ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОБУЧЕНИЕ
УДК 378.147
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Пономарева О.С., Майорова Т.В.
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Россия
Аннотация. В статье проанализированы современные требования, предъявляемые работодателями к выпускникам вузов. Выявлены противоречия между требованиями, определяемыми научно-техническим прогрессом к роли специалиста на производстве, и существующими образовательными моделями высшей профессиональной школы. Рассмотрены теоретические предпосылки решения проблемы формирования готовности к профессиональной адаптации студентов технического вуза и основные критерии формирования готовности к профессиональной адаптации. Уточнен признаки понятия «готовно^ к профессиональной адаптации студентов технических вузов в системе менеджмента качества предприятия» для инженерных специальностей вузов и разработана модель формирования этой готовности. Определено содержите образовательной деятельности, обеспечивающей формирование готовности к эффективной профессиональной адаптации студента.
Ключевые слова: профессионализм, профессиональная адаптация, готовность к ^офессиональной адаптации, профессиональная среда, субъект деятельности, система менеджмента качества.
Введение
Реализуемая Минобрнауки России государственная политика в сфере профессионального образования направлена на решение задач, зафиксированных в Государственной программе Российской Федерации «Р^вотие образования» на 2013-2020 годы.
Предпосылками написания данной программы стало то, что в настоящее время ситуация на рынке труда характеризуется усилением тенденции, связанной с разрывом между спросом и предложением рабочей силы. Этот дисбаланс продолжает усиливаться, поскольку изменения структуры подготовки специалистов образовательными учреждениями не в полной мере отражают реальные потребности рынка труда [1, 3, 9].
В современных условиях экономического и социального развития общества система высшего профессионального образования призвана формировать у выпускников вузов целый ряд непрофессиональных компонентов знаниевого и процессуально-деятельностного характера, к которым, в частности, относятся следующие:
- формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;
- овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогно-зироватъ ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;
- овладение культурой системного подхода в деятельности и важнейшими принципами ее организации, овладение принципами конструирования устойчивых систем, а также формирование у будущего выпускника вуза толерантности в суждениях и деятельности.
На наш взгляд, одной из причин неразработанности алгоритмов формирования данных качественных характеристик личности являются те обстоятельства, что:
- во-первых, педагогическая наука на сегодня недостаточно использует количественные методы исследования изучаемых объектов и процессов, математические модели, не дает четких и однозначных рекомендаций по поводу того, гак достичь желаемого результата;
- во-вторых, результата педагогических исследований слабо внедряются в практику вузовского обучения, и система высшего профобразо-
вания в ряде случаев не справляется с возложенными на нее задачами.
Таким образом, в аспекте поставленной проблемы исследования мы выделяем противоречия между:
- требованиями, определяемыми научно-техническим прогрессом к роли специалиста на производстве и существующими образовательными моделями высшей профессиональной школы, которые недостаточно адекватны современным требованиям работодателя;
- потребностью общества в профессионалах и низким уровнем готовности специалистов к осуществлению эффективной профессиональной деятельности в системе менеджмента качества предприятия.
Кроме того, актуальность проблемы определяется необходимостью выполнения государственного заказа на подготовку специалистов с высоким уровнем готовности к профессиональной деятельности в соответствии с указанными требованиями [1, 2].
Теоретические предпосылки решения
проблемы формирования готовности к профессиональной адаптации студентов технического вуза
Уровень профессионализма работника, его социально-культурный статус должны оптимально соответствовать как интересам личности, так и кадровым потребностям мелких, средних и крупных предприятий.
Потребность в реализованное™ своего потенциала персоналом в различных сферах производства ставит вопрос целостного становления личности в профессии, установления закономерностей, в которых ото происходит. Без решения этой задачи, на наш взгляд, невозможно прогнозирование последующей эффективной профессиональной деятельности.
Решение данной проблемы ограничено рядом трудностей:
во-первых, учение о способностях, в том числе профессиональных, ориентировано на нормативную деятельность, которая предполагает определенный способ ее выполнения. При таком подходе выпадает анализ целостной личности профессионала, а сама периодизация его становления рассматривается как совпадающая с этапами жизненного пути и поэтому жестко ограниченна временными рамками [2];
во-вторых, по дисциплинам социально-экономического циклов государственные стандарты не предусматривают профессиональной специфики образования, а значит, не ориенти-
руют преподавателей на формирование готовности студентов к эффективной профессиональной адаптации. Третья обусловлена наличием в каждой специальности многофункциональной и межотраслевой специализации студентов.
В связи с этим, актуальным становится поиск педагогических мер, реализация которых позволила бы обеспечить как формирование готовности к профессиональной адаптации студента в процессе общепрофессионального образования, так и повышение его эффективности.
