УДК 378.046.4
Щербакова Н.Б., старший преподаватель центра дистанционного обучения, Нижегородский институт развития образования (Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗДОРОВЬЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
В статье рассматривается проблема формирования готовности педагогов к деятельности здоровьеобеспечения в связи с учебной работой обучающихся с компьютером. Автор акцентирует внимание на влиянии использования в дистанционном режиме различных образовательных технологий на повышение уровня готовности учителей к деятельности здоровьеобеспечения обучающихся.
Ключевые слова: здоровье, деятельность здоровьеобеспечения, готовность педагогов к деятельности здоровьеобес-печения обучающихся.
Введение. Интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на всех уровнях образования обусловило усиление внимания исследователей к проблеме обеспечения здоровья обучающихся при взаимодействии с персональным компьютером. Результаты многочисленных исследований подтверждают предположения о негативном влиянии на состояние здоровья обучающихся длительного, неконтролируемого использования ИКТ. На сегодняшний день определены следующие базовые негативные факторы, воздействующие на состояние здоровья школьников при работе с компьютером: зрительное напряжение, психическое напряжение, физическое напряжение, связанное с длительным статическим напряжением мышц пользователя персонального компьютера [2,3,8,9,12].
С целью минимизации влияния таких факторов на состояние здоровья обучающихся предложены варианты решения некоторых вопросов, связанных с гигиеническими и физиологическими особенностями взаимодействия школьника с компьютером [2,3,9,12]. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено вопросам формирования готовности педагогов к деятельности здоровьеобеспечения в связи с учебной работой обучающихся с компьютером.
Под готовностью педагогов к деятельности здоровьеобеспечения обучающихся при работе с компьютером мы понимаем интегральное, личностное образование на основе потребностей и способностей, включающее три компонента: информационный, операциональный, мотивационный [11, с. 35]. Информационный компонент включает знания о негативном влиянии ИКТ на состояние здоровья пользователя, о способах обеспечения безопасного использования компьютера.
Операциональный компонент включает
способы диагностики, профилактики и коррекции состояния здоровья школьников при работе с компьютером, направления реализации просветительской работы с обучающимися, родителями, педагогами. Мотивационный компонент представляет собой установку на ведение здорового образа жизни, осознание важности научения обучающихся безопасному использованию ИКТ.
Основная часть. Результаты анкетирования педагогов, осуществляемого на курсах повышения квалификации, показали, что уровень готовности учителей к деятельности здоровье-обеспечения обучающихся при использовании ИКТ можно охарактеризовать как недостаточный. В связи с этим на базе ГБОУ ДПО НИРО на платформе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle был разработан курс «Практические аспекты использования здоровьесбе-регающих технологий при работе с компьютером», реализуемый с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и рассчитанный на 36 уч. ч. Дистанционный формат курса определен, исходя из следующих оснований. Во-первых, это расширение возможностей вариативности форм и содержания образования. Во-вторых, это наличие широких инструментальных возможностей самой системы.
Наряду с позитивными факторами использования ДОТ в процессе обучения, следует отметить ряд негативных проявлений. При реализации дистанционного курса обучающийся испытывает ряд специфических затруднений: психологический дискомфорт от нахождения в виртуальной среде, страх одиночества, неуверенность в своих силах, недостаточность мотивации, желание проучиться «для галочки», в целях получения сертификата [6, с. 11].
Возникает вопрос: как создать эффективную среду в дистанционном учебном курсе?
Основываясь на работах авторов, посвященных образованию взрослых [1, 4, 7], а также с учетом специфики дистанционного обучения, мы сделали вывод о том, что для формирования готовности педагогов по вопросам обеспечения здоровья обучающихся при использовании ИКТ, наибольшее значение приобретают образовательные технологии, активизирующие работу слушателей - технологии обучения в сотрудничестве (реализуемые в форме дискуссий, ситуационного анализа, групповой работы, рефлексии).
Особое место в формировании готовности педагогов к здоровьеобеспечивающей деятельности занимает технология работы в малых группах. Преимуществами использования данной технологии являются: глубокое осмысление изучаемой проблемы (уверенная аргументация, творческий подход к ее решению, полный анализ ситуации, высокий уровень мотивации и активности каждого участника, более полная реализации интеллектуального потенциала каждого члена группы); группа оказывает исключительное воспитательное воздействие, улучшает межличностные отношения, стимулируя ее членов на сотрудничество, поддержку, ответственность за свою работу и за всю группу; группа способствует сохранению психологического здоровья обучающихся (повышению стрессоустойчивости, уровня самооценки, коммуникабельности), вырабатывает готовность подчиниться общим интересам, признавать мнения других [7, с. 172-179].
