ОСОБЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Е.Н. Руднева1
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: Rudneva2005@yandex.ru
В статье обосновывается необходимость формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза на этапе профессионального обучения через воспитательный компонент вузовской подготовки. Основой готовности к профессиональному самоопределению у студентов является сформированная профессиональная идентичность.
Ключевые слова: готовность к профессиональному самоопределению, профессиональная идентичность, воспитательный процесс, личностно ориентированный и средовой подходы.
Процесс становления профессионала, включающий в себя выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, обогащение профессионального опыта за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии, определяется как процесс профессионализации личности. Для нас представляет интерес выявление и сравнительный анализ происходящих изменений содержания образа профессионального Я, ценностных и смысложизненных ориентаций, психологических особенностей готовности к профессиональному самоопределению студентов с различной степенью первичной профессиональной подготовки, по различным ее формам в процессе воспитательной работы в вузе.
Актуальность проблемы становления профессионала порождает большое количество психологических исследований в данной области. Анализ педагогической теории и практики позволяет предположить:
• недостаточность разработанности воспитательной системы для формирования положительного отношения студентов к получаемой профессии;
• неопределенность педагогических возможностей, формирующих готовность к профессиональному самоопределению, неразработанность педагогических условий и методов;
• отсутствие критериально-диагностического аппарата определения уровней сформированности профессиональной идентичности.
Формирование готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза на этапе профессионального обучения - одна из актуальных педагогических проблем, тем не менее она недостаточно исследована в социальнопедагогической деятельности. В основе готовности к профессиональному самоопределению у студентов находятся процессы идентификации. Понятие «профессиональная идентификация» тесно связано с процессом профессионализации. Связь становления профессиональной идентичности и профессионализации неоднократно фиксировалась многими авторами. Например, В.А. Бодров отмечает: «Формирование профессиональной пригодности, становление профессионала неразрывно связано с
1 Елена Николаевна Руднева, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики.
180
самоопределением личности, то есть с самореализацией, самоутверждением, самосовершенствованием, самопознанием. Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития» [1]. Выделяет в своих работах профессиональную идентичность в качестве критерия становления профессионала, наряду с профессиональной продуктивностью и профессиональной зрелостью, Ю.П. Поваренков. По данным критериям можно судить об уровне профессионализации человека [2].
Выделяя период обучения в вузе как наиболее важный этап профессионализации, свою концепцию профессионального развития личности предлагает А.Б. Каганов. Автор представляет профессиональное становление молодежи в условиях вуза в виде последовательного прохождения четырех этапов (см. таблицу). По мнению автора, после кратковременного периода адаптации завершается профессиональное становление личности, профессиональная направленность которой в ходе вузовского учебно-воспитательного процесса сформировалась [3].
Таблица
Профессиональное становление молодежи в условиях вуза (по А.Б Каганову)
Этапы Семестры Характеристики профессионального становления
переходный І-ІІІ вхождение первокурсника в студенческую жизнь
накопительный ІУ-УІ постепенное ухудшение объективных и субъективных показателей деятельности студентов
опр ед еляющий УІІ-Х вырабатывается более или менее устойчивая модель деятельности, формируются ближайшие жизненные планы
завершающий выходит за рамки обучения в вузе включает в себя работу специалиста по профессии, приобретение им более высокой квалификации в избранном виде деятельности
Результаты исследований многих авторов доказывают, что первый этап профессионализации человек проходит в студенческом возрасте. Качественный скачок в профессиональном развитии человека происходит в ходе профессионального обучения. Профессиональное обучение является основой формирования профессиональной идентичности студентов. Именно в студенческом возрасте начинают формироваться основные идентификационные характеристики, выражающие принадлежность человека к определенной профессии. В процессе становления профессиональной идентичности можно выделить несколько этапов (рис. 1).
