УДК 378.147:678.5.002.6
О. Н. Тимофеев
САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Ключевые слова: саморазвитие, самореализация, интеллект, интеллектуальная компетентность, успешность.
Проведен анализ подходов к пониманию путей саморазвития. Приведенная современная теоретическая формула мотива показывающая, что общая направленность личности как перспектива её развития определяется уровнем развития эмоционального интеллекта. В результате проведенных исследований с использованием педагогической модели развития эмоциональной компетентности впервые доказано, что это способность, которую можно развивать. Эмоциональный интеллект необходимо рассматривать как самореализацию личности, эмоциональную компетентность, отдельные компетенции которой необходимо совершенствовать для успешности в том числе в инженерной деятельности. Приведены уровни развития эмоциональной компетентности.
Keywords: self-development, self-realization, intelligence, intellectual competence, success.
The analysis of approaches to understanding of ways of self-development is carried out. The given modern theoretical formula of motive showing that the general orientation of the personality as prospect of its development is defined by a level of development of emotional intelligence. As a result of the conducted researches with use of pedagogical model of development of emotional competence for the first time it is proved that it is ability which can be developed. The emotional intelligence needs to be considered as self-realization of the personality, the emotional competence which separate competences need to be improved for success including in engineering activity. Levels of development of emotional competence are given.
Автором иерархической модели мотивации, а также одним из основателей «гуманитарной психологии» является американский психолог Абрахам Маслоу (А. Maslow). Его работа «Мотивация и личность» занимает почетное место в золотом фонде мировой психологической мысли. Четвертая глава этой работы посвящена «Теории человеческой мотивации». В ней выражены базовые уровни побудительных мотивов (потребностей):
• потребности физиологические;
• потребности в безопасности;
• потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
• потребности в уважении и признании;
• потребности в самоактуализации, самовыражении потенциальных возможностях человека.
Пятый уровень является высшим в иерархии мотивов и достигается лишь при условии удовлетворения потребностей нижележащих уровней. По мнению Маслоу, для самоактуализирующихся людей характерными личностными особенностями выступают независимость, креативность (созидание, творчество), филосовское мировосприятие, демократичность в общении. Сущность потребности самоактуализации Маслоу выразил кратко: «Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе». Психолого-педагогическую направленность имеет и предупреждение А.Маслоу: «Если вы намеренно собираетесь, стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь». А. Маслоу указывает основные пути самоактуализации, которые, сохраняют свою значимость и в современном педагогическом процессе:
• «самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью»;
• «необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора: в каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление»;
• «когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честным, не защищайтесь фразой «я сомневаюсь»; обращаться к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя ответственность»;
• «самоактуализация - это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей»;
• моментами самоактуализации являются высшие переживания, которые испытывает практически каждый человек, «но не каждый знает об этом»;
• задача педагога - помочь ощутить переживания, и если есть радость, то она должна удивить;
• «найти самого себя», раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни и др.
К числу базовых потребностей А.Маслоу также относит потребность в познании и понимании: «у нас имеется достаточно оснований для того, чтобы заявить: в основе человеческой тяги к знанию лежат не только негативные детерминанты (тревога и страх), но и позитивные импульсы, «импульсы per se (т.е. через себя, без посторонней помощи), любопытство (интерес)», эстетические потребности («эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового человека».
Таким образом, необходимо отметить, что самореализация личности: её саморазвитие, развитие знаний, умений и навыков, способность к непрерывному самообразованию и др. тесно связана с высшими переживаниями. Переживание - это отражение с сознании личности эмоциональных процессов. То есть, высшие эмоции являются основными моментами самореализации. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе проходит следующие этапы
в своем развитии: 1) усвоение не дифференцируемых эмоций, как первая сигнальная система (образование условных связей), 2) развитие словестно-логического мышления, как вторая сигнальная система (развитие языка), 3) развитие способности к дифференцированию эмоций, как развитие эмоциональной компетентности - EQ. Таким образом, сущность педагогической задачи сформулированной А.Маслоу: «Помочь ощутить переживания, и если есть радость, то она должна удивить» состоит в развитии способности понимать (дифференцировать) и управлять своими и чужими эмоциями, т.е. развивать эмоциональную компетентность EQ.
