ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ТИПА В РОССИИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
В. Ю. МЕЛИХОВ
В исследовании разработана концепция перехода экономики к инновационноинтеллектуальному этапу постиндустриального общества на основе трансформации отношений собственности высшей школы в направлении повышения уровня самостоятельности при реализации ее организационно-экономической деятельности, что создаст необходимые условия для обеспечения мультипликативного приращения знаний.
Ключевые слова: отношения собственности, трансформация, высшая школа, мультипликативное приращение знаний.
Современный этап хозяйствования характеризуется как переход к постиндустриальному обществу. В большинстве передовых стран мира уже формируется принципиально иная экономика, где, наряду с традиционными концепциями функционирования национального хозяйства, используется новая информационная парадигма развития общества, в рамках которой в качестве основополагающего фактора эволюции обосновано знание.
В условиях такой (постиндустриальной) экономики на первый план выходит информация как основной производственный инновационный ресурс. В России современный этап формирования постиндустриального общества характеризуется необходимостью расширенного воспроизводства этого ресурса. Основным компонентом, обеспечивающим приращение знаний, а следовательно, расширенного воспроизводства информации, является высшая школа.
Профессиональное образование, формирующее человеческий капитал на различных уровнях, в условиях экономики знаний выступает в роли доминирующего фактора развития как отдельного индивида, так и экономической системы в целом. Трансформационные процессы, происходящие в обществе, неизбежно приводят к изменению социально-экономических отношений в сфере профессионального образования, что отражено в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»: в числе важнейших задач для достижения нового качества профессионального образования названа структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его уч-
реждений. Наряду с этим, в Основах государственной инновационной политики Российской Федерации до 2010 г. подчеркивается, что важнейшими целями развития экономики являются перевод научно-промышленного потенциала России на инновационный путь развития и построение экономики, основанной на знаниях, которая освободит экономическое развитие страны от экспортно-сырьевой зависимости и обеспечит высокую динамику экономического роста [10].
В этой связи проблемы функционирования российской высшей школы, ее адаптации к изменениям в системе экономических отношений приобретают первостепенное значение для дальнейшего качественного развития страны.
В процессе перехода от индустриальной к информационной парадигме развития усиливается роль отношений собственности. В этом контексте современное состояние высшей школы России характеризуется как несоответствующее новым условиям хозяйствования. В настоящее время у высшей школы отсутствуют законодательно оформленные возможности участвовать в экономическом обмене в качестве субъекта хозяйствования и получать дополнительные возможности для развития материальной базы, используемой с целью расширенного воспроизводства информации, выступающей в форме знаний. Таким образом, отношения собственности, являющиеся компонентом, позволяющим приблизить высшую школу к необходимому уровню развития, объективно требуют трансформации.
Таким образом, трансформация отношений собственности в высшей школе является необхо-
димым условием обеспечения расширения воспроизводства знаний как основы развития постиндустриального общества.
Становление постиндустриального общества связывается с его модернизацией, т. е. с изменениями в сфере управления, с повышением роли национальных государств, с демократизацией и стиранием традиционных наследственных социальных различий, с возрастанием роли науки и образования, с рационализацией мышления как последствиями научно-технической революции.
Согласно Э. Тоффлеру, в основе развития общества лежат технические изменения, которые укладываются в три «волны»: первая - связана с развитием аграрной культуры, вторая - названа индустриальной, третья - постиндустриальной. Причем в качестве основного содержания происходящей трансформации выделяются не изменения в техносфере (которая будет приобретать диалектические свойства и высокотехнологичной и антииндустриальной одновременно). Наиболее явственные изменения происходят в социальной сфере, во внутреннем мире людей. В постиндустриальной экономике усиливается уникальное значение человека в обществе, набирают силу процессы становления новых, индивидуалистических поведенческих реакций, специфических стереотипов поведения (потребительского, семейного, трудового, образовательного и т. д.) [9].
Чаще всего экономисты определяют постиндустриальную экономику как тип хозяйства, где ос-
Все эти общества тесно взаимосвязаны между собой и входят одно в другое. С точки зрения экономики они представляют собой единое постиндустриальное общество (рис. 1).
новным производительным ресурсом, в отличие от всех предыдущих этапов, является знание, способствующее воспроизводству качественно нового продукта - информации, основанной на знаниях, производством, обработкой и распространением которой занимается подавляющее большинство активной производительной силы, где качественной основой блага выступают творческие способности индивида, формирование человеческого капитала.
Существуют различные точки зрения на процесс постиндустриального развития и нет единства концепций, формирующих новую парадигму развития человечества. В качестве параллельно функционирующих и дополняющих друг друга выделяют концепцию постиндустриального общества, основоположником которой принято считать американского ученого Д. Белла; концепцию информационного общества, впервые введенную М. Пора-том и в дальнейшем развернутую М. Кастельсом; концепцию экономики знаний, пионером которой является Ф. Махлуп; концепцию глобального сетевого общества, сформированную Б. Гейтсом.
Такое разнообразие концепций постиндустриального общества обусловливает необходимость систематизации имеющихся знаний и упорядочения процесса формирования постиндустриального общества. Автором в процессе формирования постиндустриального общества выделено несколько этапов на основе трансформации основных характеристик, которые сменяют друг друга на основе принципа преемственности (табл. 1).
