Научная статья на тему 'Формирование экономической культуры старшеклассников в регионе посредством реализации практикума "Учебное предприятие"'

Формирование экономической культуры старшеклассников в регионе посредством реализации практикума "Учебное предприятие" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / ШКОЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ECONOMIC CULTURE / ECONOMIC WORKSHOP / SCHOOL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайрбеков Магомед Сайдахматович

В статье описывается поэтапное формирование экономической культуры старшеклассников в общеобразовательной школе. Первый этап включает в себя выбор экспериментальной площадки, опрос учащихся от 14 лет и их родителей о желании участвовать в деятельности коммерческой организации, на базе которой будет проходить практикум «Учебное предприятие» и проведение входного контроля сформированности экономической культуры. На втором этапе учреждается общество с ограниченной ответственностью и происходит формирование групп от 14 лет, которые будут задействованы в производственном процессе, в процессе реализации продукции и учета доходов и расходов, в процессе снабжения сырьем и материалами хранения товарно-материальных ценностей, а также в управлении. Третий этап начинается с реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Учебное предприятие» в непубличное акционерное общество «Школьная корпорация». Четвертый этап характеризуется организацией выходного контроля и анализом полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of economic culture of high school students in the region through the implementation of the Workshop "Training Enterprise"

The article describes step-by-step formation of economic culture of high school students in the general education school. The first step involves the eselection of xperimental site, the survey of students aged 14 and their parents on the will to participate in the activities of the commercial organization, on the basis of which will be held the workshop "Educational Enterprise"; the first step also involves the control of the economic culture formation. The second step involves establishment of a limited liability company and formation of groups of 14 years that will be involved in the production process, sales, accounting of income and expenses, in supply of raw materials and materials, storing inventory and management. The third step starts with the reorganization of the limited liability company "Training Enterprise" to the non-public joint-stock company "School Corporation". The fourth step is characterized by output control and analysis of the obtained data.

Текст научной работы на тему «Формирование экономической культуры старшеклассников в регионе посредством реализации практикума "Учебное предприятие"»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 12 • декабрь 2017 ISSN 1994-6929

>

издательство

Креативная экономика

Journal of Creative Economy

Формирование экономической культуры старшеклассников в регионе посредством реализации практикума «Учебное предприятие»

Гайрбеков М.С. 1

1 Чеченский государственный педагогический университет, Грозный, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье описывается поэтапное формирование экономической культуры старшеклассников в общеобразовательной школе. Первый этап включает в себя выбор экспериментальной площадки, опрос учащихся от 14 лет и их родителей о желании участвовать в деятельности коммерческой организации, на базе которой будет проходить практикум «Учебное предприятие» и проведение входного контроля сформированности экономической культуры. На втором этапе учреждается общество с ограниченной ответственностью и происходит формирование групп от 14 лет, которые будут задействованы в производственном процессе, в процессе реализации продукции и учета доходов и расходов, в процессе снабжения сырьем и материалами хранения товарно-материальных ценностей, а также в управлении. Третий этап начинается с реорганизации общества с ограниченной ответственностью «Учебное предприятие» в непубличное акционерное общество «Школьная корпорация». Четвертый этап характеризуется организацией выходного контроля и анализом полученных данных. ФИНАНСИРОВАНИЕ. Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая культура, экономический практикум, школьное предприятие.

Formation of economic culture of high school students in the region through the implementation of the Workshop "Training Enterprise"

Gayrbekov M.S. 1

1 Chechen State Pedagogical University, Russia

Введение

В настоящей статье представлен метод поэтапного формирования экономической культуры старшеклассников посредством реализации практикума «Учебное предприятие».

Целью исследования является выработка рекомендаций по внедрению и реализации практикума «Учебное предприятие».

Объектом исследования является экономическая культура учащихся общеобразовательной школы.

Организация входного и выходного контроля уровня экономической культуры основывалась на исследованиях Э.Р. Торсуновой [7] (Torsunova, 2013), представленных в монографии «Мониторинг формирования экономической культуры обучающихся в системе «Школа - Колледж - вуз». Региональный аспект выработки механизма повышения экономической культуры был основан на трудах Т.Е. Джагаевой [5] (Dzhagaeva, 2017) и А.Ш. Досбенбетовой [6] (Dosbenbetova, 2012).

Процесс формирования экономической культуры старшеклассников предполагает реализацию четырех этапов.

Содержание первого этапа:

1. Определение экспериментальной площадки.

2. Контрольный опрос учащихся от 14 лет и их родителей с целью определения их желания участвовать в функционировании коммерческой структуры, где будет проходить практикум «Учебное предприятие».

3. Проведение входного контроля уровня сформированности экономической культуры учащихся общеобразовательного учреждения.

Содержание второго этапа:

1. Учреждение общества с ограниченной ответственностью «Учебное предприятие».

2. Формирование групп по интересам учащихся от 14 лет для дальнейшего найма по трудовому договору.

