организация выбирает самостоятельно, что следует закрепить внутренними распорядительными документами. Это могут быть виды, направления, способы, территория предоставления услуг, структурные подразделения, методы организации продаж, основные клиенты, категория потребителей и т. п. Только детальный анализ внутренней документации и четкое представление о самом бизнесе и структуре организации позволят правильно выбрать основы выделения сегмента.
При выделении сегмента возможно объединение в одну группу нескольких сегментов по принципу их однородности и при условии сходства. Объединенные сегменты рассматриваются как единый сегмент.
Отчетный сегмент
Раскрытие информации по сегментам в бухгалтерской отчетности осуществляется не по всем выделенным сегментам, а по тем, которые признаны отчетными. К отчетному относится сегмент, отвечающий одному из следующих условий:
- выручка сегмента от продаж покупателям (заказчикам) организации и подразумеваемая выручка от операций с другими сегментами составляют не менее 10% от общей суммы выручки всех сегментов;
- финансовый результат (прибыль или убыток) сегмента составляет не менее 10% от наибольшей из двух величин: суммарной прибыли сегментов или суммарного убытка сегментов;
- активы сегмента составляют не менее 10% от суммарных активов всех сегментов.
Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.
На совокупность выделенных отчетных сегментов в бухгалтерской отчетности должно приходиться не менее 75% выручки от продаж покупателям. Если сумма такой выручки меньше, то выделяются дополнительные отчетные сегменты (независимо от того, удовлетворяет ли каждый из них в отдельности вышеперечисленным условиям).
Другие сегменты, которые не признаны отчетными, необходимо объединить. Информация по ним раскрывается в бухгалтерской отчетности в составе прочих сегментов.
В представленной таблице содержится сравнительная оценка некоторых положений редакций данного нормативного документа (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная оценка ряда позиций ПБУ 12/2000 и ПБУ 12/2010
ПБУ 12/2010 ПБУ 12/2000
Обязательность применения
Организации - эмитенты публично размещаемых ценных бумаг Организации, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, объединения юридических лиц,созданные на добровольных началах, составляющие сводную бухгалтерскую отчетность на основании учредительных документов
Окончание табл. 1
ПБУ 12/2010 ПБУ 12/2000
Задачи
Информация должна позволить заинтересованным пользователям оценить: - распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности; - отраслевую специфику деятельности организации; - ее хозяйственную структуру Информация должна позволить заинтересованным пользователям лучше оценивать: - деятельность организации; - перспективы развития; - подверженность рискам и получение прибыли
Признание отчетных сегментов
Если сегмент, выделенный в качестве отчетного в периоде, предшествующем отчетному, в отчетном периоде не соответствует условиям отчетного сегмента, но предполагается, что указанный сегмент будет выделяться как отчетный в будущем, такой сегмент выделяется в качестве отчетного сегмента в отчетном периоде Отчетный сегмент, выделенный в периоде, предшествовавшем отчетному, должен выделяться в отчетном периоде независимо от того, удовлетворяет ли он в отчетном периоде условиям обязательного критерия
Условия представления дополнительных показателей по каждому отчетному сегменту
Организация раскрывает дополнительные показатели по каждому отчетному сегменту в случае их представления полномочным лицам организации на систематической основе, независимо от включения таких показателей в расчет финансового результата или в расчет общей величины активов отчетного сегмента Не предусмотрено
Оценка показателей по каждому отчетному сегменту
Показатели отчетного сегмента приводятся в оценке, в которой они представляются полномочным лицам организации для принятия решений. Показатели отчетного сегмента, подлежащие раскрытию, приводятся в оценке, применяемой для отражения в бухгалтерской отчетности аналогичных показателей организации При формировании информации о выручке отчетного сегмента от операций с другими сегментами передачи между ними должны оцениваться на основе фактически применяемых организацией цен
Способы раскрытия информации по сегменту
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности должна быть раскрыта как минимум следующая информация:
1. Общая информация:
- описание основы выделения сегментов, признанных отчетными;
- случаи объединения сегментов;
- наименование вида (группы) продуктов, а также прочих работ и услуг, от продажи которых организация получает выручку в каждом из отчетных сегментов, а также в прочих сегментах;
- случаи пересчета (невозможности такого пересчета) сравнительной информации в соответствии с новой структурой отчетных сегментов.
2. Показатели по каждому отчетному сегменту:
- финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период;
- общая величина активов на отчетную дату;
- общая величина обязательств на отчетную дату (если такие данные представляются полномочным лицам организации).
3. Показатели по организации в целом:
- величина выручки от продаж покупателям (заказчикам) организации, в том числе отдельно - от продаж в Российской Федерации и от продаж за рубежом;
- стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, в том числе размещенных на территории Российской Федерации и размещенных за рубежом.