Между выделенными этапами четких границ нет, а одним из критериев определения этапа развития общества в постиндустриальной экономике может служить структура занятости населения
Таблица 1
Этапы эволюции постиндустриального общества
№ п/п Этап Основные характеристики
1. Переходный период Характеризуется трансформацией структуры производства: наибольшую долю составляют нематериальные товары и услуги. Определяющей сферой в общественной жизни в данный период постиндустриальной экономики являются сферы услуг и торговли
2. Информационная экономика Основой эффективности функционирования экономики становится наличие информации, позволяющее принимать решения о количестве и структуре использования факторов производства (повышающее их эффективность)
3. Интеллектуальная экономика Основой функционирования экономики становятся знания (в первую очередь в таких динамично развивающихся отраслях, как финансовые, консультационные и иные профессиональные услуги). При этом экономическая реализация данного ресурса строится на совершенно иных, по сравнению с материальными факторами. Информация становится не просто главным экономическим ресурсом, а представляет на рынке физический товар
4. Интеллектуально - инновационная экономика Основой функционирования общества ставится не простое, а расширенное воспроизводство знаний, способности инновационного создания продуктов. Разработка товаров и услуг, удовлетворяющих уникальные потребности отдельных клиентов, вовлечение клиентов в процесс производства, поскольку их знания становятся частью спецификации продукции. Производство новой информации - процесс творческий и потому уникальный, невоспроизводимый
в основополагающих сферах экономики (производство, нематериальное производство, оказание услуг (информационное обеспечение), интеллектуальная деятельность, инновационно-креативная деятельность).
Исследование содержания ресурсного обеспечения производственного процесса показало, что в постиндустриальном обществе трансформировались содержательные характеристики реализации факторов производства.
Рис. 1. Эволюция развития общества
«Капитал» (или «инвестиционные ресурсы») в постиндустриальном обществе приобрел характер венчурного, т. е. рискового, приоритетным является вложение материальных и финансовых ресурсов в новые, растущие инновационные предприятия.
С содержательной точки зрения структура «труда» изменилась в сторону преобладания интеллектуальной составляющей. В постиндустриальном обществе определяющими в воспроизводственном процессе стали умственные способности людей, в связи с трансформацией содержания труда целесообразно в качестве основного фактора производства употреблять понятие «интеллектуальный труд».
Несмотря на то, что фактор производства «земля» остался по размеру перманентным, изменился характер его использования. Ограниченность данного фактора производства обусловливает необходимость реализации инновационных способов использования данного ресурса, позволяющих наиболее эффективно, но без сокращения использовать данный ресурс.
Предпринимательская деятельность всегда рассматривалась экономистами как специфиче-
ский фактор производства, позволяющий обеспечить эффективное объединение и использование остальных факторов производства на основе личностных, организаторских качеств и знаний предпринимателя. В условиях постиндустриального общества предпринимательская деятельность: во-первых, интегрируя все факторы производства, приобретает характер интеллектуальной; во-вторых, в связи с особым характером экономических отношений, предполагающих переход к инновационно-интеллектуальному этапу развития, предполагает инновационный характер реализации предпринимательской деятельности.
«Информация» некоторыми экономистами [3; 4] рассматривается в качестве фактора производства в постиндустриальном обществе. Однако следует признать, что наличие информации и ее использование может как приносить дополнительный доход, так и дать возможность трансформировать использование имеющихся факторов производства в соответствии с имеющейся информацией, тем самым обеспечивать дополнительное приращение дохода (рис. 2).
Рис. 2. Факторы производства информационной экономики
На инновационно-интеллектуальном этапе постиндустриального общества необходимым условием эффективного воспроизводства является не информация, а знания. Между двумя данными понятиями существует диалектическая взаимосвязь: с одной стороны, информация является источником, способом выражения и передачи знаний; с другой стороны, информация, не получившая реализации, не становится знаниями, хотя и содержит в себе их.
Человеческий капитал определяется как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека» [6]. Такое определение человеческого капитала является достаточно полным и вполне корректным, однако трансформация этапа общественного развития требует уточнения указанного понятия.
В структуре человеческого капитала выделяют общий и специальный человеческий капитал.
Общий человеческий капитал включает теоретические и достаточно универсальные профессиональные знания, общую и профессиональную культуру, институциональные знания и сведения. Важным фактором сохранения и наращивания общего человеческого капитала являются способности и такой уровень достигнутого человеческого капитала, которые позволяют пополнять и расширять общий человеческий капитал путем самообразования. Общий человеческий капитал -это тот фундамент, на котором формируется специальный человеческий капитал.
Специальный человеческий капитал - это часть человеческого капитала, содержащая предметные знания, умения и навыки, относящиеся к конкретной области профессиональной деятельности тому или иному предмету, технологии или организации. Специальный человеческий капитал накапливается в процессе деятельности индивида и связан с приобретением как конкретного практического опыта (навыков), так и конкретных знаний, что способствует развитию гармоничной личности, результат деятельности которой становится достоянием общества, базисом общественного человеческого капитала, что ведет к быстрому развитию общества.
В условиях постиндустриального общества в структуре человеческого капитала целесообразно выделять креативно-интеллектуальный капитал -
индивидуальные способности человека, которые позволяют ему на основе имеющегося общего и специального человеческого капитала не просто наращивать знания, а создавать «новые» знания в процессе многократного увеличения их объема и качества как в процессе обучения, так и при последующей реализации.
Такое приращение знаний, обладающее свойством непрерывности и увеличения качественного объема автором обозначено как мультипликативное (рис. 3).
