13
УДК 374.7
Н. И. Шевченко
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проведен анализ ряда исследований, связанных с вопросами подготовки учителя к реализации требований ФГОС, и разработана система взаимосвязанных компонентов, которые определяют готовность педагога к внедрению новых стандартов. Уделяется внимание диагностике степени готовности учителей к реализации новых стандартов и, учитывая разработанные компоненты, разрабатывается курс повышения квалификации для учителей «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС».
This article analyzes a number of studies concerned with training teachers for meeting the requirements of the Federal State Educational Standard (FSES) and presents a system of interconnected components identifying a teacher's readiness to introduce new standards. Special attention is paid to diagnosing a teacher's readiness to maintain new standards. An advanced training programme "The organization of educational process in compliance with the FSES" is being developed in view of the identified components.
Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, ИКТ-компетент-ность, ФГОС.
Key words: teacher's professional standard, information competence, federal state educational standard.
© Шевченко Н. И., 2014
Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 11. С. 13-22.
14
Основными участниками учебного процесса в общеобразовательной школе традиционно являются ученики, родители и учителя, но главная роль успешного внедрения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС) отведена учителю, поэтому одним из основных этапов в реализации основных требований ФГОС выступает подготовка педагогических кадров.
Подготовка учителей к реализации требований ФГОС, к достижению новых результатов образования осуществляется через систему повышения квалификации работников образования.
В Калининградской области в 2013/14 учебном году в пилотном режиме реализуют ФГОС по программам основного общего образования 33 образовательных учреждения (примерно 20,6 %).
В настоящее время возникло противоречие между осознанием необходимости подготовки кадров к реализации требований ФГОС и недостаточной разработкой компонентов, требуемых для обеспечения эффективности педагогической деятельности в соответствии с ФГОС. Данное противоречие определило постановку проблемы — какие темы должен содержать курс для подготовки учителей к реализации ФГОС?
Для решения поставленной проблемы необходимо ответить на следующие вопросы. Какие компоненты определяют готовность педагога к реализации в ФГОС? Какова в настоящее время степень готовности работника образования к реализации новых стандартов?
Педагоги И. М. Логвинова, Г. Л. Копотева выделяют в качестве одного из основных условий, необходимых для внедрения ФГОС, методическую готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего общего образования [1].
Под методической готовностью учителя к реализации ФГОС «понимают сложное, целостное интегративное явление, состоящее из трех взаимосвязанных друг с другом компонентов (познавательный, эмоциональный и мотивационный) и характеризующее вооруженность работников образования необходимыми для успешной реализации ФГОС методическими знаниями и компетентностями» [1, с. 8 — 9].
Познавательный компонент методической готовности учителя включает знание методических материалов, активных методов и форм деятельности и способность педагогических работников применять эти знания при реализации ФГОС.
Эмоциональный компонент включает «удовлетворенность деятельностью по реализации ФГОС; признание приоритетности субъект-субъектных отношений в процессе реализации ФГОС» [1, с. 10].
Мотивационный компонент предполагает наличие «интереса к методической работе, посвященной реализации ФГОС; наличие мотива достижения цели реализации ФГОС; наличие мотивов повышения квалификации, познания, творчества в процессе реализации ФГОС» [1, с. 11].
В. А. Шерстобитов выделил основные аспекты готовности учителя к внедрению ФГОС:
1. Когнитивно-мотивационный аспект, который предполагает знание концепции ФГОС, содержания, результатов внедрения и принятие идеологии ФГОС.
2. Технологический аспект подразумевает умение реализовать на практике технологии системно-деятельностного обучения, а также использование в процессе обучения информационных технологий.
3. Глубокое знание содержания предмета, которое необходимо для создания учителем предметных и метапредметных курсов по выбору учащихся, спецкурсов [2].
Опираясь на опыт педагогов-исследователей В. А. Шерстобитова, Е. Ю. Ривкина, Ю. А. Ткачевой, И. М. Логвиновой, Г. Л. Копотевой, Н. Н. Ниязбаевой, Л. С. Стебловской, Е. В. Евсюковойи И. В. Шияновой, можно выделить систему компонентов, определяющих готовность учителя к реализации требований ФГОС [1—3].