Можно выделить следующие этапы организации групповой работы в дистанционном курсе: подготовительный, этап реализации и завершающий [1, 4, 5]. Подготовительный этап включает: подготовку преподавателем курса групповых заданий (для всей группы, либо для малых групп, либо - индивидуальные для каждого участника) и методических рекомендаций по их выполнению, выбор способа комплектации и формирование групп, проектирование сроков реализации групповой работы. Этап реализации, учитывая характер взаимодействия преподавателя и слушателей в дистанционном формате, включает: а) деятельность преподавателя - мотивирует, направляет, организует и управляет процессом обучения; обеспечивает активное участие, заинтересованность и ответственность за результат групповой работы всех и каждого; б) деятельность обучаемого - мотивирует себя на саморазвитие, на полезность из-
влечения новой информации и нового опыта деятельности, владеет определенным профессиональным опытом и готов им поделиться с группой, самостоятельно оценивает свою работу, ответственен за результат; в) субъект-субъектное взаимодействие - сотрудничество, поддержка, преодоление коммуникативных барьеров участниками курса. На завершающем этапе осуществляется групповая рефлексия, где каждый анализирует, что нового он получил для себя.
С целью определения эффективности использования технологий групповой работы для формирования готовности педагогов к деятельности здоровьеобеспечения обучающихся нами было организовано специальное исследование. В дистанционном курсе обучалось 19 слушателей. При комплектовании малых групп нами учитывались результаты анкетирования слушателей по определению уровня готовности к деятельности здоровьеобеспечения обучающихся при работе с компьютером. В основу опросников были положены тестовые задания для определения информационного, операционального, мотивационного уровней готовности педагогов (Чичикин В.Т.) [11, с. 124-143]). Важно было так объединить участников, чтобы в каждой группе были педагоги с высоким, средним и низким уровнем готовности.
Также проводился анализ информации, размещенной каждым слушателем в «Форуме-представлении участников курса». В качестве базовых критериев формирования групп были выбраны: заинтересованность в прохождении данного курса, специальность, уровень владения информационно-коммуникационными технологиями, культура общения, коммуникативные умения, при подборе координаторов - организаторские способности.
Группы были неоднородные, состав групп целенаправленно менялся, на основе его ротации. В этом случае слушатели могли общаться с большим количеством других участников. Это способствовало стимулированию их интереса к совместной деятельности в процессе освоения учебного материала. Формы взаимодействия в группе, роли, определялись самими участниками, под руководством координаторов.
Для ознакомления педагогов с негативными факторами, воздействующими на состояние здоровья обучающихся при работе с компьютером нами была выбрана технология ситуационного анализа «case study». Данная технология предполагает погружение слушателей в опреде-
ленную профессиональную ситуацию, ознакомление с определённой проблемой, требующей разрешения. Были сформированы три группы (в соответствии с тремя основными негативными факторами, воздействующими на состояние здоровья школьников - зрительное напряжение, физическое напряжение мышц пользователя персонального компьютера, связанное с длительной статической нагрузкой, психическое напряжение). Для каждой группы был создан «Рабочий форум», с размещённым на нем заданием - ситуацией для анализа. Примеры ситуаций:
а. «Мама пришла к классному руководителю. «Миша (13 лет) в последнее время стал щуриться; за компьютером сидит «как знак вопроса», ест плохо, часто бывает плохое настроение. Я волнуюсь за него ...»;
б. «Маша (12 лет) стала раздражительной, грубит, ничего не слушает, поругалась с подругами, в школе ни с кем не дружит. Все время сидит в социальных сетях и общается неизвестно с кем. Родители на знают, что делать.»;
в. «Одна мама говорит другой: «Мой Вася (14 лет) целыми днями сидит за компьютером, в игры все играет. Ест, пьет, не отрываясь от экрана, иногда забывает поесть. Никаких увещеваний не слушает. Уроки перестал учить, пошли двойки, тройки, а ведь он-способный малый. ».
Каждому слушателю необходимо было ознакомится с ситуацией и определить проблему, на основе выявленного противоречия сформулировать цель и задачи, обозначить способы решения поставленных задач с позиции классного руководителя/учителя-предметника/родителя. Координатор инициировал обсуждение предложений участников группы, активизировал взаимный обмен мнениями относительно результатов работы, обобщал информацию, и, по итогам работы группы размещал окончательный вариант ответа в «Итоговом форуме». Затем проводилось взаимное обсуждение-рефлексия результатов работы участниками трех групп. Следует отметить, что большинство слушателей успешно справились с выполнением данного задания.