Роль высшей школы подчеркивали многие ее выдающиеся мыслители. Еще в начале века В.И. Вернадский высказал актуальную на сегодняшний день идею, что гибель или упадок высшей школы - национальное несчастье, так как подрывается одна из основных ячеек существования науки [2].
Национальная система образования характеризует процесс и результат усвоения новым поколением теоретических знаний, навыков и умений, выработанных предшествующими поколениями как данной страны, так и мировым сообществом в целом. Образование - это единство передачи и усвоения знаний.
Важно отметить характерные черты высшей школы по отношению к другим образовательным и научным системам и по отношению к хозяйственным комплексам в целом:
- уникальная система, одновременно воспроизводящая источник знания (науку); носителя знания (преподавателя); объект и субъекта знания (студента);
- открыто-замкнутая система (открытая -так как зависит от целей, потребностей, ресурсов общества, замкнутая - так как воспроизводит себя, осуществляя процесс: студент - новый преподаватель - студент);
- система, функционирование которой дает ярко выраженный интегральный народнохозяйственный социально-экономический эффект от своей деятельности. Высшая школа не только готовит специалистов для народного хозяйства, но и обеспечивает возможности расширенного воспроизводства знаний в обществе;
- монополист на сферу деятельности, чистый монополист - на сферу образования и олигополист - на сферу науки. Это означает, что в случае распада адекватной замены ей нет;
- временной лаг формирования потенциала высшей школы продолжителен, он требует усилий нескольких поколений преподавателей и ученых.
Как видно из приведенного перечня свойств, повышение роли высшей школы в формировании
постиндустриального общества определяется наличием потенциала для обеспечения мультипликативного эффекта приращения знаний, а следо-
вательно, и перехода к инновационно-интеллектуальному этапу формирования постиндустриального общества.
Базовые знания
нет
способностей
основная деятельность ВУЗа ► і
Непрофес-
сиональная
деятельность
есть способности к обучению
Профессиональные нет интеллект. Профессиональная
знания способностей деятельность
►
стимулирующая деятельность ВУЗа
есть
интеллект.
способности
Дополнительные интеллектуальные профессиональные знания
инновационная деятельность ВУЗа
нет креативных способностей
...............и
Профессиональная
интеллектуальная
деятельность
есть креативные способности
Интеллектульно-креативные знания
Интегральная инновационнокреативная деятельность ВУЗа
нет способностей создавать новые знания
Профессиональная
инновационно-
интеллектуальная
деятельность
есть способности создавать новые знания
Новые знания
Деятельность по созданию и приращению новых знаний
У////Л - базовые знания;
1УУ^ - простое приращение знаний;
ШШШ - мультипликативное приращение знаний.
Рис. 3. Алгоритм мультипликативного приращения знаний
Таким образом, высшую школу целесообразно представить в качестве компонента экономической системы, который стремится к реализации имеющегося у нее потенциала по развитию креативноинтеллектуальных способностей личности с целью обеспечения перехода на инновационно-интеллектуальный этап постиндустриального общества.
Стремление к такой реализации нашло свое отражение в возникновении новой интегрированной функции высшей школы - инновационноинтеллектуальной, включающей четыре составляющие (рис. 4):
- инновационно-венчурную, т. е. связанную с внедрением инновационных продуктов, созданных вузом, в конкретную хозяйственную практику;
- предпринимательскую, т. е. связанную с развитием экономической самостоятельности вуза, умением прибыльно и конкурентоспособно продвигать результаты своей образовательной, научной и производственной деятельностью на региональном, федеральном и международном рынках;
- образовательное сопровождение профессиональной карьеры, т. е. функцию, связанную с развитием системы непрерывного образования и включение в нее сервисных блоков повышения профессионального мастерства;
- креативную, т. е. связанную с развитием креативных способностей членов общества;
- кластерную, т. е. связанную с позиционированием вуза как идеологического центра развития.
Традиционные функции вуза
Новые функции вуза
Идеологическая
Образовательная
Научно-исследовательская
Хозяйственная
Внедренческая
Социально-досуговая
Воспитательная
>
Предпринимательская
Инновационно-венчурная
Креативная
Образовательное сопровождение профессионального роста
Кластерная
Рис. 4. Традиционные и новые функции вуза
На современном этапе развития общества доступность образования подменяется его массо-визацией. Опасность массовизации в современном мире заключается в господстве «усредненного» человека, что противоречит переходу на ин-новационно-интелектуальный этап, особенностью которого является наличие высоких креативных и интеллектуальных способностей. Проведенные исследования [5] показывают: одаренных людей -примерно 5 %, а людей со средними способностями - так называемая норма (в которой выделяется сниженная норма, средняя и высокая норма) -в целом 83 % населения. Около 12 % населения не смогут получить высшее образование, так как у них недостаточно способностей. Таким образом, получить образование могут 88 % населения, из которых 83 % - это люди со средними способностями, и вузовская образовательная среда должна быть настроена на обучение людей со средними способностями, что также препятствует эволюционированию современного этапа в инновационно-интеллектуальный.
Обеспечить мультипликативное приращение знаний способны только 5 % населения, однако ни их способности, ни мотивированность к приращению знаний не учитывается в организации учебного процесса и в реализации их способностей в процессе обучения, и их развитие не стимулируется. В данном случае необходима персонификация функционирования высшей школы по отношению к тем, у кого есть способности.