Рис. 1. Этапы становления профессиональной идентичности личности
Показатели профессиональной идентичности студентов нестабильны на протяжении всего процесса обучения, и уровень профессиональной идентичности студентов неравномерно изменяется от 1 курса к 5 курсу. Изучением становления социальной идентичности, в частности профессиональной идентичности, в студенческий период занимался ряд авторов. В частности, Н.Л. Иванова отмечает, что «процесс становления профессиональной идентичности в ходе обучения не является монотонным и поступательным, он имеет периоды пиков, скачков». Развитие профессиональной идентичности в вузе заключается в постепенном формировании студенческой идентичности на 1 и 2 курсах, которое получает максимальную выраженность на 3 курсе. На старших курсах отводится важная роль будущей профессиональной идентичности. Растет осознание своих профессионально важных качеств, перспектив и места в более широком профессиональном сообществе [4].
Формирование профессиональной идентичности студентов проходит в три этапа.
Первый этап (1 курс) - это период осмысления профессиональной идентичности, когда на основе вхождения в новую социальную и профессиональную среду внешняя студенческая идентичность переходит во внутренне принятую, осознанную, эмоционально окрашенную характеристику. Это нестабильный этап, связанный с адаптацией к новой социальной роли студента. Суть его заключается в становлении студенческой идентификации («Я - студент») и предвосхищении будущей профессиональной идентичности. Этот этап можно назвать адаптационным.
Второй этап формирования профессиональной идентичности (2-3 курсы) - это период, когда на основе осознания требований новой социально-профессиональной роли и собственных способностей и возможностей происходит осознание достижений, которые сделаны благодаря собственным усилиям. В этот период конструктивные схемы саморазвития находятся в достаточно стабильном состоянии, поскольку студент начинает получать удовлетворение от восприятия себя как субъекта будущей профессиональной деятельности («Я - будущий специалист»). Этот этап можно назвать стабилизационным.
Третий этап (4-5 курсы) - период, когда на основе осознания спектра ролей, усвоенных в ходе профессионализации, происходит формирование новых целей и перспектив. Это второй нестабильный период, суть которого заключается в переосмыслении и уточнении различных вариантов профессионально-творческого саморазвития, трудоустройства и построения профессиональной карьеры («Я, моя профессия и карьера»). Этот период условно можно назвать уточняющим.
Анализ общих принципов организации воспитательного процесса в вузе и формирования профессиональной идентичности позволил сформулировать требования, предъявляемые к современному воспитательному процессу в вузе. К основным из них относятся следующие:
- создание позитивной среды для активного усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для формирования индивидуальной системы профессиональной идентичности;
- создание предпосылок для дальнейшего саморазвития, обеспечивающего ориентацию в мире профессий, позволяющих более полно реализовать личностный потенциал в профессиональной деятельности и прогнозировать возможные последствия профессионального выбора.
Критериями формирования профессиональной идентичности являются: профессиональный интерес к осваиваемой профессии; мотивация к успешной учебнопрофессиональной деятельности; отношение к избранной профессии как к личностной и социальной ценности; позитивное отношение к профессиональному обучению
и профессиональной карьере; настойчивость в профессиональной подготовке; ориентация на творчество в учебно-профессиональной деятельности. Формирование профидентичности осуществляется через процесс воспитания, включающий в себя профессиональные навыки и умения, которые формируются и нарабатываются во взаимодействии с профессиональной средой, созданной в воспитательном пространстве вуза. Все это в комплексе формирует и развивает личность таким образом, чтобы она обладала способностью саморазвития и самосовершенствования.
Нужно заметить, что профессиональная идентичность - это не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и ее оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности. Акцент смещается с деловой и социальнопсихологической, цеховой выраженности к самовыражению, к «образу Я». Новую форму профессиональной идентичности, вероятно, допустимо назвать открытой, выраженной, устойчивой. Профессионально дифференцирующие признаки становятся менее наглядными, но далеко не исключительными, они приобретают большую аффективную выраженность, проявляются в профессиональных ценностях. Коррелятом данной формы выступает рефлексия. На основании этого Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляющийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации себя с делом и другими, проявляющаяся в когнитивных эмоционально-поведенческих самоописаниях Я [5].
Проблема формирования профессиональной идентичности связана, прежде всего, с поиском механизмов, которые помогают индивиду соотнести настоящее и будущее, найти свое место в сложном динамичном мире. Профессиональная идентичность - зависимая переменная. С одной стороны, она сама формируется в определенном профессиональном контексте, с другой - оказывает влияние на процесс адаптации, личностного и социального становления человека. Поэтому она может быть некоторым индикатором спектра проблем субъекта в существующей профессиональной среде и в то же время - внутренней основой для преодоления трудностей социализации.