Одним из самых сложных моментов в реализации педагогом деятельности здоровье-обеспечения обучающихся при взаимодействии с компьютером является привлечение к этой работе родителей. Авторы отдельных исследований отмечают, что родители зачастую перекладывают заботу о здоровье ребенка на школу, классного руководителя, обосновывая
это тем, что большую часть времени обучающийся проводит в образовательной организации. С целью активизации деятельности слушателей курса в данном направлении нами было предложено групповое задание, посвященное разработке плана-конспекта родительского собрания по проблематике курсовой подготовки в формате круглого стола. То есть результатом работы групп стал готовый продукт (план-конспект родительского собрания), которым педагоги могли сразу воспользоваться в своей профессиональной деятельности.
Слушатели курса были объединены в группы по 4-5 человек. Группам была предоставлена обширная информационная база: методические разработки, разнообразные электронные ресурсы, презентации, статьи и пр. Были выданы примерные темы родительских собраний: " Безопасность обучающихся в сети Интернет", "Влияние компьютера на физическое и психическое здоровье школьника", "Интернет-зависимость школьников". Вначале координаторы распределяли роли внутри групп, затем участники обсуждали и конкретизировали тему собрания. За разработку каждого этапа собрания отвечал один из участников группы: организационный момент и установление доброжелательных отношений с помощью психологического тренинга; анкетирование родителей; освещение проблем в плане обеспечения здоровья детей при использовании ИКТ; разработка буклетов, памяток, презентаций, содержащих полезные материалы; формат проведения итоговой рефлексии.
Для каждой группы был создан «Рабочий форум», в котором участники размещали созданные материалы, обсуждали их с коллегами, корректировали и дополняли. Для размещения участниками каждой группы материалов в СДО Moodle были созданы сервисы, обеспечивающие возможность совместной групповой работы, размещения и корректировки материалов, называемые «Вики».
По итогам работы групп в форуме «Итоги работы» осуществлялась рефлексия участниками групп собственной деятельности и работ других групп. Всеми участниками отмечалась активность групп, сплоченность, четкость в работе, высокая заинтересованность, ответственность каждого члена группы, взаимная поддержка, атмосфера взаимоуважения и доверия.
Важную роль в учебной работе слушателей сыграл рефлексивный анализ собственной деятельности, групповой работы и в целом
процесса обучения в курсе. Рефлексия - «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний» [10, с. 162].
Как отмечает М. Т. Громкова, рефлексия «направляет слушателя на осознание позитивного приращения, полученного во время занятий». Задачами рефлексии являются: повышение ответственности за свои действия, сопоставление цели обучения и полученного результата, осознание полученной информации, способов деятельности, завершения процесса обучения положительными изменениями [1, с. 454-456]. Рефлексия может быть коллективной, групповой, индивидуальной. В процессе реализации курса в основном использовалась групповая рефлексия, а по итогам курсовой подготовки - индивидуальная.
В ходе анализа собственной работы в дистанционном курсе «Практические аспекты использования здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером» все слушатели единодушно отмечали повышение мотивации на здоровый образ жизни, важность осуществления деятельности здоровьеобеспечения обучающихся при использовании ИКТ, а также - развитие коммуникативных умений благодаря разнообразным формам работы в группах.
Представим некоторые из их высказываний: «несмотря на дистанционный формат курса создавалось впечатление работы в команде» (Т. А. Орлова), «отмечу повышение заинтересованности в изучении материала по проблематике курса и применении полученных
знаний в практической деятельности» (Пресняков А. Е.), «мне понравились интересные задания с практической частью... уже провела родительское собрание по разработанному в группе плану-конспекту ...» (Шабанова С. В.), «.благодаря данному курсу почувствовала себя командным игроком, от которого зависит работа всей группы» (Крылова И. Н.), «каждый раз задания были все интереснее, требовали слаженности действий всех членов группы. работа в группах - это здорово, буду чаще ее применять на практике» (Щелокова И. В.).
Заключение. Таким образом, опыт практической реализации дистанционного курса «Практические аспекты использования здоро-вьесберегающих технологий при работе с компьютером» показал необходимость обращения преподавателей системы повышения квалификации к образовательным технологиям, способствующим повышению уровня готовности педагогов к деятельности здоровьеобеспечения обучающихся в связи с использованием ИКТ. Использование технологий обучения в сотрудничестве способствует формированию интереса слушателей к изучению проблемы нарушения состояния здоровья обучающихся при работе с компьютером, возможных способов предотвращения вредного воздействия ИКТ на здоровье пользователей и реализации основных направлений оздоровительно-корригирующей работы с учениками, родителями и педагогами в профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Громкова М. Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 495 с. - (Серия «Высшее профессиональное образование: Педагогика».).
2. Долодаренко А. Г. Проспективное исследование влияния занятий за компьютером на функциональное состояние и физическое развитие детей среднего школьного: дис. ... канд. пед. наук, Казань. 2006., С. 29-37.