Общей проблемой всех вузов, как российских, так и зарубежных, является нехватка финансовых ресурсов для выполнения желаемых программ и целевых установок в сфере образовательной, научной, внедренческой, социальной и воспитательной деятельности:
- общий дефицит финансовых средств (в «нормально» развивающемся вузе дефицит финансовых средств - объективная реальность и нормальные условия его жизнедеятельности);
- сезонность поступления финансовых средств (именно существование узкой, недиверсифицированной финансовой базы вуза, представленной, в основном, платными образовательными и научно-исследовательскими услугами, приводит к сезонности поступления финансовых средств. Можно отметить два пика поступления доходов. Для научно-исследовательских работ -январь, для образовательных услуг - март, август. То есть определенное время (почти 5 месяцев) вуз испытывает дефицит поступления финансовых ресурсов. Что, в свою очередь, сдерживает темпы развития вуза и препятствует реализации им своих программных целей);
- малая эффективность диверсификации источников финансовых средств (малый структурный вес в доходах вуза от производственной, венчурной, предпринимательской, досуговой и иной деятельности является основным условием сохранения сезонности поступления финансовых средств);
- низкий уровень финансового менеджмента (в реальности большинство руководителей вузов не имеют специальной экономической подготовки, а являются учеными в конкретной области знаний. Это препятствует эффективному руководству ими поступлением и расходованием финансовых потоков);
- минимум здорового предпринимательства в вузе (предпринимательство вуза - это не только платные образовательные услуги, это создание реального комплекса иных услуг в сфере науки, бизнеса, досуга и т. д. Сегодня ситуация такова, что минимальность принципов предпринимательства резко сокращает возможности вуза расширить источники для развития и увеличивать объемы своей финансовой базы).
Для обеспечения мультипликативного приращения знаний (реализации интегрированной иинновационно-интеллектуальной функции) высшая школа должна действовать на рынке как полноправный экономический агент: обладать ма-
+
невренностью, возможностью получать доходы от продажи интеллектуальных продуктов своей деятельности, чем привлекать креативно-интеллектуальные ресурсы. Необходимым условием реализации имеющегося у высшей школы потенциала на этапе становления постиндустриального общества должна стать индивидуализация ее организационно-экономической деятельности.
В общем виде индивидуализация представлена как «процесс и результат совмещения индивидуальных требований, ценностно-нормативных предписаний, ожиданий определенных действий и качеств, необходимых для эффективного выполнения общественной роли, со спецификой потребностей, свойств и деятельности индивидов, т. е. персонифицированной формой реализации своих функций» [1].
Высшая школа в постиндустриальном обществе имеет несколько статусов (конституционноправовой, гражданско-правовой, финансово-экономический, административно-правовой, образовательно-правовой), которые позволяют охарактеризовать ее как особый институт:
- осуществляющий образовательную деятельность только в качестве некоммерческой организации (учреждения);
- обладающий специальной правоспособностью, определяемой лицензированием образовательной деятельности и выполнением требований к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению, а также выполнению требований, связанных с реализацией конкретных образовательных программ;
- реализующий права только оперативного управления собственностью, которое финансируется учредителем полностью или частично (одним, единственным учредителем, собственником имущества для достижения им целей некоммерческого характера);
- финансово-экономические полномочия которого определяются одновременно Гражданским, Бюджетным, Налоговым кодексами и образовательным законодательством.
Таким образом, высшая школа выступает как объект (адресат) управленческих решений, вырабатываемых и издаваемых вышестоящими органами управления образованием (федеральными, региональными, муниципальными), в том числе решений, принимаемых в рамках контрольнонадзорной деятельности соответствующих уполномоченных органов и лиц, что характеризует деятельность высшей школы как относительно самостоятельную, а это противоречит требованиям постиндустриального общества.
Решение проблемы трансформации высшей школы при переходе к постиндустриальному обществу должно проводиться по аналогии с церковью: высшей школе необходимо придание особого статуса образовательной системы, определяемого повышением самостоятельности в рамках усиления индивидуализации. Применительно к высшей школе данная категория имеет следующее содержание: индивидуализация - процесс и состояние, при котором высшая школа самостоятельно определяет способы (и средства их достижения) реализации инновационно-интеллектуаль-ной функции в контексте обеспечения собственной конкурентоспособности при необходимом выполнении научной, социальной и общественной задач.
«Собственность» - категория, отражающая совокупность общественных отношений по производству, распределению и обмену материальных благ. Также собственность представляет собой значимую разновидность экономических интересов. Таким образом, отношения собственности обладают многовариантностью и служат основой, детерминирующей вид общественного строя.
Отношения собственности характеризуют человеческое общество с самого начала его зарождения. В связи с имеющимся дисбалансом между неограниченными человеческими потребностями и ограниченными ресурсами вопрос прав собственности стоит очень остро.
Содержание понятия «собственность» исследовалось и уточнялось в различных аспектах [8]:
- собственность является выражением совокупности социально-экономических отношений, возникающих в среде участников хозяйственной жизни в связи с процессами присвоения факторов производства, материальных и нематериальных благ в интересах отдельных людей, социальных групп и классов;
- отношения собственности характеризуют отношения между участниками производственного процесса, связанные с присвоением и использованием факторов производства, подобные отношения существуют в том случае, когда собственность является источником дохода;
- собственность - совокупность правомочий по использованию блага, т. е. санкционированные и охраняемые государством отношения между людьми по поводу использования существующих благ.