1. Когнитивный (либо познавательный) компонент предполагает знание учителем концепции ФГОС [4], требований к результатам образовательного процесса, к структуре общеобразовательной программы и условиям ее реализации, знание основных федеральных и региональных нормативных документов, отражающих требования к структуре и содержанию образовательного процесса, к предметным, метапредмет-ным и личностным результатам учебной деятельности [5]. Данный компонент предполагает знание учителем особенности учебно-методических комплексов, которые допущены или рекомендованы Министерством образования России в соответствии с требованиями ФГОС, а также знакомство с моделями реализации ФГОС пилотными школами, с результатами их деятельности.
2. Мотивационный компонент характеризуется наличием интереса у педагога к методической работе, посвященной реализации ФГОС; осознанием необходимости повышения квалификации, стремлением к профессиональному самосовершенствованию в вопросах введения ФГОС. Проявляется данный компонент в активной работе учителя в составе рабочих групп, цель которых заключается в разработке и реализации дорожных карт внедрения ФГОС, общеобразовательных программ, учебно-методических и дидактических материалов, соответствующих требованиям ФГОС, а также в пассивном либо активном участии в конференциях, семинарах, круглых столах, дискуссионных площадках по вопросам введения ФГОС, в различных мероприятиях, связанных с обобщением опыта работы пилотных школ.
3. Деятельностно-технологический компонент определяется владением системно-деятельностным подходом организации образовательного процесса, проектированием «учебных ситуаций», провоцирующих деятельность учащихся, владением методикой организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, умением организовать групповую и парную работу деятельностного характера. Данный компонент предполагает знание и применение образовательных технологий в учебной деятельности.
15
4. Предметно-методический компонент предполагает глубокое знание содержания предмета, которое необходимо для создания учителем предметных и метапредметных курсов (спецкурсов) по выбору участников образовательного процесса. Данный компонент обусловлен умением учителя разработать рабочую программу учебного предмета, курса в соответствии со структурой, требуемой ФГОС (п. 18.2.2), отражающей разнообразие форм организации учебного процесса, учет межпредметных связей, наличие системы оценивания предметных и метапредметных результатов [5]. Этот компонент требует от педагогов умение подбирать и самостоятельно разрабатывать программные, методические и дидактические материалы, учебные задания по предмету, ориентированные на базовый или повышенный уровень усвоения учебного материала, способность интегрировать предметное содержание учебного процесса во внеурочной деятельности.
5. нформационно-технологический компонент предполагает умение учителя создать единое информационно-образовательное пространство, которое позволяет решить проблемы взаимодействия всех участников образовательного процесса, оптимизировать учебный процесс, повысить качество образования. На современном этапе учитель использует информационные технологии в четырех направлениях:
• визуализация предметных знаний, которая предполагает умение учителя подбирать и разрабатывать демонстрационные электронно-образовательные ресурсы;
• подбор и создание тестов и тренажеров для проверки и отработки необходимых предметных знаний и умений учащихся;
• владение средствами информационного взаимодействия участников образовательного процесса (предполагает наличие электронного журнала, сайта, форума, дистанционного обучения);
• умение организовать работу учащихся по решению учебно-познавательных, проектных, исследовательских, расчетных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
6. Психолого-педагогический компонент предполагает понимание принципов организации научного исследования, способность к поиску новых оптимальных решений профессиональных задач, готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях; способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; стремление использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, признание приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогической деятельности, учет возрастных особенностей развития учащихся.
7. Оценочно-аналитический компонент предполагает умение осуществлять рефлексию результатов собственной педагогической деятельности по реализации ФГОС, умение вносить коррективы в методы преподавания и оценивать результаты образования в соответствии с
требованиями ФГОС. Данный компонент включает также умение провести учителем обоснованный выбор учебно-методических комплексов по преподаваемому предмету, разработанных в соответствии с ФГОС на основе сравнительного анализа программ учебных предметов (курсов), учебно-методических комплексов, а также умение выявлять их достоинства и недостатки.
В рамках курсов повышения квалификации учителей в Калининградском областном институте развития образования было проведено анкетирование учителей из 22 образовательных учреждений Калининградской области с целью определения уровня готовности учителя к реализации ФГОС. Всего в опросе участвовало 660 учителей основной и старшей школы. Готовность педагогов к введению ФГОС определялась анонимно на основе их самооценки.
