УДК 367
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ-ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА В ФОРМАТЕ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РЕАЛИЗУЮЩИМИ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
© 2019 Г. В. Савельева
канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования
e-mail: gvs7962@ yandex.ru
Россия, Курск ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
В статье описан опыт партнерского взаимодействия дефектологического факультета и образовательной организации для детей с интеллектуальными нарушениями. На примере реализации проектной деятельности показаны роль и возможности социального партнерства в профессиональной подготовке будущих олигофренопедагогов.
Ключевые слова: интеллектуальные нарушения, практико-ориентированный проект, профессионально-деятельностный этап, профессиональные компетенции.
В настоящее время образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах. Современный педагог, работающий с детьми с умственной отсталостью, должен обладать такими компетенциями, которые бы позволили ему быть конкурентоспособным, мобильным в области социально-профессиональной сферы, быстро реагирующим на инновации, способным к эффективному решению практико-ориентированных задач, проявлению гибкости и творчества, умеющим осуществлять эффективное взаимодействие с разными людьми. И в этом контексте обоснованно возрастает научный интерес к становлению и развитию у будущих дефектологов профессиональных компетенций, адекватных социальному заказу и отвечающих требованию общества. Выпускник дефектологического факультета должен быть готов к решению широкого спектра профессиональных задач: коррекционно-педагогических, диагностико-консультативных, исследовательских и культурно-просветительских.
Один из путей решения данной проблемы - взаимодействие со стратегическими партнерами, в частности с образовательными организациями для детей с интеллектуальными нарушениями, которые являются потенциальными работодателями для выпускников. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса подготовки студентов-олигофренопедагогов с образовательной средой, в которой находятся обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, приобрел особую остроту и актуальность. Научное и социальное партнерство содействует качественной профессиональной подготовке будущих олигофренопедагогов на основе сотрудничества факультета с образовательными организациями, заинтересованными в таких специалистах. Сотрудничество в рамках научного и социального партнерства может осуществляться в различных формах, иметь разные цели и характер взаимодействия. Очевидно, что если говорить о социальном партнерстве в
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
образовании, то приоритетной задачей здесь выступает повышение качества и эффективности образования.
С момента возникновения и до настоящего времени дефектологический факультет взаимодействует и тесно сотрудничает с образовательными организациями для детей с ограниченными возможностями города Курска и области. Социальное взаимодействие выстраивалось в нескольких направлениях и формах - это и стажировка молодых педагогов-преподавателей, и обмен опытом, и предоставление образовательными организациями стажировочных площадок и мест практик, и курирование студентов учителями, и организация и проведение совместных мероприятий, и многое другое. В данной статье мы остановимся на одном из видов взаимодействия дефектологического факультета и образовательной организации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
С 2014 года на дефектологическом факультете в рамках социального партнерства реализуется практико-ориентированный проект «Педагогический дебют учителя-дефектолога». Данный проект является групповым (10-12 студентов) и функционирует на этапе профессионального становления студентов-бакалавров 2-3-х курсов. Именно на этом этапе обучения закладываются основы будущей профессиональной деятельности: студенты изучают специальные профессиональные дисциплины, приступают к проведению диагностики в рамках своего научного исследования, оформляют курсовую работу.
Базой реализации практической части проекта явилось ОКОУ «Пенская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Курчатовского района Курской области».
Цель проекта: формирование у студентов профессионально значимых качеств и компетенций, подготовка будущих олигофренопедагогов к осуществлению профессиональной деятельности.
В ходе реализации проекта решались задачи, представленные на рисунке.
Развитие навыка общения будущих олигофренопедагогов с учащимися с и нтел л ектуальными нарушениями
Формирование навыков анализа педагогической деятельности
Развитие у студентов-бакалавров познавательной активности, самостоятельности и практических навыков
Формирование умения работать в команде, приобретение навыка сотрудничества
Вся работа в рамках обозначенного проекта проходила поэтапно. На подготовительном этапе участниками проекта (педагогическим коллективом образовательной организации и руководителем проекта) был составлен план работы, определены задачи, направления и содержание работы.
На этом этапе студенты посещали и анализировали уроки чтения, письма,
Савельева Г. В. Проектная деятельность в подготовке учителя - олигофренопедагога в формате партнерского взаимодействия с образовательными организациями, реализующими адаптированные образовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью
развития речи, а также занятия дефектолога и логопеда. Выполняли простейшие самостоятельные задания, дающие возможность получить навыки самостоятельной деятельности, требующие от участников простых репродуктивных действий и развивающие их мотивационную готовность к самостоятельной работе и будущей профессиональной деятельности. По завершении каждого урока и занятия проводился коллективный анализ. Завершился этап круглым столом, на котором студенты и педагоги обменивались мнениями и впечатлениями.
На профессионально-деятельностном этапе происходила реализация полученных знаний, умений, навыков и приемов учебно-познавательной и практической деятельности. Участники проекта пробовали свои силы в различных видах деятельности. Студенты в соответствии с планом внеурочной работы школы-интерната самостоятельно разрабатывали и проводили внеурочные мероприятия. Под руководством дефектолога студенты проводили коррекционные занятия с детьми со сложной структурой дефекта. Данные виды деятельности требовали тщательной подготовительной работы: составление планов-конспектов уроков, сценариев к внеурочным мероприятиям, подбор упражнений, определение видов заданий с учетом особенностей детей и многое другое. Вся работа на данном этапе была нацелена на обеспечение готовности студентов к применению полученных знаний на практике в будущем.
Научная составляющая проекта реализовывалась на семинарах-практикумах, круглых столах. Их тематика была разнообразной, например, «Использование современных технологий в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью», «Речевое развитие детей с интеллектуальными нарушениями во внеурочной деятельности», «Специфика уроков альтернативной коммуникации» и др.
Последний этап реализации проекта (аналитико-корректировочный) предполагал подведение итогов проделанной работы. Он проходил также в форме семинара-практикума. Студенты выступили с докладами о проделанной работе; обсудили проблемы, с которыми им пришлось столкнуться; представили анализ проведенных уроков, коррекционных занятий и внеурочных мероприятий; обменялись впечатлениями. Свои выступления они сопровождали мультимедийными презентациями. Педагоги школы-интерната активно участвовали в обсуждениях, делились мнениями о деятельности студентов. Выступления студентов позволили им продемонстрировать уровень профессионально-личностного развития.
В заключение необходимо отметить, что партнерские отношения и включенность в совместную деятельность предполагают взаимное дополнение и удовлетворение интересов каждой из сторон. Подтверждением этого является то, что реализация данного проекта в рамках социального взаимодействия с образовательной организацией создает условия для самореализации студентов, для овладения ими профессиональными компетенциями и способствует накоплению опыта в профессиональной деятельности. В свою очередь, педагоги образовательной организации имеют возможность поделиться опытом, профессиональным мастерством. Их участие в данном проекте способствует саморазвитию, поиску инновационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью, повышению педагогического статуса.
Библиографический список
Александрова Е.С. Педагогическое проектирование как средство целостного согласования во взаимодействии субъектов образовательного процесса: Автореф. дис...
Раздел 4. РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
канд. пед. наук. СПб., 2000. 14 с.
Жуковский И., Жуковская А. Образовательное партнерство: поиск новых путей // Учитель. 2002. № 1. С. 52-55.
Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. М.: Академия, 2007. 256 с.
Назарова, И.В. Самостоятельная работа как средство профессионально-творческого саморазвития студентов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2011. 212 с.