Основной теоретической предпосылкой к установлению новой для вуза системы отношений собственности является фундаментальный тезис о том, что отношения собственности являются основой любой социально-экономической системы
независимо от характера ее деятельности. Применительно к высшей школе имущество, закрепленное учредителем, находится в оперативном управлении, что не позволяет эффективно хозяйствовать и требует трансформации данных отношений. Установление в вузе системы отношений, адекватных рыночным, должно быть воспринято как деятельность на основе взаимных договорных обязательств:
а) между вузом и представителями внешней среды (государственными органами, учредителями, заказчиками, плательщиками, посредниками, потребителями, носителями заказа и т. п.);
б) между вузом в целом как единой организацией и множеством трудовых коллективов и отдельных работников.
В качестве объектов, по которым должно производиться установление новой системы отношений собственности, предлагаются:
- инвестиции (централизованные капиталовложения; кредиты и займы; бюджетные средства
(региональные, местные, а также бюджеты самих вузов).
- труд (штатных сотрудников; сотрудников, нанятых на условиях штатного совместительства);
- средства производства, декомпозированные по различным структурным признакам;
- земля и земельные участки прямого использования и принадлежащие вузу, но не входящие в состав основных территорий;
- результаты труда в их материальном и интеллектуальном воплощении;
- текущие затраты;
- чистая прибыль вуза, декомпозированная на специализированные фонды;
- платежи налогового характера.
Также упрощенная, но достаточно полная структура субъектов и их интересов представлена на схеме, показанной на рисунке 5.
Решение проблемы расширения прав собственности вузов имеет как преимущества, так и недостатки (табл. 2).
Рис. 5. Структура субъектов отношений собственности в высшей школе и их интересов
Таблица 2
Достоинства и недостатки трансформации отношений собственности в сторону усиления прав собственности вузов
Достоинства Недостатки (риски)
Повышение конкурентоспособности на фоне сокращения бюджетных возможностей Сложность и длительность перехода, предполагающего совершенствование всей законодательной базы
Снижение оттока профессионалов и способных студентов из вуза Возникновение ситуации неуправляемости высшей школы и отдельного вуза
Более четкая ориентация на региональные интересы и потребности. Повышение угрозы и рисков банкротства и несостоятельности
Возможность изыскания дополнительных стимулов для работников, составляющих интеллектуальную основу вуза Излишняя коммерциализация
Расширение вузовской самостоятельности в решении целого ряда вопросов: кадровых; организационно-экономических; социальных Отсутствие устойчивого финансирования основных статей расходов: заработная плата, стипендии, начисления на них
Прямая оплата госзаказа образовательных услуг Отсутствие помощи в случае возникновения объективных трудностей
Возможность свободного поиска партнеров в бизнес-сообществе
По мнению автора, при решении проблемы трансформации отношений собственности следует исходить из следующей главной посылки: будет ли она (эта система отношений) способствовать достижению интересов личности, общества, высшего учебного заведения или, напротив, затормозит развитие общества. Иными словами, новые отношения собственности следует рассматривать не как самоцель, а как средство формирования инновационно-интеллектуального этапа постиндустриального общества.
Быстрая трансформация отношений собственности в высшей школе невозможна, так как высшая школа - особый институт с особым статусом, который предполагает наличие специфического свойства - образовательной деятельности, которая должна вестись по единому стандарту.
Автором в данной связи определен вектор трансформации отношений собственности к усилению самостоятельности, включающий следующие этапы:
1. Подготовительный этап:
а) первый шаг - осознание необходимости трансформации отношений собственности (данный этап пройден);
б) разграничение сфер, которые должны подвергнуться частичной, а какие полной трансформации отношений собственности (имущественные, отношения в сфере образовательной деятельности).
2. Частичная автономность:
а) первый шаг - передача правомочий собственности вузу как корпорации, но с установлением ограничений в сторону неуменьшения материальной базы вуза;
б) второй шаг - разграничение отраслей подготовки кадров вуза с точки зрения возможности их участия в предпринимательской деятельности.
3. Хозяйственная самостоятельность:
а) первый шаг - проработка механизма государственного контроля за образовательным процессом;
б) второй шаг - обеспечение всеми правомочиями высшую школу в отношении собственности. Приватизация в социальной сфере имеет свои особенности, которые определяются спецификой ее деятельности, организации и функциональной направленности; конкретно-историческими условиями развития той или иной страны (традициями либерализма или государственного патернализма) и состоянием экономики, государственных финансов в период перехода к рынку, уровнем покупательной способности и дифференциации доходов населения. Поскольку высшая школа является
важнейшей отраслью социальной сферы, концепция приватизации в ее системе должна базироваться на вышеуказанных положениях. Природу и границы приватизации в высшей школе возможно выявить, опираясь на теорию общественного блага и внешних эффектов в рыночной экономике.
Поскольку услуги высшей школы являются в большинстве своем смешанно-общественными благами, механизм их воспроизводства строится на следующий принципах:
- смешанная экономика, предполагающая существование как государственных вузов (в определенных областях подготовки кадров), так и автономных некоммерческих организаций;
- некоммерческое хозяйствование в совокупности с выполнением функций экономического агента (получение прибыли - не главный мотив, основой является наиболее эффективное и полное обеспечение учебного процесса и практической деятельности);
- сочетание платности и бесплатности (с возмещением затрат в виде государственного заказа) высшего образования для граждан;
- финансирование на рыночной основе (источником финансовых средств является доход, получаемый коммерческими предприятиями, осуществляющими деятельность на рынке, где работниками являются студенты старших курсов).
