References
1. Almazova N.I., Popova N.V., Halyapina L.P. Polikul'turnaya kompetenciya kak vazhnyj komponent podgotovki kadrov dlya mezhdunarodnogo biznesa v svete globalizacionnyh processov v mire i Evrope. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016; № 2 (22): 40 - 46.
2. Valiahmetova L.V. Obuchenie menedzherov yazyku special'nosti cherez prizmu polikul'turnosti. Samoupravlenie. 2020; T. 2, № 2 (119): 101 - 104.
3. Demetradze M.R. Central'naya zona sovremennyh sociokul'turnyh cennostej. Socializaciya kak sposob povysheniya chelovecheskogo faktora v obschestvah postsovetskogo prostranstva. Moskva: OOO «NB-Media», 2012.
4. Evleshina N.A., Nikitina N.N., Sulejmanov I.T., Yasnickaya V.R. Polikul'turnyj podhod v social'nom vospitanii. Vestnik Rossijskogo gumanitarnogo nauchnogo fonda. 2010; № 4 (61): 105 - 114.
5. Zvyaginceva E.P. Polikul'turnyj komponent i ego sostavlyayuschie v processe professional'noj podgotovki. Vestnik Chelyabinskoj akademii kultury i iskusstv. 2013; № 3 (35): 189 - 193.
6. Kravchenko A.I. Kul'turologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2003.
7. Kuznecova S. Chto takoekross-kul'turnyekommunikacii. Available at: http://crossculture.ru/publications/whatis/index.htm
8. Kurylo O.V. Osobennosti sistemy mul'tikul'turnogo obrazovaniya. Psihologiya v sisteme social'no-proizvodstvennyh otnoshenij: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019: 10 - 13.
9. Herskovic M. O socializacii i inkul'turacii. Available at: https://studme.org/82116/filosofiya/herskovits_sotsializatsii_inkulturatsii
10. Petrova I.S., Chanhieva F.Yu. Eticheskie osnovaniya krosskul'turnyh kommunikacij v usloviyah globalizacii. 'Ekonomicheskijzhurnal. 2011; № 22: 108 - 117.
11. Tayupova O.I., Bychkovskaya N.V. Medialingvistika kak sovremennoe nauchnoe napravlenie. Rossijskijgumanitarnyjzhurnal. 2014; T. 3, № 1: 38 - 44.
12. Shajhov M.A. Problemy mul'tikul'turnogo obrazovaniya v sovremennom sociume. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2011; № 1: 45 - 50.
13. Trager G., Hall E. Culture as Communication: A Model and Analysis. New York, 1954.
Статья поступила в редакцию 01.12.21
УДК 378
Martynova L.M., postgraduate, Moscow University of Finance and Industry "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF PEDAGOGICAL DESIGN AND SKETCHING IN THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE POTENTIAL IN THE PROCESS OF MASTERING ARTISTIC DISCIPLINES. The main purpose of pedagogical design in sketching is graphic image of the presentation by a teacher using simple drawings created manually or with the help of computer tools. Simple images are important for visual perception and memorization of a block of information, increasing motivation and success situations. Visibility helps to explain and convince, serves as a guide for the free reflection of thought. The visualization process is effective in teaching almost all disciplines. The author concludes that pedagogical design, taking into account tasks of increasing the receptivity of students, involvement in the process and mastering the skills of compositional visualization, is an important stage in the design of educational systems in a way that meets modern requirements for the development of independent, rather than stereotyped thinking in students, as well as the development of the creative potential of students.
Key words: pedagogical design, teacher, sketching, perception, visualization, graphic drawing, motivation, efficiency.
