Научная статья на тему 'Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования'

Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL READINESS / ПОДГОТОВКА / TRAINING / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ / FUTURE TEACHERS / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / DISABLED CHILDREN / МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / METHODS OF EXPERIMENTAL STUDY / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демчук Анастасия Владимировна

Рассмотрение проблемы формирования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает поиск методов, средств и форм ее решения. Данная проблема является актуальной, исходя из противоречий, сложившихся на социально-педагогическом, научно-теоретическом и методическом уровнях. На сегодняшний день недостаточно сформирована готовность педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в силу отсутствия целенаправленного всеобъемлющего и системного решения этой проблемы в теории и практике профессионального образования будущих учителей и учебно-вспомогательных профессиональных кадров. Готовность к профессиональной педагогической деятельности можно рассматривать как деятельностную реальность, где условия алгоритмического взаимодействия образовательной системы, включающей и профессионально важные качества личности, будут определять успешность и удовлетворенность деятельностью. Процесс профессиональной подготовки будущего учителя требует создания специальных педагогических условий, направленных на успешное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзии. Экспериментальная работа предполагала констатирующий, формирующий и контрольный этапы по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования. В результате экспериментальной работы были получены данные, которые свидетельствуют о значительной положительной динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демчук Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL READINESS FOR IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION

Review the problem of formation future teachers' professional readiness for implementation of inclusive education of disabled children involves the search of methods, means and forms of its solution. This problem is urgent on the basis of the current contradictions in the social-pedagogical, scientific-theoretical and methodological levels. To date, teachers' preparedness to implement inclusive education of disabled children is not enough formed because the lack of focused comprehensive and systemic solution of the problems in the theory and practice of future teachers' and auxiliary educational staff's professional education. Readiness for professional pedagogical activities can be seen as activity reality, where the algorithmic conditions of interaction of the educational system, which includes professionally important qualities of the personality, will determine the success and satisfaction of activities. The process of future teachers' professional training requires the creation of special pedagogical conditions aimed at the successful mastery of knowledge, skills and abilities which are necessary to perform the qualitative educational process in the conditions of inclusion. Experimental work assumed ascertaining, forming and control stages of formation of future teachers' professional readiness for implementation of inclusive education. The experimental work has provided data that indicate a significant positive trend.

Текст научной работы на тему «Экспериментальная работа по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования»

Демчук Анастасия Владимировна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ..

УДК 378.1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2017

Демчук Анастасия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика профессионального образования» Сургутский государственный университет (628400, Россия, Сургут, проспект Ленина, 1, e-mail: dem_anastasiya82@mail.ru)

Аннотация. Рассмотрение проблемы формирования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает поиск методов, средств и форм ее решения. Данная проблема является актуальной, исходя из противоречий, сложившихся на социально-педагогическом, научно-теоретическом и методическом уровнях. На сегодняшний день недостаточно сформирована готовность педагогов к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в силу отсутствия целенаправленного всеобъемлющего и системного решения этой проблемы в теории и практике профессионального образования будущих учителей и учебно-вспомогательных профессиональных кадров. Готовность к профессиональной педагогической деятельности можно рассматривать как деятельност-ную реальность, где условия алгоритмического взаимодействия образовательной системы, включающей и профессионально важные качества личности, будут определять успешность и удовлетворенность деятельностью. Процесс профессиональной подготовки будущего учителя требует создания специальных педагогических условий, направленных на успешное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса в условиях инклюзии. Экспериментальная работа предполагала констатирующий, формирующий и контрольный этапы по формированию профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования. В результате экспериментальной работы были получены данные, которые свидетельствуют о значительной положительной динамике.

Ключевые слова: инклюзивное образование, профессиональная готовность, подготовка, будущие учителя, дети с ограниченными возможностями здоровья, методы экспериментального исследования, формирование.

EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL READINESS FOR IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION

© 2017

Demchuk Anastasiya Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Chair "Theory and Methodology of Professional Education" Surgut State University (628400, Russia, Surgut, 1 Lenin Avenue, e-mail: dem_anastasiya82@mail.ru)

Abstract. Review the problem of formation future teachers' professional readiness for implementation of inclusive education of disabled children involves the search of methods, means and forms of its solution. This problem is urgent on the basis of the current contradictions in the social-pedagogical, scientific-theoretical and methodological levels. To date, teachers' preparedness to implement inclusive education of disabled children is not enough formed because the lack of focused comprehensive and systemic solution of the problems in the theory and practice of future teachers' and auxiliary educational staff's professional education. Readiness for professional pedagogical activities can be seen as activity reality, where the algorithmic conditions of interaction of the educational system, which includes professionally important qualities of the personality, will determine the success and satisfaction of activities. The process of future teachers' professional training requires the creation of special pedagogical conditions aimed at the successful mastery of knowledge, skills and abilities which are necessary to perform the qualitative educational process in the conditions of inclusion. Experimental work assumed ascertaining, forming and control stages of formation of future teachers' professional readiness for implementation of inclusive education. The experimental work has provided data that indicate a significant positive trend.

Keywords: Inclusive Education, Professional Readiness, Training, Future Teachers, Disabled Children, Methods of Experimental Study, the Formation.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Многие социально-экономические проблемы проецируются на процесс функционирования образовательных систем, начиная с дошкольного образования, воспитания и заканчивая подготовкой кадров высшей квалификации с высоким уровнем профессионализма. Последнее призвано готовить студентов, аспирантов, докторантов к эффективной профессиональной деятельности. Полагаем, что профессиональная готовность будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья должна стать одной из приоритетных образовательных задач.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сегодня недостаточен фонд наработанных знаний, методов, технологий, которые эффективно используются в профессиональной подготовке будущих учителей в рамках организации и реализации инклюзивного образовательного процесса. Профессиональная готовность к данному процессу направлена на оказание практической помощи в обучении, развитии, коррекции и социализации каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья

и не имеющих особенностей развития (С.А.Беличева, С.М.Безух, Н.П.Вайзман, В.П.Васильев, Н.С.Морова, Н.Н Малафеева, Г.Ф.Нестерова, Г.А.Степанова и др.) [1-8].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель нашего исследования и его экспериментального этапа явилась реализация определенного на теоретическом этапе комплекса оптимальных педагогических условий формирования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, проверка его эффективности в эксперименте и разработка методических материалов, способствующих повышению уровня данного качества у будущих учителей. Цель статьи - поделиться имеющимся опытом работы с научно-педагогическим сообществом.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Деятельность по организации эксперимента представляла определенную систему учебных, организационно-методических, воспитательных и практических мероприятий, направленных на решение поставленных в исследовании задач.

При выборе, разработке и обосновании применения комплекса педагогических условий в процессе форми-

Демчук Анастасия Владимировна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ...

рования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, мы руководствовались тем, что это качество личностно-профес-сиональное, приобретаемое, многоаспектное и интегрированное.

Критериальными характеристиками профессионально-педагогической готовности в нашем исследовании выступают: мотивационно-ценностное отношение к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности; интеллектуальная и коммуникативная включенность в учебно-профессиональную деятельность; проявление к ней рефлексивности, широты мобилизационных, ори-ентационных, развивающих и операционных умений; креативность как способность и готовность к продуктивному творчеству в процессе решения разнообразных педагогических задач, умение разрабатывать и составлять учебные и индивидуальные программы с учетом нозологии, инвалидности детей [7, 8, с. 85].

Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. гласит, что в целях реализации права каждого человека на образование, федеральными органами государственной власти, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья [3], а сформированная профессионально-педагогическая готовность к осуществлению инклюзивного образования учителей является неотъемлемой составляющей реализации права на качественное образование.

Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3, с. 2].

Основой инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья выступает индивидуализация обучения, которую можно рассматривать как организацию учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуальное обучение осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения [9].

Готовность - особая функциональная система психики и связанная с ней целостная совокупность качеств человека, обеспечивающая ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности. Исходя из модели деятельности А.Н. Леонтьева, мы выделили четыре группы таких качеств - компонентов готовности:

Когнитивный компонент - совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать задачи в своей профессиональной деятельности.

Мотивационный компонент - это смысл, который профессиональная деятельность по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья имеет не вообще, а для конкретного учителя.

Ориентировочный компонент - это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях.