Проведенный анализ существующих современных подходов к изучению мотивации показал, что осуществленные за тридцать лет группой американских ученых во главе с К.Э.Изардом исследования в области эмоциональных процессов позволили создать теорию дифференциальных эмоций (ТДЭ). К.Э Изард дифференцировал десять базовых (фундаментальных) эмоций: интерес-возбуждение, удовольствие-радость, удивление-изумление, печаль, гнев, стыд, смущение, вина, отвращение, презрение.
ТДЭ показывает, что фундаментальные эмоции являются мотивами поведения и деятельности, которые можно дифференцировать, т. е. отличать одну от другой, а также определяет пути управления базовыми эмоциями. Данный подход реализован в формуле: М=Е, где Е - эмоция, ее сила и качество, М - мотив. Объединяя существующие подходы в понимании мотивационной сферы, можно вывести современную интегративную формулу мотивов: М=Е=ПхИ, где М - мотив, Е - эмоция, П - потребность (драйв), И - информация. (Mo-tion=Emotion=drive x information - (M=E=DxI). Американский психолог Д. Гоулман, пришел к выводу, что всех успешных людей объединяет одна особенность: они обладают качеством, которое называется эмоциональным интеллектом. Чтобы понять смысл термина «эмоциональный интеллект», можно вернуться к прежнему понятию интеллекта. Там речь идет о способностях, которые поддаются измерению, например, о математическом, графическом, логическом интеллекте, о способностях к языкам. Такие человеческие свойства, как способность к эмпатии, рефлексии и контролю над своими эмоциями, при классическом определении интеллекта (когнитивный ментальный опыт) не учитываются. Поэтому традиционные тесты на уровень интеллекта учитывают лишь часть умственных способностей. Но к умственным способностям относится также и умение обращаться со своими эмоциями. Большинство исследователей отдает предпочтение понятию «эмоциональная компетентность» - EQ, которая в центр внимания ставит аспект способностей. Они исходят из того, что основные части эмоциональной компетентности базируются на определенных способностях, которые можно открыть в себе и совершенствовать. Развитие эмоциональной компетентности гармонизирует интеллектуальную сферу, способствует гармоничному развитию личности, её
успешной социальной адаптации и преодолению кризисов в профессиональном обучении.
Экспериментальная часть
Проведенные в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» исследования по определению начального уровня развития эмоциональной компетентности студентов университета показали, что недопустимый уровень (НД) Бр составляет - 39%, критический уровень (КР) Бр составляет - 28%, допустимый уровень (Д) Бр составляет - 16,5%, оптимальный уровень (ОП) Бр составляет - 16,5%. Средний уровень развития Бр студентов составил 44,13 баллов, что соответствует критическому уровню развития (8). Следовательно, около 70% студентов (39%+28%) не способны дифференцировать (осознавать) свои эмоции (переживания), т.е. у таких студентов не развита способность к самоактуализации и саморазвитию, а педагогическом плане к непрерывному самообразованию.
Системная концепция интеллектуальной деятельности М.А.Холодной говорит нам о том, что интеллектуальная деятельность является развитием индивидуального ментального опыта и включает в себя: когнитивный ментальный опыт + метакогнитив-ный ментальный опыт + интенциональный ментальный опыт. Данные виды интеллектуальной деятельности хорошо вписываются в блоки теоретической модели развития эмоциональной компетентности.
Ниже приводятся эмоциональные компетенции и соответствующие им структуры интеллекта -как ментального опыта.
Когнитивный опыт Метакогнитив-ный опыт Интенциональный опыт
ВП+МП (Рефлексия и Эмпатия) ВУ+ВЭ+МУ (Саморегуляция и Регуляция взаимоотношений) Саморазвитие. Самообразование. Смыслообразо-вание. Профессионально-важные качества личности в «субъект-субъектных» отношениях.
Где ВП - внутриличностное понимание (рефлексия), ВЭ - внутриличностная экспрессия, ВУ -внутриличностное управление (саморегуляция), МП - межличностное понимание (эмпатия), МУ - межличностное управление (социальные навки). Таким образом, необходимо отметить, что развитие эмоциональной компетентности приводит к успеху в социальной и соответственно в инженерной деятельности и позволяет рассматривать её как ключевую компетентность.