Предлагаемый концептуальный подход позволяет сформировать стратегическое направление развития системы высшего образования в стране, однако потребует в дальнейшем более детальной проработки.
Поэтапная трансформация отношений собственности требует введения новых типов (статусов) вузов:
ОУ (образовательные учреждения) претерпят наименьшие трансформации по сравнению с бюджетным организациями. Однако они обладают правами приобретения имущества за счет внебюджетных средств и последующего распоряжения таким имуществом. Наиболее существенное ограничение - запрет нецелевого использования имущества, переданного учредителем.
АУ (автономные учреждения) отличаются более высоким уровнем хозяйственной самостоятельности. В собственности государства будут находится лишь основные фонды - недвижимое имущество, лабораторное оборудование и т. п. С точки зрения отношений собственности это будет полугосударственное образовательное учреждение.
ГМАНО - государственные (муниципальные) автономные некоммерческие организации. Орга-
низации этого типа смогут полностью распоряжаться своим имуществом, получать кредиты, сдавать в аренду помещения и пр.
АНО - автономная некоммерческая организация. Полностью самостоятельная образовательная организация, которая, наряду с образовательным процессом (лицензируемым и частично контролируемым государством), действует на рынке как самостоятельный экономический агент.
Развитие общественных отношений и их рыночного характера, участие в социально ориентированной экономике настоятельно диктует формирование базы перехода к новому типу организации работы университета: автономному некоммерческому учреждению высшего профессионального образования (АНО).
Если принять во внимание, что вуз является по большей части организацией бесприбыльной в силу смешанного финансирования и употребления получаемой по хоздоговорным НИОКР прибыли на цели развития материально-технической базы и проведение фундаментальных исследований, то станет ясно, что необходимо достижение полной передачи в собственность имущества вуза. Как отмечают В.А. Каменецкий и В.П. Патрикеев, для общества важно, чтобы любой вид деятельности, признанной обществом полезной, осуществлялся с максимальной эффективностью [7].
В основе системы образования в России свободное предпринимательство не присутствует. Магистральный путь решения данной проблемы -изменение статуса вузов в сочетании с их государственной поддержкой. Концепция модернизации российского образования основывается на трех принципах: качество, эффективность, доступность. Формулирование названных принципов определено тем, что на современном этапе хозяйствования образование является одним из важнейших факторов, обеспечивающих социальноэкономический рост, стабильность, развитие институтов гражданского общества. Непременным условием формирования общества и экономики становится уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры.
Как показывает опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, в любой из них сохраняется значительный по размерам государственный сектор высшей школы. Необходимо отметить, что недостаток государственного финансирования уже привел к тому, что практически все российские вузы могут быть отнесены к категории коммерческих организаций. Учитывая, что доля студентов, оплачивающих свое обучение,
превысила 50 %, можно утверждать, что российские вузы уже перешли на разгосударствление. Содержание деятельности образовательных учреждений направлено, как известно, на выполнение важнейшей общенациональной функции обеспечения конституционных прав граждан России на образование, развитие своего культурного и интеллектуального потенциала. При этом деятельность образовательных учреждений, по существу, является некоммерческой, поскольку практически не приносит прибыль и дивиденды на вложенный капитал. Подобный характер деятельности присущ системам образования и других стран мира. Поэтому в рамках политики разгосударствления учреждений высшей школы важным направлением является придание государственным вузам статуса некоммерческих организаций с предоставлением широких льгот в области налогообложения, кредитования, землепользования при условии соблюдения требований выполнения уставных задач и соответствующего законодательства.
Государство не должно полностью уходить из сферы высшего образования, а должно изменить формы своего участия в данном процессе, которые по существу представляют собой институционализацию процессов распределения полномочий по управлению разными уровнями системы образования.
На первом этапе трансформации отношений собственности государство должно определить параметры отнесения вуза к разряду трансформируемых:
1. Определение сфер подготовки специалистов в вузах, которые должны остаться под юрисдикцией государства: медицина, ядерная физика, генная инженерия и т. д.
2. Ограничение деятельности вузов, направленной на сокращение имущественной базы: на этапе частичной автономности высшая школа имеет право на увеличение и перепрофилирование имеющейся ресурсной базы; сокращение ее (продажа, сдача в аренду) должно быть запрещено.
3. Переход к системе долевого участия государства в образовательном процессе: либо путем компенсации самостоятельным вузам части затрат на одного студента по заранее установленному нормативу, в рамках установленной квоты приема; либо путем введения государственного образовательного кредита, право на который имеет каждый гражданин России, впервые получающий высшее образование, выдержавший приемные экзамены в интересующий его вуз.
На втором этапе (полная самостоятельность) предполагается полная передача имущества в
собственность. На данном этапе государственное участие должно сводиться к лицензированию учебных программ, реализуемых вузом как необходимого условия установления государственного образца выдаваемых дипломов.
Таким образом, представленная теоретическая модель перехода ко второму этапу остается ориентиром для развития в случае, если первый этап станет результативным в плане обеспечения перехода к инновационно-интеллектуальному этапу постиндустриального общества и развития высшей школы; практическая модель являет собой изложение теоретического прообраза.
Автономность образовательных учреждений -это один из важных принципов государственной политики в области образования. В Законе РФ «Об образовании» проблема автономности образовательных учреждений напрямую связана с реализацией принципа демократического, государственно-общественного характера образования (п. 6, ст. 2).