Технологический компонент готовности - это совокупность умений субъекта выполнять профессиональные действия, необходимые для решения задач в педа-

гогической, социализирующей, реабилитационной деятельности [4].

В отличие от умений, входящих в ориентировочный компонент готовности, обеспечивающих построение образа того, как будет проходить, какие результаты ожидается получить, умения, входящие в технологический компонент, - это умения применять на практике знания о методах профессионально-педагогической деятельности по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

[1,4].

Экспериментальная работа осуществлялась нами в течение 7 лет, в три взаимосвязанных этапа на базе Сургутского государственного университета и Югорского государственного университета.

С целью выявления необходимости формирования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и определения проблем на разных этапах педагогической деятельности и дальнейшего их разрешения в подготовке будущих учителей, нами было проведено констатирующее исследование в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрый волшебник» г. Сургут. В ходе констатирующего эксперимента была выявлена необходимость в целенаправленной подготовке будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможностями здоровья. Диагностическим инструментарием явилось анкетирование, экспертная оценка, педагогическое наблюдение.

Экспериментальная группа состояла из 160 студентов 1-6 курсов направления подготовки «Педагогическое образование» и «Профессиональное обучение» Сургутского государственного университета и направления «Физическая культура» Югорского государственного университета, а также было охвачено 20 преподавателей, 15 специалистов реабилитационного центра, 20 родителей детей с ограниченными возможностями здоровья [6].

В основе эмпирического исследования формирования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья лежит разработка и реализация комплекса педагогических условий:

- обеспечение процесса формирования профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования в соответствии с комплексом подходов (аксиологическим, культурологическим, коммуникативным и компетентностным);

- осуществление интегрированных междисциплинарных связей: «Педагогика», «Психология», «Методика обучения», «Методика воспитательной работы», «Специальная педагогика и психология», «Педагогическая практика», «Преддипломная практика», «Методика проектирования учебных курсов»;

- разработка и реализация программы подготовки студентов к применению в педагогической практике дистанционных технологий;

- осуществление взаимодействия в учебной и во вне-учебной деятельности с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

До реализации эксперимента и после была проведена диагностика уровней сформированности профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Высокий уровень готовности к выполнению профессиональных обязанностей предполагает наличие развитой нравственной культуры будущего учителя, обеспечивающего реализацию достижения цели общечеловеческой морали [11]. Всего нами было определено четыре уровня (высокий, средний, ниже среднего и низкий) исходя из выраженности показателей компонентов готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования детей с

Демчук Анастасия Владимировна педагогтесше

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ... науки

ограниченными возможностями.

В диагностике применялся комплекс методик на выявление уровней сформированности компонентов готовности: когнитивного, мотивационного, ориентировочного, технологического (на основе модели подготовки к деятельности А.Н. Леонтьева, диагностик толерантных и интолерантных установок личности В.В. Бойко, социальной дистанции и принятия Э. Богардуса, изучения ценностно-мотивационной сферы А. Маслоу, М.М. Калашниковой, В.Н. Косырева, О.В. Щекочихина и др.) [12-18]. Также в исследовании уровня сформированно-сти профессиональной готовности будущих учителей к осуществлению инклюзивного образования [19-25] мы применяли эмпирические методы исследования, такие как: наблюдение, беседа, опрос, сравнение, метод экспертных оценок и др.

По итогам интерпретации результатов были определены уровни профессиональной готовности будущих учителей к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования.

Таблица 1 - Динамика изменения уровней профессиональной готовности к реализации инклюзивного образования

профессиональной КГ ЭГ КГ ЭГ

начальная стадия эксперимента итоговая стадия эксперимента

Век о кий 34% 28% 37% 65%

Средний 25% 27% 29 26%

Ниже среднего 22% 25% 24 7%

Низкий 19% 20% 11% 2%

Как видно из таблицы данных динамики изменения уровней, в экспериментальных группах произошли значительные положительные сдвиги в сформированности профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Организация экспериментальной работы протекала при реализации педагогических условий, обеспечивающих ее успешность. Необходимость в наличии развитого данного качества у учителей заключается в том, что современная школа должна предоставить возможность всем детям развиваться гармонично и получать качественное образование. Это особо актуально при переходе современной школы от действующей в настоящее время адаптирующей к самоактуализирующей модели интеграции [2].