ABSTRACT:_

The article describes step-by-step formation of economic culture of high school students in the general education school. The first step involves the eselection of xperimental site, the survey of students aged 14 and their parents on the will to participate in the activities of the commercial organization, on the basis of which will be held the workshop "Educational Enterprise"; the first step also involves the control of the economic culture formation. The second step involves establishment of a limited liability company and formation of groups of 14 years that will be involved in the production process, sales, accounting of income and expenses, in supply of raw materials and materials, storing inventory and management. The third step starts with the reorganization of the limited liability company "Training Enterprise" to the non-public joint-stock company "School Corporation". The fourth step is characterized by output control and analysis of the obtained data.

KEYWORDS: economic culture, economic workshop, school enterprise

JEL Classification: A00, A10, A20, A29 Received: 04.11.2017 / published: 28.12.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gayrbekov M.S. (vernemsya0mai1.ru)

CITATION:_

Gayrbekov M.S. (2017) Formirovanie ekonomicheskoy kultury starsheklassnikov v regione posredstvom realizatsii praktikuma «Uchebnoe predpriyatie» [Formation of economic culture of high school students in the region through the implementation of the Workshop "Training Enterprise"]. Kreativnaya ekonomika. 11. (12). - 1339-1346. doi: 10.18334/ce.11.12.38557

Содержание третьего этапа:

1. Реорганизация общества с ограниченной ответственностью «Учебное предприятие» в непубличное акционерное общество «Школьная корпорация». Содержание четвертого этапа:

1. Проведение выходного контроля уровня сформированности экономической культуры старшеклассников и анализ.

2. Анализ полученных данных. Разберем содержание каждого этапа.

В поиске кандидатов для выбора экспериментальной площадки могут способствовать такие факторы, как:

• желание детей участвовать в предпринимательской деятельности;

• одобрение родителей к формированию экономической культуры их детей посредством вовлечения их в трудовую деятельность;

• согласие руководителя образовательной организации на сотрудничество с рабочей группой исследователей.

Перед организацией исследования рекомендуется получение согласия на сотрудничество руководителя образовательной организации и вынесение на обсуждение педагогическим советом школы вопроса о реализации практикума «Учебное предприятие» в общеобразовательном учреждении. Рекомендуется привлечение представителя родительского комитета школы к участию в заседании педагогического совета школы.

После получения решения об одобрении педагогическим советом школы реализации практикума «Учебное предприятие» и заключения соответствующего договора о сетевом взаимодействии данное образовательное учреждение становится экспериментальной площадкой.

В статье 63 Трудового кодекса Российской Федерации указывается возраст, с наступления которого возможно заключение трудового договора. При наличии письменного согласия родителей, попечителя или органа опеки и попечительства можно заключать трудовой договор с четырнадцатилетним лицом, находящимся в процессе получения общего образования, для выполнения легкого, не причиняющего вреда здоровью труда [1].

Для подтверждения наличия достаточной численности учащихся, достигших возраста 14 лет, для обеспечения функционирования учебного предприятия проводится

ОБ АВТОРЕ:_

Гайрбеков Магомед Сайдахматович, кандидат экономических наук, и.о. заведующего кафедрой «Экономика и управление в образовании» ([email protected])

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Гайрбеков М.С. Формирование экономической культуры старшеклассников в регионе посредством реализации практикума «Учебное предприятие» // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 12. -С. 1339-1346. сЫ: 10.18334/се.1 1.12.38557

контрольный опрос с целью определения наличия желания учащихся (и их родителей) вступить в трудовые отношения с коммерческим предприятием.

Следует также отметить, что, согласно статье 94 Трудового кодекса Российской Федерации, для несовершеннолетнего работника, обучающегося по образовательным программам основного, среднего и общего образования, совмещающего трудовую деятельность с получением образования, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет продолжительность ежедневной работы или смены не должна превышать двух часов тридцати минут. В возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более четырех часов [1].

Согласно исследованиям Э.Р. Торсуновой [7] (Torsunova, 2013) выделяют следующие компоненты экономической культуры: когнитивный, операционно-деятельност-ный, креативно-деятельностный, эмоционально-ценностный и личностный. В соответствии с вышеизложенными компонентами мы предлагаем следующую обработку данных входного контроля сформированности экономической культуры учащихся общеобразовательного учреждения (табл.).

Директор школы принимает решение об учреждении общества с ограниченной ответственностью «Учебное предприятие» и проходит процедуру государственной регистрации. Размер уставного капитала будет составлять десять тысяч рублей [3].

Согласно требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции», лицам, состоящим на должности руководителей муниципальных бюджетных образовательных учреждений (а это подавляющее большинство региональных образовательных учреждений), необходимо предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера [4]. В некотором смысле учреждение руководителем школы общества с ограниченной ответственностью, коммерческой структуры, по сути, ориентированной на получение прибыли, является потенциальной возможностью обвинения в реализации своих корыстных целей.

