И. А. Юркина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КЛУБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Работа представлена кафедрой рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, доктор культурологии А. П. Марков
Экологическое воспитание школьников рассматривается как социально-педагогическая задача, предполагающая формирование у субъекта воспитания нравственно-эстетического подхода к среде его существования и жизнедеятельности. Оптимальной формой экологического воспитания является самодеятельное объединение, в котором возможен переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели экологического воспитания.
Ключевые слова: экологическая культура, воспитание, общественное объединение.
I. Yurkina
SCHOOLCHILDREN'S ECOLOGICAL CULTURE FORMING IN A CLUB ASSOCIATION
Ecological education of schoolchildren is considered as a social and pedagogical task, which assumes that a subject of education applies the moral-aesthetical approach to the environment and vital activity. The optimum form of ecological education is an amateur association, which provides a possibility for transition from traditional and standardised educational activity to the developing initiative model of ecological education.
Key words: ecological culture, education, public association.
Особое место в формировании личности современного школьника занимает система экологических ценностей, значимость кото-
рых существенно возрастает в современной ситуации, когда продолжает расти давление на природу, происходит истощение природных
ресурсов и деградация окружающей среды, а в перспективе - глобальное разрушение экосистем. Население Земли использует все большую часть территории планеты, ее минеральные и энергетические ресурсы, ускоряя геохимические преобразования биосферы.
В такой ситуации экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. При этом базовым условием сохранения естественной среды обитания человека становится формирование экологического сознания, важнейшим элементом которого является личная ответственность каждого человека за результаты своей деятельности. Экологические проблемы современности, порожденные производственной экспансией, являются отражением кризиса современной культуры, преодоление которого предполагает корректировку ценностно-нормативной основы бытия, преодоление отчуждения человека от природы на базе нового экологического мировоззрения. Не случайно в социально-гуманитарном знании экологическая культура рассматривается в качестве важнейшей составляющей общей культуры человека, способной синтезировать ценности, знания и соответствующие нормы и способы жизнедеятельности. В контексте воспитания экологическую культуру следует понимать как меру цивилизованности, синтез опыта и традиций природосообразного и социосохраняющего поведения. В качестве интегративного фактора становления экологической культуры следует рассматривать ценностно-экологические императивы современной цивилизации, подчиняющие все формы и виды образовательно-воспитательной деятельности сохранению социально-природной экологии. В этой связи экологическое воспитание личности представляется как социально-педагогическая задача, базирующаяся на знании и осознании экологических проблем глобального, регионального и локального уровня, предполагающая формирование экологического миропонимания и отношения, выработку у субъекта воспитания нравственно-эстетического подхода к биосфере - среде его существования и жизнедеятельности. Цель экологического образования и воспита-
ния - формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, руководствующейся в своей деятельности природосообразными принципами.
Важнейшим институтом формирования экологической культуры является система образования, закладывающая базовые принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой. В сегодняшней ситуации особую актуальность приобретает проблема создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения. Требуется новый подход к экологическому образованию школьников, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и экологической культуры.
Анализ методических материалов и опыта воспитательной деятельности показывает, что одним из компонентов вариативной системы образования сегодня становятся общественные объединения социокультурной ориентации, сохраняющие преемственность с базовым образованием на основе углубления и расширения его функций через нетрадиционные формы и методы работы со школьниками. В самодеятельном объединении возможен переход от традиционной и стандартизированной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели экологического воспитания. Воспитательный потенциал самодеятельной общности определяется, во-первых, восприятием молодежью досуга как добровольного и свободного пространства самовыражения и признания; во-вторых, досу-говая деятельность по своей природе способна компенсировать недостающие условия личностного развития и создать дополнительное пространство самореализации и признания. Досуговое объединение становится педагогически управляемой субкультурной средой, позволяющей осуществлять различные подходы и модели экологического воспитания личности. Именно в общественном объединении возможна целостная педагогическая методология, синтезирующая индивидуально-личностный, деятельностный, аксиологический, культурологический и гуманистический прин-
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ципы организации совместной деятельности. Ключевая задача общественных объединений в контексте экологического воспитания личности школьника - создание эмоционально-значимого и жизненно необходимого для школьника программного содержания; построение воспитания как процесса формирования экологически ориентированных потребностей, побуждений и привычек поведения, направленных на соблюдение здорового образа жизни, бережного использования и защиты окружающей среды.
Разновидностью общественных объединений является туристский клуб - многофункциональная система, обеспечивающая освоение культуры как общественной и личностно значимой ценности в процессе активной деятельности субъекта, специфический вид совместной деятельности участников учебного и педагогического процессов, форма вариативного образования, обеспечивающая личностное развитие старшеклассника, приобщение к новому типу отношений в системах «природа-труд-общество» и «человек-человек». Туристские клубы, решая проблему индивидуализации и регионализации образования, призваны интегрировать программы базового и вариативного компонентов в части эколого-туристского просвещения, способствовать самопознанию и самоопределению участников в новой социокультурной и экологической ситуации. Туристская деятельность как ведущая форма организации досуга является эффективным средством формирования экологической культуры в процессе экологического воспитания старшеклассников.