Эффективность профессиональной адаптации человека связана с особенностями формирования в процессе профессиональной подготовки психических образов (моделей) как профессии в целом, так и профессиональной деятельности.
Психологическая модель профессиональной деятельности формируется в процессе высшего профессионального образования и включает в себя следующие субмодели:
- профессиональной среды (как системы образов предмета труда, алгоритма деятельности и т.д.);
- профессиональной деятельности (гак системы образов взаимодействия субъекта труда с профессиональной средой, а также образов целей, результатов, способов их достижения и др.);
- субъекта деятельности (как совокупности образов, отражающих систему свойств и отношений личности).
Фактором адаптации и профессионального развития личности, по нашему мнению, является ее целостная внутренняя среда, то есть вся совокупность свойств и особенностей личности, лежащих в основе эффективной профессиональной адаптации.
Процесс «^офессионмизации личности» характеризуют три компонента: содержательный, ценностно-мотивационный и функцио-нально-деятельностный. Содержательный компонент раскрывает основной смысл профессионализации. Он может бьш> познавательным, профессиональным, идеологическим, политическим и т.д. Ценностно-мотивационный компонент показывает формы проявления профессионализации личности, структурные элементы, через которые можно определить ее качества: принципы, взгляды, убеждения, вдеалы, установки, по^ебности, мотивы, интересы, желания и влечения. Функционально-деятельностный компонент характеризует динамические тенденции профессионализации, ее функции в структуре деятельности человека [3]. Тогда определение понятия «^офессионадизация личности», на
наш взгляд, может быта сформулировано следующим образом: профессионализация личности есть интегративная подструктура личности, обеспечивающая способность к выживанию и достижению профессионального успеха в определенных социально-культурных условиях деятельности и выражающаяся в ее потребностях (превращения труда в культуру), принципах, взглядах, убежденииях (личностный выбор на основе свободы и ответственности).
Развитие личности в процессе адаптации -это творческая самореализация, творческая адаптация к изменяющимся условиям профессиональной среды посредством инновационной, творческой деятельности. Творческая деятельность - это показатель эффективной профессиональной адаптации.
«Профессиональная адаптация личности» есть соподчиненное понятие для понятия «щю-фессионализация». Мы считаем, это и его, как родовое понятие, также характеризуют три компонента: содержательный, ценностно-мотава-ционный и функционально-деятельностный. Именно они определяют его целостную характеристику, позволяют обеспечить разработку адекватных его содержанию механизмов формирования готовности студента технического вуза к профессиональной адаптации в процессе профессионального образования. Творческая деятельность - это показатель эффективной профессиональной адаптации [2, 4].
Под «готовностью к эффективной профессиональной адаптации» мы понимаем результат профессиональной подготовки студентов в условиях внедрения новой образовательной парадигмы с учетом требований современного социально-экономического развития рынка труда.
Готовность студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации рассматривается нами как динамическая, интегра-тивная система личностных образований, включающая личностный, функциональный, психофизиологический и социальный уровни организации и обеспечивающая его конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях при выполнении профессиональной деятельности. Формирование готовности к эффективной профессиональной адаптации - это процесс освоения личностью знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, процесс развития компонентов личностного потенциала.
Высокий уровень развития данных характеристик является условием, необходимым для достижения личностью состояния адаптирован-
ное™ в процессе ее взаимодействия с профессиональной средой. Поэтому целенаправленное формирование личности профессионала, формирование и развитие его способностей к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки выпускников вузов к их будущей деятельности.
Признаками готовности студентов к эффективной профессиональной адаптации при этом выступают уровень осуществления деятельности (исполнительский, планирования, проектирования); ^овень освоена профессиональной деятельности (непрофессионал, специалист, профессионал); «широта направленности» - творческий подход к соответствующей деятельности; устойчивость развития деятельности - последовательная деятельность; ценностаые мотивы деятельности. Формирование готовности к эффективной профессиональной адаптации возможно в рамках проектировочной деятельности по построению в образовательном процессе части профессиональной среды предприятия (система образов предмета труда, алгоритма деятельности и т.д.), центром которой становится студент (субмодель субъекта деятельности). Формирование готовности к профессиональной адаптации эффективнее осуществлять в рамках лич-ностно-компетентностно-системного подхода, который направлен на развитие активности личности, ее саморазвитие, самоуправление и самореализацию.