От решения проблемы формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов, на наш взгляд, зависит успешность становления профессионализма, формирование личности будущих молодых специалистов, обладающих знанием требований профессии к человеку. В образовательном процессе вуза формированию готовности к профессиональному самоопределению студентов уделяется недостаточное внимание; в частности, не полностью востребован потенциал воспитательного компонента профессиональной подготовки.
Считаем целесообразным разработку модели формирования профессиональной идентичности студента через воспитательный процесс вузовской подготовки, построенной на личностно ориентированном и средовом подходах, для создания концепции воспитательной работы в вузе, способствующей формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению. Традиционно принято считать, что личность - это набор качеств, которыми учащийся должен обладать для образовательного и воспитательного процессов. Сущность понятия «личность» можно рассматривать через комплекс ее функций:
Рис. 2. Комплекс функций понятия «личность»
• функция избирательности (способность человека к выбору);
• функция рефлексии (т.е. личность должна уметь рефлексировать, оценивать свою жизнь);
• функция бытийности (состоящая в поиске смысла жизни и творчестве);
• формирующая функция (формирование образа «Я»);
• функция ответственности («Я отвечаю за все»);
• функция автономности личности (по мере развития она все более освобождается от действия других факторов). Специфика личностно ориентированной модели проявляется в сфере ее целей [6].
Вуз служит не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизводства специального культурного слоя, важнейшим элементом которого является сам специалист. Специалиста как представителя определенной культуры характеризует не только определенный набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому вуз не только передает студенту знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определенной культуре, т. е. воспитывает его в рамках профессии [7].
В теории воспитания сложились разнообразные подходы к управлению процессом развития и формирования личности: деятельностный, отношенческий, системный, личностный и др. Реалии современной жизни все более приводят к необходимости учитывать возрастающее значение среды в развитии и становлении человека. Деятельностно-опосредованное управление развитием личности неэффективно, если среда затрудняет деятельность. Воспитательная система дает сбои и даже разрушается, если входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный подходы утрачивают свою силу, если не берутся в расчет социокультурный и природный контексты развития человека. В последние годы заметно возрос интерес исследователей к феномену среды в связи с проблемами социализации, социальной адаптации в
профессиональной подготовке (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузова, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин), поисками личностью смысла жизни (Ю.С. Бродский), истории, теории и практики функционирования и развития воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, В.А. Семенов).
Средовой подход решает проблему рационализации исследования и использования среды в воспитательных целях за счет унификации языка, формализации и систематизации структур научного знания, технологизации управленческих процедур взаимодействия; раздвигает границы теории воспитательных систем благодаря введению в научный оборот таких понятий, как «ниша» и «стихия», дающих целостное представление о среде и условиях ее превращения в инструмент воспитания; вносит вклад в исследование феномена резонансного воздействия как основы «мягкого управления» в воспитании; открывает широкие перспективы для обогащения теории воспитания знаниями других научных дисциплин.
К наиболее значимым внешним факторам, детерминирующим процесс становления профессиональной идентичности, можно отнести: воспитание в соответствии со сложившимися традициями в семье (династии) и ближайшем окружении; получение информации о профессиональной принадлежности и переработка этой информации; получение информации об особенностях различных профессий и её оценивание. Тогда в качестве обобщенной детерминанты становления профессиональной идентичности в современных условиях можно назвать информационно насыщенную окружающую среду. Из нее черпаются представления об объекте и субъекте труда, его целях и задачах, способах получения образования или приобретения необходимых навыков, требованиях профессии к человеку, знание определенной терминологии, профессионального лексикона, ценностей и норм, профессиональных мифов, знания о профессиональных приметах, о профессиональных предшественниках, о профессионально важных качествах специалиста, о профессиональных навыках и умениях и пр. Подобные выводы сделаны в работах Т.Г. Стефаненко, М.В. Заково-ротной, Е.П. Ермолаевой и др.[8].