Л.М. Мартынова, аспирант, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И СКЕТЧИНГА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
Основной целью педагогического дизайна в скетчинге является графическое представление презентации преподавателем с использованием простых рисунков, созданных вручную или компьютерными средствами. Простые изображения важны для визуального восприятия и запоминания блока информации, повышения мотивации и ситуаций успеха. Наглядность помогает объяснять и убеждать, служит ориентиром для свободного отражения мысли. Процесс визуализации эффективен при обучении практически всем дисциплинам. Автор делает вывод о том, что педагогический дизайн, учитывающий задачи повышения восприимчивости учащихся, включенности в процесс и овладения навыками композиционной визуализации, выступает важным этапом проектирования образовательных систем таким образом, который соответствует современным требованиям к развитию у учащихся самостоятельного, а не шаблонного мышления, а также развитию творческого потенциала учащихся в целом.
Ключевые слова: педагогический дизайн, преподаватель, скетчинг, восприятие, визуализация, графический рисунок, мотивация, эффективность.
В настоящее время образовательные системы и частные техники преподавания находятся под влиянием мировых процессов глобализации и цифрови-зации, выводящих преподавание в ряд процессов, которые зависят не только от педагогических навыков преподавателей, но и от своевременного включения в дисциплину различных достижений современности.
Цель и задачи исследования - рассмотреть роль педагогического дизайна и скетчинга в развитии творческого потенциала учащихся в процессе освоения им художественных дисциплин, а также в повышении эффективности графической деятельности учащихся.
Многочисленные исследователи отмечают необратимую тенденцию к увеличению переизбытка информации, влекущему за собой переориентацию человеческого мышления на визуальное восприятие действительности, как вещественной, так и виртуальной.
«Визуальный поворот» выступает в роли феномена современной культуры, проявляющегося и в сфере образования: арсенал инструментов визуализации растет, действующие образовательные стандарты ориентированы на метапред-метность, обретают педагогический смысл новые термины, связанные с наглядным представлением [1].
Для педагогической деятельности становится необходимым учет клипово-сти мышления учащихся с его характерными особенностями: «отсутствие навыка длительное время сосредотачиваться на одном объекте, невнимательность, непоследовательность» [2].
Подача учебных материалов переходит в формат обязательного визуального сопровождения, отвечающего задачам удержания внимания и создания интерактивной обучающей ситуации.
Кроме того, особого внимания требуют вопросы обеспечения определенной степени свободы в принятии решений по организации учебной работы и педагогического дизайна подходящих условий для реализации целенаправленной и мотивированной учебной деятельности.
Под педагогическим дизайном понимается «системный подход к построению учебного процесса, в основе которого лежит содержание курса, стиля и последовательности изложения материала, а также способы его представления» [3].
Педагогический дизайн представляет собой процесс проектирования и разработки эффективных обучающих материалов с учетом:
- теорий и принципов обучения и воспитания;
- возрастных особенностей обучаемых;
- логики процесса познания;
- особенностей памяти, мышления и восприятия информации [4].
Алгоритм создания визуального блока информации включает планирование темы учебного занятия, на котором будет применяться данная инновационная технология.
Подойдут как уроки «открытия новых знаний», так и обобщающие занятия. После составления плана необходимо проанализировать образы, которые предполагается показать визуально, выделить основную часть, ядро темы.
Тренировочная визуализация должна быть проведена преподавателем предварительно, на время.
В настоящее время существует некоторое противоречие между результативностью педагогического дизайна и задачей развития творческого потенциала учащихся, в частности в рамках художественных дисциплин.
Компетентностный подход в педагогическом проектировании, ориентированный на формирование ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной и социально-трудовой компетенций, мало учитывает специфику воспитания креативности - художественного вкуса, чувства декоративности, навыков «рукотворчества», графических навыков и др.
Годами сложившаяся модель учителя как носителя готового знания утрачивает свою обоснованность, и художественные дисциплины особенно ярко подчеркивают невозможность ограничить знания эталонным учительским объемом или обучать стандартным, готовым решениям.
Современное образование требует самостоятельного определения учащимися траектории образовательного движения, маршрута своей учебной деятельности, ее проектирования в процессе.