Под автономией высшего учебного заведения в комментируемом Законе понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансовохозяйственной и иной деятельности. Применительно к современному этапу хозяйствования в отношении высшей школы содержание категории «автономность» следует дополнить самостоятельностью в осуществлении организационноэкономической деятельности.
Однако принцип автономии высшего учебного заведения не должен пониматься как некая гарантия «бесконтрольности» и «безнаказанности» вуза: он не означает выведения вуза из-под контроля органов, наделенных соответствующими полномочиями, и предполагает применение установленных законом санкций (неблагоприятных последствий) в случае нарушения вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией.
На этапе частичной автономности для статуса организации характерно следующее:
1. Имущество автономной некоммерческой организации, формируемое за счет передачи части имущества государством и добровольных взносов ее учредителей, поступает в собственность самой АНО.
2. Высшим органом управления АНО, имеющим исключительную компетенцию, является коллегиальный орган во главе с ректором.
3. К компетенции высшего органа относятся такие вопросы, как изменение устава АНО; определение приоритетных видов деятельности орга-
низации, принципов накопления и использования ее имущества; утверждение отчетных документов, финансовых планов, бухгалтерских балансов. Также к компетенции высшего органа относятся вопросы реорганизации, создания филиалов и представительств, а также вопрос ликвидации АНО.
На данном этапе основными задачами государства являются:
- разработка нормативно-правовой базы, обеспечивающей трансформацию отношений собственности в части разграничения прав высшей школы на владение, распоряжение и пользование;
- определение порядка и критериев отнесения вуза к образовательному учреждению, автономному учреждению и автономной некоммерческой организации.
Основными задачами высшей школы на данном этапе являются:
- усиление обеспечения образовательного процесса кадрами и инновационными образовательными программами, которые позволят в дальнейшем при полной самостоятельности хозяйствования стать конкурентоспособным в сфере реализации образовательных услуг;
- поиск и реализация дополнительных источников для наращивания материальной базы:
Формирование внутривузовского стабилизационного фонда. Средства вуза должны аккумулироваться. При этом их определенная часть, особенно если она по тем или иным причинам остается свободной от выполнения текущих функций вуза, накапливается на специальном счете. Условно его можно назвать «Внутривузовский стабилизационный фонд». Условно данный процесс показан на рисунке 6.
Рис. 6. Внутривузовский стабилизационный фонд
Расширение диверсифицированной финансовой базы. Эта проблема постоянно находится в центре внимания вузов. Однако следует констатировать, что основным источником внебюджетного финансирования остаются дополнительные образовательные услуги.
Повышение эффективности финансового менеджмента. Данный момент остается для нормальной жизнедеятельности вуза одним из опорных. Необходима переориентация в деятельности финансовых служб на учет специфики коммерческой организации, а не бюджетной.
Развитие комплексной системы долгосрочного, среднесрочного и текущего прогнозирования.
В частности, именно из-за вышеназванных параметров экономических служб в вузе не нашла широкого и комплексного использования система долгосрочного, т. е. на 5-10 лет, среднесрочного, т. е. от 1 года до 5 лет, и текущего, т. е. ежемесячного прогнозирования. Университеты, как правило, не имеют стратегического финансового плана. Такой порядок снижает потенциальные возможности вуза целенаправленно и планово распоряжаться своими существующими и потенциальными финансовыми ресурсами.
Формирование климата предпринимательства в университетском сообществе. Эффективная реализация финансовых средств зависит в вузе от того климата, что создан в университетском сообществе. Если в коллективе нет понимания, что доходы вуза - это общие доходы всех его членов, т. е. отсутствует здоровый предпринимательский климат, то возможности эффективного использования финансовых средств резко сокращаются. Климат предпринимательства вовсе не означает, что вуз должен стремиться из всего получить доход.
Иными словами, любой процесс, любое явление, любое событие необходимо взвешивать на предмет: а) значимости для страны; б) значимости для региона; в) значимости для вуза; г) значимости для каждого члена внутривузовского сообщества и, в зависимости от оценки, определять степень их окупаемости и реальность предпринимательского дохода.
Целями формирования новых отношений собственности путем разгосударствления в системе высшей школы являются:
- повышение эффективности ее функционирования в реализации прав граждан России на получение высшего образования;
- создание коллективной, корпоративной, личной заинтересованности работников высших
учебных заведений и их партнеров в результатах своей деятельности;
- увеличение возможностей высшей школы для повышения своей жизнеспособности на основе организации коммерческой деятельности;
- создание условий для включения отдельных элементов высшей школы в систему новых экономических отношений в период перехода к рыночному хозяйствованию.
Исходя из целей и функций высшей школы как общественного социального института, возможное разгосударствление ее объектов должно осуществляться с учетом следующих основных моментов:
1. Высшие учебные заведения должны быть сохранены как учебно-научно-производственные и социально-культурные комплексы, объединяющие отдельные составляющие на различных организационных, заранее определенных условиях.
2. Высшие учебные заведения должны иметь право заниматься деятельностью коммерческого характера, получать налоговые и другие льготы и преимущества.
3. Деятельность высшего учебного заведения должна регулироваться государством путем:
- единого правового обеспечения;
- контроля за соблюдением вузами образовательных стандартов через механизм аттестации и аккредитации;
- финансирования аккредитованных высших учебных заведений из бюджета в части обучения студентов по госзаказу.
Целесообразно принять следующее направление разгосударствления высшей школы: интенсификация процесса изменения государственной собственности в направлении формирования различных ее форм применительно к сфере деятельности вуза.