Решением этой проблемы стала бы процедура преобразования в общество другого вида, где можно распределять функции управления среди учащихся. Таким обществом является акционерное общество. Так как общество создается в целях реализации учебного практикума, то целесообразно преобразовать общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Учебное предприятие» в непубличное акционерное общество (далее - НАО) «Школьная корпорация». Дело в том, что в случае с созданием публичного акционерного общество минимальный размер уставного капитала составляет сто тысяч рублей. А в случае с преобразованием в непубличное акционерное общество минимальный размер уставного капитала сохранится и будет составлять десять тысяч рублей [2]. Таким образом, учредитель ООО в лице директора школы принимает решение о преобразовании в НАО и решение о порядке обмена своей доли на акции, а также формирует передаточный акт.

Совет директоров общества будет включать в состав исключительно учащихся школы, которые и будут осуществлять общее руководство деятельностью НАО «Школьная корпорация».

Таблица

Обработка результатов входного и выходного контроля уровня сформированности экономической культуры старшеклассников

Компоненты экономической культуры Показатель Вид задания Значение показателя Уровень сформированности компонента

Когнитивный компонент Уровень экономических знаний Тестирование от 80% сформирован

до 80% верных ответов не сформирован

Операционально- деятельностный компонент Умение организовать поиск информации по экономике, умение систематизировать и анализировать полученные данные, умение аргументировать свои выводы Задача 100% сформирован

менее 100% не сформирован

Креативно-де- ятельностный компонент Умение прогнозировать и участвовать в проектной деятельности Эссе раскрывает элементы показателя сформирован

не раскрывает элементы показателя не сформирован

Эмоционально- ценностный компонент отношение к труду, продуктам труда, природным ресурсам, времени Кейс Решен сформирован

Не решен не сформирован

Личностный компонент Уровень трудолюбия, рациональности, бережливости, предприимчивости Деловая игра Цель достигнута сформирован

Цель не достигнута не сформирован

Источник: составлено автором по [7] (Torsunova, 2013)

Что касается производственной деятельности, то учащиеся могут вырабатывать продукцию, навыки по производству которой получили на уроке «Технология».

Прибыль ООО «Учебное предприятие» и НАО «Школьная корпорация» может быть использована для укрепления материально-технической базы образовательной организации и юридически приобретет форму пожертвований со стороны директора школы и далее дохода от внебюджетной деятельности для использования в целях, прописанных в Уставе некоммерческой организации, учрежденной государством.

Реализация продукции учебного предприятия может происходить путем организации ярмарки [5] (Dzhagaeva, 2017), которую будут посещать в том числе роди-

тели обучающихся. Цены на продукцию и заработная плата работников должна быть условной, но только реальные акты купли-продажи, формирование доходов, исчисление расходов, распределения прибыли и получения заработной платы могут сформировать экономическую культуру старшеклассников [6] (Dosbenbetova, 2012).

заключение

1. ООО «Учебное предприятие» может быть учреждено как директором школы, так и меценатом, готовым поддержать реализацию практикума «Учебное предприятие».

2. Исследователям необходимо разработать задания, выполнение которых характеризует уровень сформированности компонентов экономической культуры (см. табл.), такие как: тест, задача, эссе, кейс и деловая игра.

ИСТОЧНИКИ:

1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017) Трудовой кодекс. Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683 / ( дата обращения: 04.10.2017 ).

2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об акционерных об-

ществах». Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743 / ( дата обращения: 04.10.2017 ).

3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обществах с ог-

раниченной ответственностью». Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17819 / ( дата обращения: 04.10.2017 ).

4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодей-

ствии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) Федеральный закон. Справочная правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_82959 / ( дата обращения: 04.10.2017 ).

5. Джагаева Т.Е. Формирование экономической культуры в начальных классах в условиях национального региона (на примере республики Южная Осетия) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 1. - c. 21-25.

6. Досбенбетова А.Ш. Поэтапное формирование экономической культуры школьни-

ков с учетом этнорегиональных особенностей Казахстана // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 1(45). - c. 150-154.

7. Торсунова Э.Р. Мониторинг формирования экономической культуры обучающихся

в системе «Школа - Колледж - вуз». - Пермь: Издательство Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 196 c.

REFERENCES:

Dosbenbetova A.Sh. (2012). Poetapnoe formirovanie ekonomicheskoy kultury Shkolnikov s uchetom etnoregionalnyh osobennostey Kazakhstana [Step-by-step formation of economic culture of schoolchildren, taking into account the ethnoregional characteristics of Kazakhstan]. Scientific journal «The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts». (1(45)). 150-154. (in Russian).

Dzhagaeva T.E. (2017). Formirovanie ekonomicheskoy kultury v nachalnyh klassakh v usloviyakh natsionalnogo regiona (na primere respubliki Yuzhnaya Osetiya) [Development of economic culture in primary schools in the conditions of the national region (by the example of the republic of south ossetia)]. Economical and humanities researches of the regions. (1). 21-25. (in Russian).

Torsunova E.R. (2013). Monitoring formirovaniya ekonomicheskoy kultury obuchayuschikhsya v sisteme «Shkola - Kolledzh - VUZ» [Monitoring the economic culture formation in students in the system "School - College -High School"] Perm: Izdatelstvo: Avtonomnaya nekommercheskaya organizatsiya vysshego professionalnogo obrazovaniya «Permskiy institut ekonomiki i finansov». (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.