Впервые в российской стандартизации в сфере образования разработаны два варианта стандартов: классический, характерный для существующей системы подготовки специалиста с пятилетним сроком обучения, и двухступенчатый, предполагающий выделение ступеней бакалавра и магистра в сфере туризма, что явилось базой для создания Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Туризм».
1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. М., 2005.
2. Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики. М., 2006.
3. Туризм как объект управления / Карпова Г. А. [и др.]; под ред. Г. А. Карповой. М., 2002.
4. Профессиональное туристское образование в контексте формирования образовательных стандартов / под ред. А.А. Федулина. М., 2008.
5. Туристское образование: основные тенденции и перспективы / под ред. А.А. Федулина. М., 2004.
Поступила в редакцию 28.10.2009 г.
Subbotina E.V. Structurization of the contents of vocational training of experts in tourism sphere. In the article the basic approaches to formation of the contents of vocational training of staff for tourism sphere are characterized, features of working out of educational standards taking into account requirements of professional standards, domestic and foreign experience of training of experts are formulated, stages of structurization of the contents of professional tourist education at the level of educational standard, curriculum, cycle of disciplines and separate subject matter are described.
Key words: vocational training; tourist formation; contents structurization; educational standard; formation of knowledge; skills and abilities.
УДК 159.942
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© И.Н. Мещерякова
Предлагается формировать эмоциональный интеллект при помощи разработанной автором специализированной программы, в основе которой лежат активные методы обучения. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной программы. У студентов-психологов отмечено повышение уровней развития эмпатии, коммуникативной компетентности, контроля и управления эмоциями и общего уровня эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект; активные методы обучения; эмпатия; коммуникативная компетентность; управление эмоциями.
Анализ работ, связанных с профессиональной подготовкой психологов, показывает, что до настоящего времени не преодолен разрыв между профессиональным и личностным развитием будущих психологов в условиях обучения в вузе. Содержание, формы и методы организации обучения в высшем учебном заведении больше ориентированы на наполнение теоретическими дисциплинами, что не является гарантией подготовки высококвалифицированного специалиста.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило наличие тенденций, которые свидетельствуют о низкой степени развитости эмоционального интеллекта у сту-
дентов-психологов: недостаточно выраженные уровни развития эмпатии, коммуникативной компетентности, контроля и управления эмоциями и общего уровня эмоционального интеллекта.
Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. Эмоциональный интеллект высокопродуктивного психолога определяется, прежде всего, сформированностью эмпатии, коммуникативной толерантности, адекватностью самооценки и уровня притязаний, уверенностью в себе и своей компетентности, умением осознавать свои чувства и эмоции, управ-
лять ими, осознавать чувства и эмоции партнеров по взаимодействию и регулировать их. Психолог с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта - это, прежде всего. самоактуализирующаяся личность, склонная к самоанализу своего жизненного и профессионального пути с глубокой проработкой эмоциональной сферы.
Целью развития эмоционального интеллекта студентов-психологов является умение выстраивать отношения в любых условиях, т. к. люди с высоким показателем эмоционального интеллекта имеют адекватную самооценку, они предоставляют сами себе качественную обратную связь. Студенты-психологи, обладающие высоким самоконтролем, хорошо владеющие своими эмоциями, умеют сохранять самообладание. У них хорошо развито чувство юмора по отношению к себе и к ситуации, они хорошо осознают себя, свои собственные ценности, потребности. Выбор работы, выстраивание отношений происходит в состоянии конгруэнтности самому себе.
Развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей [1]. Эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей и эффективно взаимодействовать с ними, что очень важно в будущей профессиональной деятельности студентов-психологов.