Среди внешних факторов, влияющих на становление профессиональной идентичности, можно выделить роль других - значимых людей, занимающих самое главное место в жизни каждого человека - в достижении идентичности. Человеческий поступок, как собственный, так и чужой, оценивается с позиции значимых людей, и действие осознается как поступок по меркам и эталонам ценного и должного [9]. Последовательность изучения этой проблематики: «социальное Я» - «зеркальное Я»
- «обобщенный другой» - «референтная группа» - «значимый собеседник» - проявляется как последовательность психологического изучения роли других людей в становлении идентичности [10].
Особое значение в формировании профессиональной идентичности отводится социокультурной среде, ее детерминирующей роли по отношению к структуре, типу самосознания человека, характеру его развития. Например, Л.С. Выготский [11], изучая природу самосознания, пришел к выводу, что социокультурная среда - внешняя, идеальная форма, которая становится реальной во внутренней деятельности через психические орудия: слово, символ, значение, смысл.
Следует подчеркнуть решающее, определяющее влияние жизнедеятельности человека на процесс становления профессиональной идентичности. Содержание жизнедеятельности, образ жизни, условия (микросреда) достаточно жестко детерминируют выбор трудового пути, форму и динамику профессионализации. С внешней стороны детерминация осуществляется по механизму стимулирования или воспитания. Стимулирование может приобретать самые разные формы: от жесткого навязывания, включая использование физического насилия (асоциальная среда и т.д.), до нормального поощрения принятых в данной социальной среде форм профессионализации. Воспитательные воздействия связаны с формированием у человека мотиваци-
онной сферы, системы отношений к профессионализации, характерной для данной микро- и макросреды жизнедеятельности личности.
Образ жизни человека влияет не только на выбор трудового пути, но и на время процесса профессионализации. Изменение социального статуса, создание семьи, рождение ребенка, смерть близких людей как события жизнедеятельности человека перестраивают его мотивационную сферу, изменяют шкалу его ценностей, а, следовательно, и отношение к профессиональной деятельности. Не менее сильное влияние на становление идентичности оказывают события жизнедеятельности человека, связанные с макросредой: экономическая, политическая ситуация в стране, стихийные бедствия и т.д.
Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным разработку модели формирования профессиональной идентичности студента через воспитательный процесс вузовской подготовки, построенной на личностно ориентированном и средовом подходах, для создания концепции воспитательной работы в вузе, способствующей формированию готовности студентов к профессиональному самоопределению. Основными задачами такой модели формирования профессиональной идентичности являются: создание позитивной среды для активного усвоения профессиональных знаний; углубление мотивационной сферы формирования профидентичности; формирование структуры профессионального Я - образа; создание предпосылок для дальнейшего саморазвития, обеспечивающего ориентацию в мире профессий.
Показатели сформированности у студентов профессиональной идентичности свидетельствуют о стремлении к творческому самовыражению, оригинальности, освоении новых технологий и способов учебно-профессиональной деятельности, стремлении к самосовершенствованию. Социально-педагогические условия и механизмы формирования профессиональной идентичности могут способствовать разработке новой воспитательной системы вуза, при которой студент, будущий молодой специалист, сможет наиболее эффективно реализовать потребность в самостоятельном поиске путей идентификации, приводящих к ответственности за качественное усвоение профессиональных знаний.
В основе новой воспитательной системы вуза необходима концепция воспитания, которая рассматривает воспитательный процесс в соответствии с актуальными проблемами социализации российской молодежи и современными условиями функционирования и преобразования высшего образования в России, где немаловажную роль играет процесс профессионализации студентов. Концепция обозначает смысловое поле, критерии и ориентиры воспитательного процесса в вузе, предлагает идеи, цели, направления, формы и методы воспитания личности будущего специалиста с высшим профессиональным образованием [12].
Разработанная нами концепция может служить основой для создания комплексной программы воспитательной деятельности конкретных программ, отдельных планов воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях и общежитиях, она носит динамичный характер, поэтому должна постоянно творчески развиваться и обогащаться.
Таким образом, концепция воспитания, в основе которой лежит процесс формирования профессиональной идентичности студентов, направлена на осознание студентами своей тождественности с профессиональным образом - Я. Для нее характерны следующие принципиальные особенности:
- профидентичность студентов вузов базируется на органичном сочетании воспитательного и учебного процессов;
- главным условием существования системы формирования профидентичности является организация воспитательной среды, основой которой является профессиональное сообщество;
- принципиальная ориентация системы формирования профидентичности студентов состоит в нацеленности на развитие профессиональной адаптации будущих специалистов.