Таким образом, по нашему мнению, готовность студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации характеризует [7]:
- уровень сформированное™ у студентов профессиональных знаний и умений для выполнения организационно-управленческой, производственно-технологической, научно-исследовательской и проектной инженерной деятельное™;
- уровень идентичности деятельное™: близость представлений о собственных личностных качествах и качествах, присущих профессионалу; близость ценностей лично-ста и профессионала; удовлетворенности трудом и удовлетворенности профессией;
- уровень профессиональной зрелоста: уровень сформированное™ механизмов планирования деятельное™, программирования действий, оценки результатов и их коррекции;
- уровень профессиональной продуктивности: оценка показателей надежности и производительное™ профессиональной деятельное™.
Формирование готовности студентов технического вуза к эффективной профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия
Для освещения прикладной значимости нашего исследования мы остановили свой выбор на такой основной характеристике эффективной профессиональной среды предприятия, как система менеджмента качества (Total Quality Management).
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management) - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, приводящей к всеобщему качеству. Отсюда качество - это не то, что приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации. TQM необходимо всем организациям, желающим не только выйти из кризиса, но и начать конкурировать с экономически развитыми странами.
В концепции TQM персонал рассматривается как главный ресурс организации, которая должна создать все условия для максимального использования его творческого потенциала. При полной вовлеченности сотрудников достигается мощный эффект, когда совокупный результат коллективной работы существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей [5]. По нашему мнению, действуя в общеобразовательном процессе подготовки специалистов на основе принципов менеджмента качества, следуя модели развития личностного потенциала субъекта профессиональной деятельности, мы добьемся оптимальной сформированное™ основных компонентов готовности к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия [6, 7].
Принципы менеджмента качества предприятия представлены в таблице.
Осознанная высшим руководством необходимость перемен в системе управления производством приводит к восприятию ценностей системы менеджмента качества, включающей три составляющие: технический, поведенческий, управленческий аспекты. Следование в обучении выделенным принципам деятельности в системе менеджмента качества: полной вовлеченности, постоянного совершенствования, фактической обоснованности решений ставит студента в позицию субъекта качественной профессиональной деятельности, способствуя развитию необходимых навыков и алгоритмов действий, формирует стремление к самоактуализации, активности личности, формируя стрессовую пластичность к совокупности воздействующих факторов профессиональной среды.
Принципы менеджмента качества предприятия
Принципы системы менеджмента качества предприятия
1. Полная вовлеченность
2. Постоянное совершенствование
3. Фактическая
обоснованность
решений
Содержательный аспект принципа
- активным поиск возможностей повышения профессионализма;
- добровольная передача знаний и умений в коллективах;
- принятие на себя ответственности за решение проблем;
- активный поиск возможностей улучшений;
ориентация на создание ценности для потребителя;
- рационализаторство и творчество;
- лучшее представление организации потребителям
и обществу;
- энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации
- определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем;использование периодической оценки для определения области возможного совершенствования;
- постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов;
- принцип непрерывного образования
- проведение измерений, сбор целевых данных и информации;
- обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией;
- анализ данных и информации;
- понимание значимости подходящих статистических методов;
- принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции
Структурно-логическая схема формирования готовности к профессиональной адаптации в системе менеджмента качества предприятия представлена на рисунке.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ. ОБУЧЕНИЕ
Социальный заказ
(потребность общества в специалистах, готовых к профессиональной адаптации)
Системный уровень
Функциональный уровень
Элементарный уровень
Дезадаптация
Уровни готовности к
эффективной профессиональной адаптации
Социальный элемент
Операциональный элемент
Ориентационный элемент
Мотивационный элемент
Психофизиологический элемент
Временной период
СУБМОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
техническая составляющая
СУБМОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
управленческая составляющая
СУБМОДЕЛЬ СУБЪЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
поведенческая составляющая
Структурно логическая схема формирования готовности к эффективной профессиональной адаптации
Заключение
Содержание образовательной деятельности, обеспечивающей готовность к профессиональной адаптации студента в системе менеджмента качества, на наш взгляд, должно отвечать следующим требованиям:
1. Соответствие содержания образования современным требованиям научных достижений в сфере менеджмента качества.
2. Использование современных технических средств обучения, информационное обучение на уровне мировых стандартов.
3. Ориентированность профессиональной подготовки на развитие личностного потенциала субъекта, обеспечиваемая личностно-ориентиро-ванным подходом.
4. Совместная деятельность преподавателя и студентов должна быть основана на сотрудничестве, под которым понимают, прежде всего, стиль отношений, исключающий какое-либо принуждение со стороны преподавателя и основывающийся на совместной деятельности пре-
подавателя и студента в поиске решения учебных проблем [8].