Кроме этого, исследователями установлено, что около 80 % успеха в социальной и личной сферах жизни определяет именно уровень развития эмоционального интеллекта и лишь 20 % - всем известный ^ - коэффициент интеллекта, измеряющий степень умственных способностей человека [2]. Таким образом, совершенствование логического мышления и кругозора человека не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы студент-психолог овладел следующими характеристиками, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не «переливались через край»;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
На основе существующих моделей эмоционального интеллекта, а также основных профессионально значимых качеств личности психолога, нами предлагается модель эмоционального интеллекта, включающая, на наш взгляд, наиболее важные составляющие: осознанность, самообладание, коммуникация и эмпатия.
Осознанность и самообладание - это навыки владения собой, коммуникация и эмпатия касаются способности человека управлять взаимоотношениями с другими людьми.
Осознанность - умение распознавать и глубоко понимать свои эмоции, настроения, побуждения, потребности, сильные и слабые стороны, индивидуальный стиль общения, привычки, предпочтения и другие особенности. Самоосознанность также выражается в честности и искренности с самим собой и с другими, что предполагает открыто и точно говорить о своих подлинных чувствах, мыслях, желаниях и об их влиянии. Осознание своих чувств и эмоций включает также такие личностные характеристики, как интуиция, оптимизм, активность, гибкость, рефлексия, самооценка, эмоциональная грамотность.
Самообладание - умение управлять своими эмоциями, контролировать их, перенаправлять негативные, разрушительные эмоции в другое русло, способность отвечать за себя и свои поступки. Сюда относятся наблюдательность, открытость новому опыту, заинтересованность, ответственность, терпимость, мотивация достижения.
Коммуникация включает умение распознавать эмоции других людей, умение находить общее, создавать доверие и строить взаимопонимание с окружающими людьми, точно доносить свои идеи, мысли и чувства, а также точно понимать сообщения других, умение разрешать конфликты, устранять напряжение и разногласия. Это и умение управлять чувствами и эмоциями других людей и непосредственно коммуникативная компетентность - система внутренних ресур-
сов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.
Эмпатия выделяется нами в отдельный компонент эмоционального интеллекта, т. к., на наш взгляд, для психологов она является базисной составляющей. Эмпатия - осознание чувств и эмоций других людей, умение чувствовать эмоции и настроения окружающих, понимать их точку зрения и проявлять активный интерес к их заботам, открытость во взаимодействии, умение проникать во внутренний мир другого человека [3].
Развитие эмоционального интеллекта (как высшей психической функции) - сложная пошаговая система и достаточно длительная, т. к. зависит как от процесса организации занятий, так и от личности педагога и индивидуально-психологических особенностей обучаемого. Насколько студент готов к процессу развития эмоционального интеллекта, насколько он «позволит» себе погрузиться в этот процесс, настолько и будет эффективным обучение.
Процесс развития эмоционального интеллекта у студентов-психологов можно условно разбить на пять этапов.
Первый этап - познание самого себя. В процессе самоосознания человек начинает «пробуждаться», делать интересные открытия в понимании своего внутреннего мира, своих эмоций и чувств. Это процесс, который позволяет по-новому рассмотреть себя и окружающих людей.
Если человек подавлял свои эмоции и вдруг понял, что адекватное их выражение полезно для дела и для него самого - это является пусковым механизмом для запуска процесса освоения эмоциональной компетентности.
Дж. Льюис считает, что человек, обладающий эмоциональным самосознанием, «находится в унисон» со своими внутренними эмоциями и понимает, как его чувства отражаются на работе. Для этого необходима осведомленность об эмоциональных качествах личности, психологических характеристиках состояний личности и их роли в психологической деятельности, что является важным критерием продуктивности деятельности психолога [4].
Познание психологом самого себя предполагает самооценку своих психолого-педа-
гогических знаний, осознание своих способностей, самооценку того, как он воспринимается со стороны партнеров по взаимодействию и как выглядит в глазах окружающих. Рефлексия от процесса самопознания внутренних состояний плавно переходит к пониманию другого путем размышления за него и ведет к взаимопониманию. Рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта и целенаправленное внимание к деятельности собственной души.