Содержание концепции - это совокупность основополагающих идей по поводу воспитания в современных условиях, которые учитывают опыт прошлого, реалии и оценку настоящего, ориентированы на решение главным образом текущих задач и достижение целей не столь отдаленного будущего. Формирование профидентичности зависит не только от активной позиции, занимаемой студентами при включении в профессиональное сообщество, но и от целенаправленной деятельности вуза в организации разного рода мероприятий, связанных с будущей профессиональной деятельностью студентов.
На основе анализа полученных в ходе исследования эмпирических материалов и их теоретического осмысления пришли к следующим выводам:
1. Профессиональная идентичность формируется на органичном сочетании воспитательного и учебного процессов, с учетом внутренних и внешних детерминант.
2. Формирование профессиональной идентичности студентов необходимо начинать с формирования образа Профессии - ведущего структурного компонента профидентичности, т.к. его сформированность создает возможность для успешного формирования остальных составляющих профидентичности.
3. Сформировать профессиональную идентичность студентов возможно благодаря использованию как традиционных форм и методов воспитания, так и современных ресурсов и средств, направленных на создание в воспитательном пространстве вуза профессиональной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодров В.А. Профессиогенетический подход к проблеме формирования профессионала // Психология субъекта профессиональной деятельности. - М., Ярославль, 2001. - С. 54-71.
2. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
3. Каганов А.Б. Формирование ведущих компонентов личности студента как будущего профессионала // Педагогика высшей и средней специальной школы. 1990. - № 4.
4. Иванова Н.Л., Конева Е.В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. - Ярославль, 2003. - 132 с.
5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. - М.: МПСИ; Воронеж: МО ДЕК, 2004. - 600 с.
6. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. - М.: Академия, 2008. -256 с.
7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студентов высш. пед. завед. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 304 с.
8. Ермолаева Е.П. Новая профессиональная реальность: потери и обретения // Управление персоналом. - 2002. - № 4. - С. 35-41.
9. Кроник А.А. , Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М.: Мысль, 1989. - 204 с.
10. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.: Наука, 1995. - 443 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь / Под ред. Г.Н. Шелогурова. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 350 с.
12. Руднева Е.Н. Формирование профессиональной идентичности. - Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 139 с.
Поступила в редакцию 12.10.2012.
В окончательном варианте 12.10.2012.
UDC378
PECULIARITIES OF READINESS EXPRESSION FOR PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF TECHNICAL STUDENTS
E.N. Rudneva
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: Rudneva2005@yandex.ru
In the paper the necessity of readiness expression for professional self-determination of technical students on the stage ofprofessional training through an educational component of university training is stated. The basis of readiness for professional self-determination of students is the developed professional identity.
Key words: readiness for professional self-determination, professional identity, educational process, personal oriented and environmental approaches.
Original article submitted 12.10.2012. Revision submitted 12.10.2012.
Elena N. Rudneva, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogics, Samara State Technical University
УДК 37.013.75
КОМПЕТЕНТНОСТНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВУЗА
Е.Н. Рябинова1, Е.Н. Бесперстова2
1Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.
E-mail: eryabinova@mail.ru
2Самарский государственный университет путей сообщения 443066, Самара, пер.1-ый Безымянный, 18.
E-mail: wxy@list.ru
В данной статье рассматривается вопрос о помощи студентам заочной формы обучения в усвоении дисциплины «Высшая математика» с использованием образовательныгх модулей, которые дают возможность посредством пошагового изучения осваивать материал в большом объёме и в сжатые сроки.
Ключевые слова: компетентность, самообразование, образовательный модуль, познавательно-деятельностная матрица.
Изменения социально-экономических ориентиров в обществе обусловили новые предметно-профильные и культурные требования к личности специалиста. Традиционное базовое образование, полученное в начале жизни и профессиональной деятельности, принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения социальных ролей. Именно по-
1 Елена Николаевна Рябинова, доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и прикладной информатики.
Елена Николаевна Бесперстова, старший преподаватель кафедры высшей математики.