Разработка методологических аспектов для исследования ожидаемых последствий установления новой системы отношений собственности в вузе уже на данном этапе дает возможность сформулировать предварительные рекомендации-условия, соблюдение которых позволит избежать некоторых возможных негативных последствий этой весьма важной и новой области совершенствования экономических отношений в вузе:
1. Необходимо уяснить и законодательно определить категорию собственности и ее основных правомочий (однозначно определить взаимное соподчинение правомочий «владение», «распоряжение», «использование»).
2. Необходимо определить и ввести в практику понятие вуза как корпоративного собственника, отделив его от категории «коллективный собственник» (владелец, распорядитель, под которым рекомендуется понимать отдельный трудовой коллектив).
3. Необходимо принять за основу стратегию последовательной реализации отношений собственности, состоящей из двух основных этапов, а именно:
а) разгосударствление - вывод вуза из-под жесткого административного регулирования со стороны государственных органов с передачей ему прав и правомочий собственности в отношении объектов собственности, рассматривая его (вуз) как единый учебно-научно-производственный комплекс (корпорацию);
б) приватизация - включение в отношения собственности отдельных трудовых коллективов и отдельных работников.
4. Считать целесообразным разработку и принятие концепции вуза как интеллектуальнопредпринимательской корпорации, в рамках которой реализуется многоукладная экономика, а следовательно, и многоукладные отношения собственности, среди которых могут быть государственная, отраслевая, муниципальная, корпоративная, частно-коллективная, частно-индивидуальная виды собственности.
5. Введению закона о собственности в вузе должно предшествовать введение закона о высшем учебном заведении как базы, на основе которой можно было бы осуществлять стратегию новой системы отношений собственности.
6. Процесс разгосударствления должен включать право вуза самостоятельно решать вопрос о возможности приватизации; должен предусматривать процедуру оценки готовности вуза к введению новой системы отношений собственности.
7. Целесообразно увязать стратегию разгосударствления и приватизации с организационно-экономическим механизмом аккредитации вузов как формой государственно-общественного механизма воздействия на уровень и качество интеллектуальной продукции вуза таким образом, чтобы аккредитация стала необходимым условием разгосударствления и возможной приватизации в вузе. В рамках высшего учебного заведения целесообразно выполнение следующего требования: определиться в вопросе о том, кто и при каких условиях имеет право претендовать на статус собственника, владельца, распорядителя и пользователя объектами собственности.
С этой целью следовало бы иметь четкие критерии этого статуса, как экономические, так и академические, закрепленные в уставных документах вуза.
Приватизационные процедуры следует осуществлять в строго индивидуальном порядке, сообразуясь с интересами вуза и субъектов приватизации (коллективов или личности), обеспечивая либо паритет интересов вуза и иного субъекта, либо приоритет интересов вуза как корпорации. При этом в силу того, что система управления распределенной собственностью - задача весьма непростая, ее следует внедрять в отношении каждого субъекта лишь тогда, когда есть уверенность, что другие способы удовлетворения его интересов либо исчерпаны, либо не приносят нужного результата.
Заявка вуза на переход к новой системе отношений собственности должна включать:
а) текст собственно заявки, написанной в произвольной форме либо по установленному образцу и за подписью официальных лиц, которые получают это право от совета вуза;
б) выписку из решения совета вуза о готовности к переходу на новую систему отношений собственности;
в) акт инвентаризации средств производства, официально заверенный руководством вуза и содержащий сведения о соответствии натурального состава средств их стоимостной оценке;
г) справку о порядке приобретения (вводе в строй) наиболее крупных объектов вуза (источники приобретения, стоимость, срок ввода и т. д.);
д) заполненную матрицу начальных условий собственности, комплексно отражающую их структуру и источники финансирования;
е) протокол долевого участия субъектов собственности (форма произвольная, оценка согласования субъектами);
ж) переработанный устав вуза с указанием типа хозяйственного механизма, регулирующего отношения собственности в вузе (акционерный, ограниченная ответственность и т. д.);
з) регистрационную карточкуа вуза, форма которой устанавливается Минобрнаукой РФ.
Литература
1. Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 1998.
2. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
3. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995.
4. Демин АИ. Информационная теория экономики. Макромодель. М., 1996.
5. Доклад ректора СГА профессора М. П. Карпенко // Технологии индивидуализации обучения в вузе: мат-лы Всерос. междисциплинарной конф. М., 2007.
6. Дятлов С. А Основы теории человеческого капитала. СПб., 1995.
7. Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Собственность в XXI столетии. М., 2007.
8. Осадчая Т. Г., Смолина Е. Э. Проблемы и перспективы государственного регулирования отношений собственности в России: монограф. Тамбов, 2006.
9. Тоффлер Э. Третья волна: пер. с англ. М., 2002.
10. URL: http://www.ed.gov.ru/files/materials
* * *
PROBLEMS OF INTERDEPENDENCE OF OWNERSHIP RELATION
TRANSFORMATION PROCESSES AT HIGHER SCHOOL
V. Yu. Melikhov
At this study, the concept of economy transition to the innovative-intellectual stage of the post-industrial society progress is developed. This concept is based on the higher-school ownership relation transformation in the direction of increasing degree of independence in currying out the Higher School’s organizational-economic activity, which will result in creating the necessary conditions allowing to ensure the multiplicative gain of knowledge.
Key word: ownership relations, transformation, Higher School, multiplicative gain of knowledge.