5. Расширение объема специальных и общетеоретических знаний за счет введения профилированных спецкурсов, семинаров, практикумов по тематике системы менеджмента качества предприятия [9].
Список литературы
1. Исламгалиев Ф.Г. О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. №3. С. 4-8.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Зна-ния,1996. 308 с.
3. Фонарев А.В. Развитие личности в процессе профессионализации. М.: Педагогика, 2002. 60 с.
4. Лешер О.В., Шавырина А.Е. Содержательные особенности готовности специалиста к управлению конфликтом в профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2011. №4. С. 255-261.
5. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: ИЦ «Академия», 2001. 134 с.
6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента качества. М.: ЗАО Бизнес-школа «ИНТЕЛ-СИНТЕЗ», 1997. 352 с.
7. Пономарева О.С. Педагогические аспекты процесса форми-
рования адаптированной личности в систему менеджмента качества предприятия // Проблемы устойчивого развития в системе образования, науки и инновационного взаимодействия: сб. науч. тр. М.: МЦОС, 2006. С. 77-79. Семенова О.А. Влияние педагогических технологий на развитие профессиональной направленности студентов в графической деятельности // Вестник Магнитогорского государ-
ственного технического университета им. Г.И. Носова. 2012. №1(37). С. 94-98.
Пономарева О.С. Управление образовательными программами в корпоративных интересах // Организационный менеджмент: состояние, проблемы, тенденции: сб. ст. II Межд. науч.-метод. конф. / под ред. Б.Н. Герасимова. Пенза: Приволжский дом знаний, 2004. С. 157-159.
INFORMATION ABOUT THE PAPER IN ENGLISH
FORMING OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS' READINESS FOR VOCATIONAL ADJUSTMENT
Ponomareva Olga Stanislavovna - Ph.D. (Education), Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Russia. E-mail: [email protected].
Maiorova Tatiana Vladimirovna - Associate Professor, Nosov Magnitogorsk State Technical University. E-mail: [email protected].
Abstract. The article analyzes the modern requirements of employers for graduates. Revealed contradictions between the requirements defined by scientific and technological progress for a specialist's role at the place of production and existing educational models of higher vocational school. We considered the theoretical background to solve the problem of formation of technical university students' readiness for vocational adjustment and main criteria for the formation of readiness for vocational adjustment. We specified features of the concept "readiness of technical university students for vocational adjustment in the quality management system of a company" for engineering occupations of higher educational institutions and developed a model for the formation of such readiness. We determined the content of educational activities to ensure students' readiness for efficient vocational adjustment.
Keywords: professionalism, vocational adjustment, readiness for vocational adjustment, professional environment, actor, quality management system.
References
1. Islamgaliev F.G. State Policy in the Field of Engineering Staff Training. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and employment market]. 2013, no. 3, pp. 4-8.
2. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [Professionalism Psychology]. Moscow: Znaniya, 1996, 308 p.
Fonarev A.V. Razvitie lichnosti v protsesse professionalizatsii [Personality Development in the Course of Professional Development]. Moscow: Pedagogics, 2002, 60 p. Lesher O.V., Shavirina A.E. Content Characteristics of Specialist Readiness for Conflict Management in Professional Activities. SibirskH pedagogicheskii zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2011, no. 4, pp. 255-261.
Elkonin B.D. Psikhologiya razvitiya [Development Psychology]. Moscow: Publishing House "Academia", 2001. 134 p. Fathutdinov R.A. Sistema menedzhmenta kachestva [Quality Management System]. M.: Business school "INTEL-SYNTEZ" CJSC, 1997, 352 p.
Ponomareva O.S. Pedagogical Aspects of Forming a Personality Adapted to the Company Quality Management System. Problemy ustojchivogo razvitiya v sisteme obrazovaniya, nauki /' inno-vatsionnogo vzaimodejstviya: sb. nauch. tr. [The Sustainable Development Issues In the System of Education, Science and Innovation Relationship: Collection of scientific articles]. M.: MCHOS, 2006, no. 1, pp. 77-79.
Semenova O.A. The influence of the pedagogical technologies on the development of the students' professional trend in the drawing activities. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta im. G.I. Nosova. [Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University]. 2012, no. 1(37), pp. 94-98. Ponomareva O.S. Training Program Management for the Benefit of the Enterprise. Organizatsionnyi menedzhment: sostoyanie, problemyf tendentsii: sb. st. II Mezhd. nauch.-metod. konf. / pod red. B.N. Gerasimova [Organizational Management: Its State, Problems, Trends: Collection of scientific articles of the II International scientific conference. Ed. B.N. Gerasimov]. Penza: Privolzhsky House of knowledge, 2004, pp. 157-159.