УДК 378.14
Самарцева Евгения Георгиевна
Старший преподаватель кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования Орловского государственного университета, [email protected], Орел
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ
Samartceva Evgeniya Georgievna
Lecturer of department of technologies psihologo-pedagogical and vocational education of the Faculty of pedagogics and psychology of The Oryol State University, evgeniya272008@ram-bler. ru, Orel
FORMATION OF READINESS OF TEACHERS TO INCLUSIVE EDUCATION OF Children
В современном образовательном пространстве цели подготовки специалистов для основных сфер человеческой деятельности приобрели особую актуальность. Профессиональный специалист сам определяет цели своей деятельности, находит пути и средства их достижения, несет ответственность за последствия ее реализации, владеет деятельностью в целом, удерживает ее предметность в многогранных практических ситуациях, способен к построению деятельности, ее изменению и развитию.
В современных нормативно-правовых документах зафиксировано, что следует организовать системную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, педагогических работников, занимающихся реализацией инновационных подходов к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. данное условие закономерно предполагает, что педагоги должны быть готовыми решать проблемы детей с особыми образовательными потребностями, как в специальных так и в общеобразовательных учреждениях [1].
Необходимость и целесообразность подготовки педагогов к профессиональной деятельности по обеспечению инклюзивного образования детей с отклонениями в психофизическом развитии обусловлена целым рядом причин. Во-первых, большой распространенностью психофизических отклонений в развитии. Во-вторых, увеличением числа детей с особыми образовательными потребностями, посещающих общеобразовательные дошкольные учреждения («стихийная инклюзия»). В-третьих, отсутствием научного решения практических задач, связанных с формированием готовности педагогов к осуществлению совместного обучения детей с разным уровнем развития в рамках одного образовательного пространства. Педагоги испытывают трудности
в оказании специальной психолого-педагогической помощи, что делает проблему подготовки актуальной в условиях большой востребованности педагогов со специальными знаниями и умениями в области инклюзии [2; 5].
Исследования в области инклюзивного образования (А. Н. Гамаюнова, Т. Г. Зубарева О. С. Кузьмина С. И. Сабельникова, И. Н. Хафизуллина), показали, что для полноценной организации профессиональной подготовки кроме специфического содержания необходимо подобрать соответствующие технологии, ориентированные на творческое развитие профессиональной готовности педагогов, включенных в процесс инклюзивного образования. Это обеспечит формирование профессиональной готовности у педагогов системы общего образования и позволит правильно и эффективно решать задачи, связанные с обучением детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в условиях учреждений общего типа. Решение проблемы подготовки будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволит интенсивно вводить инклюзивное образование в стране; повысит уровень профессиональной подготовки выпускников, удовлетворит запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства [6].
Мы исходим из того, что в процессе профессионально-педагогической подготовки педагога к инклюзивному образованию дошкольников, его профессиональное становление должно совпадать с логикой субъектного развития педагога. Поэтому в основу образовательного процесса должны лечь общеметодологические принципы целостности и гуманизма, интегративно-сти подготовки, индивидуально-личностной направленности обучения.
Предлагаемая нами модель реализуется в соответствии со следующими характеристиками, где: процесс формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию дошкольников является подсистемой в целостной системе подготовки педагогов в вузе; цель данного процесса представлена в виде достижения педагогами определенного уровня готовности к инклюзивному образованию в соответствии с критериями и показателями указанной готовности; структурными элементами модели выступали как отдельные элементы общей подготовки педагогов, так и дополнительные элементы, обеспечивающие в совокупности с первыми целостность процесса формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию дошкольников; основным компонентом модели служит модуль «Инклюзивное образование», дополняющий основную образовательную программу подготовки, материал которого отобран в соответствии с целью, компонентами и критериями готовности; основой разработки процесса формирования готовности педагогов к инклюзивному образованию дошкольников являлась последовательная реализация модульной программы.
В процессе разработки и реализации модели мы сформулировали условия, способствующие эффективной профессиональной подготовке педагогов к инклюзивному образованию дошкольников: применение модульнорейтинговой технологии обучения, позволяющей сформировать целостную
_______ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ к инклюзивному:.._______________
структуру профессиональной деятельности будущих педагогов посредством оптимального соединения репродуктивных и активных методов обучения; использование потенциала содержания традиционно включенной в учебный план дисциплины - «Основы специальной педагогики и психологии» - для формирования положительной мотивации к осуществлению инклюзивного образования, приобретения знаний об особенностях развития, обучения и воспитания разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и о специфике профессиональной деятельности педагога общеобразовательного учреждения в условиях инклюзивного обучения; включение в содержание обучения будущих педагогов спецкурса (факультатива) «Инклюзивное образование», предполагающего раскрытие основных теоретических и практических системообразующих компонентов инклюзивного обучения, а также направленного на освоение способов и опыта выполнения конкретных профессиональных действий в процессе инклюзивного образования детей; организация целенаправленной самостоятельной работы студентов по приобретению и углублению знаний в области инклюзивного образования (анализ инновационных форм и средств инклюзивного обучения; анализ педагогических ситуаций и проблем; прогноз последствий принятия педагогических решений; создание психологических портретов педагога и так далее); решение профессиональных задач из области инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями в ходе практикумов и тренингов (составление психолого-педагогических характеристик и рекомендаций, составление индивидуальных и групповых программ развития, разработка методических рекомендаций, конструирование форм инклюзивного обучения, проведение диагностического исследования, проектирование моделей инклюзивного обучения, подбор заданий, упражнений); участие в Межвузовских студенческих олимпиадах по проблемам инклюзивного образования.
Мы считаем, что предложенные условия будут способствовать развитию профессиональной готовности будущего педагога к инклюзивному образованию детей.
Библиографический список
1. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) [Текст] / Моск. гор. психол. - пед. Ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - 244 с.
2. Зубарева, Т. Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования [Текст] / Т. Г. Зубарева // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - С. 297-311.
3. Нарзулаев, С. Б. Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы [Текст] / С. Б. Нарзулаев, Т. Б. Данилова, Л. А. Шуклова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 4. - С. 242-248.
4. Никитенко, Н. А. Качество профессиональной подготовки будущих педагогов как психолого-педагогическая категория [Текст] / Н. А. Никитенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 189-193
5. Сабельникова, С. И. Развитие инклюзивного образования [Текст] / С. И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. -2009. - № 1. - С. 42-54.
6. Хафизуллина, И. Н. Модель процесса формирования у будущих учителей инклюзивной компетентности для работы в общеобразовательной школе [Текст] / И. Н. Хафизуллина // Материалы VIII Всероссийской заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров». - Челябинск, 2007. - Принципы обучения: высокий уровень знаний, последовательность, системность, сознательность в обучении.