Неслучайно в ряде инновационных школ «проектирование активно развивается как особый вид совместной деятельности детей и взрослых» [5].
Повышение эффективности графической деятельности учащихся в настоящее время невозможно без вовлечения их в процесс учебного проектирования, поскольку в этой деятельности объединяется преобразовательная и познавательная активность ученика, общекультурная, фундаментальная, профессиональная подготовка, которая актуализируется в педагогической деятельности и в области практического приложения графических знаний и умений [6].
Педагогический дизайн дает возможности создавать новые проекты на основе полученных знаний и опыта графической работы с необходимыми параметрами стандартов и приемов, в то же время предоставляя простор для личностного выражения, наделения ученических работ индивидуальностью, собственной культурой и пониманием.
В совокупности это позволяет формировать у учащихся способности определения приоритетов знаний, их самостоятельного приобретения и эффективной реализации.
Графические навыки как аспект пространственного мышления закладывают основу для развития функций анализа, синтеза и проектирования деятельности.
Такой вид графической работы, как скетч, в настоящее время занимает нишу отдельного вида искусства.
Скетч в понимании наброска будущего художественного продукта остается в сфере академизма, что обусловлено развитием скетчинга как самостоятельной художественной формы, позволяющей художнику передать эмоции и динамику, свое внутреннее Я, визуализировать собственные идеи [7].
С педагогической точки зрения скетчинг наравне с академическими формами, позволяет развивать воображение и индивидуальность, нестандартные подходы к цветовым решениям и графичности изображения.
Обучение скетчингу как педагогическая задача должно отталкиваться от его специфических характеристик: отхода от «правильного» воспроизведения, сиюминутности, отражения личности художника, отсутствия форматов цветовых или детальных решений.
Скетч, выполняющий основную свою функцию - фиксацию впечатления или идеи, не подразумевает стандартов исполнения, идеального отображения
Библиографический список
перспективы и масштабов, даже законченности; идея скетчинга заключается в моментальном запечатлении, позволяющем выстраивать дальнейшее видение.
В настоящее время можно проследить некую моду, трендовость скетчинга, повышенный интерес обучаемых, что можно объяснить высокой степенью свободы и «творческого полёта» в реализации данной техники [8].
Из этого следует, что педагогический дизайн в рамках скетчинга должен учитывать творческий подход в первую очередь.
Актуальность переориентации проектирования обучающей системы на креативность продиктована аспектами развития «творческого мышления обучающихся, создания методики определения навыков «гибких компетенций» (soft skills), включающих креативность. Все это позволит повысить качество образования и отойти от применения формальных знаний» [9].
Графические работы по скетчингу позволяют постепенно развивать творческое начало через освоение знаний, умений и навыков композиции, цветопередачи, построения графического пространства в эскизе.
Принципы построения педагогического проектирования в графических работах по скетчингу неразрывно связаны с учетом возрастных особенностей нового поколения учащихся и заключаются в:
- учете низкой мотивации обучения и ориентации на краткосрочность образовательной деятельности;
- стремлении «выйти из зоны комфорта» на сохранение своей внутренней позиции;
- высокой развлекательной составляющей учебного процесса;
- адаптации существующих стандартов и правил обучения под частные и индивидуальные педагогические задачи [10].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: овладение графикой как отвечающим запросам сегодняшнего обучения видом визуального сопровождения информации и наполнения учебного процесса является эффективным способом повышения общих компетенций учащихся. Педагогический дизайн, учитывающий задачи повышения восприимчивости учащихся, включенности в процесс и овладения навыками композиционной визуализации, выступает важным этапом проектирования образовательных систем таким образом, который соответствует современным требованиям к развитию у учащихся самостоятельного, а не шаблонного мышления, а также развитию творческого потенциала учащихся в целом.