Сочетания приведенных эмоциональных компетенций образуют составляющие эмоциональной компетентности:
1. МБр=МП+МУ (межличностный Бр = эм-патия+социальные навыки).
2. ВБО=ВП+ВЭ+ВУ (внутриличностный БО = рефлексия+саморегуляция).
3. ПЕ=МП+ВП (понимание эмоций = эмпа-тия+рефлексия).
4. УЕ=МУ+ВУ+ВЭ (управление эмоциями = социальные навыки+саморегуляция).
Обсуждение результатов
Результаты проведенных исследований по определению начального уровня развития Бр способностей студентов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в осознании базовых эмоций, а также способности по их дифференцированию представлены в таблице №1. Оценка результатов исследований проводилась с использованием методики разработанной в институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) Д.В. Люсиным.
Таблица 1 - Экспериментальные данные эмоциональных компетенций ЕО
Эмоцио- Данные Данные Данные
нальные ИП РАН, ФГБОУ ФГБОУ
компетен- средние ВПО ВПО
ции значения «КНИТУ», «КНИТУ»,
Бр начально- средние уровни
го (стар- значения началь-
тового) начального ных
уровня (стартово- значений
развития го) уровня компетен-
Бр, баллы развития ций Бр,
Бр, %
баллы
МБр 43,2 43,2 НД-39,0 КР-28,0 Д-16,5 ОП-16,5
ВБр 43,0 45,8
ПЕ 43,3 43,9
УЕ 42,9 43,6
Таблица 2 - Уровни развития эмоциональных компетенций ЕО (данные ИП РАН)
Уровни Недо- Крити- Допус- Опти-
развития пусти- ческий, тимый, маль-
эмоцио- мый, баллы, баллы, ный,
нальных баллы, КР Д баллы,
компе- НД ОП
тенций
МБр 31-40 41-47 48-55 >56
ВБр 28-40 41-48 49-57 >58
ПЕ 31-40 41-47 48-56 >57
УЕ 29-40 41-47 48-56 >57
Результаты исследований, полученные как в институте психологии Российской академии наук, так и в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» свидетельствуют, что начальные (стартовые) уровни развития Бр студентов находятся на одинаковом уровне - уровне критических (средних) значений. Также необходимо отметить, что первый шаг в реализации теоретической модели интеллектуального развития и в част-
© О. Н. Тимофеев - доц. каф. инженерной педагогики и
ности развития эмоциональной компетентности студентов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в педагогической практике должен быть основан на осознании и вербализации собственных переживаний, которые и являются моментами самореализации и саморазвития.
Выводы
Таким образом, показано, что «эмоциональный интеллект» как «эмоциональная компетентность», т.е. как способность, которую можно развивать вписана в структуру индивидуального опыта. Следует также отметить, что выведенная интегра-тивная формула мотива (М=Е=ПхИ) показывает, что современное понимание потребностно-мотивационной структуры как общей направленно -сти личности и связанной с ней перспективой её развития обязана учитывать эмоциональную сферу, а именно развитие Бр, развитие в котором нуждается около 70% студентов. Именно развитие Бр гармонизирует интеллектуальную сферу, приводит к успешной самореализации, саморазвитию лично -сти, непрерывному самообразованию, к социализации и лидерству.
Литература
1. Гоулман, Д. С чего начинается лидер/ Д.Гоулман. -Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.- С. 9-36.
2. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э.Изард. - Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464с.
3. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности/ Г.В.Юсупова. - Автореф. к.псих.н. -Казань: КГУ, 2006.-26 с.
4. Люсин, Д.В., Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект, от процессов к измерениям/ Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков - М.: Институт психологии РАН, 2009 -349с.
5. Тимофеев, ОН. Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность/ О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011.- №2.-С. 318-323.
6. Тимофеев, О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011. -№2.-С. 312-318.
7. Тимофеев, О.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе / О. Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011. -№11.-С. 245239.
8. Тимофеев, О.Н. Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.-2012. - №1. - С. 266-271.
9. Тимофеев, О.Н. Развитие интеллектуальной компетентности студентов в инженерном вузе / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2013. - №4. -С. 266-271.
10. Мейдер В.А. Личность - звено между мотивацией и ее реализацией/ В.А.Мейдер//Вестник Высшей Школы. -2012. - №10. - С. 81-84.
ЦППКП КНИТУ, Тшю1ееу_ОК@таД@ги.