Для студентов-психологов важным является осознание и понимание собственных чувств и эмоций, т. е. развитость внутрилич-ностного аспекта эмоционального интеллекта, которая возможна за счет усиления внимания к своему духовному миру. Духовное взаимодействие в психологическом процессе, по мнению С.П. Ивановой, есть высший уровень гуманистического, доверительного общения конгруэнтных партнеров [5].
Научиться управлять своими эмоциями и чувствами - второй этап развития эмоционального интеллекта. Умение контролировать эмоциональные состояния позволяет использовать эмоции для достижения поставленной цели. Самоконтроль зависит от осознания психологом того, что он чувствует в данный момент и какие испытывает эмоции, а также от понимания, что происходит вокруг. Самоконтроль предполагает наличие эталона, образца «идеального психолога» и получение знаний, сведений о контролируемых чувствах и эмоциональных состояниях.
Особое внимание на этом этапе уделяется развитию толерантных установок у сту-дентов-психологов. Толерантность предполагает осознание человеком необходимости позитивного отношения к себе, осознание толерантной и интолерантной составляющих самого себя, овладение навыками позитивного взаимодействия в психологическом общении и с представителями других культур, этносов, носителей других образов жизни, мнений, точек зрения [6].
Умение управлять собой предполагает развитую психологическую наблюдательность, которая проявляется в умении подмечать малозаметные, существенные особенности людей. Наблюдательность предполагает развитую пытливость ума, любознательность и жизненный опыт.
Ответственность как черта психолога с высокопродуктивной деятельностью приобретается в результате интериоризации норм и правил общества и реализуется в формах контроля над своей деятельностью.
На третьем этапе происходит развитие умения студентов-психологов распознавать эмоции других людей, понимать чувства партнера по общению, т. к. психологу, сконцентрированному только на самом себе, трудно встать в положение другого, представить мир глазами другого человека.
Основу профессиональной деятельности психолога составляет механизм идентификации. Для идентификации необходима сильная эмоциональная связь и ориентация на другого человека, что, в свою очередь, будет повышать показатели продуктивности деятельности психолога.
Проблема осознания чувств и эмоций других людей относится к процессу целостного человековосприятия, т. е. созданию образа партнера по общению, который включает в себя все уровни психического отражения и зависит от мировоззрения воспринимаемого. Система взглядов преподавателя на объективный мир и место в нем человека, на отношение к окружающей среде и самому себе, убеждения, идеалы, ценностные ориентации -все это определяет характер взаимоотношений в психологической среде.
Четвертый этап развития эмоционального интеллекта студентов-психологов - овладение умением управления состояниями партнеров по общению. Управление состоянием партнера подразумевает осуществление совокупности гуманистических индивидуализированных воздействий, выбранных психологом, направленных на предотвращение неблагоприятных состояний клиента. Для продуктивного управления состоянием другого человека необходима четкая цель, пути ее достижения, предвидение поведения, что возможно при наличии опыта анализа модели взаимоотношений.
Умение принимать решения, не ущемляя собственных интересов и не унижая другого -искусство, которым необходимо овладевать каждому студенту, желающему работать психологом.
Высокий уровень продуктивной психологической деятельности характеризуется непредвзятостью и беспристрастным отно-
шением к окружающим. Объективность присуща уверенному в своих силах психологу. Студент-психолог, проявляющий высокий уровень психологической гибкости в выстраивании отношений, для выбора любого стиля взаимодействия в зависимости от требований ситуации способен на создание хорошего психологического климата в будущей работе.
Овладев умениями распознавать собственные эмоции, управлять ими и определять состояния партнеров по взаимодействию, можно научиться и управлять состояниями и чувствами других.
Пятый этап формирования эмоционального интеллекта студентов-психологов - развитие психологического профессионализма.