Вопросы, направленные на выявление уровня когнитивной и моти-вационной составляющей готовности учителя к реализации ФГОС, связаны с пониманием значения ФГОС для современного человека, с участием педагогов в различных направлениях работы по введению ФГОС, в обсуждении вопросов, связанных с проблемами реализации ФГОС.
Проведенный среди учителей основной школы опрос показал, что только 27 % учителей считают, что введение ФГОС может изменить текущее состояние в школе, 47 % — знакомы с концепцией ФГОС и только 7% — принимали участие в обсуждении вопросов, связанных с проблемами введения и реализации ФГОС. Результаты опроса свидетельствуют о низком уровне когнитивной и мотивационной составляющей.
Вопросы, направленные на определение уровня владения технологиями системно-деятельностного обучения (деятельностно-технологи-ческий компонент), связаны с выявлением: умения применять образовательные технологии, организовать учебное исследование, учебный проект, использовать в учебном процессе групповую или парную форму организации деятельности обучающихся. Результаты опроса свидетельствуют о среднем уровне деятельностно-технологической составляющей.
Для определения уровня формирования информационно-технологического компонента взят поход, который лежит в основе профессионального стандарта педагога и включает широкий набор составляющих ИКТ-компетенции педагога.
В профессиональном стандарте учителя ИКТ-компетенция педагога состоит из трех компонентов: общепользовательский (знания и опыт для эффективной деятельности в области использования информационно-коммуникационных технологий); общепедагогический (элементы ИКТ-компетенции, связанные с педагогической деятельностью в информационной среде); предметно-педагогический (перечень элементов ИКТ-компетенции с учетом учебного предмета) [6].
В таблице представлены результаты анкетирования учителей основной школы.
17
Уровни развития информационно-технологического компонента
Уровень, %
Компонент Содержание компонента Нулевой (не владею) Низкий (не применяю) Средний Высокий
Видео-, аудиофиксация процессов в окружающем мире и в образова-
тельном процессе 20 53 20 7
Общепользовательский Клавиатурный ввод 0 13 53,5 33,5
Аудио-, видеотекстовая коммуникация (видеоконференции, форумы, чат) 47 20 23 10
Навыки поиска в Интернете и базах данных 0 33,3 43,3 23,4
Устранения неполадок 70 23 7 -
Среднее 27,4 28,5 29,4 14,8
Общепедаго- Выдача заданий учащимся в электронном виде 20 50 13,3 16,7
гический Проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соот-
ветствии с заданной системой критериев 53 23 17 7
Составление и аннотирование электронного портфолио учащихся и своего собственного 100
Дистанционное консультирование учащихся при выполнении зада-
ния, поддержка взаимодеиствия учащегося с тьютором 83 10 7 —
Организация образовательного процесса, при которой учащиеся в
соответствии с целями образования ведут деятельность и достигают
результатов в открытом контролируемом информационном про-
странстве 100 — — —
Подготовка и проведение выступлений 17 33,3 33,3 17
Обсуждение, консультации с компьютерной поддержкой, в том числе в
телекоммуникационной среде. 67 33 - -
Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) дея-
тельности в телекоммуникационной среде 93 7 - -
Среднее 66,63 24,4 11,1 5,67
Использование электронных учебных пособий (по предмету) 0 20 30 50
Создание электронных тестов, использование тренажеров для отработ-
ки определенных умений и навыков, универсальных учебных действий 50 30 17,5 2,5
Предметы о- Разработка дистанционных курсов или использование готовых систем
педагогиче- дистанционного обучения 97,5 2,5 0 0
ский компо- Использование прикладных программ (например, геоинформацион-
нент ные системы, цифровые технологии визуального творчества: анима-
ция, мультипликация, трехмерная графика, компьютерные дидактические игры, имитационное моделирование) 85 2,5 12,5 0
Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета 85 7,5 2,5 5
Среднее 63,50 12,50 12,5 11,5
Итого 54,86 16,98 12,5 11,5
20
При анкетировании обращалось внимание не только на владение учителями навыками оперирования средствами информационных технологий (функциональная грамотность), но и на формирование опыта применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, которое необходимо для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на образовательные результаты в соответствии с ФГОС.