Научная новизна исследования заключается в том, что показаны дидактические возможности педагогического дизайна и скетчинга в развитии творческого потенциала учащихся в процессе освоения им художественных дисциплин.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в статье показана сущность педагогического дизайна и скетчинга, определены перспективы их использования в раскрытии творческого потенциала учащихся при изучении ими художественных дисциплин.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы статьи могут быть использованы педагогами художественных дисциплин в процессе повышения осведомлённости о педагогическом дизайне и скетчинге и возможности их использования на уроках с учащимися.
1. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории. Вестник ВятГУ. 2010; № 3: 12 - 16.
2. Агошкова А.Н. Учебное проектирование в графической деятельности студентов педвуза (на материале архитектурно-строительного черчения). Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
3. Аранова С.В., Паничкин А.В. Анализ педагогического продукта в контексте феномена визуализации информации. Человек и общество. 2020; № 3 (64): 62 - 69.
4. Афанасьева Т.С., Барциц РЧ. Роль скетчей в академической живописи как необходимый фактор подготовки дизайнеров. Право и практика. 2017; № 4: 264 - 269.
5. Бавина П.А., Егорова Е.В., Чурилина И.Н. Синтез формального, неформального и информального образования в разработке дополнительных образовательных программ для поколения миллениум. Управление образованием: теория и практика. 2019; № 2 (34): 35 - 46.
6. Климова М.В., Мальцева В.А. Развитие креативности личности в мультикультурном пространстве. Психология образования в поликультурном пространстве. Елецк: Издательство: Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. 2019; № 3 (47): 122.
7. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Львова И.А., Бахлова Н.А. Скетчинг как современное средство проектирования. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 68-3: 188 - 191.
9. Тихомирова Е.В. 800 слов про педагогический дизайн. Портал HRbazaar. Available at: https://hrbazaar.ru/articles/800-slov-pro-pedagogicheskij-dizajn/
10. Шурупова М. В. Графический дизайн в сфере педагогической деятельности. Скиф. 2018; № 12 (28): 54 - 56.
References
1. Abyzova E.V. Pedagogicheskij dizajn: ponyatie, predmet, osnovnye kategorii. Vestnik VyatGU. 2010; № 3: 12 - 16.
2. Agoshkova A.N. Uchebnoeproektirovanie vgraficheskojdeyatel'nostistudentovpedvuza (na materiale arhitekturno-stroitel'nogo chercheniya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
3. Aranova S.V., Panichkin A.V. Analiz pedagogicheskogo produkta v kontekste fenomena vizualizacii informacii. Chelovekiobschestvo. 2020; № 3 (64): 62 - 69.
4. Afanas'eva T.S., Barcic R.Ch. Rol' sketchej v akademicheskoj zhivopisi kak neobhodimyj faktor podgotovki dizajnerov. Pravo iprakíika. 2017; № 4: 264 - 269.
5. Bavina P.A., Egorova E.V., Churilina I.N. Sintez formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya v razrabotke dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh programm dlya pokoleniya millenium. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i prakíika. 2019; № 2 (34): 35 - 46.
6. Klimova M.V., Mal'ceva V.A. Razvitie kreativnosti lichnosti v mul'tikul'turnom prostranstve. Psihologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve. Eleck: Izdatel'stvo: Eleckogo gosudarstvennogo universiteta im. I.A. Bunina. 2019; № 3 (47): 122.
7. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoe posobie dlya vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2005.
8. L'vova I.A., Bahlova N.A. Sketching kak sovremennoe sredstvo proektirovaniya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 68-3: 188 - 191.
9. Tihomirova E.V. 800 slov pro pedagogicheskij dizajn. Portal HRbazaar. Available at: https://hrbazaar.ru/articles/800-slov-pro-pedagogicheskij-dizajn/
10. Shurupova M. V. Graficheskij dizajn v sfere pedagogicheskoj deyatel'nosti. Skif. 2018; № 12 (28): 54 - 56.
Статья поступила в редакцию 01.12.21