Модель организации педагогического процесса в туристском клубе базируется на концепции опережающего обучения, позволяющей «погружать» школьника в экогума-нистические ценности и подводить его через творческие формы деятельности к решению доступных его возрасту экологических проблем. Одним из ведущих дидактических принципов организации педагогического процесса в системе эколого-туристского воспитания выступает принцип деятельности и творчества, обеспечивающий формирование у школьников когнитивных, творческих и
прикладных умений экологического характера, развивающий потребность проявления активности и самостоятельности в разрешении экологических ситуаций. В то же время для повышения эффективности экологического воспитания личности школьника в туристских клубах необходимы разработка и внедрение в педагогическую практику социально-культурных технологий, способных сконструировать оптимальную субкультурную микросреду, обеспечить личностно-адресный воспитательный процесс, создать условия для признания и положительной оценки со стороны школьного сообщества и внешней среды. Клубная деятельность туристских объединений рассматривается как синтез обучения и самостоятельной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации личности. Клубная общность создает условия, компенсирующие недостаточное участие семьи и социума в раскрытии и развитии склонностей и способностей подростков, позволяет участникам впервые оказаться в ситуации успеха, дает им возможность проявить себя в творческой деятельности, найти свое «Я», реализовать потребность в общении. Дея-тельностно-творческий подход к организации обучения, воспитания и развития подростка позволяет сориентировать весь процесс коллективной деятельности на освоение исторически сложившихся элементов человеческой культуры, адекватно возрасту воспроизводить в себе смысл той деятельности, которая аккумулирована в предметах, явлениях и текстах. Эколого-туристская деятельность школьников направлена на воспитание целостного экологического сознания, формирование культуры общения и поведения в социоприродной и экологической среде.
Педагогический комплекс экологического воспитания в системе туристской деятельности включает в себя: а) сферы и направления деятельно сти (предметно-деятельно стный комплекс); б) уровни освоения экологической культуры (репродуктивный, частично-продуктивный, креативный); в) образовательные программы и формы образовательного процесса (критериально-содержательный комплекс).
Объединяющими принципами выступают: эколого-ориентированный подход к организации коллективной деятельности; средовый подход, рассматривающий культуру и природу как среду формирования личности; творчество как способ развития человека в экосоциуме. Технологичность педагогической деятельности по экологическому воспитанию личности старшеклассника описывается с помощью таких понятий, как диагностичность, воспроизводимость, гарантированность результата, возможность тиражирования, мотивированность. При этом используемые педагогические технологии необходимо подбирать в соответствии с закономерностями индивидуального развития, творческой природой воспитания, активнее использовать техники понимания, абстрагирования, рефлексии, творческого действия. Эффективность экологического воспитания на базе эколого-туристского материала определяется: балансом познавательной и предметной деятельности; личностно ориентированным подходом к организации совместной деятельности, клубным характером общения; ориентацией педагогических технологий на самоопределение и развитие личности через освоение различных граней и уровней экологической культуры, которая должна восприниматься как общечеловеческая ценность и результат осознанной деятельности личности.
В качестве ведущих функций туристского клуба можно выделить: информационную (удовлетворение интересов и потребностей в знаниях экологического и биологического характера); обучающую (расширение возможностей образовательного процесса и когнитивной деятельности школьника за счет нетрадиционной организации процесса обучения); развивающую (развитие личностных качеств и эмоционально-ценностного отношения к миру); социализирующую (освоение различных социальных ролей); релаксационную
(снятие различного рода психологических барьеров); функцию обеспечения экологической безопасности (расширение эколого-правовой грамотности, ответственности за природу родного края, профилактика правонарушений, сохранность здоровья). Все функции подчинены задаче формирования экологической культуры участника клуба, воспитания его как целостной личности.
Основная цель деятельности туристского клуба связана с формированием социально-ценностного личного опыта взаимодействия участника клуба с окружающим миром, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению экологическими знаниями, умениями и опытом. Это стимулирует процесс самовоспитания школьников за счет воспитания экологически-осознанного подхода к деятельности в социо-природной среде; культивирования эстетического отношения к природе и природному миру; осознания необходимости непрерывного экологического самообразования и самовоспитания; приобщения к коллективному общественно-полезному труду; формирования привычки самопрогнозирования своих действий в среде; формирования системных знаний в области экологии и основ понимания единства-взаимосвязи личности с окружающим миром. Туристская деятельность осуществляется как совокупность практик общения человека с природой. Приобретаемые участниками в ходе занятий в клубе экологические знания, практический опыт взаимодействия с природно-социальной средой, нацеленность на саморазвитие выражаются в нравственных нормах, ценностях, личностных отношениях, транслируемых воспитателем или инструктором туризма как экологическое воспитание личности. Педагогический опыт организации такого рода объединений позволяет считать деятельность туристских клубов в качестве эффективной формы экологического просвещения и воспитания.