Научная статья на тему 'Этнопедагогический подход в профессиональной подготовке учителей'

Этнопедагогический подход в профессиональной подготовке учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ETHNOPEDAGOGICS / PROFESSIONAL EDUCATION / ETHNOPEDAGOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна

В статье представлены результаты исследования по этнопедагогическому подходу в профессиональной подготовке будущих учителей. Актуальность исследования обусловлена обращением к национальным ценностям, составляющим культуру народа, стремлением к возрождению этнической культуры через сохранение родного языка, обычаев и традиций. В современном обществе повышается значимость этнопедагогического знания, в том числе и в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукаленко Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогический подход в профессиональной подготовке учителей»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Этнопедагогический подход в профессиональной подготовке учителей Стукаленко Н. М.

Стукаленко Нина Михайловна /Stukalenko Nina Mikhailovna - доктор педагогических наук,

профессор,

кафедра педагогики, психологии и социальной работы,

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, г. Кокшетау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье представлены результаты исследования по

этнопедагогическому подходу в профессиональной подготовке будущих учителей. Актуальность исследования обусловлена обращением к национальным ценностям, составляющим культуру народа, стремлением к возрождению этнической культуры через сохранение родного языка, обычаев и традиций. В современном обществе повышается значимость этнопедагогического знания, в том числе и в системе образования.

Abstract: in the article there are presented the results of the research on ethnopedagogical approach in future teachers' training. The actuality of the research is due to an appeal to national values that form the culture of the people, the desire to revive ethnic culture through the preservation of native language, customs and traditions. The importance of ethnopedagogical knowledge increases in modern society, including the education system.

Ключевые слова: этнопедагогика, профессиональное образование,

этнопедагогический подход.

Keywords: ethnopedagogics, professional education, ethnopedagogical approach.

Введение. С трансформацией общества в XXI веке изменилась государственная политика в области образования. В настоящее время важным для образования становится освоение и сохранение подрастающими поколениями ценностей этнической культуры и ее вклад в мировую культуру. Интенсивность происходящих изменений в казахстанском обществе стимулирует рост национального самосознания народов, возрождение национальных культур, народной педагогики, изменение ценностных идеалов, обращение к национальным ценностям, составляющим культуру любого народа, стремление к возрождению этнической культуры через сохранение своего родного языка, обычаев и традиций. Возрастает интерес к этничности, повышается значимость этнопедагогического знания в современном обществе, в том числе и в системе образования [1]. Обращение в воспитании к национальным традициям, к народной педагогике обусловлено тем, что в условиях полиэтничности общества возникает ситуация существования на ограниченной территории многочисленных этнических групп, представителей разных национальностей и культур, со своими ценностями, менталитетом, традициями, нормами и образом жизни. Этнический состав в образовательных учреждениях неоднороден по национальному составу, культурной и конфессиональной принадлежности, уровню обученности и воспитанности. В современном профессиональном образовании нашел отражение принцип соединения национально-государственной и территориальной основ формирования государственного устройства. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени Казахстан был и остается полиэтническим, поликультурным, поликонфессиональным государством [2].

5

Методика. В ходе исследования были использованы общенаучные методы теоретического исследования (анализ, синтез, интерпретация, сравнение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение, моделирование и др.), совокупность эмпирических методов (наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, изучение документации, педагогический эксперимент),

статистические методы (количественный и качественный анализ опытно -экспериментальных данных).

Основная часть. Главные задачи государства в сфере образования сводятся к становлению единого образовательного пространства, гармонизации национальных и этнокультурных отношений. Значительные изменения содержания образования в высшей школе обусловлены вступлением Казахстана в единое мировое образовательное пространство, присоединением Казахстана к Болонской

образовательной декларации [3]. Открытая система высшего образования позволяет создать единое образовательное пространство с учетом сохранения культурного разнообразия отдельных стран и различных образовательных систем. При построении системы педагогического образования в вузе необходимо оптимально сочетать требования мировой образовательной системы, национальные особенности и реальные возможности определенного региона и вуза.