3. Кучма В.Р. Гигиеническая безопасность использования компьютеров в обучении детей и подростков / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, Л.М. Текшева; под. ред. В.Р. Кучмы. М.: Просвещение, 2013. 224 с. - (Работаем по новым стандартам).
4. Колесникова И. А. Основы андрагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Колесникова И. А., Марон А. Е., Тонконогая Е. П. и др.; Под ред. И. А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 484 с.
5. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 432 с.
6. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. 72 с.
7. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е. С. Полат, М.В. Моисеева, А. Е. Петров и др.]; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр "Академия", 2006. 400 с.
8. Роберт И.В. Педагогико-эргономическая оценка средств информатизации и коммуникации, используемых в образовании // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5, № 5. С. 64-67.
9. Степанова М. И., Сазанюк З. И. Гигиенические требования к учебным занятиям с использованием компьютеров // Медицинская помощь. М., 1994. № 4. С. 20-23.
10. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. С. 162-163.
11. Чичикин В. Т. Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры: монография. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. С. 78-79.
12. Экономова Т. П. Особенности физического развития и метаболического статуса школьников-пользователей персонального компьютера. дис. .канд. пед. наук, Архангельск. 2003., С. 96-97.
THE TEACHERS' READINESS TO HEALTH SUPPORT AGAINST THE NEGATIVE INFLUENCE OF PUPILS' EDUCATIONAL WORK WITH IKT
The article considers the problem of formation of teachers' readiness to health support against the negative influence of pupils' educational work with the computer. The author focuses on the impact of the use of remotely different educational technologies to improve the level of teachers' readiness to health support against the negative influence of pupils' educational work with the computer. Keywords: health, the health support, the teachers' readiness to health support against the negative influence of pupils' educational work with the computer.
References
1. Gromkova, M. T. (2011). Andragogika: teoriya i praktika obrazovaniya vzroslih [Andragogy: the theory and practice of adult education]. M.: UNITI-DANA.
2. Dolodarenko, A.G. (2006). Prospektivnoe issledovanie vliyaniya zanyatiy za komputerom na funktcionalnoe sostoyanie i fizicheskoe razvitie detey srednego shkol'nogo vozrasta: dis... kand. ped. nayk. Kazan, 195 s.
3. Kuchma, V. R. (2013). Gigienicheskaya bezopasnost' ispolzovaniya komputerov v obuchenii detey i podrostkov [Hygienic safety of using computers in teaching children and adolescents]. M.: Prosveschenie.
4. Kolesnikova, I. A. (2003). Osnovi andragogiki [Fundamentals of andragogy]. M.: Akademiya.
5. Moreva, N.A. (2005). Tekhnologii professional'nogo obrazovaniya [The technologies of vocational education]. M.: Akademiya.
6. Nikulicheva, N.V. (2016). Vnedreniye distantsionnogo obucheniya v uchebnyy protsess obra-zovatelnoy organizatsii [The introduction of distance learning in the educational process of the educational organization] M.
7. Pedagogicheskiye tekhnologii distantsionnogo obucheniya (2006) [Pedagogical technologies of distance learning]. М.: Akademiya.
8. Robert, I.V (2006). Pedagogiko-ergonomicheskaya otsenka sredstv informatizatsii i kommunikatsii, ispol'zuyemykh v obrazovanii [Pedagogical-ergonomic evaluation of the means of information and communication used in education]. Voprosy sovremennoy pediatrii [The questions of modern pediatrics], 5, 5, 64-67.
9. Stepanova, M. I., Sazanyuk, Z. I. (1994). Gigiyenicheskiye trebovaniya k uchebnym zanyatiyam s ispol'zovaniyem komp'yuterov [Hygienic requirements for training sessions using computers]. Med-itsinskaya pomoshch' [Medical assistance], 4, 20-23.
10. Khutorskoy, A. V. (2004). Praktikum po didaktike i sovremennym metodikam obucheniya [Practice on didactics and modern teaching methods]. SPb.: Piter.
11. Chichikin, V. T. (2011). Struktura i regulyatsiya professional'noy gotovnosti pedagoga fizicheskoy kul'tury [Structure and regulation of professional readiness of the teacher of physical culture]. N. Novgorod.
12. Ekonomova, T. P. (2003). Osobennosti fizicheskogo razvitiya i metabolicheskogo statusa shkol'nikov-pol'zovateley personal'nogo komp'yutera. dis. .kand. ped. nauk, Arkhangel'sk. 121 s.
Об авторе
Щербакова Наталья Борисовна - старший преподаватель центра дистанционного обучения, Нижегородский институт развития образования (Россия), E-mail: [email protected]
Shcherbakova Natalia Borisovna - senior lecturer of the center of distance learning, Nizhny Novgorod Institute of the Education Development (Russia), E-mail: [email protected]