Психологическая профессионализация -процесс, который начинается с момента выбора профессии и заканчивается, когда человек прекращает активную трудовую деятельность. Профессия психолога предполагает перманентное самонаблюдение, самооценивание, самоосознания личности, рефлексию и самоконтроль.
Для осуществления продуктивной психологической деятельности психолог должен обладать знаниями о сильных и слабых сторонах своей личности и ее деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Здесь важна роль креативности, которая, по мнению А. Маслоу, является творческой направленностью, характеризующейся способностью нетрадиционно мыслить, быстро решать проблемные ситуации, порождать новые идеи. Креативный психолог - это психолог с высоким уровнем развития общего интеллекта, эмоционального интеллекта и социального интеллекта [7].
Целостное и систематическое воздействие на формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе возможно в рамках разработанной нами специализированной программы «Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов».
Специализированная программа включает в себя три раздела, логически взаимосвязанные друг с другом: теоретический (лекционный), практические занятия и тренинги.
16Q
Основной целью теоретического (лекционного) курса является ознакомление студентов с современными научными представлениями о сущности эмоционального интеллекта, формирования личности профессио-нала-психолога и др.
Второй раздел - практические занятия -посвящен диагностике основных свойств эмоционального интеллекта.
Третий раздел включает в себя тренинги для формирования эмоционального интеллекта. Его цель - помочь будущим специалистам в выполнении их профессиональной деятельности психолога.
Нами использовались различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия (тесты на самопознание); семинары, семинары-тренинги: видеотренинги, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, психогимнастические упражнения.
Опытно-экспериментальную базу исследования составили студенты-психологи 1-2 курсов гуманитарного факультета Воронежского филиала Московского гуманитарноэкономического института.
Всего в эксперименте приняли участие 60 студентов, из них: в констатирующем эксперименте - 30 человек, в развивающем -30 человек. Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 г.
Экспериментальное исследование включало в себя 3 основных этапа:
1) констатирующий этап - проведение первичного тестирования с помощью психодиагностического комплекса с целью определения начальной степени развития структурных компонентов эмоционального интеллекта у студентов-психологов;
2) развивающий этап - разработка развивающей программы;
3) оценочный этап - проведение повторной диагностики; проведение сравнительного анализа данных до и после эксперимента, целью которого являлась оценка уровня развития каждого из четырех компонентов эмоционального интеллекта.
Важное место в программе спецкурса отводится активным методам обучения -
тренингам, которые, на наш взгляд, являются наиболее продуктивной психотерапевтической и гуманистической технологией.
После прохождения студентами специализированной программы «Формирование эмоционального интеллекта студентов-психо-логов» были отмечены следующие положительные изменения: повышение уровней развития эмпатии, коммуникативной компетентности, контроля и управления эмоциями и общего уровня эмоционального интеллекта.
Предложенная нами система работы по формированию эмоциональной компетентности профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов показала свою эффективность, что позволяет рекомендовать ее внедрение в практику обучения студентов-психологов.
1. Mayer J.D. Emotional intelligence information.
2006. URL: http://www.unh.edu/emotional_
intelligence/. Загл. с экрана.
2. Кузьмин Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. М., 1995. С. 99.
3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994. С. 267.
4. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998.
5. Иванова С. П. Психология полисубъектного взаимодействия в социально-педагогической среде. Псков, 2000. С. 55-87.
6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. Мн., 2001. С. 38.
7. МаслоуА. Психология бытия. М., 1997. С. 169.
Поступила в редакцию 10.11.2009 г.
Meshcheryakova I.N. Forming of emotional intelligence of psychology students in the process of studying at higher educational institutions. The author of the article has worked out a specialized program which helps to form emotional intelligence. The program is based on active teaching methods, therefore findings prove its effectiveness. Thus students of psychology show more developed levels of empathy, communicative competence, control over emotions and general level of emotional intelligence.
Key words: emotional intelligence; active teaching methods; empathy; communicative competence; control over emotions.