В сфере высшего образования, в процессе присоединения Казахстана к Болонской декларации особую актуальность приобретает этнопедагогическая подготовка учителя. Много современных казахстанских ученых занимаются исследованием проблемы этнопедагогической подготовки будущего учителя [4, 5]. По их мнению, только учитель способен организовать процесс обучения и воспитания детей в тесной связи с национальными традициями воспитания, обычаями, на основе многовековой культуры народа в конкретных региональных условиях. Ведущей идеей модернизации образования обозначен компетентностный подход, который можно рассматривать как ведущий в этнопедагогической подготовке будущего учителя. Новые педагогические реалии существенно повлияли на назначение педагога -учитель становится связующим звеном между этнической, национальной и мировой культурами, способным решать задачи поликультурного образования, воспитания гражданственности подрастающих поколений.

Основы этнопедагогической подготовки закладываются в высшем учебном заведении, поэтому важно, чтобы в содержание педагогического образования включались компоненты этнопедагогической направленности. В ходе проведенного нами исследования были проанализированы результаты научных исследований и практического опыта в сфере этнопедагогической подготовки студентов в педагогических вузах, изучено состояние проблемы отбора и структурирования содержания учебного материала дисциплин образовательной среды высшего учебного заведения, включающих этнопедагогический компонент, выявлены критерии и уровни этнопедагогической компетентности будущих учителей к работе в полиэтническом регионе, рассмотрен этнопедагогический подход к решению проблемы создания учебно-методического комплекса в образовательном пространстве вуза, ориентированного на развитие этнопедагогической компетентности будущего учителя [6].

В результате проведенного исследования было выявлено, что этнопедагогическая подготовка студентов может стать одним из важнейших направлений в формировании профессиональной компетентности будущего учителя, если в целостном образовательном процессе педагогического вуза реализуется преемственность и единство национально-регионального и этнопедагогического компонентов. При этом образовательная среда в вузе должна строиться на основе отбора и структурирования содержания этнопедагогических дисциплин всех циклов учебного плана по принципу «единства в многообразии», а учебно-методический комплекс по этнопедагогике должен разрабатываться по логике применения междисциплинарного подхода. Кроме

6

этого, педагогический процесс в вузе должен осуществляться с использованием активных методов и интерактивных форм обучения для обработки информации и усвоения знаний по этнопедагогике. В соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке учителя, критерием успешности являются этнопедагогическая компетентность, т.е. ценностное отношение к знаниям по этнопедагогике, умения применять эти знания в условиях педагогической практики и рефлексивная позиция будущего учителя.

Выводы. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что этнопедагогический подход к профессиональной подготовке учителя в вузе должен реализовываться с опорой на исторически сложившуюся систему народного воспитания, единство народной и профессиональной культуры, воспитание ценностного отношения к национальной культуре и этнопедагогике. Особую практическую значимость имеют разработка и внедрение в содержание национально -регионального компонента учебного плана педагогических специальностей вуза тех дисциплин, которые непосредственно ориентированы на сохранение национальных культурных традиций и способствует повышению уровня профессиональной подготовки учителя в соответствии с этнопедагогической и современной социокультурной ситуацией.

Литература

1. Государственная программа развития образования в Казахстане на 2011 -2020 годы. Утв. 7.12.2010 г. № 1118.

2. Закон Республики Казахстан «Об образовании».- Астана, 2007.

3. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой - М.: Оргсервис, 2006.

4. Базарбаева Г. А. Формирование социального государства в Республике Казахстан: политологический анализ. - Алматы, 2012.

5. Stukalenko N. About innovative development of university education in the bologna process. [Электронный ресурс]: International Journal оf Applied аМ Fundamental Research. 2015. URL: http://www.science-sd.com/461-24834

6. Stukalenko N. et al. [Электронный ресурс]: Research of ethnopedagogical approach in professional training of teachers. Life Science Journal - 2013 (11s): 205-207, New York. URL: http://www.lifesciencesite.com.

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.