И. К. Марковский
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Работа представлена кафедрой психологии и педагогики Невского института экспертологии, управления и дизайна.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор А. Б. Трофимов
Представлены результаты формирования эмоциональной компетентности у студентов-психологов. Обосновываются принципы и методы обучения дисциплине «Эмоциональная компетентность в работе психолога». С помощью психологопедагогических методов оценки доказывается эффективность соответствующей учебной дисциплины.
Ключевые слова: эмоциональная компетентность, формирование эмоциональной компетентности, студенты-психологи, метод развивающего и личностно ориентированного обучения.
The results of psychological students’ emotional competence forming are presented in the article. The principles and methods of teaching the discipline «Emotional competence in a psychologist’s work» are verified. The effectiveness of this programme is proved by means of psycho-pedagogical measuring instruments.
Key words: emotional competence, emotional competence forming, students-psychologists, method of developing and person-oriented education.
В последнее десятилетие компетент-ностный подход стал новой парадигмой высшего профессионального образования [2, с. 13-29]. В работах В. И. Байденко,
В. А. Болотова, В. В. Серикова, И. А. Зимней, Дж. Равена, В. Хутмахера, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова профессиональная компетентность рассматривается как система профессиональных и личностных способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности выпускника вуза в условиях быстро меняющейся экономики [3]. В рамках проекта TUNING, в котором приняли участие представители университетов из стран, подписавших Болонскую декларацию, выделяется отдельная группа общих компетенций -межличностные компетенции, которые связаны с навыками межличностных отношений и умением выражать чувства [8].
Социальная компетентность (в состав которой входит эмоциональная компетентность) является неотъемлемой характеристикой квалифицированного психолога [4, с. 479-481]. Для психолога эмоциональная компетентность (ЭК), т. е. компетентность в области понимания, выражения и управления эмоциями, включается не только в группу общих компетенций, но и в класс специальных (профессиональных) компетенций. Это обусловлено эмоциогенностью ситуаций его профессионального общения, необходимостью контролировать свое эмоциональное состояние и управлять эмоциями клиента [1].
Понятие эмоциональной компетентности, первоначально возникшее в психологии развития [7, р. 115-182], тесно связано с концепцией эмоционального интеллекта [6]. Эмоциональная компетентность - это совокупность интериори-зированных мобильных знаний о закономерностях эмоциональной жизни, умений и навыков управления эмоциями и гибкого мышления в области решения социальных задач, связанных с эмоциогенны-ми ситуациями.
Цель исследования - оценка эффективности учебного курса «Эмоциональная компетентность в профессиональной деятельности психолога» в аспекте формирования ЭК студентов.
Гипотеза исследования: формирование эмоциональной компетентности студентов-психологов в рамках специальной учебной дисциплины будет эффективно, если содержание и методы обучения направлены как на формирование соответствующих знаний, так и на развитие гибких умений и навыков обобщать изучаемые явления, связывая их с личным опытом рефлексии переживаний.
Для реализации цели и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы уточнить значение понятия «эмоциональная компетентность», обозначить критерии, определяющие уровень эмоциональной компетентности, показать значение эмоциональной компетентности в профессиональной деятельности психолога.
2. Разработать модель формирования эмоциональной компетентности у студентов-психологов.
3. Разработать программу преподавания дисциплины, связанной с формированием эмоциональной компетентности, обосновать методику оптимизации эмоциональной компетентности студентов.
4. Исследовать характеристики эмоциональной компетентности студентов-психологов до и после соответствующего обучения.
Методы исследования: педагогический констатирующий и формирующий эксперимент; анализ и обобщение теории эмоциональной компетентности и опыта ее формирования у студентов; моделирование формирования ЭК; анкетирование и тестирование студентов; статистические методы.