Если величина выручки от продаж, полученной в отдельной стране, или стоимость внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса организации, размещенных на территории отдельной страны, является существенной, такой показатель раскрывается обособленно. При этом организация должна раскрыть правила отнесения выручки от продаж к отдельным странам.
4. Способы оценки показателей по каждому отчетному сегменту:
- порядок учета операций между отчетными сегментами;
- характер различий (если они не очевидны из результатов сопоставлений) между показателем прибыли (убытка) организации до налогообложения и совокупным показателем прибыли (убытка) отчетных сегментов, а также показателями активов и обязательств организации и совокупными показателями активов и обязательств отчетных сегментов;
- характер изменений способов оценки показателей, используемых для определения финансового результата (прибыли, убытка) отчетного сегмента, по сравнению с предшествующими периодами и влияние таких изменений на финансовый результат (прибыль, убыток) отчетного сегмента в отчетном периоде;
- описание различий в распределении данных между отчетными сегментами и их влияние на показатели этих сегментов в случаях, когда способ распределения выручки и расходов отличается от способа распределения активов и обязательств, с которыми эти выручка и расходы связаны.
Выручка, расходы, активы и обязательства, относящиеся к двум и более отчетным сегментам, подлежат обоснованному распределению между данными сегментами. Способ распределения организация определяет самостоятельно в зависимости от характера объектов учета, видов деятельности организации, степени обособленности отчетных сегментов.
5. Сопоставление совокупных показателей отчетных сегментов с величиной соответствующих статей бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках организации:
- суммарной величины выручки всех отчетных сегментов с показателем выручки организации;
- суммарной величины показателей прибыли (убытка) отчетных сегментов с показателем прибыли (убытка) до налогообложения либо показателем чистой прибыли (убытка) за отчетный период, если организация распределяет на отчетные сегменты налог на прибыль организаций;
- суммарной величины активов отчетных сегментов с величиной активов организации;
- суммарной величины обязательств отчетных сегментов с величиной обязательств организации;
- суммарной величины каждого существенного показателя, раскрываемого в отношении отчетных сегментов, с величиной соответствующей статьи бухгалтерской отчетности организации [1].
Разница в совокупных показателях сегментов и организации в целом может быть обусловлена различиями в управленческом и бухгалтерском учете. Примером таких различий может быть применение различных критериев при определении момента признания доходов и расходов в целях управленческого и бухгалтерского учета.
Алгоритм выделения отчетных сегментов и раскрытия информации по ним
В соответствии с требованиями ПБУ 12/2010 последовательность выделения отчетных сегментов и раскрытия информации по ним может быть представлена следующим образом [2]:
1. На основе анализа управленческой отчетности, изучения видов деятельности определяются перечень сегментов и критерии их обособления. Путем отбора сегментов выделяются те, которые отвечают установленным критериям. Их структура должна отражать логически
обоснованную картину деятельности, отражающую полную и полезную информацию для заинтересованных лиц.
2. Оцениваются условия сходства и однородности сегментов и в случае целесообразности производится объедение выделенных сегментов.
3. Из перечня выделенных сегментов, а также на основе анализа отчетных сегментов предшествующих периодов определяются сегменты отчетного периода. Остальные сегменты относятся к прочим.
4. На основе анализа показателей, представляемых для принятия решений полномочными лицами, определяются перечень показателей, основы и способы их формирования, порядок учета операций между сегментами, а также рациональность их раскрытия в отчетности. Для показателей, которые приходятся одновременно на несколько сегментов, определяются критерии их распределения. Формируется достаточный и необходимый объем информации по сегментам, создаются условия для ее своевременного формирования.
5. Путем сопоставления управленческого и бухгалтерского учета устанавливаются различия в формировании отчетных показателей.
6. На основе сравнения отчетных сегментов текущего и предшествующих периодов определяются возможность формирования и расчет сопоставимых показателей.
Основная проблема перехода на новое ПБУ связана с пересмотром и доработкой информационных систем. Для этого необходимо оперативно определить структуру сегментов, установить отчетные показатели и разработать техническое задание. Если в организации формируется управленческая отчетность, необходимо проанализировать, включены ли в нее все требуемые для раскрытия показатели, и при необходимости внедрить недостающие.
Библиографический список
1. Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 143н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010)
2. Кварадзия А. Информация по сегментам: новые правила оформления / А. Кварадзия // Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании. - 2011. - № 1.
3. Курбангалеева О. Новое в бухгалтерской отчетности: информация по сегментам / О. Курбангалеева // Московский бухгалтер. -2011. - № 3.
4. www.gaap.ru