Экспериментальная работа предполагала констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Эффективность организации, методов и педагогических условий, предлагаемых в исследовании, подтвердилась выявленным высоким уровнем профессиональной готовности будущих учителей к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (65%) на итоговом этапе эксперимента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бездухов В.П., Позднякова О.К. Этико-педагогический подход к формированию ценностных ориентаций будущего учителя и принципы его реализации // Педагогика научно-теоретический журнал российской академии образования. 2010. № 6. С.15-27.

2. Безух С.М. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : мат-лы международной науч.-практ. конф., СПб, 24 апреля 2009 года / [отв. ред Ю. П. Платонова] . - СПб. : Изд-во СПбГИПСР, 2009. С. 144-147.

3. Васильев В.П. Качество и уровень жизни населения Российской Федерации / В.П. Васильев. - М.: ЭКОС, 2007. - 117 с.

4. Демчук А.В. Формирование профессиональной толерантности будущих учителей к детям с ограничен-68

ными возможностями здоровья моног. / А.В. Демчук. -Ульяновск: изд. ЗЕБРА, 2016. - 141 с.

5. Морова Н.С. Педагогика отношений в социальной работе с детьми-инвалидами: В рамках программы «Детский орден милосердия» // Школа взаимной человечности. Труд души. - М., 1999. С. 25-34.

6. Нестерова, Г.Ф. Опыт и перспективы социальной работы с инвалидами // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: мат-лы международной науч.-практ. конф. 24 апреля 2009 года / [отв. ред. Ю. П. Платонова] . - СПб. : Изд-во СПбГИПСР, 2009 . С. 80-82.

7. Степанова Г.А., Демчук А.В. Формирование профессиональной готовности у будущих педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. - Монография / А.В. Демчук, Г.А. Степанова. - Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2014. - 230 с.

8. Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей : монография / Г.А. Степанова. - Сургут-Москва : СурГПИ, 2002. - 220 с.

9. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2001. - 176 с.

10. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

11. Кашлач В.М. Подготовка педагога в условиях современного педагогического вуза // Педагогическое образование: Международная академия педагогического образования. - М., 2010. № 5. С. 78-87.

12. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория и методология, практика / Б.С. Гершунский. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 764 с.

13. Жуйкова, Т.П. Аксиологический подход в сфере современного высшего педагогического образования [Текст] / Т.П. Жуйкова // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. мат-лов 11-ой Международной Интернет-конф. - М. : Изд-во «Спутник +», 2008. С. 89-90.

14. Маслоу А. Психология науки. Предварительное обследование. - Институт компьютерных исследований,

2015. - 152 с.

15. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования / В.А. Сластенин. - М.: МГПИ, 1979. - 145 с.

16. Сластенин В.А., Шиянов, Е.Н. Гуманистическая парадигма образования как основа формирования отечественной стратегии профессиональной подготовки учителя / В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов // Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996. С. 229-235.

17. Тарабакина Л.В. Эмоциональная регуляция профессионала: учебно-методическое пособие / Л.В. Тарабакина. - М.: Прометей, 2011 . - 250 с.

18. Чиж А.Н., Малькова М.А. Социально-педагогическая подготовка будущих специалистов в университете // Педагогическое образование и наука: Международная академия педагогического образования. - 2010. № 3. С. 4-9.

19. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал.

2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.

20. Яковлева Е.Л. К проблеме ценностного обоснования инклюзивного подхода к бытию // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 32-36.

21. Колыванова Л.А., Носова Т.М. Формирование профессиональной готовности педагога к работе в условиях инклюзивного образования // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 25-29.

22. Яковлева Е.Л. Другие как предпосылка формирования инклюзивного пространства и образования //

Демчук Анастасия Владимировна ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ...

Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 15-18.

23. Синявская А.А. Понятие «готовность к работе в условиях инклюзивного образования» в современных психолого-педагогических исследованиях // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2015. № 2 (18). С. 28-31.

24. Бурмистрова О.В. Профессиональная подготовка студентов-логопедов в условиях осуществления инклюзивного образования // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 37-39.

25. Ахметова Д.З. Идеи концепции непрерывного инклюзивного образования // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.