Модель формирования ЭК в учебном процессе включает четыре содержательных компонента-модуля: ЭК и ее оценка; профессиональный анализ эмоций на уровне семьи и организации; эмоциональная саморегуляция и самомотивация; управление эмоциями других людей. Спецификой этой модели обучения является разработанная педагогическая технология практических когнитивноориентированных, творческих и интерактивных заданий, основанная на методе развивающего и личностноориентированного обучения. Практические когнитивно-ориентированные упражнения использовались для развития категоризации эмоций (нарисовать схему, сделать таблицу, используя классификации эмоциональных явлений; логические задачи); творческие и рефлексивные задания - для связывания знаний с личным опытом - в самостоятельной и аудиторной работе (эссе, портфолио, анализ ситуаций).
Учебная дисциплина «Эмоциональная компетентность в профессиональ-
ной деятельности психолога» предназначена для студентов, освоивших такие курсы, как «Общая психология», «Психология развития», «Социальная психология», «Психология личности», которые закладывают основы знаний об эмоциональной сфере. Дидактическими принципами отбора содержания данного курса и методов его преподавания являются: принцип научности и доступности обучения, принцип единства теории и практики, принципы сознательности, активности и заинтересованности студентов [5, с. 157-162]. Выбор этих принципов обусловлен необходимостью увязывания знаний, умений и навыков в сфере эмоциональной компетентности с личным аффективно-когнитивным опытом студентов. Анализ ситуаций межличностного общения, вызывающих сильные эмоции, которые препятствуют адекватному поведению, способствует развитию рефлексии студентов и усиливает их учебную мотивацию. Разбор и проигрывание эмоциогенных ситуаций профессионального взаимодействия создает базу для формирования соответствующих профессиональных умений и навыков. В качестве основного метода использовано развивающее обучение, основанное на преобразовании зоны ближайшего развития в зону актуального развития студентов в области эмоциональной компетентности.
Результативность учебной дисциплины измерялась с использованием следующих психолого-педагогических методов оценки результативности обучения: контрольные работы, учебный тест по дисциплине, метод категоризации эмоций Д. Люсина, тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Для проверки достоверности различий между показателями, полученными в начале и конце обучения, использовались непараметрические кри-
терии достоверности различий Вилкоксо-на и Манна-Уитни.
Характеристика выборки: было
обследовано две группы студентов. Экспериментальная и контрольная группы проходили диагностику дважды: до начала обучения и по завершении обучения по курсу.
Результаты оценки эффективности учебного курса и их обсуждение. В результате обучения по программе «ЭК в работе психолога» студенты проявили достаточно высокий уровень усвоения материала лекций и семинарских занятий. Средний показатель правильности ответов на учебный тест составил 63,1% по сравнению с 35,8% правильности ответов в начале обучения. Улучшилось большинство показателей когнитивной переработки знаний об эмоциях. Значимо увеличились продуктивная частотность слов-эмоций; уменьшилось количество слов, ошибочно принимаемых за обозначение эмоций. Показатели такого
личностного свойства, как эмоциональный интеллект, изменились частично. Значимо увеличились показатели эмоциональной осведомленности, самомотивации и управления эмоциями окружающих. Управление своими эмоциями и эмпатия выросли лишь в тенденции. Корреляционный анализ показал, что по завершении обучения усились связи между интериоризированными знаниями об эмоциях и такими личностными характеристиками, как понимание и управление эмоциями.
Таким образом, формирование эмоциональной компетентности у студентов-психологов в процессе соответствующего обучения оказалось эффективным, что соответствует гипотезе исследования. Обучающая программа в целом или отдельные методические приемы, примененные в обучении и доказавшие свою эффективность, могут быть использованы в учебном процессе подготовки психологов в вузе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ВачковИ. В., Гриншпун И. Б., ПряжниковН. С. Введение в профессию «психолог». М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании // Ректор вуза. 2005. № 6. С. 13-29.
3. Компетентностный подход: Реферативный бюллетень. М.: РГГУ, 2005.
4. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.:
Питер, 2001. С. 479-481.
5. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002.
С. 157-162.
6. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books. 1995.
7. Saarni C. Emotional competence: How emotions and relationships become integrated. In: R. A. Thompson (ed.), Nebraska Symposium on Motivation. 1990. Vol. 36. Socioemotional development (Р. 115-182). Lincoln: University of Nebraska Press.
8. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001-2003. Phase 1/ http: // www.relintdeusto.es/TuningProject/index.htm.