Анализ сформированности ИКТ-компетентности учителей-предметников основной школы позволяет сделать следующие выводы:
— большая часть учительских кадров владеют современными передовыми педагогическими приемами работы с использованием информационных технологий на низком уровне;
— функциональная грамотность педагогов не приводит к качественным изменениям результатов образовательной деятельности. Средний или высокий уровень функциональной грамотности учителя не означает, что он применяет информационные технологии в реальной деятельности для решения конкретных образовательных проблем и задач (100 % учителей имеют свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, но на практике применяют полученные знания менее 25 % учителей).
Проблема состоит в том, что понимание ИКТ-компетентности свелось к функциональной грамотности, то есть к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием.
Таким образом, анализ педагогических исследований по вопросам введения ФГОС и результатов диагностики позволил разработать курс «Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС» с учетом основных компонентов готовности учителя к реализации требований новых стандартов. Данный курс содержит шесть модулей, учитывающих основные компоненты готовности учителя к реализации ФГОС, седьмой — мотивационный — компонент формируется в результате прохождения следующих модулей:
1. Когнитивный (инвариантный) модуль: знакомство с особенностями, структурой и содержанием федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, а также с документами и материалами, обеспечивающими нормативное и инструментальное сопровождение его введения.
2. Деятельностно-технологический (вариативный) модуль предлагает по выбору слушателей курса изучение различных личностно ориентированных технологий обучения (например, технология обучения проектной деятельности, учебного исследования, технология коллективной мыследеятельности (КМД), технология эвристического обучения, технология педагогических мастерских).
3. Предметно-методический (инвариантный) модуль содержит разработку механизмов реализации ФГОС основного общего образования: ООП, рабочую программу учебного предмета (курса), сценарии уроков.
4. Информационно-технологический (вариативный) модуль предлагает повысить информационную компетентность через изучение информационных технологий. Слушателям курсов предлагается на выбор для изучения: облачные технологии; технологии создания сайтов; MS Word (для гуманитарного цикла продвинутого уровня); MS Excel (для естественно-математического цикла); верстка газеты, брошюры в программе MS Publisher; MS Power Point, создание анимированных объектов презентации с использованием триггеров (для продвинутого уровня), создание ЭОР; Move Maiker — создание фильмов; система Moodle — создание дистанционных курсов; интерактивная доска Smart, Hitachi, PonaBord и т. д.
5. Психолого-педагогический (инвариантный) модуль включает обзор здоровьесберегающих технологий и составляющих их приемов обучения, анализ педагогического опыта учета возрастных особенностей при организации образовательного процесса.
6. Оценочно-аналитический (вариативный) модуль рассматривает приемы и методы оценивания предметных и метапредметных результатов обучения, понятия «оценка» и «отметка», критерии оценок и виды учета успеваемости учащихся на уроке, анализ систем оценивания пилотных площадок, реализующих ФГОС.
Таким образом, разработанный курс повышения квалификации педагогических работников учитывает опыт реализации ФГОС на ступени основного общего образования образовательными учреждениями в экспериментальном режиме и направлен на формирование основных компонентов готовности учителей к реализации требований ФГОС: когнитивного, мотивационного, деятельностно-тех-нологического, предметно-методического, информационно-технологического, психолого-педагогического и оценочно-аналитического компонента.
21
Список литературы
1. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Методическая готовность работников образования к реализации ФГОС начального, основного, среднего (полного) общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 10.
2. Шерстобитов В. А. Готовность учителя к работе в рамках требований ФГОС нового поколения. URL: www.irorb.ru/files/vistuplenia/40.doc (дата обращения: 20.08.2014).
3. Логвинова Г. Л., Копотева И. М. О методической готовности к методической компетентности в процессе реализации ФГОС // Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Челябинск : ЧИППКРО, 2012.
4. Концепция ФГОС общего образования / под ред. А. М Кондакова, А. А. Кузнецова. М., 2008.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2011.
6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129 (дата обращения: 20.08.2014).
Об авторе
Нина Ивановна Шевченко — канд. пед. наук, Калининградский областной институт развития образования. E-mail: [email protected]
22
About the author
Nina Shevchenko, Assistant Professor, Kaliningrad Regional Institute of Education Development.
E-mail: [email protected]