УДК 378.14
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ
© 2019 М. А. Захарова
канд. пед. наук, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина, e-mail: mazaharova@ rambler.ru
Россия, Елец, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет
им. И. А Бунина»
В статье обосновывается необходимость целенаправленной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде, предполагающей проектирование данного процесса. Авторы концентрируют внимание на методологических подходах, обеспечивающих на уровне проектирования успешность формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде.
Ключевые слова: готовность будущего педагога к профессиональной деятельности, инклюзивное образование, инклюзивная среда, компетенции.
Модернизация российского образования в настоящее время отличается усилением гуманистической направленности - учет индивидуальных образовательных потребностей и способностей рассматривается основным условием создания благоприятной образовательной среды. Однако это не должно привести к полному устранению специальных коррекционных образовательных учреждений и безграничному открытому массовому доступу некоторых категорий детей-инвалидов в общеобразовательные организации.
Потенциал инклюзивного образования более широк - он сводится не только к интеграции, подразумевающей одинаковую доступность образования для всех детей, а предусматривает развитие общего образования в аспекте его приспособления и создания условий удовлетворения различных потребностей детей. В данном случае речь идет о стимулировании равноправия обучающихся в коллективной учебно-познавательной и воспитательной, творческой деятельности.
М.Ю. Перфильева, Ю.П. Симонова, С.А. Прушинский, Т.Г. Туркина обращают внимание на то, что трудности детей с ограниченными возможностями здоровья создает само общество, неоднозначное в своем отношении к таким людям. Ключевой фигурой, способной помочь детям преодолеть их трудности, является педагог массовой школы. Поэтому проблема целенаправленной подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде - одна из самых актуальных в настоящее время.
В соответствии с профессиональным стандартом, педагог в рамках выполнения общепедагогической функции должен обладать умениями «использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного...)»: 4-5].
Утвержденные ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
образование» (с одним и с двумя профилями подготовки) ориентируют вуз на обязательное формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-3 (способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов) и ОПК-6 (Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями), что определяет необходимость проектирования процесса формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде [Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05...].
Вопросы готовности будущего педагога к профессиональной деятельности разрабатывали Н.Д. Левитов, К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, Л.А. Кандыбович, П.Р. Чамата, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.
Современные исследования проблем формирования у педагогов компетенций в области инклюзивного образования ведутся по нескольким направлениям:
- изучение потенциала контекстного подхода к формированию подобных компетенций (И.Н. Хафизуллина);
- обоснование необходимости и разработка программ компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий (Т.Г. Зубарева);
- исследование организационных и содержательных аспектов краткосрочного повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования (Н.Я. Семаго).
Вместе с тем анализ педагогического опыта свидетельствует о том, что педагоги-практики испытывают значительные трудности в организации и осуществлении инклюзивного образования детей, следовательно, необходима пропедевтическая теоретическая и практическая подготовка будущего педагога, ориентирующегося в вопросах инклюзивного образования. Решение данной проблемы возможно в системе дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, программы профессиональной подготовки), однако сложность ее решения обусловлена и пока еще недостаточным вниманием вуза к составляющей подготовки педагогов к будущей профессиональной деятельности в инклюзивной среде в рамках образовательного процесса вуза.
Один из вариантов решения обозначенной проблемы зарубежным исследователям видится в реорганизации и модификации основных образовательных программ профессионального образования [Kim 2011]. При этом можно выделить три направления разработки образовательных программ, вызванные идеями и потребностями инклюзии:
- выделение общего фундаментального ядра в содержании подготовки педагогов-предметников и специалистов по коррекционной педагогике с присвоением выпускнику права на работу в общем и специальном образовании (комбинированный тип);
- дополнительная подготовка по определенным (единичным) курсам на нужном факультете с получением диплома по второй специальности (раздельный тип);
- отсутствие возможности получить дополнительную квалификацию по специальной педагогике (общий профессиональный тип).
Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)
Захарова М. А. Методологические основы проектирования формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде
Автором исследования делается вывод о большей эффективности первого варианта.
Успешность процесса формирования готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде, на наш взгляд, может быть предопределена на уровне проектирования образовательных программ системой методологических подходов:
- средового и социокультурного (Е.П. Белозерцев, М.Я. Виленский, В.П. Зинченко, И.Ф. Исаев, Ю.С. Мануйлов и др.), которые позволят осуществлять процесс подготовки будущего педагога не только с учетом специфики образовательной среды университета, но и с учетом уникальности культурно-образовательной среды региона, аккумулирующей богатейшее культурное наследие;
- личностно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик), в основе которого лежит идея развития личности через деятельность. Подход позволяет исследовать и учитывать в процессе подготовки степень адаптации педагога к различным видам педагогической деятельности в условиях инклюзивной среды;
- компетентностного (Г.Б. Голуб, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, М.М. Митина), позволяющего осуществлять решение дидактических задач с учетом современных требований, предъявляемых к выпускнику вуза;
- квалиметрического (С.И. Архангельский, В.И. Андреев, К. Ингенкамп,
A.Н. Майоров, Е.К. Марченко, А.А. Мирошниченко, В.И. Михеев, В.И. Огорелков,
B.П. Панасюк, Н.А. Селезнева, В.С. Черепанов, Ю.К. Чернова), определяющего методологию как методология исследования и измерения качеств изучаемых педагогических объектов, в том числе и личностных. Подход даст объективную, полученную посредством валидных и надежных методик оценку сформированности практической готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в инклюзивной среде.
Библиографический список
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://профстандартпедагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 23.10.2018).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.02.2018 № 125 [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosvo.ru/uploadffles/FGOS%2QVO%203++/Bak/440305 B 3 16032018.pdf (дата обращения: 23.10.2018).
Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers' attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 3.